Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Гоголева М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», (филиал) в г. Славянске-на-Кубани
Актуальность данного исследования обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования к личности педагога, среди которых выделяется умение находить решение в различных педагогических ситуациях. При этом подчеркивается, что разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. Материал статьи подготовлен на основании опыта преподавания дисциплины «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)» на кафедре русской и зарубежной филологии (филиала) Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. Преподаватели кафедры ведут методическую и научную работу по анализу, разработке и внедрению новых технологий обучения студентов педагогического направления. С опорой на опыт работы и анализ значительного количества источников литературы в данной статье приводится пример использования метода кейсов при обучении студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили подготовки «Английский язык», «Немецкий язык») в ходе изучения дисциплины «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)». Студенты сталкиваются с реальной профессиональной задачей, решение которой актуализирует определенный комплекс методических и психолого-педагогических знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Делается вывод о том, что использование метода ситуационного обучения или обучения на примере конкретных ситуаций способствует формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза.
ключевые слова: высшее образование
бакалавры
кейсы
профессиональные компетенции
будущие учителя
1. Учебный план для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили подготовки Английский язык, Немецкий язык). [Электронный ресурс]. URL: http://sgpi.ru/?n=7840 (дата обращения: 11.04.2021).
2. Вагина М.В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии // Вестник северо-западного отделения Российской Академии Образования. 2013. № 1 (13). С. 16-18.
3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 11.04.2021).
4. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
5. Гоголева М.А. Использование кейс-технологии как средства развития творческих способностей студентов в процессе обучения иноязычному говорению // Modern Humanities Success. Успехи гуманитарных наук. 2020. № 1. C. 77-80.
6. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5. Т.2. С. 155-157.
7. Графова А.В., Фёклин С.И., Шишенина М.В. Кейсы образовательных организаций города Москвы : правовой комментарий жизненных ситуаций. М.: Книгодел, 2019. 148 с.
8. Кирьякова А.В., Белоновская И.Д., Каргапольцева Д.С. Технология «кейс-стади» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2011. 105 с.
9. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ, 2013. 94 с.

Актуальность данного исследования определяется требованиями, которые предъявляет ФГОС ВО (3++) к умениям педагога, главным из которых является умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. В связи с этим в учебном плане по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили подготовки «Английский язык», «Немецкий язык») появилась дисциплина «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)», относящаяся к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана».

Новая учебная дисциплина призвана формировать у студентов следующие важные профессиональные компетенции: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ; использовать предметные знания в ходе реализации учебного процесса; сопровождать и поддерживать обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов; проектировать предметную среду образовательной программы [1].

В рамках освоения программы бакалавриата выпускники учатся решать задачи профессиональной деятельности двух типов: педагогических и методических. К педагогическим относятся такие задачи, как:

- проведение педагогической деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

- разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ;

- реализация индивидуальной и совместной учебно-воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- контроль и оценка индивидуальных образовательных результатов обучающихся, выявление и корректировка проблем в обучении;

- осуществление взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

- проектирование и реализация профессиональной деятельности с опорой на специальные научные знания.

Наравне с педагогическими должны решаться и методические задачи:

- отбирать содержание образования школьников по английскому и немецкому языкам, адекватного ожидаемым результатам, уровню развития современной филологической науки и возрастным особенностям обучающихся;

- проектировать, планировать и реализовывать образовательный процесс по английскому и немецкому языкам в образовательных учреждениях основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования;

- осуществлять методическое руководство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся;

- создавать условия для повышения мотивации обучающихся к изучению английского и немецкого языков, вовлекая их в различные виды деятельности (индивидуальную и групповую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др.);

- проектировать образовательную среду школьного изучения английского и немецкого языков, основанную на учете исторических и культурных особенностей региона.

В этой связи преподавателю необходимо подготовить учебный материал, который бы удовлетворял требованиям программы по профилю подготовки. В статье дается описание методики работы с использованием кейсов.

Целью исследования является внедрение в учебный процесс по дисциплине «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)» кейс-технологии (Case Study) или метода ситуационного обучения – обучение с помощью конкретных ситуаций.

Материалы и методы исследования

Технология кейсов давно используется в учебном процессе вуза [2-4]. Материал статьи подготовлен на основании опыта преподавания дисциплины «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)» на кафедре русской и зарубежной филологии филиала КУБГУ в г. Славянске-на-Кубани. Кафедра проводит большую научную работу по разработке и внедрению новых методов и технологий обучения студентов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили подготовки «Английский язык», «Немецкий язык») и 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование») [5]. Данная дисциплина включена в учебные планы по подготовке бакалавров.

