Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Логинова Е.А.
В статье раскрывается необходимость использования интегрированного подхода в обучении одаренных школьников в современной образовательной школе, а так же представлен опыт работы с одаренными детьми в гимназии на основе реализации интегрированного подхода на примере немецкого языка.

Глобальные преобразования в российском обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи. Сегодня успешен тот, кто может быстро реагировать на постоянные изменения в обществе. Это относится и к одаренным детям. «Одаренные дети» - это дети, «опережающие сверстников в развитии», это «некая исключительность» [5, С.9]. Именно одаренные и талантливые дети потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. Тем не менее, в работе именно с одаренными детьми имеются значительные проблемы.

Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В.Путин, создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.

Проблема детской одаренности и ее развитие решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти - это создание и реализация федеральной программы «Дети России» и ее подпрограммы «Одаренные дети».

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.), проанализирована сложность феномена одаренности, сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с природными задатками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности» [4].

Возникает необходимость поиска эффективных способов обучения одаренных детей, создания условий для интеллектуального и личностного роста детей и подростков с признаками общей одаренности в общеобразовательных учреждениях разных типов. Такая задача решается за счет внесения изменений в содержание, методы и организацию обучения в рамках основного образования для одаренных детей или с помощью дополнительного образования детей.

Одаренность как психическое образование представляет собой комплексное, интегральное свойство, включающее в себя когнитивные, некогнитивные и социальные факторы, что свидетельствует о необходимости использования интегрированного подхода в обучении одаренных детей для их успешного развития одаренности [3; 4; 6; 8].

Интеграция (от лат. integer - целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое [2].

Необходимо интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство. Ядром такой интеграции является исследовательская активность детей, обеспечивающая их самостоятельную исследовательскую деятельность, поощрение и развитие которой обуславливает большие развивающие возможности.

Исследовательская активность школьника, проявляемая в разных формах, рассматривается как основное проявление креативности в детском возрасте, обеспечивает самостоятельное открытие мира школьником. В процессе же творческого развития школьника его исследовательская активность преобразуется в более высокие формы, обеспечивая возможность для перехода к следующему этапу развития, поэтому при обучении одаренных школьников мы используем интегрированный подход.

Наша задача состоит в том, чтобы определить образование как систему и элемент системы окружающего одаренного человека мира и рассмотреть взаимодействие его с другими элементами внутренней и внешней систем.

В нашем случае прослеживается ряд систем: наглядность - знания; методы обучения - знания, умения, навыки; процесс обучения - содержание образования; образование - мировоззрение.

При определении сущности интегрированного подхода необходимо выявить не только интеграционные составляющие, но и определить взаимосвязи между ними и отношения их с целым (образованием).

Интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:

  • целостность формируемой личности школьника;
  • единство жизнедеятельности человека и его образования;
  • взаимосвязь наследственных, социальных и педагогических факторов;
  • целостность научно-педагогическо-го знания;
  • целостность педагогического воздействия;
  • единство процессов развития, воспитания и обучения;
  • целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимозависимость учебной и внеучебной деятельности);
  • взаимообусловленность теоретической и практической деятельности человека;
  • единство образования и самообразования.

Каждая из перечисленных составляющих интеграции в образовании не нова и исследована в педагогической науке. Однако рассмотрение этих элементов-систем в органической связи позволяет, с одной стороны, иначе построить образование в целом, с другой, - качественно преобразовать каждый составляющий его элемент для достижения поставленной цели. Такое рассмотрение и будет называться интегрированным подходом.

Интегрированный подход в обучении способствует не только интенсификации, систематизации учебно-познаватель-ной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция актуальна и необходима в современной школе.

Не вызывает сомнения необходимость установления взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Такая связь позволяет «усилить процессы демократизации и гуманизации жизнедеятельности одаренных учащихся, объединить школьное и внешкольное образование и воспитание детей, эффективно использовать возможности внешкольной среды» [1, С.25.]. Без второго этапа учебный процесс оказывается незавершённым, т.к. без включения изучаемого содержания в жизненную практику учащихся невозможно полноценное усвоение этого содержания. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью социализации одаренных школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Внеурочное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.

Наука быстро развивается, увеличивается количество информации, которой необходимо овладеть человеку. Усвоить всю эту информацию один раз и на всю жизнь невозможно, это непрерывный процесс, направленный на формирование единой картины мира. Поэтому одаренным детям необходимо дать средства для самостоятельного и непрерывного самообразования. Необходимо обеспечить не только усвоение основ знаний и способов деятельности, но и обучить таким умственным действиям, которые помогут одаренным школьникам самостоятельно решать жизненные задачи различного уровня сложности. Важным условием умственного развития является также усвоение структур творческой деятельности. Решить эту задачу средствами только обучения нельзя.

Следовательно, интегрированный подход предполагает комплексное исследование образовательной среды с одновременным изучением его составляющих. Только при таком подходе к образованию можно обеспечить целостное развитие одаренной личности.

Рассмотрим предлагаемую нами модель развития и поддержки одарённых детей на основе интегрированного подхода (рис.1).

Данная модель включает в себя предложения школы (гимназии и.т.п.), организацию непосредственно учебного процесса на уроке, свободу выбора индивидуальной работы, разработку индивидуальных и групповых стратегий обучения, а так же предложения дополнительных образовательных учреждений, в том числе, музеи, библиотеки и.т.п.

