Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТ-ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Решетникова Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет"
В статье дано краткое обоснование актуальности использования средств арт-педагогики на этапе дошкольного образования. Обозначено направление развития изобразительной деятельности старших дошкольников средствами арт-педагогики (арт-педагогические технологии, арт-педагогические занятия). Арт-педагогические технологии нацелены на развитие способностей детей 5–7 лет к изобразительной деятельности. Главным принципом их проектирования является единство восприятия и практической деятельности. Дано определение арт-педагогической технологии как спроектированного набора методов и средств привлечения искусства для решения педагогических задач, системно используемого в образовательном процессе. Описаны технологии арт-педагогики, используемые для развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет в рамках реализации программы дополнительного образования. Арт-педагогическая технология использования средств арт-педагогики на этапе создания художественного образа предполагает использование произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) на этапах формирования, разработки и воплощения замысла. Арт-педагогическая технологии использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности включает этап экспериментирования, восприятия данной техники в произведении искусства и применение в практической творческой деятельности детей. Она обогащает опыт технического освоения изобразительных материалов детьми. Арт-педагогическая технология использования художественно-развивающих игр позволяет облегчить этап мотивации детей к деятельности и процесс восприятия произведений искусства; повышает интерес к рисованию. На основе данных экспериментальной работы обобщены результаты исследования.
искусство
дошкольники
арт-педагогические технологии
изобразительная деятельность
программа
дополнительное образование
1. Маковец Л.А. Арт-педагогика в современном образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-6/4-makovets.pdf (дата обращения: 14.05.2021).
2. Ивахнова Л.А. Арт-педагогика в подготовке учителей изобразительного искусства // Вестник образования. Гуманитарные исследования: ОмГПУ. 2015. № 4 (8). С. 63-65.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: ВЛАДОС, 2011. 255 с.
5. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2 (6). С. 16-26.

Интенсивное развитие арт-педагогики (нового практико-ориентированного направления педагогической науки (Н.А. Вершинина, Л.А. Ивахнова, Н.Ю. Сергеева, А.Ю.Сметанина, Т.А. Соколова, Е.В. Таранова, А.У. Уматова и др.)) способствует изучению вариантов привлечения арт-педагогики в образовательный процесс. Создание условий для развития личности ребенка; организация деятельности, направленной на формирование этических и эстетических ценностей; разработка инновационных технологий, ориентированных на эффективное решение педагогических задач, находятся сегодня в зоне повышенного интереса у исследователей и педагогов-практиков.

Привлечение произведений искусства в образовательный процесс и интеграция его видов в дошкольном периоде способствует формированию и развитию художественно-творческих способностей детей, обогащению их эмоционально-познавательного опыта (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.). Арт-педагогика открывает потенциальные возможности для развития и самореализации детей, так как основана на интеграции искусства, педагогики, психологии для воспитания, обучения, развития и поддержки растущей личности [1, с. 39], таким образом, обеспечивая гармоничное ее развитие.

Необходимость научного рассмотрения проблемы развития изобразительной деятельности старших дошкольников средствами арт-педагогики обусловлена сложившимися противоречиями между:

- потребностью общества в гуманистически развивающейся личности, ориентированной на этические и эстетические ценности, и отсутствием создания условий (отсутствие специалистов по изобразительной деятельности в ДОУ, разработанных программ, технологий) для ее систематического развития на этапе дошкольного образования;

- универсальными возможностями искусства как средства всестороннего развития детей и ограниченным использованием этих возможностей в дошкольной практике.

Приоритетными становятся задачи арт-педагогики, связанные с разработкой методов и методик, проектированием технологий; задачи, нацеленные на гармоничное развитие личности средствами искусства и художественно-творческой деятельности. Взаимосвязь художественного развития и эстетического воспитания, обучения и художественно-творческой деятельности является характерным признаком арт-педагогики [2, с. 63].

