Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МОНИТОРИНГА В УЧРЕЖДЕНИИ СПО

Голяева Н.В. 1
1 АНО ВПО ЦС РФ РУК Саранский кооперативный институт (филиал) Саранск
С позиций системного подхода, системообразующим фактором в построении образовательного процесса подготовки специалиста должен рассматриваться результат процесса обучения, описанный в компетентностном формате. Это позволит не только определить содержание и технологию подготовки специалиста, но и создать систему оценки, адекватной задачам профессиональной деятельности выпускника. С этой точки зрения целесообразно привязать систему контроля качества подготовки выпускника со всей системой его подготовки. В статье освещаются педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного мониторинга образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.
компетентность
компетентностный подход
профессиональный стандарт
профессиональная идентичность
мониторинг подготовки выпускника
компетентность
компетентностный подход
профессиональный стандарт
профессиональная идентичность
мониторинг подготовки выпускника
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34-42.
3. Болотов В. А., Шмелев А. Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 4. - С.16-21.
4. Селезнева H. A. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. - 2004. - №4.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет журнал «Эйдос» - 2002. 23 апреля. http: //eidos.ru/journal/2002/043.htm
Проблема повышения качества образования непосредственно связана с модернизацией Российского образования. Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Современные требования к качеству образования приводят к формированию новых требований к базовым знаниям, умениям, навыкам, опыту деятельности. Таким образом, динамично изменяющийся рынок труда формирует свои потребности в квалифицированных кадрах, которые требуют оперативной перенастройки системы среднего профессионального образования; вместе с тем рынок труда сам по себе не способен четко определить надежные ориентиры для системы образования.

Одним из важнейших путей решения возникающего противоречия является переход на стандарты нового поколения, основой для которых должны стать представления, выраженные в компетенциях и являющихся общими для работодателей и образования. Эти согласованные представления должны быть отражены при разработке профессиональных и реализации образовательных стандартов, а также в системе оценки уровня подготовки. Оценка качества подготовленности выпускника может быть объективной, если она опирается на профессиональный стандарт и соотносится с содержанием обучения в соответствии с принятыми образовательными стандартами. В отличие от образовательных стандартов третьего поколения методология  разработки и внедрения профессиональных стандартов практически не исследована.

Профессиональный стандарт - обобщенное описание рабочих заданий, которые должны быть выполнены в рамках конкретной профессиональной деятельности с определенными показателями качества, а также соответствующие им компетенции. Профессиональный стандарт основан на профессионально-ориентированных умениях, которые носят комплексный, целостный характер, переносимых из различных областей в профессиональную деятельность.

Поэтому ключевым направлением диалога образования и бизнеса является компетентностный подход, в котором возникает реальная возможность формирования общих представлений для постановки задач для образования в области подготовки и оценки качества выпускников учреждений СПО.

Компетентность -  способность делать что-то качественно и эффективно; способность удовлетворять требованиям к выполнению работы; способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций. Она проявляет себя лишь через ожидаемые формы поведения в профессиональной среде (работать в коллективе, способность передавать информацию), связывается с эффективностью труда и позволяет организовать систему оценки, что вызывает определенные трудности в ее оценке.    

Понятие «компетентность» характеризует субъективную составляющую профессиональной деятельности, описывая качественные профессиональные характеристики субъекта, характеризует личность, владеющую необходимыми компетенциями.

Как показывает анализ исследований, компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. А. В. Хуторской определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемые к определенному кругу предметов и процессов»[5]. Как отмечает В.И. Байденко, «компетенция выступает новым типом целеполагания... Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость)»[1]. Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что образование тесно связывается с трудовой деятельностью. Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности.

Российская система среднего профессионального образования всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Но задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции.

С позиций системного подхода, системообразующим фактором в построении образовательного процесса подготовки специалиста должен рассматриваться результат процесса обучения, описанный в компетентностном формате. Это позволит не только определить содержание и технологию подготовки специалиста, но и  создать систему оценки, адекватной задачам профессиональной деятельности выпускника. С этой точки зрения целесообразно привязать систему контроля качества подготовки выпускника со всей системой его подготовки.

