Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Закиров Т.Р. 1 Валеева Э.Э. 2
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
2 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский университет»
Интерактивные методы обучения становятся все более актуальными при подготовке обучающихся на всех уровнях образовательного процесса. Интерес к интерактивным формам ведения занятий обусловлен возможностью привлечения внимания обучающихся к изучаемому материалу, а, следовательно, повышения качества образования в целом. Переход от традиционных методов образовательного процесса к новым интерактивным технологиям вызван такими факторами, как появление нового молодого поколения, изменения требований работодателей и цифровизация современного общества. В статье приводится опыт внедрения интерактивных методов обучения спортивных менеджеров на кафедре «Спортивный менеджмент» ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Авторы статьи дают краткий литературный обзор различных видов интерактивных методов обучения. На основе проведенного анализа в статье приводятся примеры использования различных интерактивных заданий во время лекций и практических занятий по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность», содержание которой разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В современных условиях интерактивные методы обучения являются наиболее эффективными с точки зрения заинтересованности обучающихся и их активного вовлечения в образовательный процесс.
высшее образование
интерактивные методы
спортивный менеджмент
1. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИТУ, 1998. 308 с.
2. Валеева Э.Э. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в технологическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28083 (дата обращения: 28.11.2020).
3. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future 1584–2069. Morrow, New York, 1991. 538 р.
4. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50-57.
5. Валеева Э.Э. Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка магистрантов инженерного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25170 (дата обращения: 28.11.2020).
6. Shageeva F.T., Erova D.R., Gorordetskaya I.M., Kraysman N.V., Prikhodko L.V. Training the achievement-oriented engineers for the global business environment. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 716. P. 343-348.
7. Pogorelova E.V., Efimova T.B. Digital Transformation of Education, Science and Innovations. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 84. P. 54-61.
8. Семушина Е.Ю. Особенности организации дистанционной поддержки в процессе обучения английскому языку в магистратуре // Управление устойчивым развитием. 2018. № 2 (15). С. 113-119.
9. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 160-164.
10. Плотникова Е.Г. Современная лекция в вузе: пути совершенствования // Вопросы педагогики. 2018. № 6-2. С. 35-38.
11. Полухина М.О., Валеева Э.Э. Использование технологии смешанного обучения «перевернутый класс» на основе платформы «TED-ED» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3 (39). С. 122-132.
12. Rahmonova D., Boychayeva D. Task-Based Language Teaching Approach in ESP Classroom. Theoretical & Applied Science. 2019. Vol. 12 (80). P. 173-175.
13. Valeeva E.E., Kraysman N.V. The impact of globalization on changing roles of university professors. Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2014. C. 934-935.
14. Савосина М.Н., Закиров Т.Р. Профессионально-ориентированные игры в формировании управленческих компетенций у бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26052 (дата обращения: 28.11.2020)

Интерактивные методы обучения широко используются в образовательном процессе, начиная с обучения школьников в младших классах средних образовательных школ и заканчивая третьим уровнем высшего образования – аспирантурой. Интерактивные методы заключаются в активизации процесса обучения за счет взаимодействия между обучающими и обучаемыми, а также взаимодействия между специальными обучающими программами и человеком [1, 2].

В настоящее время происходит перераспределение между традиционными методами обучения и новыми интерактивными технологиями, которые занимают все большее место в образовательном процессе. Это связано с факторами, которые влияют на содержание и технологии обучения. К таким факторам можно отнести изменения в психологии обучающихся, требования работодателей, а также стремительное развитие цифровых технологий. Рассмотрим каждый фактор отдельно.

