Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Волкова И.В. 1 Климова М.В. 2
1 ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», Россия
2 GOU VPO “Nizhny Novgorod State University of Architecture and Building” Nizhny Novgorod, Russia
Толерантность не является врожденным качеством личности и, как все нравственные качества, требует развития, стимулирования и коррекции. Подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека и наиболее благоприятным для формирования у подростков толерантности, умения сотрудничать, а также гуманистически ориентированного поведения. С этой целью предлагается вариант организационно-педагогической программы формирования толерантности у подростков как интегрального качества личности, развития ценностно-смысловой сферы личности подростка в процессе обучения и воспитания, а также социальные критерии и приоритеты для проектирования социокультурной среды образовательного учреждения. Основополагающим для методологии проектирования среды является принцип первичности социальных критериев и приоритетов. Методологической основой выступают: развитие субъектности, индивидуальности, социальной компетентности, творчества и духовности.
толерантность
социокультурная среда
совместная деятельность
сотрудничество
гуманистически ориентированное поведение
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - М., 2001. - 85 с.
2. Баныкина С.В. Учимся толерантности : методическое пособие для проведения классных часов, бесед / С.В. Баныкина, В.К. Егоров. - М. : АРКТИ, 2007. - 128 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1975. - 504 с.
4. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум, 2003. - 168 с.
5. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М. : Народное образование, 1999. - 208 с.
6. Осорина Н.В. Секретный мир детей. - СПб. : Питер, 1999.
7. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.
8. Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического развития детей и молодежи. - М. : Советский спорт, 2003.
9. Тыртышная М. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности // Классный руководитель. - 2005. - № 4. - С. 125-129.
10. Terry Orlick. The Cooperative Sports & Games Book: Challenge Without Competition. - New York: Pantheon Books, 1978, рр. 3-7.
Важная роль в реализации программ, направленных на формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, отводится образовательным учреждениям как социальному институту, который оказывает непосредственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения подрастающего поколения. Особое внимание необходимо уделять развитию толерантности у подростков, поскольку данный возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

По нашему мнению, эффективности реализации программ, направленных на развитие толерантности у подростков, будет способствовать создание соответствующей социокультурной среды образовательного учреждения.

Основополагающим для методологии проектирования среды является принцип первичности социальных критериев и приоритетов. Это означает, что на первый план выдвигаются ценности и приоритеты социального развития, повышения качества жизни человека и общества, развитие гуманности. В качестве методологической основы проектирования социокультурной среды развития толерантности у подростков в образовательных учреждениях должны выступить следующие основополагающие положения, подчеркивающие ее социальную значимость:

  1. развитие субъектности;
  2. развитие индивидуальности, уникальности;
  3. развитие социальности, социальной компетентности;
  4. развитие креативности (творчества);
  5. развитие духовности.

Для реализации этих положений социокультурная среда должна быть функционально ориентирована. Социокультурная среда, направленная на развитие толерантности у подростков, должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать психолого-педагогические особенности возраста, такие как подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам; готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях; психолого-педагогические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах; референтное восприятие группы сверстников и социально значимых взрослых;
  • реализовывать модель субъект-субъектных взаимоотношений между взрослым и подростком, а также подростков друг с другом, способствующих развитию их рефлексивных умений. Только через личность каждого отдельного человека может в будущем проявиться человеческое - общее. Созданная среда помогает становлению партнерства в деятельности, порождает субъект-субъектные отношения. Среда должна стать территорией со-бытия детей, организующей «встречу и взаимодействие своих и чужих глаз, пересечение кругозоров (своего и чужого), пересечение двух сознаний» [3, c. 134];
  • создание атмосферы, где акцент делается на качестве межличностных отношений. Обеспечивается всем конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатия. Создание такой атмосферы способствует тому, что у подростков возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливаются чувство собственного достоинства и эмпатии. Таким образом, они находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни (по А. Нельсон-Джоунс, 2002);
  • наличие в окружающей индивида межличностной среде таких личностных качеств, которые гармонируют с его личностными качествами, подкрепляют их, дополняют и компенсируют, обеспечивая наиболее полную самоактуализацию индивидуального потенциала личности через удовлетворение потребностей (метаиндивидуальность);
  • развитие «Я-концепции» подростка. Формирование Я-концепции, самоактуализация ребенка, развитие социальной компетентности предполагает проектирование и продуцирование социализирующего результата - общения как условия и механизма формирования личностных смыслов.

Существует шесть ключевых характеристик Я-концепции полноценно функционирующих или самоактуализирующихся личностей:

  • открытость для опыта,
  • рациональность,
  • личная ответственность,
  • чувство собственного достоинства,
  • способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений,
  • ведение этичного образа жизни;

 

