Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕСТО ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Козина Е.Ф. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
В статье «Место экскурсоведения в системе подготовки учителей начальных классов» представлен опыт реализации экскурсионно-исследовательского метода в работе с будущими педагогами начальной школы и классов раннего развития в рамках учебной дисциплины «Экскурсия как форма организации просветительской деятельности». При разработке курса автор исходил из противоречия: учебная экскурсия является одной из самых распространенных, сложных форм проведения занятий с детьми; заочный или иллюстративный тип ее организации в массовой практике. Курс нацелен на расширение знаний студентов об основах музейной педагогики, экскурсионном методе обучения старших дошкольников и младших школьников, на подготовку к внедрению данного метода в образовательно-воспитательный процесс с учетом требований современных ФГОС НОО и Концепции дополнительного образования. Он носит практико-ориентированный характер, поэтому в статье, помимо лекционной тематики, обозначены ключевые направления деятельностно-интерактивной работы на семинарах и во внеурочной практике. Работа выстраивалась таким образом, что каждый обучающийся постепенно проходил стадии: теоретик-аналитик, пассивный экскурсант, активный экскурсант, экскурсовод-ученик (игровые обучающие ситуации в студенческой аудитории), активный экскурсовод-практик. Она доказала, что становление экскурсоводческого мастерства напрямую способствует совершенствованию профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы.
подготовка учителей начальных классов
экскурсия
экскурсоведение
музееведение
технология
1. Козина Е.Ф. Естествознание с методикой преподавания. Практикум: учеб. пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. С.51-97,170-175.
2. Шанц Е.А. Методическое сопровождение экскурсионной деятельности в дошкольной образовательной организации // Элективные курсы в профессиональной подготовке магистров дошкольного образования: учебно-методич. пособие / Под науч. ред. Л.Л. Лашковой. Сургут-Шадринск: Шадринский Дом печати, 2018. 136 с.
3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. С.172-187, 199-210.
4. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М.-Л.: ГИЗ, 1930. 114 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/raykov_metodika-i-tehnika-ekskursy_1930/ (дата обращения: 10.11.2020).
5. Долженко Г.П. Туризмоведение и экскурсоведение в России: история, методы исследования, методика обучения в вузе: учеб. пособие в вузах при изучении дисциплин "Основы туризмы", "Экскурсоведение", "Туризмоведение", "История туризма". Ростов н/Д.: МарТ, 2012. 255 с.
6. Косова Л.С. Экскурсоведение. Томск: ИД ТГУ, 2014. 84 с.
7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/ (дата обращения: 20.12.2020).

Экскурсия является одной из самых распространенных и вместе с тем сложных, трудоемких форм организации занятий с детьми предшкольного и младшего школьного возраста, требующих специальной системной, практико-ориентированной подготовки. Часто именно отсутствие последней или ее теоретический характер обусловливают сведение учебной экскурсии к прогулке, лекции с иллюстрациями «на свежем воздухе», хотя исторически именно эта форма как «общеобразовательная ученическая» (по В.Ф. Натали, «экскурсионно-исследовательский метод») рассматривалась в качестве ключевой в натурном ознакомлении ребенка с окружающей его действительностью (И.Я. Акинфиев, Н.Ф. Атрепьев, А. Белгородский, А.Я. Герд, В.А. Герд, Е.Н. Дерим-Оглу, Д.Н. Кайгородов, В.И. Маркин, Б.Е. Райков и др.). Это и обусловливает важность экскурсионной работы в системе СПО, вузовской подготовки педагогов начальной школы и классов раннего развития [1-3].

