Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА С УЧЕТОМ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ

Ильющенко Н.А. 1 Рагозин О.Н. 2
1 ГОУ ВПО ХМАО-Югры Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Россия
2 ОУ ВПО ХМАО-Югры Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Россия
Разработан оригинальный способ оценки физического развития детей с учетом морфологических и функциональных параметров, основанный на расчете индекса физического развития. Эффективность при использовании данного способа обусловлена тем, что определение уровня адаптации ребенка по шкале Апгар и степени гестационной зрелости, в сочетании с массо-ростовыми и обхватными антропометрическими параметрами, позволяет повысить точность оценки физического развития не только новорожденных, но детей грудного и раннего возраста.
способ оценки физического развития
детский возраст
северный регион
1. Гнусаев С.Ф., Федерякина О.Б., Антонова Л.К. Физическое развитие детей: метод. пособие. - Тверь, 2001. - 50 с.
2. Гвоздев, С.Г. Динамика массоростовых соотношений у детей и подростков г. Минска // Здравоохр. Белорус. - 1987. - №3. - С.21-23.
3. Дементьева Г.М. Оценка физического развития новорожденных // Московское НИИ педиатрии и детской хирургии. - Москва, 2000. - 25 с.
4. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей. - Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2002. - 184 с.
5. Шапошников, Е.А. Новый подход к оценке физического развития детей и подростков // Гиг. и санитария. - 1981. - №10. - С.74-77.
6. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. 3-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 272 с.
7. Якушенко М.Н., Каранашева В.А., Шакова А.Х. Методы исследования морфо-функциональных показателей у детей: метод. пособие / Кабардино-Балкарский университет. - Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского ун-та, 2000. - 28 с.
8. Gouyon, J.B. Etude des index ponderaux au cours des 18 premiers mois de vie chez dez enfants de faible poids de naissance / J.B. Gouyon, G. Beullier, F.A. Allaert et all. // Arch. Franc. Pediatr. - 1986. - 43, №8. - P. 621-624.
Одним из важнейших факторов, входящих в комплексную оценку состояния здоровья ребенка, является физическое развитие, нарушения которого могут отражать наличие врожденных или наследственных заболеваний и, зачастую, сопровождаются снижением уровня адаптационных механизмов и противоинфекционной защиты [1].

Существуют различные способы оценки физического развития детей. В основе большинства из них лежат антропометрические данные. Для дополнительной характеристики при изучении физического развития ребенка используется ряд индексов, которые являются относительными величинами и отражают пропорциональность развития, упитанность, интенсивность роста. Их число достигает нескольких десятков. В основном это весо-ростовые и грудо-ростовые отношения. В 40 - 50 годы в работах антропологов метод индексов был подвергнут критике в связи с тем, что часть индексов была основана на ложном представлении о пропорциональном изменении сравниваемых признаков. В последующие годы некоторые индексы снова начали использовать для характеристики групповых и возрастных соотношений отдельных размеров тела в процессе роста, так как между рассматриваемыми признаками обнаружена высокая корреляционная зависимость, приближающаяся при межвозрастных сравнениях к единице [2,5, 8].

В настоящее время наибольшее распространение нашел непараметрический, центильный способ интерпретации результатов соматометрии по основным антропометрическим показателям, рекомендуемый при проведении скрининговых исследований [3,7]. При этом оценку массы проводят по таблице соответствия длине тела. Данный способ подразумевает обязательное наличие центильных таблиц, без которых оценить физическое развитие детей не представляется возможным, и учитывает только морфологические критерии без функциональных особенностей, характерных для новорожденного, которые во многом и определяют дальнейшее физическое развитие детей.

Цель исследования. Оценить уровень физического развития детей первых двух лет жизни, проживающих на территории северного региона, с учетом морфологических и функциональных параметров

Материал и методы. Проведено продольное исследование динамики основных антропометрических показателей детей первых двух лет жизни ХМАО-Югры. При выделении возрастных групп использована «Схема возрастной периодизации онтогенеза человека», принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965). Общая численность выборки составила 681 человек. Из выборки исключались дети, имеющие острые и хронические заболевания, аномалии и пороки развития. Сроки наблюдения за детьми определялись возрастными интервалами, за которые в растущем организме происходят наиболее значимые количественные и качественные изменения [4,6]. На первом году жизни возрастной интервал наблюдения составлял 3 месяца, а на втором году 6 месяцев. К новорожденным детям относили детей с рождения до 15 дней, 1- го месяца - от 16 дней до 1 месяца 15 дней и т.д. Исследование проводилось с помощью метода антропометрии. В оценке физического развития учитывали морфофункциональные показатели, которые наиболее постоянны и достаточно объективно отражают возрастные закономерности онтогенетической изменчивости. Согласно рекомендациям ВОЗ (2001) за основные антропометрические параметры были приняты масса тела, длина тела, окружность грудной клетки и окружность головы, которые заносились в оригинальные карты сомато-функционального обследования.

