Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Рабош В.А.

Философия человека представляет собой синтез философского, культурологического, психологического, педагогического, духовного, социологического и др. смыслосодержащих аспектов бытия человека, а также множества смыслов и направлений человекознания свойственных современному обществу, выступает теорией и практикой жизнестроения. В этом смысле философия крайне актуальна для решения проблемы человеческой реальности, целостного и адекватного понимания человека как субъекта педагогической практики и, как следствие, осмысления и выработки стратегии воспроизводства человека через систему образования.

Для факультета философии человека проблематика сборника близка по определению и является ключевой. Более чем 12-летний опыт работы факультета дает определённый результат антропологического синтеза, «поиска» человека. А сегодня именно так можно ставить вопрос - образование теряет человека, и это самая тревожная тенденция. Мы находимся в положении античного мудреца, который вынужден, был среди бела дня с фонарем в руках искать на людной площади человека.

Разноречивость, а порой и неадекватность научных знаний о человеке, существует огромное количество антропологий: социальная, биологическая, психологическая, историческая, религиозная и др., которые имеют свои версии трактовки человека. Хорошо известно, что социология понимает человека как чрезвычайно пластичное существо; психология ищет стабильные характеристики, вместе с тем признавая, что мотивы человеческой жизнедеятельности в значительной степени иррациональны; экономика акцентирует внимание на способности к рациональному выбору человека как субъекта рынка; биология постулирует идею совершенства человека как биологического вида. В свою очередь разноречивость и несогласованность классических и неклассических проектов исследования человека, реализуемых материалистической философией, феноменологией, психоанализом, экзистенциальной философией, герменевтикой и др. также требуют философской рефлексии. Отсутствие должной связи философии с социальной практикой проявляется сегодня в кризисных явлениях, ставших своего рода символами нашей эпохи и охватывающих всё новые сферы человеческого бытия.

Одним из самых разрушительных кризисов может стать кризис самого человека. Отечественный философ М. Мамардашвили, как известно, называл этот кризис «величайшей антропологической катастрофой», в результате которой происходит утрата человеком контроля над искусственным и техническим мирами, утрата ведущей роли человеческой субъективности, крах веры в надёжность человеческого разума, а как следствие, и потеря веры в устойчивость мира. Как говорил Х. Плеснер, «человек оказывается поставленным на ничто».

Философия человека как методология человекознания в подобной ситуации вряд ли может ограничиваться рамками «чистой» теории, концентрируя усилия сугубо на вершинах метафизического мышления, хотя и трудно, безусловно, переоценить роль фундаментальных философских исследований для научного и вненаучного познания природы, общества, материально-производственной и социально - преобразовательной практики. Условиями развития философии человека в современную эпоху и гарантом ее социальной восстребованности должна явиться ориентация на практику человекостроения. В противном случае, это будет, - говоря словами Владимира Соловьёва, «пустая претензия философии». Наша интеллектуальная деятельность не должна уподобиться работе компьютера из известного рассказа Айзека Азимова, где высокоразвитая цивилизация спрашивает компьютер о том, как опровергнуть 2-е начало термодинамики. Компьютер начинает расчеты, которые длятся миллионы лет, пока не исчезает все, кроме гигантского считающего компьютера. Можно согласиться с мнением члена-корреспондента РАО А.П. Валицкой, что в последней четверти XX века философия обращается к осмыслению своей пригодности в сферах социокультурной практики, её внимание смещается от метафизической проблематики к антропо-аксиологическим и социально-психологическим ракурсам осмысления реальности. Предметом философствования становится не только сущее с его причинностью, не столько конечная цель как предел и совершенство, сколько наличная процессуальность бытия, его принципиальная изменчивость, конкретика существования.

Философия человека призвана дать более адекватный инструментарий описания окружающей действительности, и, что самое главное, возрождения, воспроизводства и развития человека. Это в целом требование нынешнего, сложного периода не только российской истории, но и всей человеческой цивилизации, стоящей перед лицом самоуничтожения.

Определение и выбор специальностей факультета, который сегодня является признанным центром фундаментального и прикладного гуманитарного исследования человека в России (это единственный в России факультет, занимающийся философско-педагогической рефлексией) не случайно включает классические и традиционно необходимые обществу профессии гуманитарного профиля: философа, культуролога, педагога, а также и новые современные специальности, такие как связи с общественностью и реклама, и театральная режиссура, способные решать технологически конкретные задачи воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью распространения и поддержания гуманных норм поведения, приобщения к гуманистическим идеалам и ценностям.

Предметом философии человека становится и момент синтеза философско-теоретического, общетеоретического и конкретно-научного уровней осмысления проблемы человека. Существует уже определённый опыт, накопленный на факультете в этом отношении. В книге «Антропологический синтез» под редакцией акад. Королькова А. А. предпринята оригинальная попытка такого синтеза. В этом же направлении ведется научный поиск на ставших уже традиционными факультетских конференциях. На факультете сложились научные школы, в рамках которых осуществляются: под руководством проф. В.И. Стрельченко - исследования проблемы философии человека; под руководством проф. А.П. Валицкой - проблемы философии образования; под руководством проф. Л.М. Мосоловой - проблемы человека как феномена культуры, под руководством академика А.А. Королькова ведутся исследования, обладающие огромным эвристическим и интегративным потенциалом, в области духовной антропологии. Под руководством проф. Чечулина - исследования по проблеме: «Человек в системе общественных коммуникаций». В последнее время новым направлением исследований на факультете становится теория и методика философско-культурологического образования (руководитель доц. С.Н. Токарев). Не только содержание указанных научных исследований, но и вся деятельность, да собственно и само название факультета - «философии человека» органично связаны с отечественной философской традицией, с её характерными идеями всеединства, синтеза, синергии и др. В данном случае с помощью методологического инструментария философии человека человекознание получает возможность осмысления своей целостности.

