Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Ерицян Г.Б. 1 Азарян Р.Н. 2
1 Школа № 2 им. Х.Абовяна, Ереван
2 Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна
В учебном процессе на успеваемость школьников младших классов влияет не только степень подготовленности учащихся по основным предметам, но и существующие межличностные отношения между одноклассниками. Как известно, межличностные отношения между младшеклассниками значительно воздействуют на весь ход учебного процесса. В научном плане проблемы межличностных отношений между учащимися, особенно для руководителей младших классов, являлись и являются главнейшей задачей при направлении детей на верный путь в учебном процессе. Учителям младших классов относительно несложно удается создать и наладить позитивные межличностные отношения у детей, если они до школы в семьях или в детских садах получили навыки группового общения. В данной работе рассмотрены взаимосвязи между подготовленностью детей при их вступлении в активный учебный процесс и возникающими среди них позитивными межличностными отношениями. Степень подготовленности детей к активному учебному процессу предлагается проверить посредством тестовых заданий, в которые включены вопросы, соответствующие учебным программам для детей данного возраста. В статье рассмотрены и обоснованы роль классного руководителя при определении потенциала подготовленности детей перед началом учебного года. На основании анализа тестовых заданий приводятся результаты успеваемости по основным предметам детей 3-го класса общеобразовательной школы № 2 имени Х. Абовяна г. Еревана Республики Армения. Проведенное исследование позволило определить число неуспевающих школьников в классе.
межличностные
отношение
потенциал возможностей
неуспеваемость
критерия
задания
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2012. 576 с.
2. Выготский Л.С. Развитие взаимоотношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. М.: Педагогика, 2012. 244 с.
3. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2012. 578 с.
4. Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Юрайт, 2013. 543 с.
5. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
6. Кулагина И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития. М.: ЭКСМО, 2009. 176 с.
7. Шамухаметова Е.С. Особенности межличностного и эмоционального взаимодействия младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т.21. № 1. С. 75-78.

Успехи в учебе непосредственно зависят не только от потенциала индивидуума, но и от межличностных отношений между членами коллектива. Стиль и качество этих отношений особенно сильно проявляются в поведении детей младших классов. Форма и характер межличностных отношений между детьми младших классов существенно влияют на их поведение и отношение к учебе. Часто конфликты между детьми приводят к их самоизоляции и потере интереса к выполнению домашнего задания, творчеству и даже спорту. Дети, у которых в семье и в детских учреждениях были доброжелательные отношения, которые получили необходимые предварительные знания для общего развития, значительно легче добиваются положительных результатов в учебе. Определить общую развитость детей предлагается посредством проведения соответствующего тестового задания. В дальнейшем успехи детей в учебе по основным предметам, изучаемым в данном классе, также устанавливались путем проведения тестовых заданий.

Цель исследования – изучить взаимосвязи межличностных отношений между школьниками младших классов и их влияние на успеваемость.

По оценкам психологов, межличностные отношения – это не что иное, как взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в процессе совместной деятельности и общения [1, с. 127]. По мнению Б.С. Волкова, межличностные отношения представляют собой совокупность взаимодействий между индивидуумами соответствующих общественных положений в иерархической лестнице [2, с. 127]. «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [3, с. 35].

Зарубежные современные ученые подчеркивают, что «межличностные отношения – это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте, относительно устойчивых взаимоотношениях» [4].

Длительный характер личностных отношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. С течением времени возникает динамика отношений, происходит их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся изменениями чувств и эмоций взаимодействующих индивидуумов.

С поступлением ребенка в школу происходит существенное изменение в его взаимоотношениях с окружающей его средой. Теперь существенным становится его контакт с родителями, учителями и другими детьми.

По мере вовлеченности ребенка в школьную действительность у него складывается система межличностных отношений в классе. Основу этих отношений составляют непосредственные эмоциональные взаимосвязи, которые превалируют над всеми другими [5]. В формировании возникших у младших школьников межличностных взаимоотношений решающая роль принадлежит педагогу. Обычно дети, имеющие слабую подготовленность по основным предметам, отдаляются от своих одноклассников.

