Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ТОЛЕРАНТНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Соломченко М.А. 1
1 ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», Орел, Россия
В статье разработана модель, на основании которой рассмотрена подготовка специалистов физической культуры и спорта к толерантному разрешению педагогических ситуаций в физкультурно-спортивных организациях с применением разработанных методик, применяемых на занятиях, научных кружках, практиках. Благодаря таким занятиям студенты как эксперты умеют оценить сложившуюся ситуацию в школе или секции и смогут применить на практике полученные во время занятий знания, умения и навыки.
толерантность
специалист
физическая культура
педагогическая ситуация
1. Shapiro A. The Theme of the Family in Contemporary Society and Positive Family Psychology. In: «Family Therapy Around the World: A Festschrift for Florence Kaslow» (Ed.: William Nichols). – Haworth Press, 2004. – P. 23–34.
2. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалёв, В.Н. Панферов. – М.: Педагогика, 1983. – 342 с.
3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. – М., 2002. – 205 с.
4. Орлов А.Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы / А.Б. Орлов, А.З. Шапиро. // Вопросы психологии. – 2006. – С. 62–66.
5. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина. – М.: Ось-89, 2004. – С. 40–41.
Введение. Изучением проблемы толерантности занимается достаточно большое количество современных отечественных и зарубежных ученых, однако исследование педагогических аспектов данной проблемы отстает от ее исследований в философском, этническом, социокультурном и даже психологическом направлении [1; 2; 3; 4; 5]. До сих пор однозначно не определена сущность феномена «толерантность» в педагогике и психологии.

Актуальность проблемы определяется и тем, что в настоящее время отсутствует концепция толерантности в педагогическом общении; многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (терпение, терпимость, милосердие, снисхождение, расположенность к другим людям, эмпатия и т. д.) затрудняет выявление качеств, обладание которыми определяет педагога как толерантного. Анализ существующего современного смысла понятия «толерантность» привел к выявлению проблемы его размытости: толерантное мышление, толерантное сознание и т. д. Нерешенными остаются ряд вопросов, касающихся структуры, четких классификаций и их критериев, приоритета развития, а также детального описания психологических и педагогических механизмов проявления толерантности в педагогическом общении, что свидетельствует о недостаточной разработанности в настоящее время этой темы.

В современном педагогическом аспекте толерантность обязательно связана с педагогическим общением и рассматривается как особый ориентир в построении взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, проявляющийся в способности педагога признавать занимающегося, в стремлении достичь в общении с ним взаимопонимания, в проявлении к нему терпимого отношения. Применив системный анализ к различным подходам в понимании феномена толерантность, и особенно к современным направлениям его трактования в психологической и педагогической литературе, мы пришли к следующему определению понятия «толерантность педагога». Толерантность педагога - это внутреннее качество личности педагога, проявляющееся в способности сохранять спокойствие, выдержку и мудрое терпение, контролировать свои эмоции, в умении управлять собой в любых педагогических ситуациях.

Различные педагогические ситуации требуют проявления преподавателем тех или иных толерантных качеств, позволяющих нейтрализовать негативные факторы общения (раздражительность, неприязнь и пр.) и успешно реализовать положительные факторы (доброжелательность, хорошее настроение и пр.). Можно предположить, что знание совокупности толерантных качеств, полученное на основе концепции индивидуальности, и особенностей их проявления педагогом в различных педагогических ситуациях, раскрывающих взаимосвязи толерантных качеств педагога и специфических характеристик ситуаций, позволит обеспечить выпускникам факультетов физической культуры и спорта соответствующую теоретическую и методическую базу для решения проблемы толерантности педагога и ее проявления в педагогическом процессе.

Цель исследования - разработать и научно обосновать модель толерантного разрешения педагогических ситуаций для будущей профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта.

Методы исследования: анализ литературных источников по теме; сравнительный анализ; моделирование; педагогические измерения (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование); экспертная оценка; анализ процесса и результатов учебной и педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании теоретического анализа литературных источников [1; 2; 3; 5] и модели толерантности педагога в свете концепции индивидуальности человека, включающей совокупности толерантных качеств, дифференцированные по сферам индивидуальности (мотивационной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной и регулятивной), можно выделить три уровня проявления толерантности педагогом: нулевой уровень (отсутствие проявления толерантных качеств) - педагог не проявляет толерантных качеств в педагогических ситуациях, при взаимодействии с коллегами, учащимися и их родителями; первый уровень (ситуативное проявление толерантных качеств) - проявление толерантности происходит нестабильно, в зависимости от ситуации; второй уровень (устойчивое проявление толерантных качеств) характеризуется тем, что любую возникшую ситуацию педагог оценивает с разных сторон; учитывает многообразие мнений; взаимодействие с коллегами, учащимися и их родителями осуществляет в соответствии с ценностями толерантности.

