Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Кислякова С.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет физической культуры"
Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных способов индивидуализации спортивной подготовки спортсменок подросткового возраста, занимающихся легкоатлетическим спринтом, поскольку в настоящее время организация учебно-тренировочного процесса юных легкоатлеток базируется на подходах, которые характерны для учебно-тренировочного процесса юношей или квалифицированных спортсменок. Актуальность определила цель данной статьи – изучить способы повышения эффективности процесса спортивной подготовки легкоатлеток подросткового возраста путем разработки тренировочного мезоцикла с учетом фаз биологического цикла. В исследовании приняли участие 40 легкоатлеток подросткового возраста, которые были включены в группы, одна из которых стала контрольной, а другая – экспериментальной. Спецификой эксперимента стало изучение мезоцикла спортивной подготовки девушек подросткового возраста с учетом особенностей женского организма. Изучались показатели функциональных проб (проба Руфье–Диксона, Гарвардский степ-тест, тест Купера) с целью оценки реакции сердечно-сосудистой системы на предлагаемую нагрузку. Педагогическое тестирование позволило выявить эффективность применения индивидуализации спортивной подготовки юных легкоатлеток. После введения тренировочного мезоцикла с учетом фаз биологического цикла наблюдалось повышение индекса пробы Руфье–Диксона на11,4% (p≤0,01), теста Купера на 8,6%(p<0,05), а также повышение на 10,1%(p≤0,01) индекса Гарвардского степ-теста. Анализ результатов контрольного тестирования констатировал повышение уровня физической подготовленности спортсменок подросткового возраста экспериментальной группы.
Спортивная подготовка
мезоцикл
юные легкоатлетки
подростковый возраст
фазы биологического цикла
1. Бахрах И.И. Спортивно-медицинские аспекты биологического возраста подростков: монография. Смоленск: Смоленская гор. тип., 2011. 209 с.
2. Тихонова И.В., Шулик Ю.А. Особенности учебно-тренировочного процесса женщин в спортивной борьбе и проблемы его оптимизации // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2008. № 1. С. 23-24.
3. Тарасенко Е.И. Учёт особенностей женского организма как фактор грамотного планирования тренировочного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 292-294.
4. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физиологические особенности организации учебно-тренировочного процесса девушек в силовых видах спорта // Исследования в области естественных наук. 2014. № 8. С. 3-6.
5. Шахлина Л.Г., Футорный С.М. Период полового созревания девочек, его роль в практике спортивной подготовки // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 2. С. 181-189.
6. Паршакова В.М. Различие мужских и женских нагрузок в спорте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6-1. С. 106-108.
7. Козлов А.В., Бударников А.А., Журавалева Ю.С. Планирование тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге с учетом биологических особенностей организма // Ученые записки университета имени П.Ф. Лезгафта. 2018. № 2 (156). С. 101-106.

В настоящее время современный уровень спортивной подготовки легкоатлеток предполагает увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок, которое часто совпадает с периодом полового созревания девушек. Данный факт заслуживает особого внимания специалистов в сфере физической культуры и спорта, поскольку организация спортивной подготовки легкоатлеток подросткового возраста, как правило, базируется на подходах, которые характерны для учебно-тренировочного процесса юношей или квалифицированных спортсменок. Как известно, именно в пубертатный период наблюдаются существенные изменения в деятельности всех физиологических систем, часто выражающиеся в «склонности к нервным и эндокринным функциональным расстройствам, ухудшении адаптации к разнообразным средовым факторам, в том числе к физическим нагрузкам» [1]. В связи с этим значительные нагрузки, которые переносят юные легкоатлетки, требуют поиска эффективных способов планирования и организации их многолетней спортивной подготовки.

В последние десятилетия значительный вклад в изучение проблемы оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменок внесли И.В. Тихонова, Ю.А. Шулик [2], Е.И.Тарасенко [3], Е.Ф. Кочеткова [4], Л.Г. Шахлина [5]. Однако несомненным является факт дефицита количества научно-практических исследований по индивидуализации учебно-тренировочного процесса легкоатлеток подросткового возраста по гендерному признаку. В связи с этим мы считаем необходимым обратиться к теме индивидуализации спортивной подготовки легкоатлеток подросткового возраста с учетом фаз биологического цикла. Цель статьи заключается в исследовании способов повышения эффективности процесса спортивной подготовки легкоатлеток подросткового возраста путем разработки тренировочного мезоцикла с учетом гендерных особенностей.