Рассмотрев психолого-педагогические особенности развития изобразительной деятельности дошкольников, потенциальные возможности арт-педагогики в развитии человека, обозначили направление развития изобразительной деятельности старших дошкольников. Оно включало: развитие художественного восприятия и понимание произведений искусства (в соответствии с возрастными особенностями детей), обогащение эмоционально-познавательного опыта освоения действительности и применения его на практике. Технологии привлечения искусства в педагогический процесс разрабатывались с учетом ведущей роли педагога и принципами арт-педагогики.

С целью теоретического обоснования, практической разработки и экспериментальной проверки эффективности использования средств арт-педагогики для развития изобразительной деятельности дошкольников 5–7 лет было проведено исследование. Его объектом стал процесс изобразительной деятельности, а предметом – развитие изобразительной деятельности средствами арт-педагогики (арт-педагогические технологии, арт-педагогические занятия). Исследование осуществлялось в течение 2016-2020 гг. на базе БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 341». В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Исследования А.В. Запорожца, Н.А. Ветлугиной, Н.М. Зубаревой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной подтверждают доступность детскому восприятию художественных произведений при условии направляющей роли педагога.

Изучение учебных программ по изобразительной деятельности в системе дошкольного и дополнительного образования позволило разработать общеразвивающую программу дополнительного образования художественной направленности «Образ. Творчество. Дошкольник». Развитие восприятия искусства решалось с помощью задач, направленных на понимание его языка (средств выразительности). Интегрированный подход в подаче информации способствовал развитию эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка и его психических процессов, эстетических чувств, а значит, обогащению эмоционально-познавательного опыта дошкольника.

Для реализации программы дополнительного образования нами были разработаны арт-педагогические технологии, с помощью которых решались задачи:

- развитие восприятия и понимания произведений искусства;

- развитие индивидуально-творческих способностей ребенка;

- содействие развитию органов чувств (мышление, память, внимание, воля) средствами искусства;

- развитие навыков диалогового общения в процессе изобразительной деятельности.

Под педагогической технологией понимается компонент педагогического мастерства, так как он представляет собой профессиональный выбор педагогом способа воздействия на ребенка с целью формирования у него отношения к миру, сочетая свободу личностного проявления и социокультурные нормы (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, 2008). В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [3, с. 78].

В арт-педагогической технологии не ставятся приоритетными задачи обучения рисованию. Гораздо важнее решение задач эмоционально-познавательного развития личности, развития ее чувственно-эмоциональной сферы (процессов восприятия, ощущений), развития умения выражать свои чувства и мысли (самореализация).

С нашей точки зрения, арт-педагогическая технология – это спроектированный набор методов и средств привлечения искусства для решения педагогических задач, системно используемый в образовательном процессе. Развитие изобразительной деятельности при этом происходит одновременно с усвоением детьми способов решения изобразительных задач в процессе реализации арт-педагогических технологий.

Разработанные нами арт-педагогические технологии способствовали эмоционально-познавательному развитию дошкольников и приобретению навыков коммуникации; развитию у них восприятия, творческого воображения и мышления; помогали им в самореализации и самопознании.

А-ПТ использования средств арт-педагогики на этапах создания художественного образа (замысел, разработка (вынашивание) замысла, воплощение замысла).

На этапе замысливания образа использовались произведения искусства (словесного, изобразительного, музыкального), игры и игровые приемы, направленные на формирование художественного восприятия. Решались задачи обогащения художественно-познавательного опыта и ознакомления детей со средствами создания художественного образа. Например, используя «волшебную рамку», дошкольник мог сосредоточиться на цветовых отношениях изображения.

На этапе вынашивания замысла нами использовались такие средства арт-педагогики, как эскизы; игры и игровые приемы, направленные на освоение техник и технических приемов. Дети знакомились с эскизами художников, сравнивали их с готовыми произведениями искусства, обсуждали варианты решения. Задачи этого этапа были направлены на формирование у детей представлений о признаках художественного образа, о вариантах использования художественно-выразительных средств и техник в изобразительной деятельности. В процессе диалога с ребенком у педагога формировалось представление о степени разработанности замысла и появлялась возможность представить результат его изобразительной деятельности.