Цель разработки. Сохранение единичных выходов в природу при минимизированном полевом практикуме в процессе естественно-методического образования студентов не решает общей проблемы неспособности грамотно организовывать и проводить с детьми учебную экскурсию. Это и определило включение в учебные планы специальных тематических курсов, в частности курса «Экскурсия как форма организации просветительской деятельности», который нацелен на расширение знаний обучающихся об основах музейной педагогики (содержание, особенности, методы и формы ознакомления с музеем; педагогический потенциал естественно-научных, исторических, художественных, литературных и других его разновидностей), экскурсионном методе обучения предшкольников и младших школьников, на подготовку к внедрению последних в образовательно-воспитательный процесс с учетом требований современных ФГОС НОО и Концепции дополнительного образования. С одной стороны, изучение данного курса в рамках культурно-просветительского модуля было направлено в итоге на формирование у студентов способности разрабатывать и реализовывать соответствующие программы с обязательным включением экскурсии как дидактической формы. С другой стороны, новизна музейной тематики и общая осведомленность в организации природоведческой экскурсии после изучения методики преподавания дисциплины «Окружающий мир» определили переход от традиционной логики подачи материала: «музей как явление культуры – типология музеев (в том числе по образовательной области) – музейная педагогика – экскурсия в учебно-воспитательном процессе – педагогические и методические аспекты экскурсионной работы с детьми в природе, у памятников истории и культуры, на улицах города» – к его структурированию вокруг экскурсии как ядра.

Содержание разработки. Тематика лекций затрагивала следующие моменты: 1) экскурсия как форма обучения в предметной области «Обществознание и естествознание»; экскурс в историю становления экскурсионного школьного дела («Десять заповедей экскурсионного дела» [4]); 2) типология современных экскурсий, специфика их организации с акцентом на реальные / виртуальные разновидности; 3) экскурсоведение как наука (разработки Б.В. Емельянова, А.С. Скобельцыной и др. [5, 6],); экскурсионный метод познания («обсказ», его преимущества, по В.И. Адо) и экскурсионная методика (в том числе типичные методические приемы экскурсионного показа – предварительный осмотр, показ панорам и мемориальной доски, локализация событий, движения, зрительный анализ / реконструкция / монтаж / сравнение / аналогия и т.п.; виды группировки экскурсантов и их типы по отношению к экскурсии (конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный)); 4) профессиональное мастерство экскурсовода (личностные характеристики и этапы становления; уровни экскурсоводческого мастерства и авторитет экскурсовода; невербальные и вербальные маркеры (экскурсовод – информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер), экскурсионный этикет; комплектация «портфеля экскурсовода»; специфика научно-теоретической, практической и организационной подготовки); 5) методические аспекты экскурсионной работы в природе, у памятников истории и культуры, на улицах города (многообразие технологических карт экскурсии и нюансы их составления, инструкционная карта к исследовательской экскурсии); 6) патент на экскурсионные услуги; 7) современные тенденции развития дополнительного образования детей; стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей», проект «Программа под ключ»; банки инновационных программ; экскурсия в работе естественно-научных и обществоведческих кружков и клубов Москвы (МГДД(Ю)Т, «Университет детей», «Город науки, образования и инноваций на ВДНХ», КЮБЗ, «Трампеадор», «Юные исследователи природы» при МГУ и др.); технология разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы экскурсионного характера (в том числе классификация программ, их структура, модели проектирования (стартовая, базовая, углубленная), индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная маршрутная книжка); 8) теоретические аспекты музейной педагогики, музейная культура; музей как явление культуры – история и современность (динамика, многообразие музеев и технология работы с их реальной / виртуальной экспозицией), отечественное и зарубежное музееведение / музеология (International Council of Museums, Музейный фонд РФ, актуальные музееведческие исследования); культурно-образовательная деятельность музеев, модели становления музея как центра культурно-образовательной деятельности (просветительская, политизированная, информативная, коммуникативная, комплексная – современные музейные культурные центры); понятие «музейный педагог» (Г. Фрейденталь, К. Фризен); 9) детские научно-просветительские и музейно-педагогические, стационарные и выездные, музейно-анимационные программы (многообразие, особенности строения и разработки, возрастная специфика); 10) формы работы с детьми-экскурсантами в современных музеях (игры-путешествия, Детская студия, Неделя детской книги, День рождения в музее и т.п.); особенности организации иллюстративной, исследовательской экскурсии в музей (конструктор музейного занятия); 11) проекты «Инклюзивный музей» и «Инклюзивные экскурсии в музеи Москвы»; специализированные детские музейно-экспериментальные пространства, в том числе интерактивные музеи (Музей науки, Интеракториум, Экспериментариум, Эврика-Парк, детские технопарки) и особенности проведения в них мастер-классов; работа учителя-экскурсовода online (виртуальный визит; специфика работы с музейными online-коллекциями и виртуальными платформами, в том числе Museum of Science); 12) взаимодействие музея и школы на разных исторических этапах; различия общедоступного и школьного музеев, «Положение о школьном музее» и методика организации последнего (основы экскурсионно-выставочной деятельности; многообразие и профили / жанры школьных музеев, технология создания реального и виртуального, конструктор виртуального школьного музея; привлечение детей к сбору экспозиционного материала и ведению экскурсий); проекты «Учебный день в музее» и «Мобильный музей» («музей в чемодане»), конкурс «Школьные музеи: новые возможности»; 13) новые черты музея ХХI в.

