Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЩЕМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ИЗ КНР В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гребенюк Е.В. 1 Назарова Е.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
С конца 1990-х гг. в Китае начинается этап модернизации музыкально-педагогического и специального художественно-творческого образования, который продолжается по настоящее время. Основные достижения этого периода связаны с совершенствованием структуры, содержания, методологической и методической базы обучения. В соответствии с мировыми тенденциями в КНР, как и в других странах, усиливается необходимость гуманизации, индивидуализации образования, а его главной целью становится воспитание человека новой формации, профессионально подготовленного, креативного, всесторонне развитого и способного активно участвовать в жизни государства. Одним из эффективных путей решения обозначенных проблем является получение музыкального образования студентами КНР в российских вузах, в частности в педагогических университетах. Материал статьи раскрывает специфику работы с иностранными студентами-магистрантами из Китая по направлению 44.04.01 – «Педагогическое образование» (магистерская программа «Теория и практика вокального искусства») в Институте музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург). Возможность развить профессиональные компетенции через постижение исполнительского искусства, овладение комплексом историко-теоретических и методических дисциплин, обширную педагогическую практику и научно-исследовательскую деятельность воспринимается обучающимися из Китая с большим энтузиазмом, что, в свою очередь, подтверждается огромным конкурсом при поступлении на обозначенную образовательную программу.
исполнительское искусство
вокальное искусство музыкальная педагогика
обучение студента-вокалиста в вузах китая и россии
художественный образ
1. Цзян Шанжун. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2019. 28 с.
2. Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2015. 26 с.
3. Цзян Вэйцян. Перспективы педагогики сотворчества в музыкально-педагогических вузах России и Китая на современном этапе социокультурного развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2017. 22 с.
4. Хуан Сяньюй. Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае: автореф. дис. … канд. пед. н. Санкт-Петербург, 2015. 20 с.
5. Коваль Л.М.. Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 29 с.
6. Ющенко Н.С. Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 25 с.
7. Илларионова Н.Н. Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2014. 25 с.
8. Куко С.С. Индивидуально-ориентированная педагогическая технология подготовки студентов эстрадно-джазового вокала к концертной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2019. 24 с.
9. Кудрявцева В.В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 27 с.
10. Лю Минхуэй. Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2017. 20 с.
11. Фролова Е.М. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 27 с.
12. Лу Хуачжао. Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2018. 24 с.
13. Сокерина И.В. Становление личностно-профессиональных качеств будущего педагога-музыканта: в процессе вокальной подготовки студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011. 24 с.
14. Чжао Цзинь. Духовно-нравственное воспитание студентов в системах музыкального образования Китая и России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ориенбург, 2017. 24 с.
15. Го Мэн Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина ХХ- начало XXI вв.) // Педагогика и психология образования. 2012. № 3. С. 9-10.
16. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-пианиста в процессе обучения игре на фортепиано. Москва: Тип.МГПИ, 1975. 108 с.
17. Теория и методика обучения игре на фортепиано: уч. пособие для студентов высш.учеб.заведений / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. С. 16-18.
18. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-пианиста в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Тип.МГПИ, 1975. 73 с.

Начало XXI в. ознаменовано расширением сотрудничества между Россией и КНР, в том числе в сфере культуры и образования. Творческий обмен между двумя странами в области музыкального искусства включает, в том числе, проведение мастер-классов, международных форумов, конференций и иных мероприятий в очном и дистанционном форматах. Все большее внимание в научно-педагогической среде привлекают проблемы сравнительного анализа систем музыкального образования России и КНР. Вопросы вокального исполнительства и обучения певца, как академического, так и эстрадно-джазового направлений, входят в число популярных тем диссертационных работ авторов из Китая и России. Обзор современных исследований последнего десятилетия, касающихся воспитания вокалиста в системе высшего образования, позволяет классифицировать их по тематике:

– структура и содержание обучения в педагогических университетах и вузах искусств России и Китая: Цзян Шанжун [1], Яо Вэй [2], Цзян Вэйцян [3];

– проблемы подготовки эстрадно-джазового исполнителя: Хуан Сяньюй [4], Л.М. Коваль [5], Н.С. Ющенко [6], Н.Н. Илларионова [7], С.С. Куко [8];

– вопросы преподавания академического пения: В.В. Кудрявцева [9], Лю Минхуэй [10], Е.М. Фролова [11], Лу Хуачжао [12];

– личностное развитие студентов-вокалистов: И.В. Сокерина [13], Чжао Цзинь [14].

Вхождение российских вузов в Болонский процесс и переход на многоуровневую систему подготовки позволяют осуществлять обмен опытом, создают благоприятные условия для академической мобильности выпускников, дают возможность иностранным студентам, в том числе и из КНР, закончившим бакалавриат в Китае, продолжить обучение по программам магистратуры в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Подобная модель международных контактов успешно реализуется в Институте музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург). Среди большого перечня вариантов у иностранцев популярностью пользуется магистерское направление «Теория и практика вокального искусства». За два года учебы студенты не только совершенствуют свое вокально-исполнительское мастерство, но и погружаются в педагогику, посещают мастер-классы наставников, постигают азы преподавательской деятельности в рамках различных видов практик. Сочетание исполнительской и педагогической составляющих особенно ценно для будущего специалиста.

Работа профессорско-преподавательского состава в вокальном классе с магистрантами КНР имеет свою специфику, обусловленную особенностями их подготовки в бакалавриате китайских вузов, а также необходимостью адаптации и дальнейшего профессионального становления в традициях русской певческой школы.

Для успешности занятий со студентами из КНР преподавателю сольного пения нужно:

– иметь представление о китайской национальной вокальной культуре и педагогике;

– работать над вокально-исполнительской техникой, а также совершенствовать общемузыкальное развитие в исполнительском классе, тем самым способствуя формированию музыкально-эстетического вкуса, кругозора, интонационно-слуховых представлений;

– осуществлять сопровождение (совместно с руководителями практик) студента по научно-исследовательской и педагогической практикам, помогая проектированию и апробации будущей профессиональной деятельности выпускника.

Цель исследования – выявление специфики работы по общемузыкальному развитию студентов магистратуры из КНР в вокальном классе педагогического вуза Российской Федерации.

Материалом исследования послужили научные источники по проблемам теории, методики и практики музыкального образования в России и КНР.

Методы исследования – анализ исторической, методической литературы, нормативной и учебно-педагогической документации, наблюдение на открытых уроках и мастер-классах.

Результаты исследования и их обсуждение. Положения работы обсуждались на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», а также на различных международных научно-практических конференциях (СПб., 2019, 2020).

Русская вокальная школа общепризнана как в мировом профессиональном сообществе, так и любительской аудиторией по всему миру. Желание китайской молодежи заниматься по программам бакалавриата и магистратуры в РФ ставит перед российскими педагогами серьезную задачу учета национальной специфики вокальной подготовки в КНР при работе со студентами из этой страны. Прежде всего, особенности их певческой природы и уровень музыкальных представлений обусловлены становлением исполнительской культуры и вокальной педагогики в своей стране.

Истоки певческого искусства и обучения исполнительству в Китае уходят вглубь веков, но при этом система профессионального образования вокалиста западного образца в Китае имеет не такую уж давнюю историю. Лишь с ХХ в. можно говорить о национальной педагогике с точки зрения «европейского» формата. До этого китайская модель подготовки певца строилась сугубо на особенностях национальной певческой культуры. На протяжении многих столетий, с момента зарождения (II до н.э.) до начала ХХ в., вокальное искусство почти не реформировалось. Национальная певческая практика развивалась по собственному уникальному пути. Обучение вокалистов было всецело направлено на обеспечение исполнительского состава для традиционной китайской оперы. Важнейшей задачей являлось становление духовной культуры артиста, а воспитание в школах искусств строилось на основе эмоционального «проживания» композиции.