Данные об уровне адаптации новорожденных были взяты из истории родов (форма 96), истории развития новорожденного (форма 97) и оценивались у новорожденных детей в баллах по шкале Апгар (1953) на 1-ой и 5-ой минутах жизни. Согласно шкалы Апгар, дети были разделены на три группы. Первую группу составили здоровые дети (ЗД), получившие оценку 8-10 баллов. Во вторую группу были отнесены дети с негрубыми нарушениями адаптации (ННА), состояние которых оценивалось в 6-7 балов. Дети, получившие оценку в 5 баллов и ниже, были включены в третью группу, что указывало на грубое нарушение адаптации (ГНА).

Показатели гестационного возраста выкопировывались из историй развития ребенка (форма 112/у). Гестационный возраст определялся с первого дня последней менструации у матери до момента рождения ребенка [3,4]. Доношенными считались дети со сроком гестации 38-42 недели. Группу недоношенных составили дети с гестационным возрастом 37-32 недель (I и II степени недоношенности). Дети со сроком гестации 31 и менее недель в исследовании не участвовали.

Для определения уровня физического развития использован оригинальный способ, предложенный авторами, основанный на расчете индекса физического развития (ИФР)(решение о выдаче патента от 08.08.2011, заявка № 2010119868/14(028258)). Суть метода заключается в том, что у ребенка определяют комплекс следующих параметров: фактический гестационный возраст (ГВфакт.) в неделях при рождении и рассчитывают коэффициент гестационной зрелости (КГЗ) - как отношение стандартного срока беременности (ГВст.) 40 недель к ГВфакт., определяют степень функционального восстановления (СФВ) - как уровень адаптации к условиям внеутробного существования, в баллах, по шкале Апгар на 5 минуте жизни, определяют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки ребенка на момент осмотра и рассчитывают морфофункциональный резерв (МФР) - как сумму отношений массы тела (кг) к длине тела (см) и окружности головы (Огол.,см) к окружности грудной клетки (Огр.,см), на основании этих параметров рассчитывают индекс физического развития по формуле: ИФР= СФВ х КГЗ/МФР. Значения ИФР были оценены у детей со средним физическим развитием по заключению с помощью центильных таблиц, средний ИФР у них составил 7,65. Путем последующих экспериментальных исследований с использованием методов доказательной медицины и применением 4-х польной таблицы были выбраны такие значения ИФР у детей с нормальным физическим развитием, при которых была отмечена наиболее высокая чувствительность и альтенативность (специфичность) нового способа.

При нижней границе 6,8 чувствительность составила 81 %, а специфичность 93 %, а при верхней границе 8,5 - 81 % и 76 % соответственно. Так значения ИФР от 6,8 до 8,5 соответствовали нормальному или среднему физическому развитию детей, при значениях ИФР ниже 6,8 физическое развитие оценивалось как низкое, а при значениях ИФР выше 8,5 диагностировали  высокий уровень физического развития.

Для сравнения полученных данных по ИФР был использован центильный метод  [1]. При этом оценку массы проводили по таблице соответствия длине тела. Попадание искомой величины массы тела ребенка в область 1 коридора (до 3 центиля) говорило об очень низких значениях показателя масса-рост, в зону 2 коридора (от 3 до 10 центиля) - о низких, в зону 3 коридора (от 10 до 25) - о ниже средних, в зону 4 (от 25 до 75) - о средних, 5 (от 75 до 90) - выше средних, 6 (от 90 до 97) - о высоких и в область 7 (свыше 97 центиля) - об очень высоких. Затем степень физического развития оценивали как среднее или нормальное (коридоры 3, 4 и 5), низкое физическое развитие за счет пониженного питания (1, 2) и высокое, обусловленное повышенным питанием (6, 7).

