Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Подповетная Ю.В. 1
1 Южно-Уральский государственный университет
В статье представлено авторское определение научно-методической культуры преподавателя высшей школы и ее структурных составляющих. Специальное внимание уделено организационной характеристике технологии развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы, которая представлена комплексом педагогических условий. Выявленный комплекс педагогических условий обладает свойствами необходимости, достаточности и включает: создание межрегиональных ассоциаций преподавателей, стимулирующих развитие их профессионального самосознания; разработку и внедрение внутривузовской эдхократической системы «наставничество–тьютерство–коучинг», обеспечивающей развитие научно-методических умений преподавателей; использование основных положений нелинейной дидактики для активизации и развития творческого мышления преподавателей с различным стажем педагогической деятельности.
научно-методическая культура преподавателя
технология
педагогические условия
1. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономика, 2006. - 637 с.
2. Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом / Б.М. Жуков, А.В. Дейнека. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 409 с.
3. Степаносова О.В., Корнилова Т.В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал. - 2006. - Т. 7, №2. - С. 60-68.
4. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку: учебное пособие. - Ульяновск, 2007. - 75 с.
5. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002. - 527 с.
6. Herold, M. SOL - Selbstorganisiertes Lernen. Ein systemischer Ansatz für Unterricht / M. Herold, B. Landherr. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler, 2003.
7. Huber, Günter L.: Lehren und Lernen in Zeiten der Ungewissheit / Günter L. Huber und Jürgen H.W. Roth. - Schwangau: Huber, 1999.
8. Clutterbuck, D. Everyone Needs a Mentor: Fostering Talent in Your Organisation. - 2nd edn / D. Clutterbuck. - London, Institute of Personnel Management, 2004. - 190 p.
В условиях модернизации российского высшего образования от преподавателя вуза требуется владение методами научных исследований, основами научно-методической и учебно-методической работы, психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и др. Многочисленные педагогические исследования, а также собственный опыт педагогической работы в вузе указывают на то, что современные требования к преподавателю высшей школы предполагают развитие его научно-методической культуры.

Научно-методическая культура преподавателя высшей школы рассматривается автором статьи как разновидность профессиональной культуры и определена как интегративное личностное образование, включающее систему ценностных ориентаций, научно-методических знаний, умений и способностей, которые необходимы для осуществления научно-методической деятельности в образовательном пространстве. В структуре научно-методической культуры преподавателя выделены:

  • профессиональное самосознание, которое проявляется в отношении преподавателя к научно-методической деятельности и выражается в целевых установках, в осмыслении, самоанализе и самооценке собственной научно-методической деятельности и ее результатов;
  • научно-методические умения, которые необходимы преподавателю для осуществления научно-методической деятельности и дают возможность с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов;
  • творческое мышление, в процессе которого обнаруживаются новые, оригинальные возможности применения научно-методических знаний и умений в профессиональной деятельности преподавателя.

Развитие научно-методической культуры определяется внутренней активностью личности преподавателя, его направленностью на преобразование своих взглядов по отношению к научно-методической деятельности и предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы, становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений и установок. С учетом выделенных структурных составляющих, развитие научно-методической культуры преподавателя высшей школы представляет собой взаимосвязанный и происходящий во времени процесс прогрессивного изменения профессионального самосознания, научно-методических умений и творческого мышления.

Успешность развития научно-методической культуры преподавателя в практике высшей школы в значительной мере определяется соответствующей технологией, которая представляет собой единство концептуальной, содержательной, процессуальной, организационной и результативной характеристик и обладает следующими признаками: определение возможностей образовательной программы преподавателей высшей школы для развития научно-методических знаний, умений и способностей; отражение содержания и направлений осуществления содействия преподавателям вуза в повышении позитивной направленности творческого мышления, формировании профессионального самосознания, совершенствовании научно-методических умений, развитии системы ценностно-смысловых ориентаций; оценка эффективности развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы в соответствии с выбранными критериями.

