Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: ОТ ИДЕИ ДО МОДЕЛИ

Терентьева И.А. 1 Димитрова Т.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В данной статье представлен практический опыт педагогического дизайна деятельности детского творческого коллектива в системе дополнительного образования. Педагогический дизайн деятельности детского творческого коллектива понимается авторами как деятельность команды единомышленников (педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, профессионалов из организаций-партнеров и т.д.) по построению организационно-функциональной модели детского творческого коллектива и наполнение ее ресурсным (кадрами, материально-технической базой, внешними организациями-партнерами и др.) и содержательным компонентами (такими как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, в основе которых лежат идеи педагогики сотрудничества и сотворчества). В статье педагогический дизайн деятельности детского творческого коллектива рассматривается авторами как поэтапная работа. По мнению авторов, основными этапами педагогического дизайна деятельности детского творческого коллектива являются: проектирование культурно-эстетической среды обучающихся, педагогов, родителей (включая логотип, символику, атрибуты, традиции, гимн и т.п.); содержательно-методическая деятельность (образовательные программы, проекты, конкурсы, фестивали и т.п.); коммуникативно-организационная деятельность (стиль взаимодействия в системах «педагог – обучающийся», «педагог – родитель»). Авторами акцентируется внимание на важности таких моментов в педагогическом дизайне, как выявление потребностей обучающихся, передача информации педагогом максимально быстро, точно и эффективно, получение конечного результата в соответствии с целями и задачами. Результат педагогического дизайна образовательного процесса – создание культурно-эстетической среды театра моды «Галатея», в которой на основе принципов педагогики сотрудничества в сконструированной событийном пространстве происходят развитие творческих способностей обучающихся (посредством интеграции дизайнерского, хореографического, швейного искусств), развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования.
педагогический дизайн
дополнительное образование
детский театр моды
культурно-эстетическая среда
1. Сафонова П.Н., Шамрай И.Н. Современная система дополнительного образования детей: особенности, стратегии, тенденции // Вестник МГУКИ. 2020. № 4 (96). С. 158-171.
2. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн проектирования образовательной среды // Вестник РМАТ. 2020. № 3. С. 75-81.
3. Курносова С.А. Этапы проектирования педагогического дизайна // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. № 9. С. 72-80.
4. Акмамбетова М.Е., Миляева Л.М., Романовская И.А. Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса // МНКО. 2019. № 6 (79). С. 75-77.
5. Швецова И.В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования // Труды СПБГИК. 2013. Т. 200. С. 324-331.
6. Такушевич И.А. Аксиологическая модель педагогического дизайна // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 112. С. 397-411.
7. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.: Трансервис, 1997. 225 с.
8. Терентьева И.А. Политика образовательной организации по развитию художественной одаренности в детском творческом коллективе // News of science and education. 2018. vol. 4. no. 1. Р. 068-074.

Инновационным феноменом в системе дополнительного образования является педагогический дизайн детского творческого коллектива. Современные запросы детей и родителей в системе дополнительного образования поставили перед руководителями, педагогами дополнительного образования, методистами задачу по разработке и апробации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, формирующих качественные знания, удовлетворяющие запросам и потребностям обучающихся и родителей. В настоящее время система дополнительного образования испытывает потребность в педагогах, которые систематически применяют знания об эффективной работе в практической педагогической деятельности, выстраивают учебный процесс с «открытой архитектурой», создают настоящую обучающую творческую среду [1, 2].

Федеральные государственные образовательные стандарты сегодня ориентируют педагогов дополнительного образования на разработку программ, в основе которых лежат личностно-ориентированный подход, выявление одаренных детей и выстраивание в соответствии с потребностями и склонностями ребенка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих развитию интереса ребенка к творческой деятельности и направленных на актуализацию мотивации на результат и успех.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что педагогический дизайн детского творческого коллектива – это поэтапная работа от проектирования культурно-эстетической среды обучающихся, педагогов, родителей (включая логотип, символику, атрибуты, традиции, гимн и т.п.) до содержательно-методической и коммуникативно-организационной составляющих образовательной среды, от выявления потребностей обучающихся до передачи информации максимально быстро, точно и эффективно, получения конечного результата [3].