Педагог должен четко осознавать границы проявления толерантности во взаимоотношениях с учащимися. Применительно к педагогической деятельности границы проявления толерантности четко не могут быть определены. Умение видеть границу, за которой слова и действия педагога наносят ученику незаслуженную обиду, ощущать чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству учащегося и вместе с тем обнаружить собственное достоинство, на наш взгляд, является компетентным проявлением толерантности педагога.

В настоящее время многие студенты, которые закончили факультет физической культуры и спорта, идут работать не по специальности, потому что не могут справиться с напряженными педагогическими ситуациями. Поэтому необходимо уделять особое внимание подготовке их к будущей профессиональной деятельности на основе рассмотрения педагогических ситуаций. Педагогическую ситуацию мы рассматриваем как совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых преподавателем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе, в которых в результате взаимодействия преподавателя и занимающегося (группы, команды) на основе общих интересов и ценностей происходит позитивное развитие взаимоотношений.

Для проведения исследования нами были выбраны следующие часто встречающиеся педагогические ситуации: стимулирования занимающихся физическими упражнениями; освоения новых способов деятельности; расхолаживания дисциплины и дезорганизации; успеха в физкультурно-оздоровительной деятельности; конфликта; помощи и взаимопомощи в выполнении физических упражнений; самооценки; общения; быстрого переключения в работе и общении; соревнования и соперничества; ответственных решений и др.

Основные критерии толерантности и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность». Это устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей); эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека); дивергентность поведения (способность необычно решать обычные проблемы и задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения)); мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств).

Для повышения качества профессиональной подготовки в Орловском государственном университете была разработана инновационная программа, предусматривающая управленческое образование и формирование толерантного сознания студентов факультета в течение всего процесса обучения путем использования общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также введения дополнительных управленческих и психологических дисциплин с учетом ступенчатости высшего физкультурного образования и требований государственных стандартов к уровню профессиональной и управленческой компетентности студентов вузов физической культуры. Разработанная программа предусматривает тесную связь между учебной работой и практической деятельностью. Поэтому в исследовании активное участие приняли студенты факультета физической культуры и спорта. На производственной практике и выездных занятиях они собирали информацию для определения уровня развития качеств, отнесенных нами к толерантности, с использованием существующих психологических и педагогических методик [1; 5]. При проведении опроса преподаватели физической культуры оценивали себя по определенным показателям (таблица 1).

Также проводилось анкетирование педагогов физической культуры и спорта по анализу собственных затруднений в общении. Наибольшие затруднения у учителей вызывают ситуации общения с учащимися - 52,9%. Проблема общения с коллегами составляет 12,7%, с родителями - 10,3%, с администрацией - 7,5%. На основании анкетирования выявлено, что учителя испытывают затруднения в проявлении толерантных качеств: в работе с учащимися в урочное время - 36,3%; во внеурочное время - 21,7%; при взаимодействии с родителями - 27,4%; при взаимодействии с коллегами - 21,7%.

Таблица 1 - Самооценка преподавателей физической культуры

Критерии

Показатели (кол-во 68 чел., в %)

высокий

средний

низкий

Эмпатия

16,6

37,8

45,6

Конфликтность (методика К. Томаса)

2,1

70,1

27,8

Устойчивость личности

14,3

21,5

64,2

Мобильность поведения

11,7

34,9

53,4

Дивергентность поведения

(методика В.В. Бойко)

