Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бичева И.Б. 1 Хижная А.В. 1 Козлова И.М. 2 Мазунова А.А. 3 Макарова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 Институт пищевых технологий и дизайна- филиал Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
3 ПФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
В статье определяется значение и содержание понятия «студенческое самоуправление», анализируются особенности его организации в высшем образовании Российской Федерации. Актуальность исследования авторы обосновывают ее значимостью для государства, конкретной образовательной организации, важностью активного включения обучающихся в деятельность самоуправления как условия реализации своих прав, формирования гражданского самосознания, навыков управленческой деятельности. Цель исследования – анализ деятельности студенческого самоуправления в Мининском университете г. Нижнего Новгорода. Авторами определены цель и задачи Объединенного совета обучающихся Мининского университета как основного органа студенческого самоуправления. Представлены направления его деятельности. Особое внимание уделяется проектным формам, работе тьютеров из числа актива академических групп. В выводах показана положительная динамика увеличения числа студентов, участвующих в деятельности студенческого самоуправления. В заключение авторы обозначают особую роль студенческого самоуправления в профессиональной подготовке, поскольку активное участие обучающихся в его деятельности способствует развитию потенциальных возможностей к реализации управленческих функций, лидерских качеств, влияет на выбор траектории дальнейшего профессионального роста и построения карьеры. Перспектива исследований предполагает разработку модели организации студенческого самоуправления в условиях вуза.
высшее образование
обучающиеся
студенческое самоуправление
студенческие объединения
профессиональная подготовка
1. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 14.
2. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Иванова Д.С. Развитие студенческого самоуправления в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 281-284.
3. Баженова Н.Г., Шмурыгина Н.В. Роль образовательной органиазции в развитии процессов коллективной самоорганизации студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 7. С. 67-70.
4. Муртазин Р.А. Педагогические условия развития аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. С. 288-290.
5. Савченко В.С. Тенденции развития студенческого самоуправления в Российских университетах // Достижения вузовской науки. 2013. № 2. С. 58-62.
6. Сердюченко К.Э. Методологические аспекты исследования развития личности в системе молодежного самоуправления на примере деятельности органов студенческого самоуправления вузов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. С. 135-139.
7. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Условия формирования готовности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности // Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 58-62.
8. Сводный аналитический отчет о состоянии органов студенческого самоуправления в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://studorg.ru/assets/media/image/SSU/Tvoyvibor/Analiticheskiy_otchet_o_sostoyanii_OSSU.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
9. Богданов В.В., Емцов Г.Н. Азбука студенческого самоуправления: учебное пособие. Красноярск: Тренд, 2011. 194 с.
10. Студенческие объединения и организации. [Электронный ресурс]. URL: https://mininuniver.ru/student/stude-organization (дата обращения: 10.04.2021).

Актуальность исследования проблемы студенческого самоуправления в вузе обусловлена, с одной стороны, потребностью общества в социально активных гражданах и специалистах, способных к общественной созидательной управленческой деятельности и конкурентоспособных на рынке труда, и с другой стороны, возможностями студенческого самоуправления, участие в деятельности которого создает условия для успешной социализации и развития у обучающихся профессиональных и личностных качеств: активности, инициативности, творчества, способности к поиску нестандартных решений и ответственности за их реализацию, умения работать в команде и др. [1; 2].

Как одно из направлений государственной молодёжной политики студенческое самоуправление рассматривается через призму рода деятельности (получение профессионального образования) и возраста (молодежь). Учет этих двух обстоятельств требует от органов власти построения такой государственной политики, которая, во-первых, через сеть социально активных групп молодежи поддерживает социальную активность обучающихся в вузах, способствуя формированию их гражданской позиции; во-вторых, готовит пополнение своего «кадрового резерва», воспринимая молодежь как важный стратегический ресурс для общества и страны; в-третьих, легализует самоорганизацию студентов, переводя молодежную энергию в контролируемое общественно полезное направление.