  • условия самосовершенствования. Подростки считают, что им необходимо кое-что изменить в себе, чтобы приблизиться к идеалу. Важно создавать условия самосовершенствования, самоутверждения не за счет другого, а лишь за счет победы над собой;
  • осуществление принципов личностно-средового взаимодействия. Необходимо организовать среду таким образом, чтобы максимально обеспечить подростку возможность выбора различных способов деятельности. Особое место в формировании социальной компетентности занимает проектная деятельность. Она рассматривается как способ организации деятельности, основанной на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве всех участников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности. Здесь можно говорить и о проектах, направленных на помощь кому-либо (благотворительных, волонтерских), и о самопроектировании (самопознание, самовыражение и самоидентификация);
  • обеспечение субкультурных возможностей и успешности усвоения нового социального опыта. Комплексом средств формирования социального опыта подростков являются: технологии совместной деятельности детей и взрослых в структуре взаимодействия; психолого-педагогическая поддержка развития социального опыта, обеспечиваемая в логике реализации психолого-педагогического сопровождения; волевые качества самого ребенка;
  • многообразие видов развивающей деятельности и возможности выбора своего участия в них с позиции самоопределения, культурной идентификации и самореализации интересов и способностей;
  • создание условий для обеспечения эмоционально привлекательной и личностно значимой деятельности, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности;
  • свободный и демократический выбор видов деятельности, круга общения и отношений в микросреде;
  • возможность создания ситуации успеха в общении, деятельности. Это необходимо для потенциального накопления положительного социального опыта, ведущего в конечном итоге к формированию социальной компетентности личности подростка, к толерантному поведению в обществе, для построения конструктивных взаимоотношений на различном уровне и в различных ситуациях. Проекты «добрых дел» не могут не создавать ситуацию успеха, роста самооценки, развития положительного самоотношения; взятия на себя ответственности за другого;
  • формирование у подростков необходимых личностных и средовых ресурсов для преодоления сложных ситуаций. Подростки получают информационную, эмоциональную, материальную поддержку от развитых социальных сетей - семьи, сверстников, значимых других, умеют искать, запрашивать и воспринимать ее;
  • формирование у подростков волевых качеств. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела». Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке;
  • создание условий и социального пространства жизнедеятельности подростков, моделирующего структуру общественных отношений, реализация системы социальных инициатив и инициации, способствующей формированию активной позиции подростка;
  • наполнение разнообразными психолого-педагогическими коррекционными и поддерживающими методиками и подходами, в частности, это могут быть подвижные игры. Это часть жизни детей, стоящая в связи с их опытом, их переживаниями - с радостью и горем, страхами и надеждами, с их социальными отношениями. Игра подростка действительно имеет форму социального научения, в игру включается процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой речи, с качеством ее выполнения всеми участниками игры и с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает существенное влияние на развитие личности. Происходит становление элементов произвольного контроля над поведением [6; 7]. Причем на первый план выходят коллективные игры, в которых приобретается собственный практический опыт сотрудничества, что позволяет подростку почувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других.

Игры с правилами воспитывают внимание, наблюдательность, дисциплинированность; четкое выполнение правил учит детей принципам честной игры. В них дети учатся владеть своими движениями, чувствами.

Соревновательная форма игр должна ориентироваться на формирование у подростков, детей в целом, гуманистически ориентированного поведения в любых соревнованиях, общей гуманистической культуры соперничества. Но у соревновательных игр есть и другая сторона. Как отмечал Терри Орлик, «...сталкивание детей друг с другом в играх, где они фанатично соревнуются за то, что достается лишь немногим, гарантирует неудачу и отверженность для многих из них. Эти игры предусматривают выбывание участников, победу одних и поражение остальных, и что еще хуже, игры начинают разрушать самих победителей. Детей побуждают радоваться неудачам других. Они надеются на эти неудачи, содействуют им, так как это увеличивает их шансы на победу. Иррациональное соперничество отучает детей соревноваться естественным способом; их просто подталкивают к яростной конкуренции. Став взрослыми, они настолько убеждаются в значимости победы, что уже не могут играть просто ради забавы, ради удовольствия. Даже если им и хотелось бы, они не знают, как помогать друг другу, как уважать чувства других или как соревноваться по-дружески и с весельем. Потерпев поражение, а это случается часто, многие дети стараются избежать соревнования, отойти в сторону. Неудача в играх может внушить детям совершенно неоправданное, извращенное представление о самих себе» [10]. Поэтому игры соревновательные должны вводиться в арсенал используемых игр тогда, когда будет создан дружный коллектив, в котором принят за закон «Кодекс честной игры» и каждый чувствует себя комфортно и уверенно. На первом месте должны стоять игры сотрудничества, где нет победителей и побежденных.

В играх сотрудничества основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество [8]. Игры сотрудничества ориентируют участников не на приспособление к наперед установленным, «правильным» образцам поведения, а на выявление и раскрытие своих способностей, своего потенциала. Они направлены на творческое начало, шутку, удовольствие от общения, радость, ибо главное в них - сам процесс игры, а не ее результат. Все это ориентирует участников этих игр на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия. Эти игры содействуют выработке навыков положительного социального взаимодействия, общения, участию и вниманию к другим, заботе о них и сотрудничеству. Создаваемая в ходе игр атмосфера сплоченности, доверия, отсутствие разделения на победителей и побежденных, а также страха поражения и отверженности устраняют причины отрицательных эмоций.

Итак, толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Толерантность человека проявляется в индивидуальной деятельности, существенной составляющей ее является действие (общение, диалог, взаимодействие) на основе ценностных установок и ориентаций, признающих универсальные права и основные свободы человека, которые и являются целью данной деятельности.

При создании условий для формирования позиции ненасилия и толерантной установки в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса особое значение должно придаваться организации и рефлексии развития личного опыта подростков в рамках сформированной социокультурной среды, где возможно проигрывание различных жизненных ситуаций, требующих выбора. Основными психолого-педагогическими задачами деятельности педагогов в воспитании толерантности подростков должны стать:

  • развитие неконфронтационного сознания, умения находить альтернативные выходы в сложной ситуации взаимодействия;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к другому человеку: умение увидеть позитивные стороны личности или поступка, умение встать на место другого и обосновать свои действия, развитие логики аргументирования своего мнения и др.;
  • достижение психологической готовности к мотивации толерантного поведения.

Рецензенты:

  • Швец И.М., д.п.н., профессор кафедры биохимии и физиологии растений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.
  • Шкунова В.К., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков Волжского государственного инженерно-педагогического университета, Нижний Новгород.

Работа получена 23.11.2011


Библиографическая ссылка

Волкова И.В., Климова М.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4980 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674