«Связка» философии, культурологии, теории и практики PR в одном учебно-образовательном комплексе, каковым является факультет философии человека, оптимальна по ряду позиций. Во-первых, хорошо известно, что философия выступает концентрированным выражением культурных достижений определённой исторической эпохи. Тем более актуально это в современную эпоху, когда философии человека предстоит обобщить и систематизировать многообразные процессы и тенденции перехода к принципиально новой стадии культурно-цивилизационного общества, становления так называемой «медийной» культуры (радио, телекоммуникации, Интернет). На смену постиндустриальному обществу приходит информационно-телекоммуникационное общество. Сам человек в таком мире радикально меняется, вплоть до смены стран, убеждений, лиц, пола и т.д. На фоне падения интеллектуально-нравственных технологий гуманизации человека меняются средства и способы воздействия на него. Во-вторых, в связи с формированием глобального информационного общества возрастает необходимость гармонизации собственно культурных, духовно-творческих видов активности и видов деятельности информационно- коммуникативного типа, а среди них - связей с общественностью и рекламы. Если одни нуждаются в многочисленной аудитории, то другие - в идейно насыщенной, духовно обогащающей информации. А когда выше всего ставится достижение сиюминутного коммерческого или политического успеха любой ценой, то, в конечном счете, происходит саморазложение обеих указанных сторон, влекущее известную ситуацию «смерти человека», «социальной пустыни».

«Не расщепляйте атом», - предостерегали древние. Тем более масштабные и трагичные могут быть последствия в случае разрушения, расщепления человека как социокультурной и духовной целостности. Предотвратить такой ход событий, чреватый разрушительными общественными потрясениями, и призван диалог философов, культурологов, педагогов и специалистов по связям с общественностью и рекламе, к которому мы всех и приглашаем и который приобрёл на факультете философии человека систематический характер в форме ежемесячных теоретических семинаров и ежегодных конференций. Этому подчинена и концепция факультета, начиная от общего набора абитуриентов на факультет, с последующим распределением по специальностям на конкурсной основе после первого курса. От синхронизации учебных планов факультета по всем специальностям до предоставления возможности студентам разных специальностей слушать «сквозные» курсы и спецкурсы. Появление курса «Введение в специальность», спецкурсов, читаемых одновременно всем студентам первого курса: человек как проблема философии; человек в системе культуры; человек в системе общественных коммуникаций и др. Это формирует общую методологическую основу для развития перспективы каждой из специальностей факультета, консолидирует профессорско-преподавательский корпус, в целом позволяет готовить тех специалистов, которые нужны сегодня и будут нужны завтра образованию и стране.

Не является новостью то, что характерной чертой настоящего становится «расчеловеченность» человека. Сегодня, как никогда, необходима философия и учитывающая остроту текущего момента, и социально ответственная, и нацеленная на лучшее завтра. Это крайне актуальная и не простая задача. В противном случае возникает замкнутый порочный круг: неверие в будущее - грозит ещё большей деградацией настоящего, оборачивается ещё большим социальным пессимизмом. Способна ли философия сегодня справиться с подобной задачей или это своего рода тупик? Мы уверены, что способна; но для этого, говоря словами М. Бахтина, - философии нужно стать «философией поступка».

Крайне важным является уяснения смысла и принципиальных различий таких философских мировоззренческих позиций и направлений как: философия человека, философская антропология, антропоцентризм, индивидоцентризм, социоцентризм и др., идеи которых в той или иной степени выступают в качестве философских оснований для формирования и содержательного развития образовательного идеала в различных странах Старого и Нового света а также современной России. Думается, что одним из ключевых аспектов решения проблемы образовательного идеала является степень адекватности философских идей, выступающих в качестве основания образовательной стратегии, реалиям развития общества, а точнее - их способность отражать и решать противоречия экономических, политико-правовых, социогуманитарных, научных и др. стратегий положенных в основу современных технических цивилизаций. Классическим примером неадекватности образовательного идеала, его философских оснований и положения дел в обществе является сегодняшняя «старая» Европа, вплотную подошедшая к вопросу о переосмыслении идеалов либерализма, толерантности, политкорректности и прав человека.

Еще одним принципиально важным моментом, представленным в сборнике является анализ методологической функции философии человека в системе современного образования как фундаментальной предпосылки и основы поиска современной образовательной стратегии с целью решения задач формирования «нового человекознания». Отличительной особенностью сборника является то, что образовательный потенциал философии человека анализируется с учетом методологического опыта подготовки специалистов на факультете философии человека, в Герценовском университете в целом.


Библиографическая ссылка

Рабош В.А. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=461 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674