Все данные были обработаны на персональном компьютере, с использованием пакетов статистических программ STATISTICA 6,0 и MICROSOFT EXEL 2003. Определялись следующие показатели: средняя арифметическая (М), ошибка средней арифметической (m). Оценка достоверности различий в распределении признака при сопоставлении двух эмпирических признаков оценивалась с помощью критерия Фишера. Достоверными считались различия при р<0,05, где минимальная достоверность составляла 95 %. Количественные показатели легли в основу для построения оценочных таблиц.

Результаты и обсуждение

Результаты исследования показали, что у детей с гестационным возрастом 37-32 недели прирост длины тела в течение 15 месяцев достоверно отстает от такового у доношенных. Компенсация веса у доношенных и недоношенных детей наступает в три раза быстрее по сравнению с длиной тела. Наблюдается определенная взаимосвязь между отставанием в длине тела и приростом окружности грудной клетки у недоношенных детей.

Отчетливо прослеживается зависимость состояния адаптации новорожденных от гестационного возраста. У недоношенных детей средние показатели оценки по шкале Апгар на пятой минутах после рождения были достоверно ниже, чем у доношенных (р< 0,001) и составили 6,98±0,14. Дети, получившие оценку по шкале Апгар 5 и менее баллов на 5 минуте, достоверно отстают по основным показателям физического развития до 24-го месяца жизни (р < 0,05).

Дети, получившие оценку по шкале Апгар 5 и менее баллов на 1 минуте, достоверно отстают по основным показателям физического развития до 3-х месяцев, тогда как в зависимости от оценки на 5-ой минуте это отставание прослеживается до конца второго года. Поэтому для проспективной оценки физического развития детей первых двух лет жизни целесообразно учитывать уровень адаптации на 5 минуте жизни (табл. 1).

Таблица 1. Основные антропометрические показатели детей первых двух лет жизни в зависимости от уровня адаптации к внеутробным условиям существования согласно шкалы Апгар на 5 минуте (М±m)

Возраст

Показатель

1группа

ЗД (n=489)

2группа

ННА (n=137)

3группа

ГНА (n=55)

