Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Васильева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Забайкальский государственный университет"
В статье обсуждаются особенности формирования языковой личности школьников средствами предмета «Русский родной язык». На основе анализа научной литературы по теме исследования выявлены психологические особенности учеников поколения «альфа». Отмечаются отдельные черты мышления школьников данного поколения, значимость для них виртуальной коммуникации, некоторые перспективы и проблемы в восприятии и переработке учениками информации и др. Автор доказывает, что обучающимся поколения «альфа» присущи черты виртуальной языковой личности. Описаны особенности вербально-семантического, тезаурусного и прагматического уровней данной личности, в том числе ее ценности и базовые коммуникативные потребности. Обозначены факторы, влияющие на становление личности учащегося поколения «альфа». Перечислены возможности предмета «Русский родной язык» в формировании и совершенствовании языковой личности учеников поколения «альфа». Раскрыт потенциал работы с гипертекстами, обучения речевому этикету в условиях виртуальной коммуникации. В частности, рассмотрены целевые установки обучения школьников стратегиям эффективной работы с гипертекстом, несущим культуроведческую информацию, сведения о концептосфере культуры. Также отмечается значимость обучения русскому речевому этикету для преодоления нарушений социальной адаптации у обучающихся поколения «альфа».
поколение «альфа»
языковая личность
русский родной язык
виртуальная языковая личность
гипертекст
речевой этикет
1. Богданова Е.А. Языковая личность как центральная категория антропологической парадигмы лингвистического знания // Национальная ассоциация ученых. 2017. № 6 (33). С. 56-57.
2. Седых А.П. Этнокультурные характеристики языковой личности: на материале французской языковой личности: автореферат дис. ... докт. филол. наук. Саратов, 2005. 43 с.
3. Мишатина Н.Л. Методическая лингвоконцептология как пролог антропоцентрической методики // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства: сборник статей III Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 14–15 мая 2020 г.). Белгород: ООО «Эпицентр», 2020. С. 309-312.
4. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М.: МПГУ, 2019. 212 с.
5. Ходякова Л.А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры. М.: МПГУ, 2018. 188 с.
6. Мишатина Н.Л. Методическая лингвоконцептология: современное состояние и вектор развития // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3 (31). С. 16-25.
7. Морозова Е.В. Об особенностях подхода к обучению поколений Z и альфа // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2020. С. 261-263.
8. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореферат дис. ... докт. филол. наук. Волгоград, 2013. 41 с.

Современная лингвистическая наука может быть определена как антропологическая лингвистика [1], в центре внимания которой находится не только система языка как таковая, но и языковая личность – носитель языка. При этом языковая личность рассматривается не только как личность, способная к коммуникации посредством языка, но и как «точка пересечения этнокультурных кодов» [2]. В соответствии с исследованиями Ю.Н. Караулова и его последователей, языковая личность существует в культуре, ее черты определяются общенациональным языковым типом, национальной и языковой картинами мира. В соответствии с данной концепцией в структуре языковой личности выделяются вербально-семантический, тезаурусный и прагматический уровни.

В то же время в отечественной лингводидактике постепенно оформляется антропологическая лингвометодика [3]. Это означает, что особое значение приобретает формирование обучающегося как языковой личности в контексте культуры. Таким образом, тенденции развития лингвистики и лингводидактики свидетельствуют о перспективности поиска и обоснования технологий и методик, которые позволили бы создать условия для становления ученика как языковой личности, осознающей сопричастность к истории и культуре своего народа, ответственность за сохранение и передачу последующим поколениям национальных ценностей, культурной и исторической памяти, без которых невозможно существование народа и государства. При этом велика роль предметов «Русский язык», «Русский родной язык», которые способствуют такому становлению.

Введение преподавания русского языка как родного в образовательный процесс начальной и основной школы свидетельствует о признании государством и обществом того, что изучение русского языка в его эстетической и кумулятивной функциях является значимым. На протяжении первых десятилетий XXI в. в отечественной лингводидактике уделялось пристальное внимание особенностям соизучения языка, культуры и истории русского народа. Был внесен существенный вклад в исследование формирования культуроведческой компетенции обучающихся, разработаны подходы, концепции, технологии, методические системы, методики, позволяющие расширять фоновые знания обучающихся о культуре и истории своего народа, совершенствовать представление о русской языковой картине мира, ключевых концептах, культуроведческих и прецедентных текстах. На современном этапе происходит становление методик преподавания русского языка, которые обобщают результаты предыдущих исследований и обосновывают основные принципы и направления приобщения школьников к культуре своего народа через язык. К таковым возможно отнести аксиологическую методику преподавания русского языка А.Д. Дейкиной [4], методику речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры Л.А. Ходяковой [5] и др. По мнению Н.Л. Мишатиной [6], возможно говорить о наличии методической лингвоконцептологии, в центре внимания которой находится изучение концептосферы культуры.