В системе профессионального образования произошли существенные изменения, связанные с введением федеральных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на формирование компетенций у выпускников. Следует отметить, что новое понимание качества профессионального образования, традиционно оцениваемого по уровню сформированных знаний и умений выпускников, с введением новых образовательных стандартов привнесло и в педагогическую практику учреждений высшего и среднего профессионального образования проблему оценки формируемых компетенций.

В связи с разработкой методологии нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование компетенций выпускников, появились  исследования в основном  по системе высшего профессионального образования, заложившие определенные предпосылки для научного решения проблемы оценивания формируемых компетенций в процессе подготовки специалиста. Наряду с этим, для системы среднего профессионального образования, традиционно являющейся практикоориентированной, переход на компетентностно-ориентированные стандарты нового поколения представляется менее трудным. Однако проблема оценивания формируемых компетенций ввиду общности методологии нового поколения образовательных стандартов, остается важной и нерешенной как для системы высшего, так и среднего профессионального образования. Учитывая набольшие сроки обучения в условиях учреждений СПО и меньший, по сравнению с вузами, объем содержания обучения, поиск решения данной проблемы и его апробация именно на этом образовательном уровне, позволил бы определить общие пути и средства мониторинга формирования профессиональных компетенций студентов.

В этой связи, при формировании системы компетентностно-ориентированного мониторинга следует исходить из следующих предпосылок.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и отражают требования государства к уровню подготовки выпускника учреждения среднего профессионального образования.  Требования работодателей изменяются более динамично и отражаются в создаваемых в настоящее время профессиональных стандартах, являющихся ориентиром для формирования дисциплин по выбору студентов. Данный компонент представляет для системы профессионального образования существенную часть (вузы - до 50 %, СПО - до 30 %) и требует к себе особого внимания с позиций не только формирования содержания, но и оценивания с позиций формируемых компетенций у студентов.

Компетентностный подход, заложенный в содержании стандартов нового поколения, формирует основу для взаимодействия, понятную для работодателей и образовательного учреждения, однако такое взаимодействие должно быть выражено в необходимом единстве требований и результатов обучения.

Для учреждения среднего профессионального образования переход на стандарты нового поколения предопределяет необходимость совершенствования материально-технической базы практик и стажировок для формирования опыта практической деятельности, использования технологий обучения, позволяющих сформировать у студентов требуемый уровень знаний и умений как важнейших составляющих формируемых компетенций.

Как подчеркивает Н.А.Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению когнитивных ориентаций образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий»[4].

В условиях реализации компетентностного подхода компетентностно-ориентированный мониторинг является важным средством в реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Компетентностно-ориентированный мониторинг представляющего собой систему сбора, хранения, систематизации информации о состоянии и основных показателях сформированности профессиональных компетенций и функционирования учебного процесса с целью прогнозирования и принятия обоснованных управленческих решений, обеспечивающих качественное профессиональное образование.

Основой компетентностно-ориентированного мониторинга выступает сочетание традиционно сложившихся в педагогической практике технологий оценивания и критериально-ориентированного тестирования, позволяющего получить наиболее объективную характеристику сформированного уровня подготовки выпускника.

Реализация компетентностно-ориентированного мониторинга требует создания ряда педагогических условий:

  • согласовании результативно-целевых основ всех этапов - от формирования требований работодателей, отраженных в содержании образовательных и профессиональных стандартов, до организации учебного процесса и практической деятельности студентов;
  • сотрудничества всех педагогов с целью получения объективных результатов; мотивационной направленности студентов в процессе обучения на овладение компетенциями;
  • оценки результатов учебной деятельности и профессиональных достижений студентов на основе традиционных методов контроля и тестирования.

Рецензенты:

  • Шабанов Г.И., д.п.н., профессор кафедры систем автоматизированного проектирования ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва", г. Саранск.
  • Извеков В.В., д.п.н., профессор кафедры физвоспитания АНО ВПО ЦС РФ РУК «Саранский кооперативный институт» (филиал), г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Голяева Н.В. О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МОНИТОРИНГА В УЧРЕЖДЕНИИ СПО // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4998 (дата обращения: 26.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074