Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Абашкина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный университет
В данной статье проанализирована результативность обучения одаренных студентов-первокурсников различных направлений подготовки. Эти студенты имеют проблемы с адаптацией и социализацией в течение первого года обучения в вузе, что существенным образом отражается на эффективности усвоения ими основной образовательной программы. В процессе исследования был проведен мониторинг усвоения основных образовательных программ, которое оценивалось по показателям балльно-рейтинговой системы ВолГУ, а также были получены индивидуальные и групповые психосоциальные «портреты» одаренных первокурсников. На основании полученных данных, был предложен комплекс мероприятий по их дальнейшему психосоциальному сопровождению с целью повышения уровня адаптации к вузовской среде.
социальная адаптация
феномен одаренности
высшее образование.
Мулик Ю.А. Психофизиологический статус одаренных старшеклассников, имеющих устойчивые научно-образовательные предпочтения // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. - 2011. - №1 (1). - С. 105-113.
Парето В. Компендиум по общей социологии. Пер. с ит. А.А. Зотова. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 511 с.
Попова Л.В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы // Психол. наука и образование. - 2009. - №4.- C. 101-114.
Рубцов В.В. Образование одаренных - государственная проблема // Психол. наука и образование. - 2009. - №4. - C. 5-14.
Baltzer K. High ability education - an international research programme with focus on the Nordic countries // ECHA News. - 2006. - Vol. 20, №1. - P. 22-26.
Введение

В социальном плане общепризнано, что образование одаренных детей - это важнейший компонент системы «социальных лифтов». В свое время социолог и экономист В. Парето развил теорию «круговращения элит», согласно которой для поддержания устойчивости общество должно создать условия попадания в элиту наиболее талантливым из своих членов [2]. Значительный подъем интереса к работе с одаренными детьми в России на протяжении последнего полувека, расширение форм работы с ними, а также вовлечение этой работы в стратегии инновационного развития страны в целом являются признанием того, что пристальное внимание к образованию одаренных и талантливых детей - показатель страны с большими амбициями, обращенными в будущее [4].

В настоящее время в России и за рубежом особое внимание уделяется обучению одаренных детей и вовлечению их в различные конкурсы, программы, проекты [3, 4, 5]. При этом относительно большее внимание уделяется работе с детьми младшего школьного и дошкольного возрастов, тогда как старшеклассники и студенты младших курсов значительно реже являются объектом наблюдений и исследований. В то же время, переход от школы к вузу для одаренной молодежи является серьезным испытанием, требующим социальной адаптации и интеграции в вузовскую среду.

Цель исследования

Проанализировать основные результаты обучения одаренных студентов-первокурсников с учетом их научных предпочтений и обосновать комплекс мероприятий по их дальнейшей адаптации к вузовской среде.

Материал и методы исследования

В исследование включены результаты усвоения основных образовательных программ студентами первого курса Волгоградского государственного университета (ВолГУ). Ранее нами было отобрано 52 подростка, которые при отличной успеваемости имели достижения в предметных конкурсах и олимпиадах не ниже областного уровня и участвовали в областных программах для одаренных детей «Интеграл» и «Ноосфера» [1].

Начальным этапом нашего исследования явился мониторинг усвоения основных образовательных программ (ООП), которое оценивалось по показателям балльно-рейтинговой системы ВолГУ. Все одаренные студенты, которые в 2010-2011 учебном году поступили в университет, были занесены в базу и поделены по трем направлениям обучения: естественнонаучное, гуманитарное и физико-математическое. После зимней и летней сессии были получены итоговые данные по освоению ООП на основании проведенных экзаменов и зачетов. После математической обработки вариационных рядов были выделены пять классов - крайне высокий, высокий, средний, низкий и крайне низкий уровень усвоения ООП. Все полученные данные были сопоставлены с аналогичными в референтных группах (78 человек - по физико-математическому, 53 человека - по естественнонаучному и 213 - по гуманитарному направлениям). Параллельно были получены индивидуальные и групповые психосоциальные «портреты» одаренных первокурсников ВолГУ. Всего было выделено три группы: успешно адаптированные, склонные к дезадаптации (группа риска) и склонные к девиациям. Для каждой из этих групп отдельно были рассчитаны показатели усвоения ООП.

На следующем этапе, на основании полученных данных, был предложен комплекс мер по их дальнейшему психосоциальному сопровождению с целью повышения уровня адаптации к вузовской среде.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты уровня усвоения ООП одаренными первокурсниками существенно отличались от таковых в референтных группах по каждому направлению подготовки.

В первом семестре обучения отчетливо наблюдается смещение кривой распределения одаренных студентов гуманитарного направления по уровню усвоения ООП в сторону более высоких показателей. Выделяется два пика - средние и крайне высокие показатели. Для референтной группы студентов того же направления подготовки кривая распределения имеет правильную колоколообразную форму, что соответствует нормальному распределению по уровню усвоения ООП.

Во втором семестре обучения распределение в референтной группе практически не меняется, в то время как пики кривой в группе одаренных студентов смещаются от крайне высоких показателей к высоким. Следует заметить, что во втором семестре повышается количество крайне низких показателей успеваемости как в группе одаренных студентов, так и в референтной группе (рис. 1).

Рис. 1. Процентное распределение уровня усвоения ООП студентами-первокурсниками гуманитарного направления

Таким образом, среди одаренных студентов гуманитарного направления при усвоении ООП образуются 2 подгруппы - успешные и отстающие. То есть после поступления в вуз данные студенты либо активно вовлекаются в учебную деятельность,  либо, наоборот, демонстрируют свое безразличие к обучению, показывая низкие показатели в уровне усвоения ООП.