Организационная характеристика технологии представлена педагогическими условиями, понимаемыми в исследовании как совокупность необходимых и достаточных мер, создающих наиболее благоприятную обстановку или среду для успешной реализации процесса развития научно-методической культуры преподавателя вуза. Исходя из понимания того, что отдельные, случайно выбранные, педагогические условия не могут существенно повлиять на развитие научно-методической культуры преподавателя, мы выявили гибкий, динамично развивающийся комплекс педагогических условий, направленный на развитие профессионального самосознания, научно-методических умений и творческого мышления преподавателей.

В первом педагогическом условии акцент ставится на создание межрегиональных ассоциаций преподавателей высшей школы, стимулирующих развитие их профессионального самосознания.

Исследование проблемы выявления конкретных и эффективных методов, стимулирующих расширение и рост профессионального самосознания, ознакомление с имеющимся в нашей стране и за рубежом опытом, позволили предположить, что одной из наиболее конструктивных, быстро действующих форм работы с преподавателями является организация их участия в работе ассоциаций. С их помощью можно успешно развивать все подструктуры профессионального самосознания: а) когнитивную (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своем «Образе Я» как личности и профессионала); б) аффективную (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов); в) поведенческую (закрепление собственной «Я - концепции» в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Деятельность создаваемых Межрегиональных Ассоциаций преподавателей высшей школы, стимулирующих развитие их профессионального самосознания, должна быть представлена, на наш взгляд, несколькими составляющими: 1) наращение профессиональных знаний (данная задача успешно реализуется в ходе проведения тематических семинаров, научных (научно-методических) конференций, круглых столов, посвященных вопросам научно-методической деятельности и т.д.); 2) обмен опытом (в ходе обмена опытом успешные преподаватели делятся своим опытом научно-методической деятельности, опытом разработки педагогических методов, приемов и средств, а также особенностями их внедрения в практику образовательного процесса вуза); 3) педагогические конкурсы (во время конкурсов происходит состязание между преподавателями в решении различного рода профессиональных задач).

Стимулами развития профессионального самосознания преподавателей высшей школы являются методы, приемы и средства межрегионального взаимодействия с преподавателями соответствующего направления профессиональной подготовки студентов (экономика, менеджмент, инноватика, управление персоналом и т.д.), которые мы видим в следующем: создание виртуальных кафедр; проведение методических конкурсов на лучшие авторские пособия или методические разработки; осуществление рейтингования имеющихся в вузах методических пособий; проведение дистанционных конкурсов; проведение оценочных мероприятий по разработанным методическим комплексам, оригинальности и эффективности организационно-деловых игр и т.д.

Интеграция указанных способов и приемов деятельности в рамках создаваемых Межрегиональных Ассоциаций преподавателей высшей школы оказывает значительное воздействие на их профессиональное самосознание, которое проявляется в пробуждении интереса к научно-методической деятельности, в росте когнитивно-познавательной деятельности, в активизации процессов саморегуляции поведения и деятельности и др.

Второе педагогическое условие предполагает разработку и внедрение внутривузовской эдхократической системы «наставничество - тьютерство - коучинг», обеспечивающей развитие научно-методических умений преподавателей.

В основе данного условия лежит, так называемый, эдхократический принцип, основанный на управленческом стиле руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются исполнителями самостоятельно. Исследователи отмечают, что эдхократические структуры особенно эффективны для тех отраслей, где быстро устаревают знания, поэтому широкое распространение получил тезис о том, что эдхократия - это власть знаний и компетенции [1; 3 и др.].

Разрабатываемая внутривузовская эдхократическая система состоит из подсистем наставничества, которая строится для «молодых преподавателей», тьюторства - для преподавателей со стажем работы 5-10 лет и коучинга - для преподавателей, имеющим педагогический стаж более 10 лет.

Подсистема наставничества строится с целью адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности и направлена на активизацию его научно-методической деятельности. В процессе наставничества происходит определение целей взаимодействия, построение отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей и полномочий субъектов, выявление недостатков в развитии научно-методических умений и навыках молодого преподавателя и др. [2; 8 и др.]. Необходимо отметить, что процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: молодого преподавателя, самого наставника и образовательного учреждения. Молодой специалист получает знания, развивает научно-методические умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него - и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Преподаватель, принимающий на себя роль наставника, также получает ряд преимуществ: во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого преподавателя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником; в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию и др. Польза наставничества для образовательного учреждения заключается в повышении квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, в развитии личностно ориентированных отношений между коллегами-преподавателями, в формировании такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов.

