Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ»

Барышева Е.С. 1 Болдырев П.А. 1 Науменко О.А. 1 Нотова С.В. 1 Болодурина И.П. 1
1 ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
В статье представлен проект создания индивидуально-ориентированных здоровьесберегающих технологий на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья» для студенческой молодежи. Данная программа является индивидуальным помощником для самооценки физического, психического и социального здоровья студентов на основании выявления жалоб, сбора анамнеза, измерения антропометрических данных, проведения тестовых упражнений на физическую тренированность, функциональных проб по оценке здоровья дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма, расчета адаптационного индекса, уровней стресса, стрессоустойчивости и социальной адаптации. Создана база данных с возможностью сбора, анализа и прогноза показателей здоровья студентов. Разработана математическая модель расчета рисков развития заболеваний с выявлением среднего и высокого риска. Создана система построения индивидуального маршрута здоровья с индивидуальными рекомендациями для каждого студента с возможностью оценки его результатов. Разработан и апробирован проект создания «Паспорта здоровья», адаптированный к образовательной среде вуза, с целью укрепления здоровья студенческой молодежи и профилактики заболеваний. Результатом проекта для студентов является возможность пройти самодиагностику по пилотной версии «Паспорта здоровья», в том числе мобильной версии, выявить проблемы со здоровьем на доклиническом уровне и вовремя обратиться к специалисту для коррекции своего состояния.
здоровье
самооценка показателей здоровья
паспорт здоровья
профилактика заболеваний
индивидуальный маршрут здоровья
1. Конюхов В.А., Вакулюк В.М., Долгих Е.В., Конюхов А.В. Концепция содействия укреплению здоровья преподавателей и обучающихся в многопрофильном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1. [Электронный ресурс].
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2320 (дата обращения: 18.12.2020).
2. Конюхов В.А., Вакулюк В.М., Долгих Е.В., Конюхов А.В. Концепция содействия укреплению здоровья преподавателей и обучающихся в многопрофильном вузе // Фундаментальные исследования. 2007. № 1. С. 82-83.
3. Барышева Е.С., Болдырев П.А., Науменко О.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций у участников образовательного процесса в проекте программы «КЛИК» // Стратегические ориентиры развития высшей школы: сборник научных трудов участников II Национальной научно- практической конференции: сборник статей / кол. авторов. М.: РУСАЙНС, 2020. С. 11-13.
4. Попов С.И. Формирование ИКТ-компетентности учащихся через создание единого информационного пространства школы и повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов // Информатика и образование. 2014. № 2. С. 82-89.
5. Резниченко З.А. Образование без границ. Практика внедрения проектных решений // Информатика и образование. 2012. № 7. С. 59-61.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 17.01.2021).
7. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 17.01.2021).
8. Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)". Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (Версия 1.0)" (утв. Минздравом России 14.08.2020). [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360717/ (дата обращения: 17.01.2021).

Оренбургский государственный университет (ОГУ) является одним из крупнейших университетов Приволжского федерального округа. Одной из приоритетных задач, стоящих перед университетом, представляется сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи. Для реализации этой задачи в образовательную среду университета внедрены новые технологии: образовательные, организационные, информационные и медицинские. Процесс внедрения здоровьесьберегающих технологий в ОГУ осуществляется на протяжении более чем 20 лет и носит многоуровневый характер, что позволяет решать такие задачи, как: 1) обеспечение мониторинга здоровья обучающихся путем создания комплексной системы; 2) создание условий труда, обучения и организация контроля по соблюдению требований СанПиН; 3) организация системы здравоохранения в университете; 4) воспитание мотивации к здоровому образу жизни в ходе выполнения проводимых мероприятий для всех участников образовательного процесса.

Успешная реализация описанных выше задач обеспечивается соблюдением определенных принципов. Во-первых, речь идет о необходимости заблаговременного выявления и устранения причин заболевания путем проведения профилактических мероприятий. Во-вторых, здоровьесберегающая деятельность вуза должна иметь открытую форму и способствовать распространению опыта. В-третьих, важным фактором является активное развитие внутренних и внешних многоуровневых интеграций и партнерств. И, в-четвертых, велико значение адаптации и согласованности с существующей нормативно-правовой документацией и регламентами на региональном и федеральном уровнях [1, 2].

