Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Агаханова Р.А. 1 Везиров Т.Г. 1
1 Махачкалинский филиал Московского государственного автомобильно-дорожного технического университета, Махачкала, Россия
В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожного университета с использованием электронных средств обучения. Современный этап развития системы высшего профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационных технологий. В качестве электронных средств обучения рассматриваются электронный учебно-методический комплекс и мультимедийные проекты по спецдисциплинам. Нами разработан электронный учебно-методический комплекс «Вычислительная техника и сети», который включает в себя: лекционный курс, перечень лабораторных занятий, перечень вопросов текущих контрольных работ и приложения. Внедрение в образовательный процесс Дагестанского филиала автомобильно-дорожного университета ЭУМК позволило повысить эффективность образовательного процесса при обучении в условиях удаленного доступа (заочная форма обучения), что в конечном итоге направлено на улучшение качества подготовки будущих специалистов.
профессиональная компетентность
электронные средства обучения
мультимедийные проекты
студенты автомобильно-дорожного университета
1. Агаханова Р.А., Везиров Т.Г. Условия формирования профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожного института на основе электронных средств обучения // Экономические и гуманитарные исследования регионов : научно-теоретический журнал. - Ростов н/Д. - 2011. - № 1. - С. 21-27.
2. Везиров Т.Г., Агаханова Р.А. Курс «Вычислительная техника и сети» в формировании информационной компетентности у студентов автомобильно-дорожного института // Информатика в образовании : научно-методический и информационный журнал. - Москва. - 2010. - № 2. - С. 124-126.
3. Лопанова Е.В. Факторы развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. - Москва-Челябинск, 2011. - С. 3-10.
4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений». - № 1938 от 30.09.2005.
5. Удотова О.А. Шаблон для создания электронного учебно-методического комплекса. - Магнитогорск : МаГУ, 2006.
Для современного этапа развития высшего образования характерен творческий поиск путей совершенствования подготовки специалистов высокой квалификации, возрастание интереса исследователей к изучению проблем профессиональной компетентности, формирования и развития мастерства, основы которого закладываются во время обучения в вузе.

Стратегия развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий потребовала внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизировала поиск новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма работников, на удовлетворение потребностей общества в молодых специалистах, способных к успешной адаптации и самореализации в быстро меняющейся социальной среде.

Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу актуализировало проблему реформирования системы профессионального образования. Решение поставленных задач связывается с разработкой идей компетентностного подхода в системе подготовки будущего специалиста, в частности специалиста автомобильно-дорожного профиля. При этом требования к профессии превращаются в своего рода «пакеты компетенций», так как в профессиональной деятельности специалиста автомобильно-дорожного профиля оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции.

Компетентность имеет практико-ориентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности [3].

Комплексное использование новых образовательных и информационных технологий в учебном процессе позволит достичь значительного эффекта в повышении информационной компетентности будущих специалистов [2].

Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента выявили недостаточно высокий уровень развития профессиональной компетентности студентов выпускных курсов и позволили сделать вывод о том, что сложившаяся практика профессиональной подготовки не совсем соответствует новым требованиям к качеству образования, сформулированным на основе компетентностного подхода.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки студентов в вузе позволил нам сформулировать основные проблемы, существующие на данный момент в высшем образовании. Одной из таких проблем можно назвать использование репродуктивных методов обучения и недостаточное применение методов развития универсальных профессиональных качеств будущих специалистов.

Решение данной проблемы мы видим в создании новой информационно-коммуникационной образовательной среды вуза, где важное место занимают электронные средства обучения.

Для повышения эффективности обучения можно использовать современные информационные технологии, в частности электронные средства обучения в виде учебных электронных изданий. В последние годы значение таких учебных изданий в учебном процессе в высших учебных заведениях возрастает и требует пересмотра подходов к обучению в целом.