В работе [6, с. 75] предлагаются следующие мероприятия для вывода ребенка из состояния изоляции.

Педагог по долгу службы обязан служить авторитетом и должен проявлять максимальное усилие для вывода детей из положения изоляции независимо от их социального статуса и степени замкнутости [7].

Задача педагогов младших классов по сравнению с учителями старших классов отличается сложностью и требует дополнительной специфической работы с детьми.

Классный руководитель обязан выявить и определить количество школьников, находящихся в состоянии изоляции, чему может помочь разработка ряда мероприятий, учитывающих личностные особенности ребенка, такие как:

– социальное состояние ребенка;

– взаимоотношения ребенка с членами семьи;

– наличие распорядка дня и неукоснительное следование ему;

– качество выполнения поручений и самостоятельных работ;

– готовность родителей оказать помощь ребенку при выполнении домашних заданий.

Основная задача классного руководителя – воспитать у ребенка самостоятельность, честность в поведении и поступках, уверенность в своих силах и знаниях при выполнении заданий определенной сложности, инициативность; когнитивные способности ребенка в процессе общения должны подкрепляться позитивным и дружелюбным отношением одноклассников и товарищей.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования служили учащиеся 3а и 3б классов школы № 2 им. Х. Абовяна Республики Армения.

Исследования по определению предварительной подготовленности детей перед началом активного учебного процесса и изучение их успехов в учебе по основным предметам проводились на основе разработанных тестовых заданий.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценку готовности учащихся к началу учебного года предлагается проводить с помощью соответствующих тестовых заданий. Ниже приводятся вопросы тестового задания.

  1. Что можете посадить на выделенном при школе земельном участке?
  2. Нарисуйте прямоугольник, треугольник, квадрат и окружности разного радиуса.
  3. В классе умышленно или случайно поломали парту, сможете ли в этом признаться?
  4. По каким достоинствам учительница особенно выделяла в классе Армена и Артура?
  5. Сможете ли выучить наизусть трехкуплетное четырехстрочное стихотворение за 20 минут?
  6. Сможете ли сделать стол и стулья из картона?
  7. Сможете ли составить распорядок вашего дня?
  8. Какой учебный предмет нравится больше?
  9. За что любите вашего классного руководителя?
  10. Сколько мальчиков и девочек среди ваших близких друзей?
  11. В каких случаях окажете помощь одноклассникам и людям из своего окружения?
  12. Сможете помочь однокласснику при решении задачи по математике?
  13. Что требуется для выполнения общественных работ?
  14. В каких случаях можно быстро и качественно выполнить требуемые задания?

Из 30 учеников вышеупомянутых школы и класса организовано 6 групп по 5 учеников. Каждой группе были предложены перечисленные выше задания. Для ответа на все 14 вопросов дается 45 минут. Ответы вопросов записывают на бланке. При полном ответе на каждый вопрос присваивается 1 балл. Неполный ответ на вопрос задания не оценивался. Результаты проведенных опросов приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Ответы на вопросы учащихся в группах

 

ГРУППЫ И ИМЕНА УЧАЩИХСЯ

БАЛЛЫ СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ОБЩ.

БАЛ-ЛЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Самвел

2. Аревик

3. Вардан

4. Нвард

5. Григор

 

1

0

1

1

0

 

0

0

1

0

0

 

1

1

1

0

1

 

0

1

0

1

1

 

0

0

1

1

0

 

10

1

0

0

 

0

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

0

1

0

1

0

 

1

0

0

0

2

 

0

0

1

0

0

 

0

0

1

0

1

 

0

1

0

0

1

 

1

1

0

0

1

 

6

7

9

6

8

36

1. Сирануш

2. Вардануш

3. Месроп

4. Людмила

5. Арам

 

1

1

1

1

1

 

0

0

1

0

0

 

1

1

0

1

1

 

0

1

1

1

1

 

00

1

1

0

 

0

0

0

0

1

 

1

1

0

1

1

 

0

0

0

1

1

 

1

1

1

1

1

 

0

1

1

0

0

 

0

0

1

1

0

 

0

0

0

0

1

 

0

1

1

0

0

 

1

0

0

1

1

 