В исследованиях раскрываются инновационные подходы и условия, необходимые для формирования ценностных ориентаций, коллективных практик студентов в процессе самоорганизации и обеспечивающие профессиональную, коммуникативную, социальную подготовку, приобретение опыта взаимодействия и развития творческих возможностей, в том числе в нестабильных и неопределенных ситуациях. На данные аспекты обращают внимание А.В. Хижная, Н.В. Быстрова и Д.С. Иванова [2], Н.Г. Баженова и Н.В. Шмурыгина [3], Р.А. Муртазин [4] и другие ученые. Так, В.С. Савченко справедливо отмечает, что «студенческое самоуправление в современных условиях представляет собой широчайшую иерархическую структуру, охватывающую все сферы деятельности студентов и решающую важные функции по совершенствованию всех областей студенческой жизни» [5, с. 61-62]. В работе К.Э. Сердюченко на основе анализа развития молодежного самоуправления в системе высшего образования России обосновывается позиция, что «в сочетании с деятельностью студенческих органов самоуправления обучающийся получает возможность получить высшее образование в качестве квалифицированного специалиста, который может соревноваться во внешней среде» [6, с. 138]. И.Б. Бичевой и С.Н. Казначеевой показано, что развитие навыков самоуправления обучающихся повышает их готовность к конкурентной профессиональной деятельности [7].

Студенческое самоуправление понимается нами как общественная, инициативная, ответственная деятельность студентов, заключающаяся в самостоятельном управлении разными направлениями своей жизнедеятельности в период обучения в вузе. Студенческое самоуправление приобретает особое значение в социально-личностной профессиональной подготовке современного специалиста, поскольку осуществляется в процессе учебных и внеучебных видов деятельности. Тем самым создаются оптимальные условия для системного развития необходимых компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и эффективной реализации будущих трудовых функций, закрепленных в профессиональном стандарте, прежде всего, воспитательных. В этой связи выделим значимые задачи деятельности студенческого самоуправления в вузе:

- способствовать сотрудничеству руководства со студенческим активом на основе равноправных и взаимовыгодных партнерских (субъект-субъектных) отношений;

- вовлекать студентов в разноплановую общественную созидательную деятельность и в управление собственным учебным заведением на основе конструктивного взаимодействия и справедливости;

- оказывать влияние на обучающихся через лидеров, пропагандировать профессиональные ценности, укреплять студенческую дисциплину, преодолевать негативные тенденции, имеющие место в студенческой среде;

- создавать условиях для получения от студенчества «обратной связи» в сфере учебной и внеучебной деятельности с целью ее совершенствования; др.

Подчеркнем, что решение данных задач учитывает возможности 18-22-летних юношей и девушек, относящиеся к созиданию, самоидентификации, самовыражению, самоутверждению, самоорганизации, самореализации.

По результатам исследований, характеризующих степень участия студентов высших учебных заведений в деятельности органов самоуправления, выявлены как положительные тренды, так и проблемные вопросы. Согласно статистическим данным 2018 года в деятельность органов советов обучающихся были включены более 80% образовательных организаций в системе высшего образования из 174 субъектов Российской Федерации. Данные Государственного университета управления по изучению состояния исследуемой проблемы отражены в докладе «Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования». Как указывается в документе, «в деятельности органов ученического и студенческого самоуправления сегодня в России задействовано 1 446 513 человек в возрасте от 14 до 30 лет, а в мероприятиях этих объединений участвовало 6 294 723 человека, или 20% от общего числа молодых людей» [8, с. 24]. В то же время учеными отмечается недостаточный уровень участия обучающихся в процессах самоуправления в период профессиональной подготовки. По мнению В.В. Богданова и Г.Н. Емцова, низкая активность студентов в организованном студенческом движении объясняется формулой трех «не»: ничего «не знают» про студенческое самоуправление, совершенно «не верят» в него, «не умеют» его грамотно создавать [9, с. 18].