Оренбургский государственный университет имеет многолетний опыт реализации проектов по вопросам укрепления здоровья студенческой молодежи с использованием информационных технологий. Так, в 2006 г. в университете была создана и испытана компьютерная программа «Мониторинг здоровья студентов ОГУ». С ее помощью осуществлялся контроль над состоянием индивидуального здоровья обучающихся, фиксировались поведенческие факторы риска, такие как курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, лишний вес, низкий уровень двигательной активности и иные, оценивался уровень знаний, умений и навыков, направленных на поддержание здорового образа жизни. Программа позволяла не просто вести учет описанных параметров, но и проводить анализ их динамики.

При оценке полученных результатов было отмечено снижение распространения вредных привычек в студенческой среде: количество курящих студентов сократилось на 10%, употребляющих алкоголь – на 9%. Наблюдалась положительная динамика изменения уровня стресса, который снизился в 2 раза, также в 2 раза сократилось количество студентов, имеющих избыточную массу тела, порядка 80% обучающихся начали дополнительно заниматься спортом.

Другим эффективным действием в вузе в вопросах формирования у студентов здоровьесберегающих компетенций стали создание и апробация программы «Образование и здоровье». В рамках выполнения данной программы в учебные планы всех специальностей и направлений подготовки были введены факультативные дисциплины «Культура здоровья», «Основы медицинских знаний». По завершении изучения дисциплин было проведено анкетирование среди 3560 студентов. 64% респондентов изменили взгляд на здоровье – свое и своих близких, стали относиться к нему серьезнее и бережнее; 30% студентов стали больше двигаться; 10% отказались от сигарет; 73% научились оказывать первую помощь.

Аналогичное анкетирование было проведено и в 2020 г. Сравнительный анализ результатов анкетирования в 2006 и 2020 гг. показал значительный рост рейтинга здоровья среди жизненных ценностей студентов – с 25% до 85%; среди факторов, определяющих здоровье, большинство студентов выбрали неблагополучное состояние окружающей среды (2006 г.), однако в 2020 г. таковыми явились факторы образа жизни [3].

Данные результаты свидетельствуют об эффективности здоровьесберегающей политики ОГУ, направленной на формирование ценностной ориентации студентов на свое здоровье, а также на снижение уровня поведенческих факторов риска и повышение уровня знаний, умений и навыков студентов в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Так, в 2011 г. ОГУ стал победителем Всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни». Практика подтвердила целесообразность программно-целевого развития Оренбургского государственного университета как вуза здорового образа жизни.

В настоящее время (в 2020 г.) в вузе создана новая версия компьютерной информационно-диагностической программы «Паспорт здоровья».

Цель исследования создать индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии в вузе на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья».

Задачи исследования

  1. Создать систему комплексной оценки, коррекции и мониторинга физического, психического и социального здоровья студентов с возможностью анализа и прогноза заболеваний на индивидуальном и популяционном уровнях студенческой молодежи.
  2. Установить риски развития заболеваний на доклиническом уровне.
  3. Разработать индивидуальные рекомендации по ЗОЖ и «индивидуальный маршрут здоровья».
  4. Провести мониторинг здоровья.

Материал и методы исследования. Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии на примере программы «Паспорт здоровья» направлены на ведение и анализ сведений о состоянии здоровья студентов Оренбургского государственного университета всех специальностей дневной формы обучения для формирования ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Основные функции программы: осуществляет возможность создания «Паспорта здоровья» и ввода данных анкеты; предоставляет удобные средства редактирования данных за счет навигации по массивам анкет; обеспечивает возможность ввода анкет несколькими операторами; обеспечивает возможность экспорта массивов анкет в Microsoft Excel; осуществляет статистическую обработку данных анкетирования.

Основные этапы создания программы «Паспорт здоровья»

1. Создание шаблона паспорта здоровья студента.