На деятельностно-интерактивной основе данные вопросы отрабатывались на семинарах и во внеурочной практике. В частности, работа велась в следующих направлениях.

1. Тема «Экскурсия как форма работы с младшими школьниками (цель, виды, организация и условия проведения)». Рассмотренные вопросы: 1) трактовка в современной научно-методической литературе понятия «экскурсия», ее общие и специфические признаки, требования к ведению; современные классификации экскурсий; 2) история становления школьного экскурсионно-краеведческого дела в России; значение экскурсий на природу для обучения, воспитания и развития учащихся (экскурсия – это дидактическая форма или метод?); 3) современная типология учебных экскурсий и их структура, отличие от учебных прогулок (методика М. О’Коннор) и экспедиций (ландшафтно-ознакомительной, научно-исследовательской и учебной практики); своеобразие природоведческих, социальных, экологических ее разновидностей; 4) методика краеведческой работы в начальной школе: от «отчизноведения», «родиноведения» — к краеведению (принципы, уровни, формы организации в младших классах; специфика экскурсионных уроков и факультативных занятий по краеведению; технология разработки краеведческих курсов на экскурсионной основе). Задания: «Ознакомьтесь по литературным источникам с многообразием экскурсий для младших школьников и методикой их проведения. Раскройте методику организации эколого-природоведческой экскурсии. В чем состоит подготовка к ней учителя? Какое традиционное и специальное (для конкретных тем) оборудование необходимо для ее проведения?», «Изучите этапы экскурсионной работы и структуру урока-экскурсии иллюстративного, исследовательского, комбинированного характера. Оцените возможности проведения на экскурсии мини-исследований, мини-экспериментов», «На основе анализа литературы суммируйте методические приемы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на экскурсии в природу. Каковы общие требования к проведению экскурсий в начальной школе?» и др. Практическая подготовка экскурсионных тем (разработка конспектов занятий с презентациями, проигрывание их в аудиторных условиях): на примере темы «Осенние изменения в природе» показать разницу в ее раскрытии и технологии работы на уроке-прогулке и уроке-экскурсии (предварительно определить возраст обучаемых), темы «Дорожные знаки» – отличие экскурсий для предшкольников и учащихся 3-го класса; разработать природоведческие, экологические, обществоведческие экскурсии на темы «Экосистема», «Животный мир Москвы», «Моя школа» (по выбору).