В теории поколений, предложенной Нилом Хаувом и Уильямом Штраусом в 1990-х гг., поведение человека рассматривается в зависимости от промежутка времени, в который он родился и воспитывался [3]. На основании этой теории человечество можно разделить на ряд поколений, которые будут отличаться социальными и психологическими чертами характера. На сегодняшний день принято выделять поколение победителей, поколение молчунов, поколение беби-бумеров, поколения X, Y и Z. Особый интерес у педагогов вызывает поколение Z, которое уже учится в университетах [4]. Основными чертами поколения Z являются: невозможность сосредоточиться на определенной информации в течение длительного периода времени, нежелание работать с большими объемами информации, желание заниматься различными делами одновременно, желание получать удовольствие от работы и учебы, заниматься только тем, что нравится, стремление к саморазвитию и всеобщему признанию. Зная и понимая психологию современной молодежи, педагог должен трансформировать методику преподавания и изменить свое отношение к новому поколению, принять его цели и постараться передать накопленные знания и опыт.

В быстро меняющемся экономическом мире меняются и требования работодателей к выпускникам высших учебных заведений. Учебные планы и рабочие программы дисциплины разрабатываются на основе компетентностного подхода, включающего в себя развитие не только профессиональных, но и так называемых гибких умений, которые могут быть отработаны с помощью интерактивных заданий [5, 6].

Цифровизация всех уровней жизни приводит к изменениям в образовательном
процессе [7]. Сейчас невозможно себе представить обучение без использования компьютерных программ и интернет-ресурсов. В современное образование входят VR-технологии и технологии искусственного интеллекта. Университеты разрабатывают учебные курсы в электронных образовательных средах, которые стали особенно актуальными в период перехода на дистанционное обучение из-за пандемии [8].

Все эти факторы требуют кардинального пересмотра традиционных образовательных технологий и перехода к новым современным подходам обучения. Одним из таких подходов является интерактивное обучение, основными целями которого служат привлечение внимания и увеличение заинтересованности обучающихся, а также моделирование реальных ситуаций будущей профессиональной деятельности обучающегося и развитие как личностных, так и коммуникативных умений.

Целями исследования являются внедрение методов интерактивного обучения в образовательный процесс подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура» профилю «Спортивный менеджмент», анализ их эффективности и влияния на развитие умений и навыков обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.

Материалы и методы исследования: изучение и анализ уже существующих методов интерактивного обучения в высших учебных заведениях, их адаптация для использования при обучении бакалавров по профилю подготовки «Спортивный менеджмент» в рамках дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» на кафедре «Спортивный менеджмент» ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ»); оценка интерактивных методов с точки зрения качества учебного процесса и заинтересованности обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

И.В. Курышева [9] классифицирует все интерактивные методы обучения в соответствии со средами взаимодействия:

студент – студент – преподаватель;

студент – компьютер – преподаватель;

студент – учебник.

В первой группе интерактивных методов выделяются игровые и неигровые методы. Игровые методы обучения, в свою очередь, подразделяются на имитационные (ролевые и деловые игры) и неимитационные (кейс-методы; проектные методы; анализ и разбор конкретных ситуаций и т.д.). Неигровые интерактивные методы включают в себя методы диалогов (дебаты, диспуты, круглые столы и т.д.).

Большое внимание в современной педагогической литературе отводится интерактивным лекциям, которые очень напоминают традиционные, но имеют некоторые отличительные особенности. Интерактивная лекция всегда проводится с использованием интерактивных компьютерных технологий, изучаемый материал преподносится обучающимся маленькими порциями, перемежаясь активным обсуждением всех участников лекции. Е.Г. Плотникова [10] перечисляет такие виды интерактивных лекций, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-дискуссия, бинарная лекция. Интерактивные лекции позволяют активизировать деятельность обучающихся и вовлечь их в процесс обсуждения и анализа изучаемого материала, давая возможность преподавателю получить мгновенную обратную связь от аудитории и скорректировать процесс передачи информации.

Все большую популярность приобретает технология перевернутых классов, которая была изобретена учителями химии Джонатаном Бергманном и Аароном Самсоном и заключается в предварительной самостоятельной подготовке обучающихся к занятию по материалам, рекомендуемым преподавателем, и отработке практических навыков уже изученного материала на уроках [11]. Такое построение занятий позволяет более эффективно использовать аудиторное время для развития навыков и умений обучающихся, а также приучает их к саморазвитию и самообучению.