По мнению авторов, педагогический дизайн деятельности творческого коллектива в образовательной организации дополнительного образования – это деятельность команды единомышленников (педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, профессионалов из организаций-партнеров и т.д.) по построению организационно-функциональной модели детского творческого коллектива и наполнение ее ресурсным (кадрами, материально-технической базой, внешними организациями-партнерами и др.) и содержательным компонентами (такими как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, в основе которых лежат идеи педагогики сотрудничества и сотворчества).

Педагогический дизайн детского творческого коллектива в системе дополнительного образования – это кропотливая, хорошо выстроенная работа команды единомышленников, которые успешно решают комплекс задач: построение организационной структуры детского творческого коллектива; анализ потребностей обучающихся и их родителей; выстраивание образовательного процесса с учетом потребностей; формирование коммуникационного пространства с организациями-партнерами.

Задача педагогов дополнительного образования в рамках образовательного процесса – успешно выбрать и структурировать учебный материал, определить средства и методы работы, технологии реализации образовательного процесса, разработать контрольно-измерительные материалы, проанализировать эффективность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (или программ, если обучение носит комплексный характер), выработать стратегию по дальнейшему развитию образовательного процесса и его активизации.

Инновационной составляющей педагогического дизайна в организации образовательного процесса и дальнейшим вектором развития обучающегося является упор на интерактивные образовательные технологии, при реализации которых происходят тесный контакт и взаимодействие в творческой деятельности не только в системе «педагог – обучающийся», но и в системе «педагог – обучающийся – родитель». Приобщение родителей к со-творчеству и со-деятельности создает условия для создания событийной среды, способствующей укреплению отношений и эмоциональных связей между родителями и детьми [4–6].

Цель исследования: анализ практики педагогического дизайна детского творческого коллектива «Театр моды “Галатея”» ГАУДО ООДТДМ им В.П. Поляничко.

Материалы и методы исследования. Изучение теоретико-методологических подходов педагогики со-творчества, анализ научной литературы, метод наблюдения, анализ деятельности детского творческого коллектива в образовательной организации дополнительного образования, анализ педагогической деятельности педагогов дополнительного образования в детском творческом коллективе по направлению «Детские театры моды».

Результаты исследования и их обсуждение

В системе дополнительного образования детские творческие коллективы по направлению «Театр моды» стали появляться в 1990-е гг. Это было связано с бурным ростом интереса детей и подростков к созданию и показу моделей одежды на сцене.

Детский творческий коллектив «Театр моды “Галатея”» как структурное подразделение ГАУДО ООДТДМ им В.П. Поляничко начинает свою историю с 1991 г. В 1998 г. детский творческий коллектив получает звание «Образцовый детский коллектив» и подтверждает его на протяжении последующих лет.

Творческий поиск педагогов и учащихся начинался из разрозненных кружков кройки и шитья, вязания, мягкой игрушки, робких шагов по сцене и первых попыток показа результатов своего творческого и кропотливого труда. С момента образования коллектива педагогами дополнительного образования работали очень интересные, умеющие увлечь своей деятельностью творческие личности, профессионалы своего дела.

Первые художники-модельеры – Ирина Новикова, Елена Шеремеева, Елена Желиховская, Наталья Малиновская, Янина Карпович – совместно с подростками разработали эскизы коллекций, которые были отшиты и продемонстрированы в конкурсных показах на международном (Италия, Греция, Испания) и всероссийском (г. Москва, Анапа, Иваново, Пенза) уровнях. Художественным руководителем детского творческого коллектива со дня его основания является Заслуженная артистка России, актриса Оренбургского областного драматического театра им. Горького З.М. Карпович. Кадровый потенциал увлеченных делом профессионалов представляется сильной стороной и стимулом для дальнейшего становления коллектива и вовлечения большего количества детей и подростков в творческую деятельность по направлению «Детские театры моды».

