Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ДОСОК В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ)

Скакунова В.А. 1 Черемина В.Б. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,
2 ФГБОУ ВО «Ростовский Государственный экономический университет»
В эпоху развития процессов цифровизации и глобализации применение информационно-коммуникационных технологий и других цифровых сервисов в обучении иностранным языкам является в большинстве случае неотъемлемым элементом учебного процесса. В процессе обучения иностранным языкам интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует более эффективной работе студентов над усвоением знаний и отработке различных языковых навыков и речевых видов деятельности. Кроме того, согласно исследованиям российских и зарубежных коллег, внедрение ИКТ позволяет реализовывать принципы визуализации и интерактивности, что является также мотивирующим фактором в обучении иностранным языкам. В данной статье рассматриваются дидактические свойства интернет-сервисов Padlet и Miro при обучении иностранному (английскому) языку для специальных целей. Данные сервисы представляют собой электронные учебные доски, которые могут быть также использованы для реализации различных учебных целей и задач, а не только в качестве доски. Также в статье рассматривается технический потенциал данных технологий, который позволяет загружать материалы различных форматов: текстовый, аудио- и видеоформаты. Учитывая, что студенты обладают совершенно различными видами восприятия информации, данные интернет-сервисы могут быть применены в качестве учебных платформ для размещения и работы с материалом.
онлайн доски
онлайн обучение
ИКТ
цифровые технологии в обучении

На современном этапе цифровизации образовательного процесса внедрение цифровых технологий в учебный процесс является повседневной практикой практически в любом образовательном учреждении. Цифровизация обучения подразумевает не только использование учебных пособий в электронном формате, но и включение материалов в аудио- и видеоформате, применяемых в заданиях различного типа, направленных на реализацию целей обучения, обоснованных во ФГОС и учебных планах учителей и преподавателей иностранного языка.

Вынужденный переход на дистанционный или смешанный формат обучения в связи с пандемией COVID-19 способствовал более интенсивному применению технологий в образовательном процессе. Переход на дистанционный режим обучения обусловил развитие возможностей внедрения различных учебных платформ и интернет-ресурсов. Не является исключением и построение учебного процесса по обучению иностранным языкам. Использование цифровых технологий дало достаточное количество преимуществ как преподавателям иностранного языка, так и студентам ввиду наличия различных возможностей для отработки лексических, грамматических, фонетических навыков, а также в рамках развития речевых видов деятельности [1–4]. Наряду с языковыми навыками новые технологии позволяют также развить личностные компетенции студентов, такие как работа в команде и коллаборация [5, 6].

Появление онлайн-досок как одного из инструментов обучения привело к их использованию не только с целью создания дополнительной возможности для визуализации материала [1, 7, 8], но также и для разработки различного рода упражнений для изучающих иностранный язык с разным уровнем владения по шкале CEFR. Ввиду того что электронная доска часто представляет собой полотно для творчества при помощи различных инструментов, которые предлагают данные доски, их интеграция в учебный процесс позволяет не только создавать учебные задания с их использованием, но и применять их в качестве платформы в целях систематизации информации и размещения дополнительного материала для самостоятельного изучения студентами.

Таким образом, целью данного исследования является анализ эффективности применения онлайн интерактивных досок на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.

Материал и методы исследования

Рассматривая вопросы применения цифровых инструментов в педагогической деятельности, необходимо провести анализ как технологического, так и дидактического потенциала, иными словами – изучить возможности сервиса применимо к обучению конкретной дисциплине, в частности обучению иностранному (английскому) языку. Материалами исследования послужила работа на занятиях по английскому языку со студентами в онлайн-сервисах Padlet и Miro. Методами исследования явились эмпирический метод исследования, а также сопоставительный анализ эффективности использования онлайн-досок в дистанционном обучении. Также в процессе выделения дидактических возможностей были проведены обсуждения совместно со студентами с целью сбора обратной связи по их работе с данными онлайн-досками.

Результаты исследования и их обсуждение

Интернет-технология Padlet представляет собой электронную доску с различными функциями, которые могут быть внедрены в процесс обучения на различных этапах обучения и для различных целей: образовательных, деловых, личных и т.д. Обращаясь к вопросу истории развития данной технологии, стоит отметить, что изначально данная интернет-технология Padlet называлась Wallwisher, но с течением времени она была переименована в Padlet, при этом был обновлен интерфейс и введено большее количество функций.

Интернет-технология Padlet может быть использована в рамках двух тарифов: бесплатного и платного (Padlet Pro). В рамках бесплатного тарифа можно создать не более пяти досок. В тарифе Padlet Pro пользователь может создавать неограниченное количество досок. Кроме этого, стоит отметить, что данный сервис представлен также в мобильном приложении, что может значительно упростить процесс обучения, учитывая тот факт, что в распоряжении студентов чаще находится телефон, нежели компьютер, а, соответственно, вероятность выполнения задания повышается. В мобильном приложении представлены все те же функции, что есть и в компьютерной версии.