Современное развитие телекоммуникационных и информационных компьютерных средств привело к использованию новых средств информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

В создавшихся условиях проблема разработки и использования электронных средств обучения приобретает особую актуальность и становится важным направлением современных научных исследований.

Анализ литературы и электронных источников позволил нам выделить следующие принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Анализ представлений о сущности и структуре профессиональной подготовки в вузе позволяет предположить, что основные функции будущего специалиста могут быть поняты и освоены студентами только в процессе анализа различных видов его профессиональной деятельности: конкретных мотивов, отдельных действий по решению профессионально ориентированных задач, многообразных видов общения с теоретиками и практиками осваиваемой профессии. На основе этого процесс обучения в вузе строится как отработка основных профессиональных функций специалиста в ходе решения типовых учебно-профессиональных задач.

Внедрение в образовательный процесс нового методического обеспечения реализовывалось через электронный учебно-методический комплекс, который предполагает изучение нового материала, творческую работу поисково-исследовательского характера, самопроверку полученных знаний.

Система образования должна гарантировать выпускнику высшей школы уровень общих (ключевых) и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков; готовность к практической деятельности, а также к освоению новых технологий.

Современный этап развития системы высшего профессионального образования невозможен без применения последних достижений в области информационных технологий.

В настоящее время сформировался социальный заказ на разработку электронных средств обучения, которые дают возможность управлять процессом формирования компетентности в той или иной предметной области.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ появились требования по разработке соответствующего учебно-методического обеспечения вузов. Основу такого обеспечения составляет электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) [4].

В работе [5] О.А. Удотова приводит структуру и элементы, входящие в комплекс, с подробным их описанием, а также дает определение понятию учебно-методический комплекс - «совокупность учебно-методических материалов в печатном и/или электронном виде, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) ГОС ВПО по одной специальности (направлению)».

По нашему мнению, двумя основными «технологическими» требованиями к созданию ЭУМК являются: требования систематичности и новизны.

С учетом вышеизложенного для формирования профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожного университета на основе электронных средств обучения нами разработан электронный учебно-методический комплекс «Вычислительная техника и сети», который включает в себя: лекционный курс, перечень лабораторных занятий, перечень вопросов текущих контрольных работ и приложения.

Навигация по ЭУМК осуществляется посредством кнопок или гиперссылок. Доступность и простота навигации не требует специальной подготовки, позволяя сконцентрировать внимание обучающихся на содержании предлагаемого материала.

ЭУМК нацелен на оптимизацию изучения дисциплины «Вычислительная техника и сети», создание условий для достижения необходимого уровня современного образования и разностороннего развития личности обучающихся.

Внедрение в образовательный процесс Дагестанского филиала автомобильно-дорожного университета ЭУМК позволило повысить эффективность образовательного процесса при обучении в условиях удаленного доступа (заочная форма обучения), что в конечном итоге направлено на улучшение качества подготовки будущих специалистов.

Данный ЭУМК зарегистрирован ФГУП НТЦ «Информрегистр», депозитарий электронных изданий (№ 0321101238 от 31 мая 2011 г.).

Нами разработана модель компетенций специалиста автомобильно-дорожного профиля (функциональные компетенции), где важное место занимают авторский ЭУМК, мультимедийные проекты по конкретным дисциплинам и курс по выбору «Электронные средства обучения» [1].

Практика их использования показала, что электронные средства обучения позволяют решить ряд педагогических задач по оптимизации процесса динамичного развития познавательного интереса у студентов, а именно: включение студента в активную учебную деятельность, становление отдельных компонентов мотивационной сферы, последовательное усложнение содержания и изменение характера учебной деятельности студентов с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Рецензенты:

  • Баламирзоев А.Г., д.т.н., профессор кафедры математики и информатики Махачкалинского филиала МАДИ, г. Махачкала.
  • Шихалиев Х.Ш., д.п.н., профессор кафедры МПМиИ Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала.

Работа получена 23.11.2011


Библиографическая ссылка

Агаханова Р.А., Везиров Т.Г. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4978 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674