На этапе воплощения (реализации) замысла использовались игры и игровые приемы, направленные на изучение применения законов композиции, цветовой гармонии, на овладение приемами создания художественного образа. Игровые приемы носили и экспериментальный характер, позволяя дошкольнику сделать собственный выбор. Решались задачи создания образа на основе использования образной речи; формирования у детей представлений о многообразии не только художественных материалов, но и вариантов их использования и сочетания. Передача детьми эмоционального отношения к нарисованному, своеобразие детского изобразительного языка оказывали положительное влияние на результат их изобразительной деятельности. Рисунки, как продукт образного познания и отражения действительности детьми, получались по-разному интересными и содержательными. Внедрение данной технологии положительно повлияло на устойчивость замысла. Все три этапа создания художественного образа могут вмещаться в одно или в 2–4 занятия (как в нашем случае).

Таким образом, использование средств арт-педагогики на этапах создания художественного образа позволило нам рассмотреть выразительность и изобразительную грамотность как показатели развития изобразительной деятельности и решить задачи, направленные на их развитие. Творческий процесс у детей – это создание выразительного образа доступными им изобразительными средствами (цвет, линия, ритм, форма) [4, с. 48].

А-ПТ использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников (в том числе в сочетании с традиционной) способствовала развитию у детей способности к изобразительной деятельности благодаря практическим упражнениям в освоении техник и их разнообразию. В данной технологии важна предварительная работа прежде, чем ребенок сможет использовать технику в рисовании. У детей появилась возможность видеть, как работает техника в произведении художника, как традиционная (сухая пастель, цветные карандаши, акварель и др.), так и нетрадиционная (монотипия, энкаустика, грифонаж и др.). Мы используем три этапа технологии. Экспериментирование – деятельность, направленная на ознакомление с новой техникой и способами получения ее изображения. Выполняются небольшие задания. Рассматриваются варианты использования новой техники в произведении искусства и в сочетании с другими изобразительными материалами. Практическая деятельность (третий этап технологии) направлена на выполнение задания, в котором варианты применения техники выбирают дети. Кроме этого, мы используем детские художественные работы, так как иногда дошкольнику легче понять, как работает техника, в детском рисунке.

Благодаря этой технологии дошкольники не просто знакомились с новой техникой, у них появлялась возможность восприятия ее в произведениях художников, что способствовало осознанному применению художественно-выразительных средств. Знакомство детей с изобразительными и выразительными особенностями и возможностями художественных материалов положительно повлияло на изобразительную грамотность при создании художественного образа.

А-ПТ использования художественно-развивающих игр в изобразительной деятельности детей 5–7 лет или игровая технология с применением средств арт-педагогики в изобразительной деятельности дошкольников. Художественно-развивающими играми мы называем игры с использованием произведений искусства, его видов, жанров, выразительных средств и т.д. Это игры с использованием средств арт-педагогики. При проектировании таких игр были определены цели, задачи, возрастные особенности детей. Описаны правила каждой игры. Данная технология применялась нами в теме «Образ осени» (4 занятия). Это блок занятий для детей 5-6 лет. На занятиях использовались репродукции произведений художников, изображающих осенние пейзажи (А. Рылов, К. Коровин, И.Левитан, В. Поленов, И. Шишкин и др.). На каждом занятии использовались игры, игровые приемы и ситуации, развивающие восприятие цвета («Проверь решение», «Теплые и холодные цвета», «Составь цвет коры дерева», «Подбери дереву лист» и др.). Например, в игре «Подбери к картине стихотворение» дошкольники учились сравнивать, анализировать произведения искусства (словесного и изобразительного) и аргументировать свой выбор. Решение задач развития художественного восприятия разных видов искусства способствовало обогащению эмоционально-познавательного опыта. В игре «Назови технику рисования» использовались детские художественные работы сверстников, к которым дети проявляли особый интерес.