Изучение данной темы предполагает расширенный практикум «Методика организации и проведения разновидовых экскурсий с детьми предшкольного и младшего школьного возраста» с их проведением по возможности на экспериментальных площадках. Задания: а) выберите определенное тематическое экскурсионное направление (одно на выбор), найдите и проанализируйте статьи методистов по особенностям разработки такого рода учебных экскурсий; б) разработайте конспект урока – исследовательской экскурсии по индивидуальным темам на выбор: «Сезонная экскурсия в природу (осенняя, период бабьего лета, позднеосенняя (предзимье), зимняя, ранневесенняя, поздневесенняя)», «Природные сообщества нашего края (бореальный, неморальный, бореально-неморальный лес, парк и сад, этажи леса, пресный водоем, болото, луг и поле)», «Поверхность нашего края (почвы, полезные ископаемые)», «Экскурсия по пришкольному участку (микрорайону)», «Общественные учреждения города» или «Знакомство с различными профессиями» (экскурсия в ателье, библиотеку, на фабрику и т.п.), «Красота и разнообразие окружающего мира», «Экология Москвы», «Загородная экскурсия», «Экологические тропы (города, села, района)», «Экскурсия в ООПТ», «Экскурсия на животноводческую ферму», «Вещи в жизни человека» и т.п. Одновременно изучение курса обучающимися психолого-педагогического направления потребовало включения занятий-тренингов на отработку особенностей поведения экскурсовода в различных проблемных ситуациях при подаче разнообразного материала с целью формирования экскурсионного этикета.

2. Тема «Специфика организации культурно-просветительской деятельности младших школьников в системе дополнительного образования». Вопросы: 1) суть понятия «дополнительное образование» (ДО) как вида образования (анализ нормативно-правовой документации, в том числе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»), его преимущества по сравнению с общим образованием; принципы государственной политики в сфере ДО»; 2) шесть направленностей дополнительного образования детей [7], «Концепция развития дополнительного образования детей» (цели развития ДО, инновационные идеи, приоритеты развития); 3) принцип программоориентированности; уровни общеразвивающих ДО программ для детей (Методические рекомендации Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г.) – продвинутый, стартовый, базовый, специфика их построения, требования к разработке; 4) новые организационные формы ДО (образовательный туризм, студии 3D-моделирования, технопарки, квест-лаборатории и т.д.); 5) многообразие программ ДО младших школьников (на основе материалов интернет-ресурсов «Программы дополнительного образования детей», Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»), «Место экскурсии в программах ДО естественно-научной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности». Практикум: разработка стартовой / базовой программы ДО младших школьников «Юный москвич», «Я – исследователь природы» с обязательными полевыми практикумами и экскурсиями. Изучение данной темы предполагает обязательное посещение обучающимися 2–4 профессиональных экскурсий с отзывом и анализом работы экскурсовода в рамках проектов «Выход в город», «Московские переулки», «Гуляем по Москве» и иных (в том числе телевизионных – «Пешком»).