Основные функции при работе с шаблоном паспорта здоровья: добавление, редактирование, удаление вопросов и ответов; перемещение, устаревание вопросов; поиск по шаблону; экспорт шаблона в Microsoft Word.

При создании или редактировании вопроса задается его тип с параметрами. Поддерживаются следующие типы вопросов: строковый тип (вводится обычный текст); числовой тип (вводится число по указанной маске ввода и с определенной единицей измерения); вариативный тип (предлагаются конкретные варианты ответов).

2. Поиск в базе данных информационно-аналитической системы университета данных студентов по различным критериям, просмотр найденных данных.

Возможен поиск по критериям: ФИО; дата рождения; пол; факультет; группа; статус студента (зачислен, отчислен); паспорту здоровья (имеет или отсутствует).

3. Создание, редактирование и просмотр паспорта здоровья студента.

Для работы с анкетой необходимо, прежде всего, описать ее структуру, т.е. создать шаблон – Паспорт здоровья данной анкеты. Для работы с паспортом здоровья анкеты в программе предусмотрен отдельный режим «Паспорт здоровья».

Для ввода или редактирования анкеты студента необходимо, прежде всего, найти его в базе данных ОГУ или получить список студентов. Для этого в программе реализован режим «Фильтрация и сортировка студентов».

Система фильтрации и сортировки студентов достаточно гибкая. Сначала выбирается основной критерий поиска, затем вводятся или аналогично выбираются дополнительные критерии поиска. Способ фильтрации задается списком выбранных полей.

Для получения статистики в программе реализован режим «Статистика». Для этого необходимо получить список студентов, имеющих паспорт здоровья.

Для выбранного вопроса в зависимости от типа вопроса вычисляются среднестатистическое значение или частота встречаемости ответов в процентах от общего числа ответов.

Для дальнейшей статистической обработки необходимо сгенерировать массив анкет в Microsoft Excel и использовать программное средство Statistica.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе создания программы «Паспорт здоровья» был выявлен перечень проблем.

  1. Отсутствие у студентов возможности получать достоверную информацию о своем здоровье из-за малодоступности медицинской помощи и отсутствия достоверной информации в сети Интернет.
  2. Значительно завышенная у большинства обучающихся самооценка здоровья, не соответствующая фактической, поскольку не сформированы компетенции по самооценке качественных и количественных показателей своего здоровья.
  3. Наличие у студентов мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, но незнание того, как его вести.
  4. Желание обучающихся строить свой «индивидуальный маршрут здоровья» и проводить мониторинг показателей здоровья.
  5. Большие временные и финансовые затраты на медобслуживание студентов в студенческой поликлинике.
  6. Недостаточная эффективность обучения будущих специалистов из-за низкого уровня здоровья и высокой заболеваемости.

Перечень проблем, которые решает наш проект: сформировать у студентов здоровьесберегающие компетенции; выявить риск развития заболеваний на доклиническом уровне и объективно определять уровень физического, психического и социального здоровья; дать индивидуальные рекомендации по ЗОЖ и построить «индивидуальный маршрут здоровья»; проводить мониторинг здоровья; повысить эффективность обучения будущих специалистов.

В ходе реализации нашего проекта будут разработаны программное средство «Паспорт здоровья студента» как индивидуальный помощник для самооценки, физического, психического и социального здоровья на основании выявления жалоб, сбора анамнеза, измерения антропометрических данных, проведения тестовых упражнений на физическую тренированность, функциональных проб по оценке здоровья дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма, расчета адаптационного индекса, уровней стресса, стрессоустойчивости и социальной адаптации; база данных с возможностью сбора, анализа и прогноза показателей здоровья; математическая модель расчета рисков развития заболеваний с выявлением среднего и высокого риска; построен индивидуальный маршрут здоровья с индивидуальными рекомендациями для каждого студента с возможностью оценки результата.

Для анализа рынка было проведено маркетинговое исследование на востребованность онлайн-программ укрепления здоровья для студентов в двух вузах страны: Кубанском (113 человек) и Оренбургском (100 человек) государственных университетах. Был сделан вывод: проект востребован в образовательной среде высших учебных заведений. Потребителями являются студенты в возрасте от 17 до 35.