5

7

8

9

9

38

1. Карен

2. Аеменак

3. Нарэ

4. Левон

5. Заруи

 

1

0

1

1

1

 

1

0

0

1

0

 

 

 

1

1

0

1

0

 

1

1

0

1

0

 

1

0

0

1

1

 

0

0

0

0

0

 

1

1

1

1

1

 

0

0

1

0

0

 

0

0

0

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

0

0

0

1

 

 

1

0

0

1

0

 

1

1

0

1

0

 

0

1

0

1

1

 

10

6

4

11

7

38

1. Нарек

2. Айкануш

3. Гоар

4. Армен

5. Элиза

 

1

1

1

0

1

 

10010

 

1

1

0

1

0

 

0

1

1

1

1

 

0

1

1

0

0

 

1

0

0

1

0

 

1

1

1

0

1

 

 

1

1

1

1

0

 

 

1

1

1

0

0

 

 

1

0

0

1

0

 

0

0

1

0

0

 

0

0

0

1

0

 

 

1

1

0

0

0

 

0

1

1

0

1

 

9

9

8

7

4

37

1. Аршак

2. Нунэ

3. Гарущ

4. Мариета

5. Петрос

 

1

1

1

0

1

 

1

0

1

0

1

 

 

1

1

0

0

0

 

1

0

1

1

1

 

0

1

0

1

0

 

1

0

1

0

0

 

 

1

1

1

1

1

 

1

1

0

0

0

 

1

0

1

0

1

 

0

1

0

1

1

 

1

0

1

0

1

 

0

1

1

0

0

 

1

0

1

1

1

 

0

0

0

0

1

 

9

8

10

5

9

41

1. Давид

2. Врам

3. Тигран

4. Сона

5. Татяна

 

 

1

1

1

0

1

 

1

1

0

0

0

 

1

1

1

1

1

 

0

1

1

1

1

 

1

0

10

0

 

0

0

1

0

0

 

1

1

1

1

1

 

1

1

0

0

0

 

1

0

1

0

1

 

0

1

0

1

1

 

 

1

0

1

0

1

 

0

1

1

0

0

 

1

0

1

1

1

 

0

0

0

0

1

 

9

8

10

5

9

41

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

231

 

В нашем случае, если все учащихся были бы полностью подготовлены, то общая сумма набранных баллов составила бы 420. Однако школьники набрали всего 231 балл, что составило только 55% от общего числа. Этот результат для данного класса считается удовлетворительным. Из 30 учеников неудовлетворительные результаты показали 9 человек (30% от общего числа), из которых 6 девочек и 3 мальчика. Результат считается неудовлетворительным, когда ученик из 14 возможных баллов набирает меньше 50%, т.е. меньше 7 баллов.

В дальнейшем нами проверялась общая успеваемость детей в указанном классе. В целях ее определения по общим предметам для учащихся вышеупомянутого 3-го класса был составлен тест, в который были включены вопросы по математике, родному языку, окружающей среде, изобразительному искусству.

В тест были введены следующие задания.

  1. Что называется простым предложением?
  2. Назовите виды простых предложений.
  3. Составьте простые предложения.
  4. Представьте число 28 в виде двух сумм, каждая из которых делилась бы на 2.
  5. Анна старше брата на 7 лет. Сколько лет будет Анне через 8 лет, если брату сейчас 2 года?
  6. Выполните действия: 64x2:4=…
  7. Назовите органы чувств человека.
  8. Какой орган человека отвечает за слух?
  9. Какой орган человека отвечает за дыхание?
  10. Назовите времена года.
  11. Какую форму имеет планета Земля?
  12. Как происходит смена дня и ночи?
  13. Из каких цветов образуется зеленый цвет?
  14. Назовите имена 4 известных художников.