3. Тема «Особенности организации работы с детьми в музеях различной направленности». Вопросы: 1) музей как явление культуры (хранитель и демонстратор ценностей культуры, связующее звено между прошлым и настоящим, человеком и природой, наукой и практикой, образовательно-воспитательное учреждение); 2) исторический аспект становления музея (история музейной деятельности в России, ее значение); 3) музееведение как наука; функции типологии музеев (художественные, музыкальные, литературные, театральные, исторические, естественно-научные и др.); 4) культурно-образовательная деятельность музеев, принципы их педагогической деятельности; 5) характеристика образовательного содержания московских музеев, специфика работы с детьми в музеях различной направленности; 6) многообразие музейно-педагогических программ для учащихся начальных классов. Работа организуется на основании данных музейной картотеки, их подборка осуществляется обучающимися индивидуально / в парах в течение семестра с указанием в карточке музея Москвы позиций: название, направленность, экспозиция, тематика экскурсий, возраст экскурсантов, проводимая с детьми (конкретизация возраста) работа (тематика экскурсий, кружки, программы), контактные данные, наличие официального сайта и виртуальной платформы. По усмотрению преподавателя возможно ее тематическое сужение до конкретного направления по выбору студента, например: а) естественно-научные – палеонтологические (Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова), биологические (Аптекарский огород, Зоологический музей МГУ, Московский зоопарк, москвариум, океанариум, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Дарвиновский музей), географо-астрономические (московский планетарий, Музей космонавтики, Музей землеведения МГУ); б) краеведческие (Музей Москвы, Музей археологии Москвы); в) природно-архитектурные комплексы (МГО музей-заповедник, усадебно-парковые ансамбли); г) исторические (Кремль, Государственный исторический музей, Бородинская панорама, Музей Победы, Музей Отечественной войны 1812 г.); д) национально-культурологические (Музей национальной истории, Музей декоративно-прикладного и народного искусства, МРЛИНИ), в том числе храмово-комплексные (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Крутицкое подворье, Новодевичий монастырь); е) художественные (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова); ж) литературные (Дом-музей К.И. Чуковского, Государственный музей А.С. Пушкина); з) театральные (Музей театра кукол им. С.В. Образцова, Музей детского музыкального театра им. Н. Сац, Театральный музей им. А.А. Бахрушина); и) научно-технические (Политехнический, Музей истории российской почты и московского почтамта, Музей Воды, Экспериментариум), в том числе транспортные (Музей метро, МЖД, «Московский транспорт», Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов) и др. Изучение данной темы параллельно предполагает обязательное ознакомление обучающихся с содержанием профильных журналов: «Мир музея», «Московское наследие» и иных, а также отработку десяти базовых форм культурно-образовательной деятельности музея (экскурсия, лекция, консультация, научные чтения, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс, бал), праздник, историческая игра).

4. Тема «Технологический аспект музейной педагогики». Вопросы: 1) понятие «музейная педагогика», история ее становления, роль в современном образовательно-воспитательном процессе, направления проводимых исследований; 2) теоретические аспекты образовательной деятельности в музее (познавательный, творческий, социальный) и ее основные направления; 3) формы, методы и технологии музейной педагогики; 4) педагогические и методические аспекты работы с музейной экспозицией (понятие, содержание, особенности оформления; учет психолого-педагогических аспектов при создании), в том числе с детьми предшкольного и младшего школьного возраста (цель и задачи, формы, методы, приемы, условия); 5) педагогические аспекты создания экспозиции школьного музея и работы с нею; 6) технология разработки и ведения виртуального школьного музея. Практикум: разработка виртуальной модели школьного музея «Быт и культура славян», проекта экскурсии с детьми в музей (по выбору).

5. Тема «Заочная экскурсия с младшими школьниками в музей, природно-архитектурный комплекс». Вопросы: 1) структурно-содержательное отличие от урока – заочной экскурсии и урока-путешествия: 2) нюансы организации заочной детской экскурсии в музей, по улицам города, в природно-архитектурный ансамбль. Практикум с проведением на экспериментальной площадке – разработать конспект занятия (очного, заочного с презентацией) на тему по выбору, где необходимо проиллюстрировать выявленные отличия: «Зоопарк (ботанический сад, заповедник, национальный парк)», «Палеонтологический музей (зоологический, политехнический, краеведческий и т.д.)», «Памятники архитектуры», «Знакомство с домом-музеем писателя (старинной усадьбой)», Московский Кремль, Измайлово, Кузьминки, Сокольники, Коломенское и т.д.

Заключение. Проведенная работа в целом показала, что эффективность данного курса напрямую зависит от его практической реализации, в ходе которой каждый обучающийся постепенно проходит стадии: от «теоретика-аналитика» – «пассивного экскурсанта» – «активного экскурсанта» – «обучающегося экскурсовода» (ИОС в студенческой аудитории) до активного экскурсовода-практика. Становление тем самым экскурсоводческого мастерства напрямую способствует совершенствованию профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы.


Библиографическая ссылка

Козина Е.Ф. МЕСТО ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30429 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674