Был создан «профиль потребителя» – студенты, средний возраст 18–20 лет, основными проблемами у которых являются следующие: «обследование и лечение сейчас стало малодоступными»; «в Интернете много информации, но мало достоверной»; «хочу вести ЗОЖ, но не знаю, как» [3].

Ключевыми результатами проекта для студентов являются: возможность пройти самодиагностику по пилотной версии «Паспорта здоровья», в том числе мобильной версии, и выявить проблемы со здоровьем; сэкономить время на посещение врача; получить объективную и достоверную информацию о своем физическом, психическом и социальном здоровье; выявлять риски развития заболеваний на доклиническом уровне; научиться вести ЗОЖ и строить «индивидуальный маршрут здоровья»; проводить мониторинг здоровья.

Результатом для команды проекта являются следующие показатели: создана пилотная версия «Паспорта здоровья», техническое задание и паспорт проекта; сформирована база данных здоровья обучающихся; разработаны индивидуальные методические рекомендации для последующей коррекции выявленных нарушений в состоянии здоровья студентов.

Конкурентными предложениями на рынке являются две онлайн-программы – АЛГОМ и Webiomed, которые не адаптированы к образовательной среде. Данные аналоги основаны на предиктивной аналитике и управлении рисками в здравоохранении на основе искусственного интеллекта. При этом данные системы-аналоги направлены на выявление риска болезней только одной сердечно-сосудистой системы и не позволяют комплексно оценивать уровень физического, психического и социального здоровья, не дают ценностных рекомендаций по укреплению здоровья.

Наш проект позволяет объективно определить уровень физического, психического и социального здоровья студентов, выявлять риск развития заболеваний на доклиническом уровне и проводить мониторинг здоровья, дать индивидуальные рекомендации по ЗОЖ и построить «индивидуальный маршрут здоровья».

Процесс реализации проекта включает в себя пять этапов. На первом этапе осуществлена разработка алгоритма ввода сведений о состоянии здоровья студентов. Было разработано содержание проекта с описанием предметной области и протекающих в ней процессов, определены назначения и функции приложений, разработана база данных для хранения информации. На втором этапе было разработано необходимое программное обеспечение для учета сведений о состоянии здоровья с разработкой модулей программной системы. На третьем этапе проведена математическая обработка результатов. На четвертом – составлен отчет. На пятом – доработано программное обеспечение системы с учетом результатов опытной эксплуатации. При формировании проекта мы руководствовались опытом коллег из других учебных учреждений [4, 5]. За основу были взяты федеральные и национальные проекты, Указ Президента [6, 7,8].

Заключение

Создание индивидуально-ориентированных здоровьесберегающих технологий в ОГУ на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья» позволяет проводить оценку и управлять здоровьем студентов онлайн, разрабатывать мероприятия и создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи, снижать уровень заболеваемости в молодежной среде на основе ориентации обучающихся на здоровый образ жизни, профессионализм и творческую самореализацию. Программа предназначена для организации проведения обследования и ведения электронной базы индивидуальных данных «Паспорт здоровья». Эффекты от реализации проекта и ценностные предложения нашего продукта заключаются в том, что программа помогает пройти самодиагностику и выявить проблемы со здоровьем, ускорить направление к врачу-специалисту, получить объективную и достоверную информацию о здоровье с индивидуальными рекомендациями по ЗОЖ, повысить ценность здоровья в ряду других жизненных ценностей и сформировать у студентов здоровьесберегающие компетенции.

Внедрение в Оренбургском государственном университете на протяжении 20 лет здоровьесберегающих, образовательных, медицинских спортивно-оздоровительных, организационных и информационных технологий позволило сформировать у студенческой молодежи ценностную ориентацию на здоровье, снизить уровень негативных поведенческих факторов риска, повысить уровень знаний в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья.


Библиографическая ссылка

Барышева Е.С., Болдырев П.А., Науменко О.А., Нотова С.В., Болодурина И.П. ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30475 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674