Материалы и методы исследования

Педагогический эксперимент проходил в 2020–2021 гг. в МБУ СШОР № 2 им. Л.Н. Мосеева г. Челябинска. Участницами исследования явились 40 спортсменок 14–15 лет, занимающихся легкоатлетическим спринтом. Контрольная и экспериментальная группы состояли из 20 человек. Квалификация легкоатлеток соответствовала 1-му и 2-му взрослым разрядам. Во всех группах в зимний период подготовительного этапа учебно-тренировочного процесса были осуществлены комплексные исследования. На основе фаз биологического цикла спортсменок был специально спроектирован мезоцикл спортивной подготовки. В то же время учебно-тренировочный процесс для контрольной группы был организован без учета околомесячных физиологических изменений в женском организме. Обследование легкоатлеток подросткового возраста экспериментальной и контрольной групп было проведено до и после педагогического эксперимента.

Для реализации педагогического эксперимента были использованы следующие методы исследования: аналитический метод, критический анализ и сравнение, функциональные пробы (проба Руфье–Диксона, Гарвардский степ-тест, тест Купера), педагогическое тестирование (контрольные упражнения), метод математико-статистической обработки полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время вопрос проектирования и осуществления спортивной подготовки с учетом гендерной дифференциации остается дискуссионным. С одной стороны, ряд исследователей считают, что околомесячные колебания в организме спортсменок требуют тщательного учета и контроля, поскольку повышенные физические психоэмоциональные и психоэмоциональные нагрузки могут создавать предпосылки для нарушения фаз биологического цикла, а также способствовать ухудшению спортивных результатов [6]. С другой стороны, ряд авторов полагают, что циклические колебания женского организма не оказывают существенного влияния на физическую работоспособность спортсменок. Так, например, В. Киндерман выявил повышение физической работоспособности женщин до максимальных величин в менструальный период. Втеории и практике физической культуры это часто объясняется высокой квалификацией занимающихся, которая формирует адаптацию организма к повышенным нагрузкам и сглаживает выраженные реакции организма спортсменок на околомесячные изменения.

В легкоатлетическом спринте проектирование содержания и средств организации учебно-тренировочных занятий строится на основании особенностей влияния овариально-менструального цикла на физическую работоспособность девушек. В настоящее время принято выделять следующие пять фаз менструального цикла: менструальная фаза (выход желтого тела), постменструальная фаза (стадия развития фолликулов), овуляционная фаза, постовуляционная фаза, предменструальная фаза (стадия развития желтого тела) [2, 3, 7]. Соответственно, динамика проявления физической работоспособности спортсменок выражается по-разному по причине изменения уровня гормонов в организме девушек. Данные закономерности достаточно подробно описаны в трудах Л.Г. Шахалиной. В своих исследованиях она отмечает высокую работоспособность спортсменок разной специализации в постменструальную и предменструальную фазы биологического цикла по сравнению с другими фазами за счет повышения функциональных резервов кислородтранспортной системы [5]. В.М. Паршаковой были выявлены увеличение минутного объема крови, частоты сердечных сокращений, нерациональное распределение крови на второй день менструальной фазы и через семь дней в постменструальную фазу [6].

Анализ изучения различных источников литературы и практики наших педагогических наблюдений за уровнем физической работоспособности в процессе учебно-тренировочных занятий позволил сделать вывод об изменении функциональной активности организма в разные фазы биологического цикла.

Представим тренировочный мезоцикл подготовительного этапа тренировочного процесса легкоатлеток подросткового возраста в зимний период, который составлял 58 дней. Содержание учебно-тренировочного процесса было ориентировано на девушек с длительностью овариально-менструального цикла (ОМЦ) в 28 дней. Подготовительный мезоцикл состоял из двух циклов. Каждый цикл состоял из 10 микроциклов, длительность которых зависела от продолжительности фаз биологического цикла.

Мезоцикл начинался с втягивающего микроцикла (что соответствовало менструальной фазе ОМЦ), который предполагал снижение общего объема физических нагрузок и ограничение применения силовых, глобальных статических и динамических упражнений на мышцы ног, брюшного пресса, поясницы и малого таза. В первые дни менструальной фазы особое внимание уделялось организации учебно-тренировочного процесса юных легкоатлеток, когда противопоказаны физические упражнения, которые сопровождаются натуживанием и переохлаждением. Далее происходил ударный микроцикл, соответствующий постменструальной фазе, включающий нагрузку высокой интенсивности, так как физическая работоспособность спортсменок в этот период находится на высоком уровне. В данной фазе применялись такие средства, как: повторный бег от 60 до 200 м, бег с низкого старта, прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями.