Метод коммуникативных заданий (командный метод) используется в образовательном процессе для активизации процесса обучения через работу обучающихся в команде при выполнении ими определенного общего задания [12]. Как правило, данный подход к обучению состоит из нескольких этапов: теоретическая подготовка обучающихся, формирование команд, выполнение задания в команде, отчет команды о выполненном задании, общее обсуждение, анализ работы команд преподавателем с точки зрения подготовки обобщающего материала для закрепления и проведения итогового тестирования.

Анализ существующих интерактивных методов обучения позволил нам отобрать наиболее подходящие технологии для их внедрения на занятиях по подготовке спортивных менеджеров в ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ».

Подготовка спортивных менеджеров проводится в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами, которые разрабатываются на основе требований работодателей. Современный спортивный менеджер должен уметь организовывать, координировать и проводить физкультурные мероприятия различного уровня, вовлекать различные группы населения в спортивные мероприятия, организовывать спортивные секции, обеспечивать материально-техническую составляющую этих мероприятий, пользоваться информационными и компьютерными технологиями, участвовать в образовательном процессе по различным направлениям физической культуры и спорта.

Одной из первых профессиональных дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров по профилю «Спортивный менеджмент», является «Введение в профессиональную деятельность». Дисциплина изучается на первом курсе и включает в себя 12 лекционных занятий, 24 практических занятия и 36 часов самостоятельной работы. Лекции проводятся параллельно с практическими занятиями и включают в себя следующие темы:

  • Основная профессиональная терминология и определения спортивного менеджмента.
  • Система образования в России.
  • Специфика управленческого труда.
  • Основные виды учебной деятельности.
  • Риторика.
  • Власть и лидерство.
  • Методы и стили управления.

Материал лекций преподносится студентам различными способами. Каждая лекция не похожа на другие, так как при ее проведении используются различные интерактивные методы, что делает процесс передачи информации более интересным для студентов и позволяет удерживать их внимание длительное время. Основной принцип интерактивной лекции заключается в том, что теоретический материал подается небольшими порциями, после чего следуют вопрос, на который студенты должны ответить, и обсуждение изученного материала.

При дистанционном обучении лекции могут записываться в специальных программах и имитировать компьютерную игру, в которой нужно ответить правильно на вопрос или выполнить небольшое задание для того, чтобы перейти на следующий уровень и получить следующую порцию информации. Такой подход, безусловно, нравится современным студентам и делает процесс обучения наиболее эффективным.

Лекция по теме «Специфика управленческого труда» начинается не с передачи теоретического материала, а с вопросов студентов, которые они должны составить и задать преподавателю в начале лекции. Такой подход позволяет преподавателю определить круг проблем, с которыми сталкиваются студенты и которые им необходимо решить. Каждая лекция сопровождается обсуждением и дискуссиями, в которых принимают участие все студенты. Очень важно дать возможность обучающемуся высказаться или задать вопрос, не исправляя его при этом и показывая, что его мнение важно.

Лекция по теме «Риторика» проводится в виде визуализации различных видов подачи информации с точки зрения ораторского искусства. Заранее подготовленные видео с выступлениями различных деятелей культуры, политики и экономики позволяют наглядно показать студентам весь спектр устной передачи информации. Во время лекции обучающимся дается возможность обсудить ошибки и достоинства ораторов, сделать вывод о том, какой стиль наиболее подходит им и соответствует их будущей профессиональной деятельности. Преподаватель при этом передает весь лекционный материал, основываясь на правильных ответах студентов, добавляя всю необходимую информацию.

Одной из популярных среди обучающихся является бинарная лекция по теме «Власть и лидерство», цель которой – представить два противоположных мнения в течение занятия. Такая форма лекции позволяет вовлечь всех студентов в процесс обучения, дать возможность выбора и отстаивания своей точки зрения.