Таким образом, актуальность исследования проблемы студенческого самоуправления в системе высшего образования обусловлена ее безусловной значимостью для государства и общества, конкретной образовательной организации и самого студента. Необходимость более активного включения обучающейся молодежи в деятельность студенческого самоуправления следует рассматривать как фактор, обеспечивающий реализацию их прав и удовлетворение образовательных и социальных потребностей, формирование гражданского самосознания, приобретение навыков и умений профессиональной подготовки в области педагогической, проектной, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности.

Цель исследования: анализ деятельности студенческого самоуправления в Мининском университете г. Нижнего Новгорода. Предмет исследования: организация студенческого самоуправления в вузе.

Материалы и методы исследования: при написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, а также оценка аналитических материалов о деятельности студенческого самоуправления, представленные на официальном сайте Мининского университета [10].

Результаты исследования и их обсуждение

По материалам Отчетов о результатах самообследования ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина за 2013-2020 годы, доля студентов, участвующих в деятельности студенческих объединений и принимающих участие во внеучебных мероприятиях, с 2013 года увеличилась более чем в 6 раз. Если в 2013 году в студенческом самоуправлении были задействованы 234 студента дневной формы обучения, то в 2020 – уже 1517 человек.

Основным структурным подразделением, организующим и координирующим деятельность студенческого самоуправления в Мининском университете, является отдел по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству. В рамках данного направления разработаны необходимые локальные нормативные документы: «Положение о студенческих объединениях», «Программа развития деятельности студенческих объединений», «Положение об Объединенном совете обучающихся», «Положение об электронном портфолио обучающихся», «Положение о волонтерском центре», др.

Органом студенческого самоуправления в Мининском университете является Объединенный совет обучающихся (далее – ОСО), имеющий свою символику и образующий единое пространство деятельности всех студенческих организаций университета. Цель деятельности ОСО – реализация и координация самостоятельной, ответственной, коллективной деятельности студентов по разрешению социальных, профессиональных и творческих проблем, а также поиск форм работы, обеспечивающих успешную самореализацию и саморазвитие их личности. В соответствии с данной целью решаются социально значимые и общественно полезные задачи, представляются интересы обучающихся, оказывается помощь в организационно-правовых вопросах во взаимодействии с администрацией университета. Важное направление деятельности ОСО – формирование и развитие у студентов универсальных (УК-2 «Разработка и реализация проекта», УК-3 «Командная работа и лидерство», УК-6 «Самоорганизация и саморазвитие») и общепрофессиональных (ОПК-7 «Взаимодействие с участниками образовательных отношений») компетенций, необходимых для будущей конкурентоспособности.

В Мининском университете функционирует десять направлений деятельности студентов, как показано на рисунке.

Направления деятельности Объединенного совета обучающихся Мининского университета

Особенность указанных направлений – добровольность объединения студентов по совместному решению вопросов по повышению качества студенческой жизни. Отметим, что самостоятельный выбор обучающимися конкретного направления способствует осознанности участия, формированию умений объективно оценивать собственные возможности. Учет разных категорий обучающихся, их интересов и запросов обеспечивает необходимые и достаточные условия для формирования компетентностных основ будущей конкурентоспособной деятельности и социальной активности. Например, в рамках направления «Наука и инновации» содержание реализуется студенческими объединениями «Молодежный коворкинг-центр», «Предприниматель новой формации», «Студ-эксперт», др. «Волонтерское и социальное проектирование» объединяет «Волонтерский центр Мининского университета», «Волонтерский корпус центра проекта «Твой курс: IT для молодежи», др.

С 2016 года реализуется проект «Образовательный конвент для студентов «СОдействие», участниками которого являются более 500 студентов. В рамках этого проекта студенты приобретают знания по разработке социальных проектов от генерации идей до составления сметы и ее реализации, получают возможность участвовать в тренингах развития универсальных и общепрофессиональных компетенций. В настоящее время реализовано 32 студенческих проекта по различным направлениям (например, «Школа куратора», «Школа ГТО», «Студенческое телевидение», «Minin STV» «СКА Мининский», «Печерская сторона», «Перезагрузка», «Ай-лао-вай», «Добрый декабрь», «Кинолекторий» и др.).