Вместе с тем недостаточно изученными являются особенности формирования языковой личности школьников поколения «альфа» в контексте современных тенденций развития образования, в том числе лингвистического.

Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей формирования языковой личности школьников поколения «альфа» в курсе русского родного языка.

Материал и методы исследования. Результаты нашей работы основываются на анализе, обобщении, систематизации результатов научных исследований в области педагогики, психологии, лингводидактики и лингвокультурологии. Методологическую основу исследования составили:

– теория поколений, в том числе концепция сущности поколения «альфа» (М. Маккриндл, Н. Хоу, У. Штраус и др.);

– концепция ученика как языковой личности (Е.А. Богданова, С.Г. Воркачев, Ю.Н. Караулов, О.В. Лутовинова и др.);

– труды, посвященные изучению национально-культурной специфики русского языка (А.Д. Дейкина, Н.Л. Мишатина, Т.Ф. Новикова, Л.А. Ходякова и др.).

Результаты исследования и их обсуждение. Теория поколений была создана Н. Хоу и У. Штраусом в конце XX в. Согласно данной теории, историко-культурные, социальные и иные факторы определяют психологические особенности людей, родившихся и живших в определенные временные отрезки. Термин поколение «альфа» был введен М. Маккриндлом для обозначения поколения людей, рожденных после 2010 г.

Е.В. Морозова [7], обобщив данные, полученные в результате ряда исследований, обозначила следующие особенности детей данного поколения:

– клиповое мышление;

– проблемы с концентрацией внимания;

– нарушения социальной адаптации;

– высокий уровень цифровой грамотности;

– самостоятельность в поиске информации и ее анализе;

– представление о том, что «если информация найдена, значит, ты ею овладел» [7, с. 263];

– нахождение в Интернете, виртуальное общение – естественная потребность;

– мотив к учению возникает только в том случае, если оно вызывает интерес;

– ценностью является социальное признание, есть стремление к социальному одобрению.

Обозначенные особенности учеников поколения «альфа» обусловлены тем, что виртуальная реальность стала неотъемлемой частью их жизни. Легкий доступ к информации в сети Интернет, активное общение в социальных сетях и мессенджерах, гаджеты как привычная часть жизни с раннего возраста – все это влияет на становление личности людей поколения «альфа». Функционирование в виртуальном дискурсе порождает особый феномен, который О.В. Лутовинова определяет как виртуальную языковую личность – «условный образ участника того или иного виртуального дискурса, неразрывное соединение реальных и ассоциируемых характеристик личности» [8, с. 6].

По мнению ученого, «виртуальная языковая личность становится специфическим типом адресата и адресанта, не сводимым ни к реальному типу личности, ни к вымышленному» [8, с. 6] и «характеризуется наличием клипового сознания, высокой степенью поглощенности виртуальной деятельностью и смещением акцентов мировосприятия, предстает более компетентной в техническом и менее грамотной в языковом отношении, отличается … постоянным стремлением к публичности и полярностью поведения, не имеет четкого и ясного представления о партнере по коммуникации» [8, с. 6–7].

Таким образом, особенности личности поколения «альфа» совпадают с параметрами виртуальной языковой личности, это позволяет предположить, что ученик данного поколения сочетает в себе черты реальной и виртуальной языковой личности. При этом общение в виртуальном дискурсе определяет многие черты языковой личности поколения «альфа». В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть, каковы цели взаимодействия языковой личности с другими людьми в виртуальном дискурсе и ценности виртуальной языковой личности.

Целями виртуальной языковой личности являются «третичная социализация, инкультурация, саморепрезентация, развлечение» [8, с. 17]. Третичная социализация состоит в присвоении тех норм, ценностей, моделей поведения, которые приняты в том сетевом сообществе, членом которого является личность. Инкультурация предполагает усвоение норм и ценностей, традиций, обычаев виртуальной культуры. Саморепрезентация выражается в стремлении к признанию и одобрению участниками виртуального дискурса.

К ценностям виртуального дискурса относят [8]:

– неограниченный доступ к информации, которую можно получить в кратчайшие сроки;

– возможность вступать в контакты с большим количеством людей, затрачивая при этом минимальное количество времени;

– анонимность;

– стирание временных и пространственных границ в общении;

– свободу самовыражения, которая в ряде случаев трактуется виртуальной языковой личностью как вседозволенность;

– демократичность, в ряде случаев граничащую с фамильярностью.