12,9

44,6

42,5

Эмоциональная устойчивость

19,7

37,9

42,4

Интуиция

3,9

24,5

71,6

Толерантность

14,2

42,1

43,7

На следующем этапе исследования проводилось анкетирование учителей (в анкетах учителя должны были отметить проявляемые ими толерантные качества в педагогических ситуациях) и учащихся, обучаемых у данной группы учителей (учащиеся отмечали качества, проявляемые педагогами у них на уроках). Полученные данные сопоставлялись. Для решения поставленной задачи была выделена контрольная группа из 11 учителей и их учащихся (71 ученик). Результаты анкетирования позволяют сделать следующий вывод: учителя осознают, что в общении с учащимися должны преобладать такие качества, как терпимость, доброта, юмор, деликатность, справедливость, уважение, сострадание, уважительность, снисходительность, мягкость, милосердие и указывают на их высокое проявление в общении (от 8 до 10 баллов по десятибалльной шкале). Учащиеся отмечают намного ниже уровень проявления в общении с ними перечисленных качеств (от 1 до 5 баллов). В своих ответах педагоги отмечают высокую готовность идти на компромисс, способность сопереживать ребенку, слышать и уважать мнение ребенка, но учащиеся не подтверждают такого настроя на общение педагогов с ними. 72,7% учителей контрольной группы имеют завышенную самооценку по проявлению ими толерантных качеств в педагогических ситуациях, 9,09% - обладают заниженной самооценкой, 18,2% - имеют адекватную самооценку.

Рис. 1. Модель по толерантному разрешению преподавателем физической культуры и спорта педагогических ситуаций

 

Главным результатом данной части исследования можно считать то, что указание на низкое проявление интолерантных качеств личности педагога (конфликтность, повышение голоса, нетерпимость, непримиримость, вспыльчивость, раздражительность и др.) как педагогами, так и учащимися совпадает.

Во время практических занятий по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте» студентами совместно с преподавателями, на основании собранных сведений во время выездных занятий и выполненных заданий во время педагогической практики, разработана модель по толерантному разрешению преподавателем физической культуры и спорта педагогических ситуаций (рис. 1).

Студенты на практических занятиях выступали в роли экспертов. Предлагались различные ситуации преподавателем, студенты определяли правильность решения таких ситуаций. Для решения различных педагогических ситуаций использовался метод голосования «за» и «против». Этот метод применяется для обсуждения конкретно сформулированной задачи или идеи, которые могут иллюстрироваться в самом разнообразном виде, от видео до схем. По результатам голосования все сторонники «за» и «против» получают слово и предлагают свои аргументы, которые фиксируются экспертами или руководителями дискуссии. На следующем этапе сторонники «за» и «против» меняются местами и приводят свои аргументы, пытаясь объяснить противоположное мнение. Далее все доводы обсуждаются и дополняются новыми. И на голосование выносятся наиболее значимые варианты решения задачи, которые принимаются простым большинством.

Предлагаемые методы педагогического воздействия на учащихся при толерантном разрешении педагогических ситуаций (метод договора, свободного выбора, диалогического общения, разъяснения, нахождения компромисса и др.) поддерживают около 80,2% экспертов; 9,6% экспертов не уверены в необходимости использования метода разъяснения; менее 5% считают, что метод договора, метод свободного выбора и метод разъяснения не приемлемы в данном случае.

Благодаря таким занятиям студенты как эксперты умеют оценить сложившуюся ситуацию и смогут применить на практике полученные во время занятий знания, умения и навыки.

Заключение. Будущие специалисты физической культуры и спорта, являясь носителями как личностных, так и профессиональных качеств гуманного отношения к обучающимся физическими упражнениями и различными видами спорта, независимо от уровня осуществления взаимодействия, будь то тренерская или преподавательская деятельность, консультативная или инструкторская, будут передавать эти приобретенные качества учащимся, членам спортивных сообществ, секций на занятиях физической культурой и спортом. Особое место в профессиональной деятельности занимают дети, часто с отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому терпимое и примирительное отношение к подрастающему поколению продиктовано условиями по формированию толерантности не только у себя, но и у окружающих людей.

Исследование студентами педагогических ситуаций на практике - это поиск, отбор, классификация, анализ, решение, описание и моделирование учебно-воспитательных ситуаций и педагогических задач. Систематическое исследование педагогических ситуаций формирует активную позицию исследователя, творца, субъекта профессиональной деятельности.

Теоретические исследования, модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности, уровни развития педагогической толерантности, технология толерантного разрешения педагогических ситуаций способствуют созданию у будущих специалистов физической культуры и спорта теоретической и методической базы для решения проблемы толерантности педагога и ее проявления в педагогическом процессе, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности. Использование разработанных методик, применяемых на занятиях, практиках, в научных кружках, позволит студентам правильно определить направление, основанное на становлении толерантных отношений в школе или организации, в целом - на гуманизацию учебно-воспитательного и тренировочного процесса.

Рецензенты:

  • Алдошина М.И., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орел.
  • Макеева В.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» ФГОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел.

Работа получена 11.08.2011


Библиографическая ссылка

Соломченко М.А. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ТОЛЕРАНТНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4696 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674