Только в начале ХХ столетия начались сближение народной музыки с европейской, освоение опыта иностранных образовательных традиций, внедрение академической системы исполнительства и подготовки вокалистов, апробация в Китае русских, европейских, американских, японских методик обучения певцов в учебных заведениях различных типов.

С официальной даты образования КНР (1949 г.) можно говорить о формировании полноценной государственной системы подготовки вокалистов в структуре музыкального воспитания. Исполнительское искусство становится значимой составляющей национальной культуры страны. В сфере вокальной педагогики происходит адаптация международного опыта к национальному менталитету и специфике традиционной певческой культуры.

В начале XXI в. подготовка студента-вокалиста в Китае может быть представлена следующими основными положениями:

- введение принципа доступности обучения вокальному исполнительству, изменение вектора профессиональной подготовки в области пения в связи с его положительным влиянием на социальную сферу и культуру китайского народа;

- центральная педагогическая идея музыкального воспитания – развитие человека в условиях культурно-образовательной среды [15, с. 9–10];

- формирование у студентов умений самостоятельной работы для получения знаний, навыков анализа и решения проблем, способности к сотрудничеству и коммуникации между людьми;

- расширение интереса к музыкальному искусству за счет эстетического воспитания (формирование кругозора, художественного вкуса, положительного настроя на учебную деятельность и т.п.);

- нравственное совершенствование: музыкальное образование не сводится только к исполнительскому мастерству, а вырабатывает оптимистические, снисходительные черты характера, достоинство, чувство патриотизма;

- появление трех видов образовательных учреждений, на базе которых осуществляется профессиональная подготовка вокалистов: консерватории, педагогического вуза, непедагогического вуза;

- обучение по направлениям: академическое, народное, эстрадное пение;

- построение учебного плана на совокупности музыки с другими науками (общими гуманитарными и социально-экономическими предметами, общепрофессиональными и специальными дисциплинами);

- уделение особого внимания изучению китайской музыкальной культуры в курсах «Введение в народную музыку», «История китайской музыки», дающих знания о национальном искусстве, его представителях, их роли в музыкальной жизни общества;

- уделение особого внимания на начальном этапе вокально-технической подготовке; на ее основе строится дальнейшая работа над художественными сочинениями. Базовые навыки в подготовке вокалиста включают: певческое дыхание, звукообразование, артикуляцию, активизацию слуха и эмоциональной выразительности в пении;

- учет в педагогической практике физиологических, анатомических, психических особенностей учащегося, использование различных методик в соответствии с индивидуальным подходом;

- доминанта подготовки вокалиста – культурно-образовательная составляющая: вовлечение студентов в творческую работу, концертно-исполнительскую и конкурсную деятельность, включая исполнение традиционных китайских музыкальных произведений, участие в благотворительных концертах в рамках государственных праздников и политических мероприятий, трансляцию национальных ценностей подрастающему поколению.

Следует отметить, что в современной системе подготовки студента-вокалиста в бакалавриате высших учебных учреждений КНР (педагогический, непедагогический вуз, консерватория) особое внимание уделяется развитию личности обучающегося, формированию его эстетической культуры, нравственному совершенствованию, становлению коммуникативных качеств, необходимых для будущего специалиста в сфере культуры и образования. В учебных планах актуализируется изучение китайской музыки, а также предусматривается распространение национальных музыкальных ценностей через исполнительскую, концертно-конкурсную деятельность в своей стране и за рубежом. Согласно вокально-образовательным традициям западного образца в классе сольного пения ведущая роль отводится формированию вокально-технических навыков на основе индивидуального подхода к певческим возможностям студента. Обучение вокалиста в китайских вузах характеризуется, с одной стороны, направленностью на сохранение и продвижение собственных исполнительских традиций, с другой – стремлением совершенствоваться путем изучения и внедрения международного опыта образовательных учреждений разных стран.