В классно-урочной системе одаренным школьникам предлагается роль консультанта, помощника. Школьники могут также выступать в роли учителя (самостоятельно разбирать новый материал и предъявлять его на уроке; учитель внимательно следит за ходом урока и в необходимых случаях может что-то уточнить, помочь: обучение через учение) и др.

Исследователи выделяют множество видов интеграции: по методам, приёмам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую условно можно назвать структурной методологией интеграции [7].

Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя далеко не все виды интеграции.

Исследуя процесс интеграции, А. Католиков выделяет два её вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своём предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности) [7].

В нашем исследовании горизонтальные связи проявляются по следующим направлениям:

1) между иностранным языком и информационной технологией (презентация проектов, е-Mail - проекты, Internet - технологии и др.); иностранным языком и историей («Экономика Германии», «События после 2-й мировой войны» и др.); иностранным языком и географией («Географическое положение Германии» и др.); иностранным языком и искусством («Художники 19-20 вв. Германии и России», «Немецкие актеры»); иностранным языком и психологией («Стресс среди молодежи» и т.д.);

2) интеграционные проекты с центром немецкой культуры, лингвистическими лагерями «Незабудка», «Звездный», зарубежным лингвистическим оздоровительным лагерем в Баварии (Германия), лингвистическим центром ТюмГУ;

3) библиотекой гимназии, ЦНК, ТюмГУ, областной научной библиотекой им. Д.И.Менделеева (Немецкий читальный зал им. Гете); музеи, выставки;

4) встречи с носителями языка - немецкими коллегами (Йоганн Хассельгрубер, Ульрике Келлинг, Клаудиа Норман, Дж. Дрост, Беньямин Шпатц и др.), преподавателями вузов;

p 

Рис. 1. Модель развития и поддержки одаренных детей на основе интегрированного подхода

5) использование Интернет - ресурсов, видео, аудио, компьютерных программ и т.д.;

6) проведение традиционных мероприятий «праздники Германии: Рождество, пасха», систематическое участие в олимпиадах, лингвистических и интеллектуальных конкурсах, викторинах, конференциях (в гимназии, городских, областных, всероссийских); участие в научном обществе учащихся.

Выше мы рассмотрели горизонтальные связи, т.е. связи внутри каждого компонента интеграции. Рассмотрим вертикальное взаимодействие.

Вертикальные - это преемственные связи по этапам усвоения школьниками программного материала как внутри одного предмета, так и всех изучаемых в школе дисциплин. Вертикальные связи предполагают наращивание усваиваемого содержания и последовательное изменение целостного видения школьником окружающего мира. Наличие у учащихся таких связей определяется снятием и сравнением попредметных срезов знаний через определённый временной промежуток.

Интеграцией по вертикали в нашем исследовании будут служить проведение уроков, мероприятий, помощь в подготовке учащихся к мероприятиям, конкурсам, викторинам одаренными школьниками средней ступени в младших классах, старшей ступени - в среднем звене; использование проектов, дидактического материала, создание компьютерных программ одаренными школьниками для закрепления учебных тем, развития творческого мышления в младших классах.

Из общетеоретического представления об учебном предмете как интегрированной системе можно сделать следующие выводы:

1. Интеграция представляется одним из перспективнейших инновационных приёмов, способных решить многие из проблем современного предметно-разоб-щенного образования. Предметоцентризм - это важнейший организационный принцип современной школы, в соответствии с которым учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы. В то же время процесс обучения происходит в границах отдельного предмета именно потому, что он представляет собой интегрированную систему. Предметоцентризм и интеграция - это два диалектически взаимосвязанных принципа, обусловливающих друг друга. Практически предметоцентризм есть не что иное, как внешняя форма внутрипредметной интеграции.

2. Развитие системы образования должно происходить путём интеграции, но важно при этом понимать, что этот процесс может и должен происходить не от предметно-целостного образования к интегрированному, а от внутрипредметной интеграции к межпредметной.

На наш взгляд, интеграция вбирает в себя не только содержание учебных предметов, и не только все прочие компоненты процесса обучения, и даже не только образовательный процесс. Интеграции подлежат все уровни и все плоскости образования и жизнедеятельности человека.

Таким образом, не отрицая необходимости знать отдельные компоненты образовательной среды, следует признать важность исследования их в комплексе. Реализация интегрированного подхода позволит грамотнее организовать процессы обучения и воспитания и более целенаправленно влиять на развитие одаренного ребёнка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Казарепов В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников // Педагогика. 1993. № 3. С.25.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.
  3. Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
  4. Рабочая концепция одарённости / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. 234c.
  5. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе / М.: Сентябрь, 2001. С.9.
  6. Фримен Дж. Одарённые дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностр. психол. 1999. №11. С.10-18.
  7. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001. № 6. С.10-15.
  8. Mönks, F.J Ein interaktionales Modell der Hochbegabung. In E.A. Hany und H. Nickel (Hrsg.), Begabung und Hochbegabung. Theoretische Konzepte, empirische Befunde und praktische Konsequenzen. Bern: Huber, 1992. S. 17-22.

Библиографическая ссылка

Логинова Е.А. ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=382 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674