Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Михайлов Н.А. 1 Индейкина О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия
Были проведены исследования моторной и сенсорной функциональной асимметрии школьников 6 и 11 классов посредством тестов. Для оценки анализа функциональной асимметрии были вычислены коэффициент асимметрии и коэффициент мануальной асимметрии. Выявлена специфичность латерализации по отдельным тестам. Обнаружена большая выраженность правосторонней функциональной асимметрии как при проведении тестов на моторную, так и на сенсорную асимметрию. Установлено, что с возрастом происходит достоверный рост как коэффициента мануальной асимметрии, так и коэффициента асимметрии. Тест динамометрия нужно рассматривать как самостоятельный анализ функциональной асимметрии.
функциональная асимметрия
коэффициент асимметрии
коэффициент мануальной асимметрии
динамометрия
1. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (к проблеме адаптации человека в приполярных регионах Севера-Востока СССР). – Владивосток : Изд-во АН СССР, ДВО, 1988. – 136 с.
2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1988.
3. Вольф Н.В. Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации // Функциональная межполушарная асимметрия : хрестоматия / под ред. Боголепова Н.Н., Фокина В.Ф. – М. : Науч. мир, 2004. – С. 386-410.
4. Городенский Н.Г., Фокин В.Ф., Шармина С.Л. Динамика асимметрии уровня постоянных потенциалов головного мозга как показатель общей мотивации целеполагания у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М. : НИИ мозга РАМН, 2003. – С. 87–94.
5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. – М. : Медицина, 1977. – 359 с.
6. Ениколопова Е.В., Горина И.С. Нейропсихологическое исследование когнитивных функций у больных с пограничными психическими расстройствами // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М. : НИИ мозга РАМН, 2001. – С. 82–84.
7. Кабанов Ю.Н. Успешность спортивной деятельности и функциональная асимметрия мозга // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 194–201.
8. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. – Новосибирск : Наука, СО, 1988. – 192 с.
9. Русалова М.Н. Динамика асимметрии активности коры головного мозга человека при эмоциональных состояниях // Журн. высш. нерв. деят. – 1988. – Т. 38. – № 4. – С. 754.
10. Эрдынеева К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 1. – С. 64–66.
Актуальность исследуемой проблемы. Представления о наличии динамических свойств функциональной межполушарной асимметрии в настоящее время являются общепризнанными. При осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое [1; 6; 8; 9]. В процессе индивидуального развития происходит латерализация функций головного мозга [4].

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении и при анализе. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности [3; 5; 7].

Весьма перспективными представляются исследования, посвящённые изучению становления межполушарной асимметрии (МПА) в процессе онтогенеза человека. Одним из наиболее интересных, но, к сожалению, наименее изученных вопросов этой проблемы является популяционный уровень развития асимметрии в детских сообществах [8].

Целью данного исследования явилось изучение особенностей функциональной асимметрии у школьников 6 и 11 классов.

Методика проведения тестирования. В исследовании приняло участие 67 практически здоровых учащихся СОШ № 45 г. Чебоксары, из них 38 мужского и 29 женского пола, что в процентном соотношении составило соответственно 56,72 и 43,28%. На момент исследования 44 человека обучалось в 11 классе, 23 - в 6 классе, что составило 65,67 и 34,33% соответственно. Средний возраст обследованного контингента учащихся - 15,01±0,29 лет (95% доверит. интервал 14,44-15,59). Были проведены следующие тесты: переплетение пальцев кисти, скрещивание рук, или «поза Наполеона», тест на аплодирование, тест «тиканье часов», динамометрия, тест на закидывание ноги на ногу, тест «рассматривание в подзорную трубу», тест на раздачу карт и тест на подкидывание мяча [2]. Для проведения анализа каждый результат правой рукой при проведении теста был принят за 1, каждый результат левой рукой был принят за 0. Исходя из этого, был вычислен коэффициент асимметрии (КА) и коэффициент мануальной асимметрии (КМА). Также была изучена разница силы правой и левой руки при измерении стандартным динамометром. Если она составляла 2 и более килограммов, то рука, сила которой была выше, считалась ведущей.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программы Statistica.

Результаты исследований. Средние величины показателей каждого теста, рассчитанные по приведенной выше методике, представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Результаты тестов

Тест

Среднее значение ±ст. ошибка

95% доверительный интервал

моторная асимметрия

Раздача колоды карт

0,84±0,05

0,75-0,93

Закидывание ноги

0,81±0,05

0,71-0,90

Бросание мяча

0,91±0,04

0,84-0,98

Аплодисменты

0,90±0,04

0,82-0,97

Поза Наполеона

0,87±0,04

0,78-0,95

Переплетение пальцев

0,69±0,06

0,57-0,80

сенсорная асимметрия

Тиканье часов

0,88±0,04

0,80-0,96

Подзорная труба

0,91±0,04

0,84-0,98

Непараметрический анализ посредством вычисления коэффициента Кенделла показал наличие достоверных различий между результатами выполнения отдельных тестов. При этом наибольшее число школьников пользовались правой рукой при выполнении теста «бросание мяча» (р<0,05), а наименьшее - при выполнении теста «переплетение пальцев» (p>0,05). При выполнении теста «переплетение пальцев» доля школьников с ведущей правой рукой составила 0,69, что было достоверно ниже, чем при выполнении тестов «аплодисменты», «бросание мяча» и «поза Наполеона».