С точки зрения технологического аспекта, Padlet обладает набором функций, которые выгодно отличают ее от схожих онлайн-досок, применяемых в учебном процессе [2, 9]:

– чтобы приступить к работе на доске, учащимся или студентам достаточно выслать приглашение по ссылке. Иными словами, обучающимся нет необходимости проходить регистрацию на данной доске;

– как и любой интернет-сервис, Padlet предоставляет различное количество вариантов по созданию досок: «стена» – посты располагаются в виде кирпичиков, данный вариант является наиболее популярным форматом использования Padlet; в случае выбора формата «лента» посты будут просматриваться в виде ленты новостей, что в некотором смысле имитирует новостную ленту социальных сетей, в то же время является удобным форматом при работе на мобильных устройствах; формат «раскадровка» позволяет видеть расположение постов рядами, один за другим; формат «колонки» помогает располагать посты в виде колонок на общем полотне Padlet; «беседы» позволяют размещать посты в виде непрерывного чата; в рамках формата «карта» пользователи могут отметить любое место на карте мира; формат «холст» позволяет перемещать посты по пространству доски, что позволяет учащимся или преподавателю размещать и менять место постов в зависимости от целей или категории; наконец, размещение постов в виде хронологии помогает создать определенную временную шкалу (например, для создания исторической последовательности);

– благодаря наличию мобильного приложения к данной доске ее можно использовать на любом устройстве, без входа на сайт с сохранением всего функционала, который имеется при входе с поисковика в Интернете. Это, в свою очередь, значительно упрощает и ускоряет процесс обучения;

– предусмотрена возможность интегрировать онлайн-доски Padlet с учебными платформами, например Google Classroom, что значительно упрощает процесс работы с учебным материалом, так как не предполагает переходов по отдельным ссылкам на сторонние сайты;

– имеется возможность экспортирования продуктов деятельности в электронной доске Padlet в различные форматы (PDF, JPEG и др.). Это является немаловажным фактором в случае, если у преподавателя или студента есть необходимость в предъявлении результатов своей учебной и профессиональной деятельности;

– онлайн-доска Padlet предлагает создание различных вариантов заданий, что позволяет учителю или преподавателю менять формат своих заданий в зависимости от поставленных на занятии целей;

– предусмотрена возможность загрузки текстов различного формата: текст, аудио, ссылка, картинка/фото, видео, обозначение местоположения на карте и т.д.

Разумеется, внедряя в образовательный процесс ту или иную технологию, необходимо рассмотреть ее дидактические возможности. В связи с этим, изучив их в Padlet [2, 3, 5], отметим следующие:

– возможность создания условий для проведения предварительного этапа проектной деятельности и мозговой атаки в онлайн- и/или офлайн-формате;

– создание заданий открытого типа, где студенты могут не только оставить свое сообщение, но и ответить на сообщения других участников учебного процесса, а также оставить реакцию в виде «лайка», что помогает имитировать социальные сети;

– написание своего развернутого ответа по обозначенному на доске вопросу с прикреплением медиаресурсов различных форматов. Такой тип задания может быть эффективно использован, например, при реализации проектной деятельности, в том числе размещении результатов проектной деятельности с общим доступом в рамках обучению иностранному языку для специальных целей;

– проведение рефлексии на занятии после выполнения какого-либо задания творческого типа для получения обратной связи от участников образовательного процесса;

– обозначение места на карте мира и размещение своего сообщения.

Таким образом, интернет-сервис Padlet является тем типом информационно-коммуникационной технологии, которая не только позволяет выполнять какие-либо задания, но также может использоваться в качестве платформы для размещения учебных материалов и реализации интерактивности в обучении. Иными словами, данный сервис может быть применим в различных форматах обучения, в частности традиционном, смешанном и дистанционном.

Еще одной онлайн-доской, получившей распространение в 2019–2020 гг., является интерактивная доска Miro, которая представляет собой виртуальный аналог классической доски с большим спектром возможностей. Данная доска является российской разработкой, ставшей популярной как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. Сегодня ее используют такие крупные компании, как Skyscanner, Autodesk, Netflix и многие другие.

Технические возможности Miro позволяют планировать мероприятия, создавать кейсы, организовывать командную работу. В период пандемии и проведения занятий в дистанционном режиме онлайн-доска стала незаменимым инструментом в преподавании как в общеобразовательных школах, так и в высших учебных заведениях.

При бесплатной регистрации Miro предоставляет три доски с неограниченным полем, что позволяет создавать значительное количество досок разных форматов в рамках одного пространства. Среди основных функций Miro при работе с обучающимися можно назвать следующие:

– создание нового «фрейма», нового слайда для контента;

– запуск режима презентации;

– просмотр комментариев;

– режим чата;

– карточки – данный инструмент рекомендуется использовать в эджайл-форматах совместной работы;

– скриншеринг – это режим, в котором преподаватель делится экраном;

– голосование, позволяющее в короткие сроки собирать ответы среди студентов по тем или иным вопросам, требующим совместного решения;

– таймер;

– mindmap (ментальные карты);

– поиск изображений в Google.