р

0

Длина тела, см

52,21±0,11

50,94±0,21

47,4±0,15

Р1-2<0,05; 1-3, 2-3<0,01

3

61,26±0,10

60,20±0,29

57,10±0,21

Р1-2, 2-3, -нет; 1-3<0,01

6

67,74±0,11

66,80±0,19

64,1±0,20

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

9

72,20±0,11

71,50±0,23

67,80±0,22

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

12

76,44±0,16

75,89±0,22

74,34±0,21

Р1-2, 2-3- нет; 1-2<0,01

18

82,55±0,12

81,94±0,15

79,17±0,17

Р1-2, -нет; 2-3, 1-3<0,01

24

85,35±0,18

84,71±0,18

79,50±0,09

Р1-2, -нет; 2-3, 1-3<0,01

0

Масса тела, кг

3,39±0,02

3,13±0,05

2,47±0,04

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

3

6,28±0,03

6,42±0,03

5,18±0,06

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

6

8,20±0,04

7,88±0,06

6,69±0,05

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

9

9,37±0,05

9,09±0,09

7,79±0,04

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

12

10,52±0,05

10,01±0,06

8,92±0,04

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,001

18

11,67±0,07

11,33±0,07

9,83±0,05

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,001

24

12,21±0,08

11,79±0,08

9,92±0,04

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,001

0

Окружность головы, см

34,50±0,06

33,97±0,15

33,21±0,21

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

3

40,44±0,06

40,04±0,14

38,80±0,22

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

6

43,41±0,06

43,26±0,13

41,31±0,22

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

9

45,21±0,06

45,10±0,12

43,10±0,24

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

12

46,53±0,07

46,49±0,14

45,23±0,22

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

18

47,78±0,08

47,67±0,15

46,17±0,21

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

24

48,35±0,09

48,33±0,18

46,51±0,23

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

0

Окружность груди, см

33,44±0,07

32,67±0,19

31,14±0,11

Р1-2<0,05; 1-3, 2-3<0,05

3

41,00±0,09

40,48±0,22

39,10±0,12

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

6

44,53±0,1

44,22±0,19

41,65±0,15

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

9

46,55±0,10

46,30±0,19

45,20±0,16

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,05

12

48,14±0,1

47,81±0,18

46,83±0,13

Р1-2,2-3-нет; 1-3 <0,01

18

49,74±0,13

49,32±0,21

47,53±0,08

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

24

50,38±0,15

49,64±0,21

48,18±0,14

Р1-2-нет; 1-3, 2-3<0,01

Анализ показывает, что дети с высокой степенью адаптации и нормальной гестационной зрелостью распределяются в группы со значениями ИФР, соответствующими нормальному и высокому физическому развитию, тогда как группа с низким физическим развитием состоит в основном из детей с гестационным возрастом ниже 37 недель и значениями по шкале Апгар, соответствующими негрубым и грубым нарушениям адаптации (табл. 2).

Таблица 2. Индекс физического развития (ИФР) в группах с различным уровнем адаптации к внеутробным условиям существованию и гестационным возрастом

 

Величина ИФР

Шкала Апгар

(баллы)

Гестационный

возраст (недели)

Общее

кол-во детей (N)

8-10

6-7

< 5

> 37

< 37

< 6,8

-

40

13

17

39

56

6,8-8,5

313

84

6

390

13

403

> 8,5

180

16

26

222

-

222

Результат оценки уровня физического развития детей первых двух лет жизни по ИФР показал, что от 63,73 % - 69 % детей имеют нормальное физическое развитие. Центильный метод определяет больший процентный разброс средних величин физического развития у детей от 0 до 2-х лет (59,8 % - 81 %) (табл. 3).

Таблица 3. Результаты оценки уровня физического развития по ИФР и центильным таблицам

Величина

ИФР

N

%

Коридоры центильных таблиц

N

%

Всего участников

новорожденные

<6,8

121

17,7

1,2

172

25,22

681

6,8-8,5

473

69,4

3,4,5

490

71,84

>8,5

87

12,7

6,7

19

2,79

3 месяца

<6,8

111

16,29

1,2

82

12

681

6,8-8,5

437

64,17

3,4,5

408

59,8

>8,5

133

19,53

6,7

191

28,1

6 месяцев

<6,8

115

16,88

1,2

40

5,9

681

6,8-8,5

446

65,49

3,4,5

511

74,97

>8,5

120

17,62

6,7

130

19,20

9 месяцев

<6,8

111

16,3

1,2

88

12,92

681

6,8-8,5

456

66,96

3,4,5

499

73,27

>8,5

114

16,74

6,7

94

13,81

12 месяцев

<6,8

107

15,71

1,2

57

8,37

681

6,8-8,5

467

68,57

3,4,5

508

75

>8,5

107

15,71

6,7

116

17,03

24 месяца

<6,8

121

17,76

1,2

58

8,52

681

6,8-8,5

434

63,73

3,4,5

515

80,91

>8,5

127

18,65

6,7

108

15,85

В группе новорожденных процентное соотношение детей с нормальным физическим развитием по результатам центильного метода составляет - 71,84 %, с низким - 25,22 % и высоким 2,79 %. По данным ИФР в этот же возрастной период незначительно сокращена группа с нормальным физическим развитием за счет перераспределения детей в группу с высоким физическим развитием. В период с 6-го по 24-й месяц процентное соотношение детей, получивших низкую оценку физического развития по ИФР, в 2 раза превышает данные центильных таблиц.

Учитывая все вышеизложенное, можно утверждать, что предложенный способ, учитывающий морфологические и функциональные параметры, позволяет более тонко подходить к оценке физического развития у детей и выявлять пограничные состояния, что бывает затруднено при использовании центильных таблиц.

Эффективность при использовании данного способа обусловлена тем, что определение уровня адаптации ребенка по шкале Апгар и степени гестационной зрелости, в сочетании с массо-ростовыми и обхватными антропометрическими параметрами, позволяет повысить точность оценки физического развития не только новорожденных, но детей грудного и раннего возраста.

Рецензенты:

  • Путалова И.Н., д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, г. Омск.
  • Койносов П.Г., д.м.н., профессор, зав. кафедрой физвоспитания , ЛФК и ВК, ГБОУ ВПО « Тюменская государственная медицинская академия», г. Тюмень.

Работа получена 24.10.2011.


Библиографическая ссылка

Ильющенко Н.А., Рагозин О.Н. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА С УЧЕТОМ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4849 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674