Результаты исследования и их обсуждение

Дисциплина «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)» носит прикладной характер, и наиболее эффективным методом обучения в рамках дисциплины «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)» может стать применение кейс-технологии. Обучение проходит на примере обсуждения конкретных ситуаций и заключается в том, что студенты сталкиваются с реальной педагогической ситуацией, которая одновременно знакомит с какой-либо профессиональной проблемой и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить студентам при её разрешении. Однако следует отметить тот факт, что сам кейс имеет несколько решений, поэтому самые разнообразные решения будут верными. Решения педагогических и методических кейсов могут быть стандартными, т.е. опираться на правила, и нестандартными, т.е. иметь творческий характер. Тем самым новый материал для изучения выдается обучающимся в виде профессиональных задач (кейсов), а методические и психолого-педагогические знания приобретаются в результате активного творческого обсуждения различных решений данных кейсов. Студенты учатся самостоятельно ставить цели, искать необходимую информацию, анализировать проблему с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы, осуществлять самоконтроль процесса получения знаний и его результатов.

Перед нами была поставлена задача – разработать кейсы по профилю подготовки и апробировать их. В литературе накоплен огромный опыт по работе с кейсами, описывающий и кейсы, и методику работы с ними [6-8]. Однако готовые кейсы по профилю подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили подготовки «Английский язык», «Немецкий язык») и 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование») пока отсутствуют. Были определены последовательные шаги работы с кейсом [9, с. 13].

Первоначально преподаватели осуществляли большую подготовительную работу по созданию кейсов и вопросов для их обсуждения. Были разработаны кейсы, затрагивающие методические и психолого-педагогические проблемы.

На втором этапе начиналась самостоятельная работа студентов с кейсом – анализ практической ситуации. Для эффективной работы студенты делились на небольшие группы 4-6 человек (в группе были сильные и слабые студенты, девушки и парни) в зависимости от количества присутствующих студентов и сложности обсуждаемой ситуации. Работа в малых группах является необходимым и главным методом изучения материала, и она занимает основное место в данной технологии.

Получив кейс для разрешения, студенты самостоятельно по кейсу осваивали новый материал, необходимый для выполнения практического задания. Затем преподаватель с помощью традиционных и инновационных методов проверки проверял понимание учебного материала студентами.

Освоив теоретический материал кейса, студенты переходили к межгрупповой дискуссии. Представители от каждой группы – спикеры - представляли свой групповой кейс. Студенты из других групп становились оппонентами. Они задавали коварные вопросы и заставляли спикера защищать свои решения. Преподаватель тоже задавал вопросы после студентов, активизировал, направлял дискуссию, выполняя роль фасилитатора, а иногда - оппонента и критика.

На последнем этапе работы с кейсом подводились итоги работы, делались выводы. Важно сначала предоставить слово для рефлексии студентам, а затем только преподаватель может прокомментировать работу микрогрупп, отдельных студентов, дать свои рекомендации.

Использование кейсов на занятиях по новой дисциплине подтвердило, что характерной особенностью решения методических кейсов является неоднозначность возможных решений, т.е. они имеют несколько правильных решений. Однако все решения кейсов можно рассматривать с различных позиций, например: степень риска, обоснованность решений, затраты ресурсов и т.д. Поэтому оценивание работы студентов над кейсом должно быть системным и иметь многокомпонентный метод формирования оценки. В общую оценку войдут баллы студентов за их уровень активности на занятии (сколько раз студент выступал, насколько хорошо владеет категориальным аппаратом, может ли предложить план действий и др.) и за текущие письменные работы (формулирование и анализ большинства проблем, имеющихся в кейсе, умение делать собственные выводы, оформлять документацию по правилам и т.д.). Все оценки необходимо обосновывать, комментируя, какие продуктивные решения присутствовали, какие варианты действий могли бы быть, какие были допущенные ошибки, если такие были. Мы солидарны с Савельевой М.Г. в том, что в процессе работы над кейсом самое главное – продемонстрировать студентам, как ситуация порождает вопросы, помочь найти верный ответ через рассуждения, споры, дискуссии. Здесь как раз и появляется необходимость в научном знании. Независимо от того решаются кейсы индивидуально или в группе, целесообразно записывать результаты выполнения задания каждого студента. Вслед за Савельевой М.Г. мы использовали модель оценивания выполнения задач студентом [9, с. 14]. В таблице 1 предлагается вариант модели оценивания решений кейсов.