Подсистема тьюторства [5 и др.] обеспечивает сопровождение индивидуальной образовательной программы преподавателей в системе внутривузовского развития научно-методических умений. В процессе внедрения подсистемы тьюторства в практику высшей школы необходимо: ввести каждого педагога в позицию субъекта научно-методической деятельности; учитывать потребности и исходный уровень развития научно-методических умений преподавателей; создавать условия для интеграции в образовательном процессе трех сред: учебной, научной и методической; обучать способам эффективной научно-методической деятельности; создавать условия для сотрудничества преподавателя и тьютора путем согласования позиций в процессе развития научно-методических умений.

Подсистема коучинга [4 и др.] стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость преподавателей в процессе развития научно-методических умений. Коуч создает креативную атмосферу, особое пространство, т.е. создает условия, направленные на развитие научно-методических умений преподавателей высшей школы. Процесс внедрения подсистемы коучинга в образовательное пространство вуза предполагает: установление партнерских взаимоотношений между коучем и преподавателями; совместное определение задач научно-методической деятельности; исследование текущей проблемы (ситуации) в процессе развития научно-методических умений; определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату; выработку и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы развития научно-методических умений и др.

Внутривузовская эдхократическая система «наставничество - тьютерство - коучинг» не только обеспечивает развитие научно-методических умений преподавателей высшей школы, но и повышает их профессиональную компетентность и педагогическое мастерство.

В третьем педагогическом условии предполагается использование основных положений нелинейной дидактики для активизации и развития творческого мышления преподавателей с различным стажем педагогической деятельности.

Активизация и развитие творческого мышления есть, прежде всего, организация действий преподавателя, направленных на осознание и разрешение конкретных задач в профессиональной, в том числе, и в научно-методической деятельности. В качестве оптимальных средств организации действий преподавателя правомерно использовать положения нелинейной дидактики, которые отражаются в следующих дидактических моделях [6; 7 и др.].

  • «принцип сэндвича» (Sandwichprinzip), который предполагает систематическое чередование на учебном занятии коллективных и индивидуальных фаз учебной работы;
  • «паззл с партнером» (Partnerpuzzle), который основан на выстраивании диалога с партнером, что предполагает знание собеседника, его личных интересов, мотивации, профессиональной квалификации, а также функциональных обязанностей и обеспечивает эффективность совместных действий.
  • «разговор втроём» (Dreiergespräch) предусматривает работу «троек», состав которых должен меняться на каждом упражнении (отметим, что умение преподавателей вести беседу, выполнять задания с новыми партнерами очень важно для работы в вузе);
  • «депутат» (Abgeordnete) позволяет развивать умения обобщения, систематизации и анализа информации, а впоследствии её творческого воплощения в едином монологе, например, в публичном представлении решения оппонентам или руководству от имени определенной группы и др.

Несмотря на несомненную привлекательность представленных дидактических моделей, они не нашли широкого распространения в отечественных педагогических исследованиях. Однако, применение различных форм сбалансированной групповой деятельности необходимо в работе с преподавателями высшей школы, так как имеющийся у них педагогический опыт далеко не всегда способствует развитию их творческого мышления.

Таким образом, организационная особенность технологии развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы проявляется в пошаговой реализации комплекса педагогических условий, включающего:

  1. создание межрегиональных ассоциаций преподавателей, стимулирующих развитие их профессионального самосознания;
  2. разработку и внедрение внутривузовской эдхократической системы «наставничество - тьютерство - коучинг», обеспечивающей развитие научно-методических умений преподавателей;
  3. использование основных положений нелинейной дидактики для активизации и развития творческого мышления преподавателей с различным стажем педагогической деятельности.

Выявленный комплекс педагогических условий должен обладать свойствами необходимости и достаточности. Необходимость представленных условий следует из проведенного анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенностей построения спроектированной модели развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы и результатов констатирующего этапа экспериментальной работы. Достаточность же будет определяться результатами экспериментальной работы.

Рецензенты:

  • Резанович И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
  • Сизова Е.Р., д.п.н., профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Подповетная Ю.В. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5037 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074