Одаренные студенты естественнонаучного направления в первом семестре обучения демонстрируют весьма высокие показатели уровня  усвоения ООП, в группе полностью отсутствуют студенты с низкими и крайне низкими показателями. В референтной группе в большинстве своем наблюдаются средние показатели, крайне высокие показатели отсутствуют. Кривые распределения студентов по уровню усвоения ООП в обоих случаях имеют правильную форму, что позволяет сделать вывод о нормальном (симметричном) распределении студентов по этому признаку.

Во втором семестре у всех одаренных студентов естественнонаучного направления показатели уровня усвоения ООП смещаются к средним значениям. Следовательно, за год обучения в вузе эти студенты занимают устойчивую позицию «хорошистов», усредняя свои результаты. В это же время в референтной группе студентов при преобладании среднего уровня усвоения появляется большой процент студентов с крайне низким уровнем усвоения ООП. Кривая распределения имеет два пика и приобретает неправильную форму за счет увеличения количества студентов с низким рейтингом (рис. 2).

Рис. 2. Процентное распределение уровня усвоения ООП студентами-первокурсниками естественнонаучного направления

Следовательно, одаренные студенты естественнонаучного направления, имея хорошую начальную базу знаний при поступлении в вуз, ко второму семестру в процессе адаптации и социализации несколько теряют свои позиции в ходе усвоения ООП. Данный результат может быть обусловлен несколькими факторами. Во-первых, потерей интереса к предметам в связи с невостребованностью и низкой престижностью данного направления подготовки, а во-вторых, отсутствием вовлеченности в научный процесс.

Для группы одаренных студентов физико-математического направления в первом семестре была получена асимметричная кривая распределения, пик которой приходился на средние показатели уровня усвоения ООП, а более высокие значения показателей отсутствовали. Для референтной группы студентов характер распределения был нормальным с максимумом, приходящимся на низкие показатели.

Во втором семестре обучения одаренных студентов с показателем среднего уровня усвоения ООП становилось больше за счет исчезновения подгруппы с низкими показателями, а вот доля студентов с крайне низким уровнем усвоения ООП не изменилась. В референтной группе произошло перераспределение части студентов из подгруппы с низким уровнем к крайне низкому (рис. 3).

Рис. 3. Процентное распределение уровня усвоения ООП студентами-первокурсниками физико-математического направления

Таким образом, одаренные студенты физико-математического направления на протяжении учебного года не проявляли своих знаний и умений должным образом (каковыми они были в школьные годы обучения).

Используя опыт работы Центра социально-психологической адаптации ВолГУ, с одаренными студентами мы провели тестирование на выявление их психосоциальных «портретов». Полученные данные свидетельствуют о наличии значительной доли студентов, нуждающихся в помощи для дальнейшей адаптации в вузе. Лишь 55 % первокурсников успешно справились с адаптацией и были уже с первых месяцев обучения активно вовлечены в вузовскую среду. Остальные студенты нуждались в проведении с ними активной профилактической психосоциальной работы (30 % студентов относились к группе риска, а 15 % - были склонны к девиации). Среди полученных групп также были рассчитаны показатели уровня усвоения ООП (рис. 4).

Рис. 4. Распределение одаренных студентов по уровню усвоения ООП (%)

Как видно из представленных данных, успешно адаптированные студенты демонстрировали на начальном этапе обучения широкий разброс уровня усвоения ООП: от среднего до крайне высокого при небольшом проценте крайне низких показателей. К концу первого года обучения в этой подгруппе происходило сужение разброса данных с преобладанием средних показателей. Студенты, отнесенные к группе риска, в начале обучения показывали преимущественно высокий уровень усвоения ООП, однако во втором семестре кривая распределения у них сместилась к более низким показателям, а крайне высокие показатели полностью отсутствовали. Положение студентов, относящихся к группе склонных к девиации, на протяжении учебного года практически не изменилось. Кривая распределения в этой подгруппе имела два пика, приходящихся на крайне низкие и высокие показатели усвоения ООП.

Выводы

Как показало проведенное исследование, одаренные студенты различных направлений подготовки имеют проблемы с адаптацией и социализацией в течение первого года обучения в вузе. Это существенным образом отражается на эффективности усвоения ими ООП. Так, студенты гуманитарного направления демонстрируют две крайние позиции уровня освоения ООП - успешные и отстающие. Одаренные студенты естественнонаучного направления к концу первого года обучения занимают лишь устойчивую позицию «хорошистов», показывая средние показатели уровня усвоения ООП. Усвоение ООП одаренными студентами физико-математического направления подготовки  малоэффективно, они демонстрируют средний и низкий уровни.

Чтобы предотвратить данные процессы, необходим комплексный подход, включающий в себя:

  • коррекцию имеющихся социально-бытовых, психологических и мотивационных проблем посредством проведения краткосрочных курсов;
  • проведение с целевой группой одаренных студентов психолого-педагогической работы, включающей в себя элементы психологической, правовой, общенаучной и проектно-технологической подготовки;
  • вовлечение одаренных студентов в проектную деятельность вуза с первых месяцев обучения на базе малых инновационных предприятий.

Статья подготовлена в рамках реализации Регионального конкурса РГНФ 2010 Волжские земли: Волгоградская область по проекту «Исследование особенностей психофизиологического статуса одаренных подростков и их социальной адаптации на этапе перехода от среднего к высшему образованию», № проекта 10-01-20106 а/В.

 

Рецензенты:

  1. Чижова В.М., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета, г. Волгоград, Россия.
  2. Шацкая М.Ф., д.филол.н., доцент кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Россия.

Библиографическая ссылка

Абашкина Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4968 (дата обращения: 30.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074