Именно студенты из Китая, получившие диплом бакалавра в своей стране, проявляют особый интерес к продолжению образования в магистратуре вузов России. Проанализировав информацию по подготовке исполнителей-вокалистов в КНР, а также основываясь на собственном многолетнем стаже работы с магистрантами-иностранцами, можно отметить, что китайские студенты в работе над вокальным репертуаром концентрируют внимание на исполнительских, преимущественно технических, навыках, а о характере сочинения черпают знания из интернет-ресурсов, ограничиваясь биографическими сведениями о композиторах и популярной информацией об их творческом наследии и т.п. При этом сфера переживаний, эмоций, внутреннего душевного состояния музыканта остается в их представлении естественным моментом, не требующим специальной проработки. И, как следствие, до слушателя не в полной мере доводится художественный замысел. Соответственно, можно выявить следующие важные задачи преподавания сольного пения магистрам из КНР в российских вузах: становление техники, общемузыкальное развитие, расширение интонационно-слухового запаса для творческой реализации художественного образа в интерпретации. Кроме того, опыт работы студентов в рамках различного рода практик должен служить моделью их будущей профессионально-педагогической деятельности.

В современной российской музыкальной педагогике активно разрабатывается и внедряется «целостная теория общемузыкального развития» Г.М. Цыпина [16], поскольку идеи ученого по организации обучения в фортепианном классе педагогического вуза не потеряли своей актуальности и в начале XXI в. При этом перспективность положений данной теории заключается, по нашему мнению, и в том, что ее «концептуальные установки» возможно использовать не только в фортепианно-исполнительской подготовке, но и на индивидуальных занятиях со студентами-вокалистами. Г.М. Цыпин выделяет четыре «концептуальные установки», способствующие общемузыкальному развитию студентов в исполнительском классе: 1) увеличение объема репертуара; 2) ускорение темпов его прохождения; 3) увеличение теоретической емкости занятий; 4) развитие творческой инициативы и самостоятельности [17, с. 16.].

Концепция Г.М. Цыпина основывается на применении «универсальных методов работы, сочетающих общеразвивающие тенденции с задачами формирования профессионально-исполнительского мастерства: методов, которые помогут ученику в будущем выходить за рамки учебно-исполнительского процесса в сферу самостоятельной деятельности» [17, с. 18.]

По аналогии с практикой фортепианного обучения в вокальном классе для реализации первых двух установок можно включать такие формы работы, как чтение с листа и эскизное разучивание сочинений. Данные виды деятельности особенно полезны на аудиторных занятиях со студентами-иностранцами, так как позволяют им расширить музыкальный кругозор, познакомиться с большим количеством камерно-вокальных произведений мировой музыкальной культуры.

Увеличение теоретической емкости занятий в подготовке обучающихся профиля «Теория и практика вокального искусства» подразумевает постижение содержания музыки через аналитическое осмысление нотного текста, выявление стилевых и жанровых черт, строения, тонкостей музыкального языка и средств выразительности сольной и концертмейстерской партий. К этому добавляются определение вокально-технических трудностей и приемов их преодоления, создание исполнительского замысла и воплощение его в пении. Анализ как форма работы со студентами-вокалистами способствует пониманию интонационной специфики музыкального искусства и воплощению художественного образа в интерпретации.

Внедрение в учебный процесс установки на развитие творческой инициативы и самостоятельности студента, стимулирование его собственной инициативы, по словам Г.М. Цыпина, – это «умение без посторонней помощи сориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую “гипотезу”…, самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приемы и средства воплощения художественного замысла … критически оценивать результаты своей исполнительской деятельности, равно как и чужие интерпретаторские образцы» [18, с. 73].