В овуляционную фазу был введен специальный микроцикл продолжительностью три дня, характеризующийся щадящим режимом выполнения тренировочной нагрузки. Как показывает анализ литературы, в овуляционную фазу женский организм хорошо переносит физические нагрузки, направленные на развитие выносливости [2, 6]. Поэтому применялись кроссовая подготовка и упражнения общей физической направленности. В постовуляторную фазу также был использован ударный микроцикл продолжительностью 9 дней. Микроцикл был направлен на совершенствование силы, быстроты и скоростно-силовых качеств, а также была применена физическая нагрузка с проявлением высокой интенсивности. Легкоатлетки подросткового возраста выполняли повторное пробегание коротких отрезков с максимальной интенсивностью, бег с низкого и высокого старта, длинные и короткие прыжки в среднем и быстром темпе, переменное пробегание отрезков до 200 м с околомаксимальной интенсивностью.

Восстановительный микроцикл, который включал в себя нагрузку низкой интенсивности, применялся в предменструальную фазу биологического цикла. Данная фаза характеризуется снижением физической работоспособности девушек, ухудшением психоэмоционального состояния, выражающимся в высокой возбудимости, раздражительности, повышенной утомляемости, повышенной восприимчивости психических факторов, а также высоким проявлением напряжения организма и его регуляторных систем. В данном микроцикле использовались такие средства, как упражнения на гибкость, беговые упражнения, подвижные и спортивные игры. Далее были проведены аналогичные тренировочные микроциклы.

Первичное исследование выявило, что уровень физической работоспособности легкоатлеток подросткового возраста до введения экспериментального тренировочного мезоцикла в экспериментальной и контрольной группах не отличался. Тест Купера показал, что в контрольной группе средняя величина дистанции была 2320 м, а в экспериментальной – 2400,4 м. Анализ данных, представленных в таблице 1, выявил, что по завершении эксперимента показатели теста Купера повысились на 8,6% (p<0,05). Проявленные изменения физической работоспособности юных спортсменок доказывают действенность всего мезоцикла тренировочного процесса.

Таблица 1

Изменения показателей физической работоспособности легкоатлеток подросткового возраста

Показатели

Контрольная группа (n=20)

Экспериментальная группа (n=20)

В начале мезоцикла

В конце мезоцикла

В начале мезоцикла

В конце мезоцикла

Тест Купера (м)

2320±16,2

2390,1±16,7

2311,4±26,3

2520,4±49,2

*

Проба Руфье

(индекс)

7,0±0,19

6,9±0,12

6,9±0,16

6,2±0,06

**

Гарвардский степ-тест (индекс)

75,9±0,73

76,3±0,59

 

77,7±0,57

83,6±0,36

**

Примечание: – р<0,05; ** – р≤0,01

Первоначально в экспериментальной группе индекс пробы Руфье–Диксона был 6,9, а в контрольной группе – 7,0. По завершении исследования данный показатель в экспериментальной группе достоверно увеличился на 11,4% (p≤0,01) по сравнению с контролем. Изменение параметров физической работоспособности по индексу пробы Руфье–Диксона спортсменок подросткового возраста, занимающихся легкоатлетическим спринтом, свидетельствует о положительной динамике степени их тренированности. Отсутствие достоверных различий индекса Гарвардского степ-теста у контрольной и экспериментальной групп до проведения педагогического эксперимента также выявило их однородность. По завершении исследования данный показатель в экспериментальной группе достоверно увеличился на 10,1 % (p≤0,01) по сравнению с контрольной группой. Полученные результаты соответствуют проявлению отличного уровня физической работоспособности юных спортсменок. Это характеризует положительное влияние индивидуализации учебно-тренировочного процесса на формирование толерантности к физическим нагрузкам организма легкоатлеток подросткового возраста.