Необходимо отметить, что каждая из перечисленных арт-педагогических технологий соответствует принципу единства восприятия и практической изобразительной деятельности.

А-ПТ технология использования средств арт-педагогики в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста применялась нами для развития способностей к творческой деятельности в теме «Цветы и цвета» (блок из 4 занятий). На этапе «Восприятие и анализ художественных произведений» использовались такие формы и средства арт-педагогики, как экскурсия в Музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля города Омска, художественное восприятие. На последующих этапах («Понимание языка искусства», «Применение средств художественной выразительности в изобразительной деятельности») были использованы репродукции произведений омских художников, техники нетрадиционного рисования, игры и игровые приемы.

Еще одним средством арт-педагогики, используемым нами для развития изобразительной деятельности, стало арт-педагогическое занятие как форма организации образовательной деятельности, в основе которого лежит система педагогического взаимодействия, построенная на интеграции художественного и учебно-воспитательного содержания [5, с. 21]. Более качественному усвоению информации способствовало ее восприятие в трех модальностях (визуальная, аудиальная, кинестетическая).

На всех основных этапах арт-педагогического занятия с дошкольниками (мотивационно-организационный, совместно-деятельностный, этап самостоятельной деятельности детей, оценочно-рефлексивный) были использованы арт-педагогические средства: произведения искусства, его виды и жанры. Обращение к искусству, содержание которого понятно детям, интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе изобразительной деятельности такое общение способствовало развитию эмоциональной сферы дошкольников и обогащению интеллектуальной. Расширяя процессы восприятия и познания, искусство способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка-дошкольника, что положительно влияет на его изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность определяется нами как продуктивно-познавательный процесс, способствующий образному познанию и отражению действительности (В.С. Мухина, О.М.Дьяченко, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.).

Результаты исследования показали, что дети, получая и накапливая эстетические впечатления от встречи с искусством, воспринимая его эмоционально и образно, обогащали свой эмоционально-познавательный опыт. Опора на такой опыт в изобразительной деятельности способствовала развитию образной выразительности в рисунках. Интеграция образов (зрительных, слуховых, тактильных) облегчала процесс восприятия и продуктивной творческой деятельности. Понимание взаимосвязи средств выразительности с содержанием произведения, освоение новых техник, приемов рисования и возможностей изобразительных материалов способствовало развитию образной выразительности и изобразительной грамотности.

В итоге проведенного эксперимента:

- актуализирована проблема развития изобразительной деятельности дошкольников 5-7 лет средствами арт-педагогики;

- разработаны арт-педагогические технологии для развития изобразительной деятельности детей 5 -7 лет: А-ПТ использования средств арт-педагогики на этапах создания художественного образа; А-ПТ использования нетрадиционных техник рисования; А-ПТ использования художественно-развивающих игр; А-ПТ технология использования средств арт-педагогики в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- обоснован теоретический принцип арт-педагогической технологии развития изобразительной деятельности, включающий единство восприятия искусства и практической творческой деятельности;

- разработаны арт-педагогические занятия и игры для развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет;

- раскрыты возможности использования средств арт-педагогики в рамках реализации программы дополнительного образования для развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Выводы

Проектирование содержания арт-педагогической деятельности нацелено на решение специфических задач развития этического и эстетического иммунитета личности.

Внедрение арт-педагогических технологий и арт-педагогических занятий в дошкольное образование через реализацию дополнительной образовательной программы способствовало развитию изобразительной деятельности детей 5-7 лет, так как обобщение результатов эксперимента позволяет определить положительную динамику. Использование арт-педагогики (ее средств) способствует творческой самореализации дошкольника через развитие художественного восприятия, обогащение его эмоционально-познавательного опыта.

Исследования по внедрению средств арт-педагогики в образовательный процесс детей могут быть продолжены, так как проблема разработки механизмов развития изобразительной деятельности с привлечением искусства требует дальнейшего изучения.


Библиографическая ссылка

Решетникова Е.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТ-ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30862 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074