Создание интерактивной лекции усложняет процесс проведения занятия, так как преподаватель всегда должен быть готов к ответу на поставленные вопросы и хорошо разбираться в предмете. Кроме этого, задача преподавателя в интерактивном образовательном процессе – не только передача информации, но и организация занятия и управление студентами, что требует очень хорошей психологической подготовки [13]. C точки зрения эффективности передачи знаний и заинтересованности студентов в получаемой информации, данный подход является наиболее подходящим и оправданным в современных условиях.

Практические занятия позволяют использовать все возможности интерактивных методов обучения, увеличивая активность студентов и их взаимодействие между собой.

Практические занятия нацелены на решение проблемы, которая ставится преподавателем в начале занятия. Чаще всего работа проводится в группах, которые формируются преподавателем в зависимости от уровня и психологической совместимости обучающихся. Работа в небольших группах позволяет раскрыться каждому обучающемуся и преодолеть барьер застенчивости при высказывании своего мнения. На занятии по теме «Методы и стили управления» перед студентами ставится задача охарактеризовать каждый метод управления и выбрать самый лучший, основываясь на своем опыте и предпочтениях. Каждая группа работает по плану, предложенному преподавателем.

  1. Рассмотреть краткую характеристику каждого метода управления.
  2. Определить положительные и отрицательные стороны каждого метода.
  3. Определить, для какого жизненного цикла организации подходит каждый метод.
  4. Определить принципы выбора метода управления.
  5. Смоделировать управленческую ситуацию с применением одного метода, который является, по мнению студентов, наиболее эффективным.
  6. Обосновать выбор метода управления.

После групповой работы каждая команда выступает со своей смоделированной ситуацией и обоснованием ее выбора, после чего проводятся общее обсуждение и дискуссия. Преподаватель выступает только в роли модератора всего процесса. Основная его задача заключается в оценке знаний обучающихся по теме занятия, их умений работать в команде и представлять единый конечный проект. Особое внимание необходимо уделять процессу обсуждения представленных проектов, в который должны быть вовлечены все студенты.

При проведении интерактивных занятий большое количество времени уделяется высказываниям самих обучающихся, что порой приводит к нехватке времени для передачи всего изучаемого материала. В этом случае на помощь приходят так называемые перевернутые классы, которые дают возможность преподавателю сделать изучение теоретического материала самостоятельной работой студентов, а на уроке закрепить и обсудить изученный материал, используя интерактивные методы обучения.

В ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» все учебные материалы по дисциплинам, включенным в учебный план подготовки бакалавров по профилю «Спортивный менеджмент», в виде презентаций и текстов выложены в электронную образовательную среду, что позволяет обучающимся знакомиться с содержанием занятий предварительно или выполнять самостоятельную работу на их основе. Это значительно расширяет время образовательного процесса и позволяет преподавателю использовать аудиторное время более эффективно.

Приемы и методы интерактивного обучения расширяют возможности преподавателей и способствуют развитию необходимых компетенций у студентов на основе приближения образовательного процесса к реальным ситуациям будущей профессиональной деятельности спортивных менеджеров [14].

Заключение

Интерактивные методы изучения и отработки материала наиболее эффективны и позволяют повысить заинтересованность студентов. Ни для кого не секрет, что успешное изучение того или иного предмета зависит от интереса к нему обучающегося. Влюбите студента в свой предмет, и вы тут же получите отклик в виде успешной демонстрации его знаний, умений и навыков.

Использование интерактивных методов обучения в рамках дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» для бакалавров по профилю подготовки «Спортивный менеджмент» позволило: увеличить заинтересованность обучающихся, что подтверждается практически стопроцентным посещением как лекционных, так и практических занятий; расширить и интенсифицировать самостоятельную работу студентов из-за необходимости изучить материал для высказывания своего мнения по вопросам предмета; развить гибкие умения, включающие умения работать в команде, представлять результаты своих идей и общаться в свободной форме по вопросам будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30435 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674