С целью развития проектных компетенций студентов Мининский университет выступил площадкой для организации «Акселератора проектов Нижегородской области» совместно с Советом по делам молодежи при губернаторе Нижегородской области, при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики и Центра эстетического воспитания детей Нижегородской области. Кроме того, студенты задействованы в совместном проекте Министерства образования Нижегородской области, Мининского университета и МДЦ «Артек». В период с 2017 учебного года по настоящее время в детских оздоровительных лагерях вожатыми и воспитателями работали более 600 студентов. Данный проект позволяет целенаправленно развивать у студентов ответственность, дисциплинированность, сознательное отношение к труду, умение принимать решения, готовность к самостоятельному выходу на рынок труда.

Студенческое самоуправление в Мининском университете активно поддерживается на различных информационных ресурсах. Информационная составляющая студенческого самоуправления (например, выпуск студенческих газет «Студенческая правда», «Спортфакс», журнала «Филоня», др.), во-первых, расширяет возможности его участников в осуществлении своих прав и обязанностей посредством тиражирования социально значимых видов деятельности и поддержки инициатив. Во-вторых, овладение различными информационными технологиями повышает мобильность обучающихся, уровень информационно-коммуникационной компетентности и информационной культуры участников студенческого самоуправления, что в условиях цифровой экономики обеспечивает их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

Одной их эффективных форм в деятельности ОСО в период адаптации первокурсников является работа тьютеров из числа актива академических групп, которые являются наставниками по сопровождению студентов–первокурсников, помогая им целенаправленно включаться в разные виды деятельности университета. Подобная деятельность формирует ответственность, самостоятельность в принятии решений, социальную активность, навыки организаторской деятельности, а также способствует снижению напряжения и негативных проявлений в молодежной среде.

Вышеизложенное убедительно доказывает, что деятельность студенческих объединений Мининского университета характеризуется динамичностью и разноплановостью. Оказание необходимой информационно-консультационной поддержки обеспечивает реализацию академических прав обучающихся, включение в учебно-методические, стипендиальные и общественные комиссии, открытые образовательно-просветительские проекты. Это позволяет индивидуализировать процесс формирования у них универсальных и общепрофессиональных компетенций в общей системе профессиональной подготовки, а также подготовить к выполнению трудовой функции «Воспитательная деятельность».

Выводы. Студенческое самоуправление в вузе рассматривается как важный элемент системы управления с точки зрения ее демократизации, приобщения студентов к коллективной общественной жизни. Данное положение соответствует современным требованиям социального заказа и тенденциям развития высшего образования в подготовке ответственного, целеустремленного специалиста, способного к самоорганизации, самомотивации и непрерывному повышению уровня социально-профессиональной зрелости в процессе реализации воспитывающей функции обучения и специально организованных воспитательных форм, к которым относится и студенческое самоуправление.

Особенности организации студенческого самоуправления в высшем образовании, и конкретно в Мининском университете г. Нижнего Новгорода, свидетельствуют о его высоком воспитательном потенциале, ориентации на постоянное развитие и повышение роли обучающейся молодежи в осознании и решении социально значимых и профессиональных проблем в соответствии с собственными возможностями.

Положительная динамика количества студентов, участвующих в деятельности студенческого самоуправления, демонстрирует их активную общественную позицию, социальную мотивированность, стремление к личностно-профессиональной самореализации. Участие обучающихся в деятельности студенческого самоуправления в значительной степени влияет на процесс воспитания гражданственности, ответственности и инициативности, развивает качества лидера и потенциальные возможности реализации аналитико-проектировочных, организационных и коммуникативных функций управленческой деятельности.

Перспектива дальнейших исследований предполагает разработку модели организации студенческого самоуправления в условиях вуза в общей системе учебной и внеучебной деятельности.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Хижная А.В., Козлова И.М., Мазунова А.А., Макарова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30765 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674