Целесообразность разработанного тренировочного мезоцикла оценивали при помощи тестов физической подготовленности. Результаты исследования представлены в таблице 2. В экспериментальной группе показатели бега на 30 м увеличились на 5,1% (р<0,05) по сравнению с контролем. Также нами была выявлена идентичная динамика в отношении показателей бега на 60 м, выражающая в достоверном улучшении на 5,5% (р<0,05) по сравнению с контрольной группой. Вместе с этим введение тренировочного мезоцикла в спортивную подготовку юных легкоатлеток не вызвало достоверных изменений результатов в наклоне вперед из положения стоя. Анализ прыжка в длину с места выявил достоверное улучшение параметра на 6,4% (p<0,05) у исследуемой группы спортсменок по сравнению с контролем. Данный факт характеризует положительные адаптационные сдвиги в организме спортсменок подросткового возраста, занимающихся легкоатлетическим спринтом. Аналогичная закономерность была выявлена в сгибании и разгибания рук, а также в подъеме из положения лежа на спине. Указанные параметры достоверно повысились на 10,1% (p≤0,01) и на 11,1% (p<0,01) соответственно по сравнению с контрольной группой. Изменение параметров контрольных тестов свидетельствует о возрастании спортивного мастерства, физической подготовленности легкоатлеток подросткового возраста после введения экспериментального мезоцикла.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что рациональное планирование учебно-тренировочного процесса считается возможным только на основании индивидуального подхода. Строгий учет биологических закономерностей, присущих подростковому возрасту в период становления менструального цикла, является важным аспектом перспективного планирования спортивной подготовки девушек. Нарушение менструального цикла юных спортсменок служит предупреждением о том, что организм испытывает значительные физические и психоэмоциональные нагрузки и находится в состоянии переутомления или хронического утомления. Поэтому необходимо вести дневник самоконтроля с регистрацией самочувствия в разные фазы менструального цикла, который значительно индивидуализирует тренировочный процесс [4].

Таблица 2

Динамика контрольных показателей легкоатлеток подросткового возраста в ходе педагогического эксперимента

Показатели

Контрольная группа (n=20)

Экспериментальная группа (n=20)

В начале мезоцикла

В конце мезоцикла

В начале мезоцикла

В конце мезоцикла

30 м с низкого старта (сек)

5,9±0,04

6,0±0,03

6,0±0,04

5,6±0,03

*

60 м с низкого старта (сек)

9,1±0,07

8,9±0,07

9,2±0,09

8,6±0,08

*

Сгибание и разгибание рук, (кол-во раз)

13,8±1,1

14,0±1,4

14,2±1,7

15,2±1,9

**

Прыжок в длину с места (см)

178,2±7,1

186,3±7,9

177,1±7,4

190,3±8,2

*

Наклон вперед из положения лежа (см)

17,1±1,8

17,2±1,5

17,3±1,7

17,3±1,8

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз)

43,1±3,1

42,7±2,9

43,4±3,6

47,9±3,8

**

Примечание: – р<0,05; ** – р<0,01.

Заключение. Таким образом, индивидуализация спортивной подготовки легкоатлеток подросткового возраста на основе учета фаз биологического цикла имеет важное теоретическое и практическое значение. Понимание механизмов формирования приспособительных изменений в дальнейшем определяет рациональную адаптацию организма юных спортсменок, что способствует повышению эффективности многолетней подготовки и росту профессионального мастерства. Проектирование и осуществление учебно-тренировочного процесса спортсменок подросткового возраста, специализирующихся в легкоатлетическом спринте, представляется рационально применять по следующим направлениям.

1. Изучение самочувствия, индивидуальной динамики физической работоспособности спортсменок в течение овариально-менструального цикла.

2. Учет динамики спортивной работоспособности в разные фазы биологического цикла при планировании учебно-тренировочного процесса, включая специальные задания для самостоятельного выполнения.

3. Организация благоприятного психологического климата в учебно-тренировочном процессе во второй половине биологического цикла, начиная с овуляционной фазы, путем введения спокойной обстановки, ограничения меры ответственности юных спортсменок за неправильно или неточно выполненные упражнения.

Исследование вопросов индивидуализации учебно-тренировочного процесса легкоатлеток подросткового возраста требует дальнейшего рассмотрения в рамках комплексного, междисциплинарного исследования с позиции физиологии, спортивной медицины, психологии, методики обучения физической культуре и спорту. Содержание представленных результатов исследований необходимо включить в систему повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательное программы физкультурно-спортивной направленности, а также других специалистов, организующих спортивную подготовку спортсменок подросткового возраста.


Библиографическая ссылка

Кислякова С.С. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30799 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674