В качестве примера по работе с доской Miro рассмотрим ее использование в рамках командной работы для закрепления лексических единиц по теме «Финансовый учет». Первый этап работы каждой группы студентов представляет собой создание карточек для каждого участника команды и выбор капитана. Далее студенты разрабатывают собственную ментальную карту с помощью доски Miro. В то же время инструмент mindmap позволяет им одновременно генерировать идеи и фиксировать их на доске. Благодаря функции «Таймер» обучающимся выставляется ограничение по времени, которое отображается на их доске, созданной посредством фрейминга. Во время командной работы студенты используют функцию чата для обсуждения лексических единиц, которые необходимо добавить в mindmap, активизируя таким способом навык письменной речи. Для создания наглядности своей ментальной карты обучающиеся иллюстрируют выделенные лексические единицы, применяя функцию «поиск картинок в Google». Далее студентам предлагается выбрать одну из компаний, написанных на стикерах на каждой доске, со ссылкой на их сайт и описать финансовый учет, используя лексические единицы из ментальной карты. Для создания конкурентной среды в каждую доску встроено голосование.

Помимо командной работы студентов, доска Miro также предоставляет широкие возможности для планирования занятия. Особенностью построения занятия по иностранному языку являются его структурная и содержательная части, которые должны включать различные речевые и языковые упражнения, а также учитывать метапредметные связи. С целью введения новых лексических единиц и интенсификации уже изученных при планировании занятия на доске используются ментальные карты (mindmap) и Google картинки для визуализации материала, которые в дальнейшем служат опорой для речевых упражнений. Интеграция с Google-поиском позволяет не только заранее спланировать и визуализировать материл, но также быстро найти картинку, соответствующую незнакомому слову или фразе, возникшей во время занятия, не применяя переводной метод. При дистанционном обучении и использовании конференц-сервисов, таких как Zoom и Skype, демонстрация экрана и переключение с одного документа на другой представляют определенные неудобства, доска Miro при этом дает возможность поэтапно выложить весь материал для урока в любом формате – pdf, doc, pptx. Аудио- и видеофайлы прикрепляются на доску в формате ссылки.

Таким образом, онлайн-доска Miro может эффективно применяться не только в рамках фронтальной и командной работы студентов, но также для планирования занятия с выкладкой всех методических материалов и открытым доступом для студентов. Основными ее преимуществами являются:

– возможность использовать картинки для визуализации лексики, лексических игр (memory, guessing и т.д.) в качестве опоры для разговорных упражнений и т.д.;

– интеграция с Google-поиском картинок;

– консолидация материалов для урока/темы в рамках одного фрейма и возможность последовательно выстроить «маршрут» занятия / прохождения темы;

– возможность оперативно предоставить студентам материалы вне рамок занятия, например по прошествии нескольких дней выложить ответы на задание для самопроверки;

– работа в формате коллаборации или брейнсторминга;

– интеграция ссылок на другие ресурсы и видео с Youtube.

Более того, интеграция доски Miro с Google-поисковиком, а также со ссылками на другие ресурсы повышает результативность ее внедрения в учебный процесс. Например, доска Miro может быть включена и/или внедрена в Google Classroom как один из элементов учебного курса, таким образом, студентам не нужно будет переходить между платформами.

Выводы

В заключение стоит отметить, что в век цифровизации образовательного процесса подавляющего числа дисциплин привлечение различных онлайн-инструментов в обучение, в частности в процесс изучения иностранных языков, способствует созданию больших возможностей для визуализации содержания процесса обучения, появлению различных новых способов отработки учебного материала, работе над языковыми навыками и речевыми умениями. Кроме того, учитывая тот факт, что процесс цифровизации способствует все большему распространению глобализации и международному общению, применение цифровых технологий позволит создавать различные учебные контексты с привлечением зарубежного опыта и учащихся, например для выполнения совместных учебных проектов. Как следствие, это может способствовать развитию социокультурной компетенции в целом. С точки зрения технологического и дидактического потенциала онлайн-доски Padlet и Miro позволяют создавать разнообразные учебные задания, размещать материалы для обязательного и дополнительного изучения, реализовывать различные формы обучения – парные, групповые и командные и индивидуальные формы; учитывать различные формы восприятия информации и ее обработку, например визуальный, аудиальный или кинестетический каналы восприятия информации. Наконец, данные сервисы могут быть использованы как в традиционном формате обучения, так и в дистанционной и смешанной формах обучения. Ввиду наличия достаточного количества функций Padlet по работе с загружаемым материалом преподаватели и студенты могут работать с материалом как в рамках аудиторной работы, так и в рамках заданий, предлагаемых для освоения вне стен учебного заведения. Более того, данные онлайн-доски могут быть использованы в качестве пространства для проведения различных форм учебного контроля или для реализации проектных видов деятельности. Наконец, стоит отметить, что возможность быстрого доступа к онлайн-доскам, даже без прохождения регистрации, позволяет сэкономить время и приступить непосредственно к выполнению учебных заданий, размещенных на платформе.


Библиографическая ссылка

Скакунова В.А., Черемина В.Б. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ДОСОК В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30860 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674