На современном этапе в содержательном компоненте педагогического дизайна детского творческого коллектива находится образовательный процесс, в основе которого – реализация комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, разработанной авторским коллективом.

В основе комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заложены блочно-модульное построение образовательного процесса и интерактивные образовательные технологии [7].

Освоение обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, заложенных в каждый образовательный модуль в комплексной программе, предоставляет возможность детям и подросткам включиться в процесс производства и показа сценического костюма, созданного своими руками под руководством педагогов; выбрать интересующее направление деятельности в рамках комплекса, самореализоваться в творческой деятельности на трех ступенях освоения программы.

Реализация программы происходит на трех образовательных ступенях, которые содержат разноуровневые обучающие модули. Разноуровневое освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы позволяет учащемуся включиться в образовательный процесс на каждой из ступеней (соответствующей определенной возрастной категории) независимо от первоначального уровня знаний, навыков, компетенций, сформированных ранее по каждому из представленных направлений деятельности. Каждый модуль образовательной программы содержит стартовый уровень ее освоения, который учащийся может освоить как в группе, так и по индивидуальному маршруту.

Учащийся на каждой образовательной ступени может освоить стартовый и базовый компоненты образовательных модулей и выбрать дополнительные в соответствии со своими интересами, способностями, потребностями из других направлений деятельности комплекса.

Методологической основой педагогического дизайна являются принципы дифференциации и индивидуализации. Содержание и форма образовательного процесса выстраиваются педагогом дополнительного образования на основе определения стартовых возможностей обучающегося, которые выявляются педагогом при проведении входной диагностики.

Учащимся, начинающим образовательный маршрут с первой образовательной ступени, предоставляется возможность поэтапного освоения программы (театр-студия, студия стиля, мастерская костюма), что способствует профессиональной ориентации подростка, который в дальнейшем может продолжить образование по направлению подготовки «Дизайн».

Педагогический дизайн образовательного процесса осуществляется по трем образовательным ступеням.

I ступень обучения для возрастной категории 4–6 лет. Образовательные модули: «Азбука театра», «Грация», «Музыка», «Развитие речи», «Заниматика», «Уроки творчества» и «ИЗО и лепка».

II ступень обучения для возрастной категории 7–12 лет. Образовательные модули: «Актерское мастерство», «Пластика в театре моды», «Визаж в детском театре моды», «Этикет», «Секрет красоты», «Мир театра», «Основы дизайна костюма».

III ступень обучения для возрастной категории 13–16 лет. Образовательные модули: «Актерское мастерство», «Пластика в театре моды», «Визаж в детском театре моды», «Секрет красоты», «Театральный головной убор», «Моделирование одежды», «История и дизайн костюма» [8].

Каждый педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу по своему направлению на основе преемственности и реализует ее в рамках уровней (стартовый, базовый, продвинутый) освоения образовательной программы учащимися параллельно друг с другом, что является частью общего творческого пути от замысла на бумаге до демонстрации результатов общего труда на подиуме.

Цель программы – развитие творческих способностей учащегося посредством интеграции дизайнерского, хореографического, швейного искусств в условиях культурно-эстетической среды театра моды «Галатея».

Задачи программы

Обучающие:

- интериоризация знаний, умений и навыков учащихся по направлениям деятельности театра моды «Галатея»;

- актуализация мотивационной сферы учащегося, направленной на допрофессиональное ориентирование в сфере дизайна одежды, стилистики, хореографии и смежных специализаций;

- ознакомление с разнообразием художественно-выразительных средств и технологий их применения при создании эскизов и коллекции одежды;

- интериоризация базового объема знаний, умений и навыков по созданию и демонстрации художественно-выразительных моделей и коллекций одежды, аксессуаров, причесок, объединенных одним стилевым направлением и идеей.

Развивающие:

- развивать творческую индивидуальность ребенка через формирование собственного вкуса и стиля в одежде;

- побуждать к самостоятельному творчеству в процессе коллективной творческой деятельности по дизайну, конструированию и моделированию одежды, ее демонстрации;

- развивать чувство гармонии, помогающее понимать художественную ценность произведения искусства.