Доля детей с ведущим правым ухом была достоверно выше, чем доля детей с ведущей правой рукой по результатам теста «переплетение пальцев». Аналогичная закономерность была выявлена и для другого сенсорного теста - «подзорная труба».

При вычислении коэффициентов мануальной и общей асимметрии были получены следующие результаты - КМА - 0,85 ± 0,02 (95% доверит. интервал 0,80-0,89), минимальное значение 0,17, максимальное значение 1; КА - 0,85 ± 0,02 (95% доверит. интервал 0,81-0,89), минимальное значение 0,25, максимальное значение 1.

Было выявлено, что с возрастом происходит достоверный рост КМА - в 12 лет среднее значение составило 0,73±0,05 (95% доверит. интервал 0,62-0,84), а в 17 лет -0,93±0,02 (95% доверит. интервал 0,89-0,97).

Наиболее выражены возрастные различия по тесту «переплетение пальцев» и тесту «поза Наполеона». Также с возрастом достоверно увеличивается доля детей с ведущим правым глазом.

Показатель, обобщающий выраженность мануальной и сенсорной асимметрии - КА, также существенно повышается с возрастом: в 12 лет среднее значение было равно 0,76±0,05 (95% доверит. интервал 0,66-0,87), а в 17 лет - 0,93±0,02 (95% доверит. интервал 0,90-0,97). Достоверных различий по полу найдено не было (p>0,05).

При анализе КМА было выявлено, что лишь 2 учащихся мы можем отнести к людям, у которых при проведении тестов преобладает левая рука (2,99%), к амбидекстрам - 4 (5,97%), у всех остальных при проведении тестов ведущей оказывалась правая рука (91,04%).

Показатели КА были схожи с показателями КМА, однако к людям, у которых при проведении тестов преобладает левая сторона тела, мы можем отнести лишь 1 учащегося (1,49%), к амбидекстрам - 6 (8,96%), у всех остальных при проведении тестов ведущей оказывалась правая сторона тела (89,55%). При анализе данных было выявлено, что сила кисти правой руки достоверно отличается от силы кисти левой руки (р<0,5). Среднее значение силы правой руки составляло 24,15±1,13 (95% доверит. интервал 21,89-26,40), среднее значение силы левой руки равнялось 21,19±1,12 (95% доверит. интервал 18,96-23,42).

При анализе было выявлено, что возраст и пол оказывают значительное влияние на значение силы правой кисти. Если данный показатель у мальчиков и девочек в 12 лет не отличается друг от друга, то в возрасте 17 лет показатели динамометрии у юношей выше, чем у девушек (табл. 2).

Таблица 2 - Среднее значение силы кисти правой руки

Возраст

Пол

Среднее значение±ст. ошибка

95% доверительный интервал

12

м

16,08±1,54

13,01-19,16

12

ж

16,38±1,88

12,61-20,14

17

м

33,33±1,54

30,26-36,41

17

ж

20,92±1,54

17,84-23,99

Аналогичная закономерность выявлена и для силы кисти левой руки (табл. 3).

Таблица 3 - Среднее значение силы кисти левой руки

Возраст

Пол

Среднее значение±ст. ошибка

95% доверительный интервал

12

м

13,50±1,53

10,43-16,57

12

ж

12,13±1,88

8,36-15,89

17

м

29,33±1,53

26,26-32,41

17

ж

20,17±1,53

17,09-23,24

Также было отмечено, что в данном тесте проявление праворукости меньше, чем при анализе остальных тестов на выявление межполушарной асимметрии. Так, при проведении данного теста 34,3% учащихся показали отсутствие разницы между силой кисти правой и левой руки, что характерно для амбидекстров. Однако при расчете КА и КМА лишь 9 и 6% соответственно могли быть отнесены к амбидекстрам.

При анализе литературы было обнаружено, что наши данные о ФА достоверно отличаются от данных, полученных Эрдынеевой К.Г. и Поповой Р.Э. [10]. В тоже время данные, полученные нами, согласуются с данными, полученными в своей работе Кабановым Ю.Н. [7].

Резюме. В ходе исследования было выяснено, что в большинстве проведенных тестов ведущей выступала правая сторона тела. В большей степени это отмечалось в тестах на сенсорную асимметрию и в тесте на моторную асимметрию «бросание мяча».

Тест динамометрии представляет собой самостоятельный анализ ФА, и результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что необходимо провести дополнительное изучение функционального значения, математических и эпидемиологических характеристик данного показателя.

Рецензенты:

  • Алексеев В.В., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И,Я. Яковлева», г. Чебоксары.
  • Димитриев Д.А., д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И,Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Работа получена 21.09.2011


Библиографическая ссылка

Михайлов Н.А., Индейкина О.С. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ У ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4769 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674