Таблица 2

Результаты тестовых задач 

ГРУППЫ И ИМЕНА УЧАЩИХСЯ

БАЛЛЫ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

I

1. Самвел

2. Аревик

3. Вардан

4. Нвард

5. Григор

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

 

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

 

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

 

0

1

1

1

0

7

7

9

6

9

38

1. Сирануш

2. Вардануш

3. Месроп

4. Людмила

5. Арам

 

1

1

1

1

1

 

0

1

0

1

1

 

0

1

0

1

0

 

1

0

1

0

1

 

0

0

1

0

1

 

0

0

1

1

1

 

0

1

1

1

1

 

1

0

1

0

1

 

1

1

1

1

0

 

1

1

1

1

1

 

0

0

1

1

0

 

 

1

1

1

0

0

 

0

0

1

1

1

 

 

0

1

0

1

1

 

6

8

11

10

10

45

1. Карен

2. Арменак

3. Нарэ

4. Левон

5. Заруи

 

1

0

1

1

1

 

1

0

0

1

1

 

1

1

0

1

0

 

1

0

0

1

0

 

0

0

0

0

0

 

1

0

0

1

0

 

0

0

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

0

 

1

1

1

1

1

 

0

0

0

1

0

 

 

0

1

0

0

0

 

1

0

0

0

1

 

1

1

0

1

1

 

10

6

5

11

7

39

1. Нарек

2. Айкануш

3. Гоар

4. Армен

5. Элиза

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

0

 

1

1

0

0

0

 

1

0

0

0

0

 

1

1

0

1

0

 

 

0

0

1

1

0

 

0

0

1

1

0

 

1

1

0

0

1

 

1

0

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

0

0

0

 

0

1

0

1

1

 

1

1

0

1

1

 

1

0

1

1

0

 

11

10

7

10

6

44

1. Аршак

2. Нунэ

3. Гаруш

4. Мариета

5. Петрос

 

1

1

1

1

0

 

1

0

1

0

1

 

1

0

0

0

0

 

0

1

1

0

0

 

1

0

1

0

1

 

1

0

1

0

0

 

1

1

1

1

0

 

1

1

1

0

0

 

1

1

0

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

0

1

1

 

0

1

0

1

0

 

1

1

1

1

1

 

1

0

1

1

0

 

12

9

10

8

6

45

1. Давид

2. Врам

3. Тигран

4. Сона

5. Татяна

 

1

1

0

0

1

 

1

1

0

0

1

 

1

1

0

0

1

 

0

0

0

0

1

 

0

1

0

0

0

 

1

0

1

0

1

 

1

1

0

0

0

 

1

1

1

0

1

 

1

1

0

1

1

 

1

1

1

1

1

 

0

0

1

1

0

 

1

0

1

1

0

 

1

1

1

0

1

 

0

0

1

0

1

 

10

9

8

5

10

42

 

Согласно таблице 2, из опрошенных 30 учеников 7 учеников оказались неуспевающими, что составило 23,33% от общего числа учащихся. Общая успеваемость школьников от максимально возможной составила 60,24% (253/420х100=60,24, где 253 – общая сумма баллов, набранных учениками; 420 – число максимальных баллов, которые могли бы получить учащиеся при ответе на все вопросы задания). Из неуспевающих 7 учеников: 4 девочки и 3 мальчика.

Результаты общей успеваемости (60,24%) для 3-го класса указанной выше школы являются удовлетворительными (невысокими), что требует дополнительной работы с целью поднятия уровня знания детей по всем предметам.

В последующих сообщениях нами будут представлены материалы по мероприятиям, направленным на повышение общего уровня знаний школьников и, как следствие, на решение вопросов существенного сокращения неуспеваемости в целом.

Выводы

  1. Общая подготовленность учащихся 3-го класса перед началом учебного года считается удовлетворительной. Для повышения общего уровня знаний школьников предложен способ проведения тестовых заданий (табл. 1), посредством которых также определяется потенциал каждого ученика в соответствии с его первоначальным уровнем знаний.
  2. С целью проверки успеваемости учащихся по основным предметам, изучаемым в 3-ем классе, составлены тестовые задания (табл. 2), которые помогли оценить не только глубину знаний каждого ребенка по отдельно взятым дисциплинам, но и способность учеников устанавливать межпредметные связи и успешно оперировать ими.
  3. При помощи данных таблицы 2 определено число неуспевающих учащихся.

Библиографическая ссылка

Ерицян Г.Б., Азарян Р.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30481 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074