Воспитывающие:

- художественно-эстетическое воспитание учащихся, развитие креативности, выявление творческих способностей;

- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

- воспитание культуры поведения в детском коллективе и театре;

- воспитание чувства ответственности, чувства коллективизма;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах.

Результаты реализации программы

1. Интериоризация знаний, умений и навыков учащихся по образовательным ступеням и модулям образовательного комплекса «Галатея».

2. Художественно-эстетическое воспитание учащихся, развитие креативности, выявление творческих способностей.

3. Актуализация мотивационной сферы учащегося, направленной на профессиональное ориентирование в сфере дизайна одежды, стилистики, хореографии и смежных специализаций.

4. Формирование коммуникативных умений, навыков, компетенций творческой работы в коллективе.

5. Педагогическое сопровождение талантливых учащихся в процессе подготовки конкурсных выступлений по направлениям деятельности образовательного комплекса «Галатея».

Результативность работы по освоению учащимися образовательных модулей на каждой из образовательной ступени комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается на протяжении всего образовательного процесса. Применяются вводный контроль (входная диагностика владения содержанием программного материала базовой части образовательной ступени); текущий контроль (промежуточная диагностика творческих способностей учащихся, мотивация); итоговый контроль (диагностика сформированности творческого потенциала, художественного вкуса, художественно-эстетических способностей).

Заключение

Педагогический дизайн детского творческого коллектива в системе дополнительного образования – актуальная и недостаточно изученная проблема. Педагогический дизайн деятельности детского творческого коллектива – основная задача педагогов, методистов, руководителей образовательных организаций. Опыт реализации образовательного процесса в детском творческом коллективе «Театр моды “Галатея”» позволяет обогатить педагогическую практику и предоставляет импульс к переосмыслению деятельности педагогов дополнительного образования.

В сотворчестве обучающихся, педагогов, при непосредственном участии родителей в театре моды «Галатея» было создано и продемонстрировано более 80 коллекций, некоторые из которых можно без преувеличения назвать шедеврами. Обучающиеся стали лауреатами и дипломантами 1-й и 2-й степени в международных, всероссийских и областных конкурсах.

Развитие партнерских отношений с образовательными организациями высшего образования, среднего профессионального образования, учреждениями культуры способствовало расширению социокультурного пространства, повышению качества образования, профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, дало мощный стимул к повышению профессионального мастерства, творческому росту.

Итогом партнерских отношений стало проведение крупных массовых мероприятий, таких как областной конкурс профессионального мастерства «Храбрый портняжка», областной фестиваль детских театров моды «Стиль».

Организация и проведение практико-ориентированных семинаров с привлечением преподавателей вуза, организаций среднего профессионального образования, мастер-классы по постановке коллекций актеров Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького являются важной содержательной составляющей в педагогическом дизайне образовательного процесса детского творческого коллектива. Это способствует развитию педагогического мастерства педагогов и формированию мотивации обучающихся.

Итогом педагогического дизайна образовательной деятельности детского творческого коллектива стали:

– наличие в системе дополнительного образования Оренбургской области стабильно развивающего детского творческого коллектива направления «Детские театры моды»;

– становление и развитие конкурсного и фестивального движения по направлению «Детские театры моды» на областном уровне;

– выявление одаренных детей по направлению «Дизайн костюма», апробация индивидуальных маршрутов для одаренных детей, их участие в тематических конкурсах и фестивалях;

– апробация и внедрение педагогической технологии «мастер – ученик» при создании и показе сценического костюма в детском творческом коллективе;

– создание событийного пространства и культурно-творческой среды педагогов, обучающихся и родителей;

– непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, реализующих комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Образовательный комплекс Галатея»;

– наличие материально-технической базы, способствующей реализации общеобразовательных программ по направлениям деятельности на каждой ступени обучения.


Библиографическая ссылка

Терентьева И.А., Димитрова Т.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА: ОТ ИДЕИ ДО МОДЕЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30770 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674