Положения теории общемузыкального развития Г.М. Цыпина активно разрабатываются и используются в практике обучения студентов-исполнителей не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. В Институте музыки, театра и хореографии Герценовского университета магистранты «Теории и практики вокального искусства», согласно учебному плану, занимаются не только собственно вокальной подготовкой, но и научно-исследовательской работой наравне с сокурсниками иных магистерских программ («Музыкальное образование», «Теория и практика музыкально-инструментального искусства» и др.). Другими словами, любая исследовательская деятельность направлена на перспективу написания выпускной квалификационной работы, а для наиболее успешных – на обучение в аспирантуре. Задания в рамках дисциплин «Научно-исследовательская работа» и «Педагогическая практика» включают:

– аннотирование вокальных произведений из собственной концертной программы;

– написание эссе по проблемам вокального искусства и исполнительства;

– подготовку тезисов научной статьи по материалам дипломного исследования;

– посещение и анализ занятий, проводимых учителями в образовательных учреждениях дополнительного, среднего профессионального и высшего образования;

– подготовку и проведение лекционных, семинарских и индивидуальных занятий по учебным дисциплинам Института музыки, театра и хореографии;

– рефлексию педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Курируют выполнение заданий как руководители выпускной квалификационной работы и практик, так и педагог вокального класса. Эта совместная творческая работа помогает воспитать у студента магистратуры чувство ответственности, дисциплину, а также становится примером осуществления межпредметных связей для будущего специалиста. Такой подход к произведениям репертуара также служит моделью его самостоятельной исполнительской подготовки, приучает к целостной научно-исследовательской деятельности в единстве технической и художественной составляющих при интерпретации авторского замысла.

Важную роль в мотивации обучающих к научным поискам играют преподаватели, заинтересованные в их всестороннем профессиональном развитии. Поддержка педагога, проявляющаяся в консультировании, информировании, ориентации в методологическом аппарате, позволяет молодому исследователю чувствовать себя увереннее. Творчество наставника заключается в стимулировании новых решений педагогических задач и связано с основными областями данной деятельности: гностической, проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной. Кроме того, любая проблемная ситуация, которая потенциально может возникнуть в будущей преподавательской карьере выпускника, становится предметом обсуждения и проработки.

Научно-исследовательская работа направлена на приобретение компетенций в анализе, систематизацию и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач. Культурно-просветительская составляющая научно-исследовательской деятельности подразумевает изучение и формирование культурных потребностей обучающихся; повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, умение разрабатывать стратегии просветительской деятельности с учетом региональной и демографической специфик.

Важна и нацеленность самого магистранта на решение учебно-воспитательных задач, осознание необходимости синтеза общемузыкального развития и формирования собственного исполнительского мастерства. А осуществление этой взаимосвязи заложено в самом контексте вузовской подготовки и апробировано в условиях педагогической практики с перспективой дальнейшей профессиональной деятельности выпускников магистратуры в сфере музыкальной культуры и образования.

Выводы

1. Обучение студентов магистратуры из КНР в вокальном классе педагогического университета в РФ должно основываться, с одной стороны, на укреплении их личностных качеств и вокально-технических навыков, полученных в процессе образования в бакалавриате вузов Китая, с другой – на совершенствовании их общемузыкального развития.

2. Для общемузыкального развития магистрантов из КНР в классе сольного пения российских вузов необходимо, помимо основных форм работы по подготовке произведений репертуара к концертному выступлению или промежуточной/итоговой формам отчетности, использовать чтение с листа и эскизное прохождение вокальных сочинений.

3. Увеличению роли теоретических знаний на индивидуальных занятиях вокалом, развитию самостоятельности способствует выполнение заданий по дисциплинам «Научно-исследовательская работа», «Педагогическая практика», помогающих объединению теоретических знаний и практического мастерства, апробации будущей профессиональной деятельности в сфере вокальной педагогики.


Библиографическая ссылка

Гребенюк Е.В., Назарова Е.О. ОБЩЕМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ИЗ КНР В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30766 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674