Таблица 1

Модель оценивания решения кейсов

Ф.И.

студента

Формулировка

кейса

Уровень понимания кейса

Предложение способа решения кейса

Аргументи-рование способа решения кейса

Предложение альтернативных вариантов решения кейса

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

 

 

Анализируя информацию в данной таблице, можно было легко сделать вывод о том, насколько хорошо студент справляется с решением профессиональных задач и владеет соответствующими умениями. За выполнение одного задания студент максимально мог получить 12 баллов. Таким образом, у преподавателя была информация о том, какие умения у студента сформированы, а какие – нет. Приведем пример работы над кейсом с методической проблемой.

Кейс «Контроль на уроке английского языка»

Содержание кейса

Проблема:Молодой учитель английского языка очень расстроен. Он дал учащимся следующее задание: «Послушайте рассказ два раза и напишите изложение на английском языке». После проведенного урока-контроля аудирования он пришел к выводу, что навыки аудирования в 8 «Г» классе не сформированы совсем.

Цель:Организовать поиск, сбор и изучение информации по теме «Контроль на уроке английского языка» и ответить на вопрос: «Как правильно организовать контроль на уроке иностранного языка?».

Группа делится на 2 подгруппы, каждая группа получает свою задачу.

Группа 1

Задача. Сделайте вывод: правильно ли дать учащимся задание после прослушанного текста «Напишите в тетради все, что вы поняли из услышанного»?

Исследование проведите по схеме:

1. Вспомните этапы обучения аудированию как виду речевой деятельности.

2. Предложите задания для каждого этапа обучения аудированию.

3. Какие задания могут использоваться с любым аудиотекстом?

4. Какова последовательность выполнения упражнений по контролю аудирования?

5. Какой этап обучения аудированию как виду речевой деятельности может отсутствовать? В каком случае? Обоснуйте свой ответ.

Результаты исследования записывались в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты исследования 1-й группы

Этапы обучения аудированию

Упражнения

Комментарии, выводы

 

 

 

Группа 2

Задача.Докажите или опровергните слова: «Нет плохих или хороших упражнений. Проблема заключается в том, правильно или неправильно мы их используем».

При подготовке к ответу опирайтесь на следующий план:

1. Изучите различные типы упражнений по обучению аудированию как виду речевой деятельности (согласие-несогласие, заполнение пропусков, ответы на вопросы, логические цепочки, закончить предложение и т.д.).

2. Проанализируйте все существующие упражнения по проверке понимания услышанного. Ответьте на вопросы: какой методической ценностью обладают все эти упражнения? Обоснуйте свой ответ.

3. Добавьте и исследуйте свои упражнения по контролю сформированности навыков аудирования. Обоснуйте свой ответ.

Результаты исследования записывались в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты исследования 2-й группы

Упражнения (вид, описание)

Методическая ценность

(да, нет, что развивает)

Комментарии, выводы

 

 

 

После анализа ситуаций в группах началось предварительное обсуждение ситуаций в аудитории. Во время обсуждения преподаватель проверил, как студенты ориентируются в вопросах организации контроля на уроке иностранного языка, в том числе в обучении аудированию, насколько хорошо они знают упражнения для контроля аудирования. Для этого использовался устный фронтальный опрос и индивидуальный тест по теме кейса «Обучение аудированию». Затем спикеры от каждой микрогруппы представили свой материал, студенты второй микрогруппы выступали оппонентами. Преподаватель координировал дискуссию, выводя студентов на проблему кейса. Студенты сделали вывод о том, что молодой учитель неправильно выбрал способ проверки навыков аудирования у учащихся и предложили другие эффективные задания, с которыми обучающиеся смогут справиться. Преподаватель оценил выводы групп и отдельных участников, заполнил оценочную таблицу, прокомментировал весь ход дискуссии.

Заключение

Таким образом, кейсы имеют широкие образовательные возможности. Мониторинг результатов работы с технологией кейсов показывает эффективность ее использования. Будущие учителя приобретают умения решать профессиональные задачи, формируют профессиональные компетенции. Работа с кейсами на занятиях по дисциплине «Решение профессиональных задач (по профилям подготовки)» способствует активизации познавательной деятельности и творчеству студентов. На таких занятиях всегда высокая активность и мотивация, а кроме того, сознательная дисциплина. Однозначно, кейс-технология способствует подготовке конкурентоспособных профессионалов на рынке труда.


Библиографическая ссылка

Гоголева М.А. РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30803 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074