Таким образом, в структуре языковой личности учеников поколения «альфа» можно выделить отдельные особенности, обусловленные обозначенными целями и ценностями виртуальной языковой личности. Данные изменения в соотнесении с классической моделью языковой личности, разработанной Ю.Н. Карауловым, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения в структуре языковой личности людей поколения «альфа»

Структура языковой личности

(Ю.Н. Караулов)

Составляющие виртуальной языковой личности

Вербально-семантический уровень (лексические, словообразовательные, грамматические особенности национального языка)

Лексика, речевые штампы виртуального дискурса

Тезаурусный уровень (концепты, идеи)

Нормы и ценности виртуального мира, в том числе демократичность, свобода самовыражения, анонимность

Прагматический уровень (коммуникативные потребности, модели поведения)

Базовая коммуникативно-деятельностная потребность – социальное признание и одобрение в виртуальном общении

Как видно из данных, представленных в таблице 1, изменения затронули все уровни языковой личности ученика поколения «альфа». Рассмотрим, какие направления в формировании и совершенствовании данной языковой личности средствами предмета «Русский родной язык» возможно выделить.

Сегодня в фокусе внимания при изучении предмета «Русский родной язык» находятся лексика, фразеология с национально-культурным компонентом значения, культуроведческие и прецедентные тексты, концептосфера языка, русский речевой этикет. Значительное внимание уделяется анализу культурных смыслов, заключенных как в отдельных языковых единицах, так и в национальной картине мира.

При этом на периферии внимания остается гипертекст, хотя в виртуальном дискурсе преобладает работа языковой личности именно с этим видом текстов, где информация связана нелинейно в многомерном пространстве. Нельзя не отметить, что чтение гипертекста, как правило, заменяется браузингом – беглым просмотром, который, в свою очередь, играет немаловажную роль в формировании клипового мышления людей поколения «альфа». Между тем гипертекст может служить инструментом нелинейного представления информации о национально-культурной специфике языка, ценностях, обычаях русского народа, его культуре и истории в целом. Работа с гипертекстом может быть использована и для достижения метапредметных результатов образования, так как она требует овладения стратегиями чтения, познавательными УУД, навыками критической оценки информации, которые необходимы для развития мышления учеников, способности ориентироваться в потоке информации, транслируемой сетью Интернет.

Также недостаточное внимание уделяется правилам коммуникации в виртуальном дискурсе, в том числе в рамках русского речевого этикета, несмотря на значимость именно виртуального общения для личности поколения «альфа». Вместе с тем взаимосвязанное обучение эффективной коммуникации как в реальной жизни, так и в виртуальном дискурсе имеет, на наш взгляд, потенциал в коррекции нарушений социальной адаптации поколения «альфа».

Результаты анализа особенностей поколения «альфа», факторов, влияющих на возникновение данных особенностей, и возможных направлений совершенствования языковой личности учеников поколения «альфа» средствами предмета «Русский родной язык» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Направления совершенствования языковой личности учеников поколения «альфа» средствами предмета «Русский родной язык»

Особенности языковой личности поколения «альфа»

Факторы, влияющие на возникновение данной особенности

Направления совершенствования языковой личности людей поколения «альфа» при изучении русского родного языка

Клиповое мышление

Беглый просмотр гипертекста как альтернатива чтению

Взаимосвязанное обучение различным видам чтения на материале культуроведческих, прецедентных текстов, в том числе креолизованных, стратегиям эффективной работы с гипертекстами

Проблемы с концентрацией внимания

Нарушения социальной адаптации

Преобладание виртуального общения над реальным, анонимность, демократичность и свобода самовыражения общения в виртуальном дискурсе, трактуемые как вседозволенность

Обучение русскому речевому этикету, в том числе в виртуальном пространстве

Представление о том, что доступность информации предполагает легкость овладения ею

Несформированность навыков критического осмысления информации при наличии огромного количества различных источников информации

Развитие критического мышления, познавательных УУД учеников, в том числе при работе с информацией о культуре и истории русского народа, отраженных в языке

Преувеличенный (в ряде случаев) интерес к признанию и одобрению в виртуальном пространстве

Преобладание виртуального общения над реальным

Вовлечение учеников в реальную коммуникацию в различных сферах и ситуациях общения, формирование культуры поведения в виртуальной коммуникации

 

 

Преувеличенная значимость виртуального общения

Выводы. Таким образом, особенности формирования языковой личности обучающихся поколения «альфа» средствами предмета «Русский родной язык» состоят во:

– взаимосвязанном совершенствовании вербально-семантического, тезаурусного и прагматического уровней языковой личности с учетом ее функционирования в виртуальном дискурсе;

– необходимости обучения школьников работе с информацией, ее критическому осмыслению при работе с текстом и гипертекстом в виртуальном дискурсе (при этом гипертекст может пониматься как инструмент нелинейного представления информации о концептосфере культуры);

– значимости формирования представления о моделях речевого поведения в виртуальном и реальном дискурсе на основе ценностей национальной картины мира; вовлечении обучающихся в практическое овладение данными моделями в виртуальном и реальном общении.


Библиографическая ссылка

Васильева Н.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30812 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674