Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ) МОЛОДЕЖИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Хабаева Л.М. 1
1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»
В статье в рамках проблемы профессионального самоопределения молодежи Южной Осетии представлены комплексы ценностных ориентаций и личностных смыслов молодежи Северной и Южной Осетии, которые, с одной стороны выявляют единство социокультурного пространства осетин. Выделены единые для молодежи Южной и Северной Осетии ведущие ценности в следующих направлениях: характерологические качества, семейные ценности, интеллектуальные ценности, ценности благополучия. С другой стороны изученные ценности проявляют социально-психологические особенности юго-осетинской молодежи, испытывающей реальные трудности интеллектуального и социального развития послевоенного времени, следующий за военной агрессией Грузии в Южной Осетии в августе 2008 года. Несмотря а то, что юго-осетинская молодежь мало удовлетворена жизнью в настоящем и не испытывают полноты и насыщенности жизнью, полученные результаты исследования подтверждают первостепенную значимость для молодежи ценностей направленных на формирование самосознания, саморегуляции поведения, профессионального самоопределения, на осмысление своего будущего, на определение своего места в обществе.
личностные смыслы
профессиональное самоопределение
этнические ценности
ценностные ориентации
1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 221 с.
2. Кириченко А.В. Правовая акмеология: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 284 с.
3. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. - 1993. - № 9. - С.17-28.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.- 49 с.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 2000.
6. Насибуллов К.И. Особенности смысловой сферы личности при разрушении ценности собственной жизни: дис... канд. психол. наук: 19.00.01. - Казань, 2002. - 130 с.
7. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - М., 2001. - 128 с.
8. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции: учебно-методическое пособие. - Минск, 1998. - 39 с.
9. Чибиров Л.А. Этническая культура осетин: традиции и инновации // Инновационная стратегия республики Южная Осетия: экономический, социокультурный и медико-биологический аспекты: труды международной научной конференции (Цхинвал-Владикавказ, 14-17 октября 2010 г.). - Владикавказ, 2010. - С.316-317.
В 90-е годы XX века, в связи с развалом Советского Союза, в Осетии, как Северной, так и Южной произошли драматические события, унесшие сотни человеческих жизней и нанесшие колоссальный урон жизненно-бытовым условиям населения. И в последние два десятилетия народ Южной Осетии переживает трагические события, которые травмировали общество и вызвали кризис духа (Л.А.Чибиров). Как отмечает Л.А. Чибиров,  «...ощутимый удар нанесен трудовым традициям, унаследованным от предков. Значительная часть молодежи отвыкла от трудовой деятельности. Хотя, всецело осетинская молодежь охвачена учебой, но в Осетии настоящий дефицит в кадрах высокой квалификации. Особенно жуткая картина сложилась в Южной Осетии, в которой двадцатилетняя война и нестабильность буквально сгубили молодежь: одна часть ее погибла, другая отвыкла от физического труда и, одевшись в камуфляжную форму, служит в непроизводственной сфере. Третья часть покинула родину и вряд ли еще думает возвращаться» [9].

Таким образом, учитывая вышесказанное, особую остроту приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи, находящейся на пути личностного и профессионального самоопределения в послевоенный, следующий за агрессией Грузии в Южной Осетии в августе 2008 года период. Именно в сознании этой социальной группы более всего будут проявляться переоценка ценностей и их кризис. Как правило, ценностные ориентации наиболее четко проявляются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида.

Анализ литературы, посвященной проблеме проживания травматических событий, экстремальных условий и военных конфликтов, позволяет предположить, что ситуации подобного типа вызывают у человека либо дискредитацию и разрушение смысловой системы вообще, либо (при конструктивном переживании), напротив, осознание и актуализацию смысловых содержаний (даже при переоценке ценностей) при ведущем источнике травматизации - сфере социальных отношений [6].

Ценностным измерением обладают все сферы культурной деятельности человека, в которых отражается также самобытность этнической культуры. Ценностные структуры, в соответствии с которыми люди конкретной этнической общности строят свое повседневное поведение, выбирают идеалы и смыслы, являются наиболее значимой частью сознания данного этноса.

Во все времена отдельный человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего, в культуре своего народа. Так, рассматривая ценностные ориентации, А.Н. Леонтьев отмечал: «...это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» [4]. По мнению А.В. Кириченко, ценности представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями [2].

Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как отмечает А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры [1].

Этнокультурные особенности привлекают внимание таких исследователей, как Ю.В.Бромлей, Г.У.Солдатову, А.Г.Здравомыслова, И.С.Кона и др. Проблемы развития этнического самосознания, этнических ценностей представлены в работах Л.Н.Гумилева, В.Н.Куликова С.В.Лурье, Ю.Л.Платонова, Л.Г.Почебут, Г.В.Старовойтовой и др. Проблемы мотивационно-смысловой сферы рассматриваются в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.И. Мясищева, Е.П.Ильина, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна и др.

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия этнических ценностей.

Мы будем придерживаться мнения Ю.В.Чернявской в том, что этнические ценности - это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще [8].

Каждая сфера культурной деятельности человека обладает присущим ей ценностным измерением, но более высокий уровень ценностей определяется смысложизненными ценностями. Именно смысложизненные ценности и направляют ход человеческого бытия, задают ему цели, помогают выработать нормы и идеалы. В связи с этим, сегодня является крайне важным понимание особенностей влияния как общих политических, социально-экономических условий, так и национальных норм, традиций и установок на формирование личностного и профессионального самоопределения молодежи Южной Осетии.

Одно из предположений, проверяемых в данном исследовании, заключалось в том, что объективные трудности развития современной молодежи в Южной Осетии будут ослаблять личностную активность и творческие способности определенной части молодежи. Тогда как у другой части молодежи под влиянием тех же условий будут актуализироваться их творческие способности и личностные качества, способствующие осознанному профессиональному выбору, связанному с удовлетворением внутренних содержательных потребностей.

Следующим нашим предположением являлась определенная схожесть в содержании ведущих ценностно-смысловых ориентаций молодежи обеих республик, а также отличие в более высоком уровне сформированности жизненных смыслов и значимости ценностей, связанных с качеством межличностных отношений; и в более низком уровне - сформированности смыслов в сфере социальных отношений у юго-осетинской молодежи, по сравнению с таковыми характеристиками молодежи из Северной Осетии.

Таким образом, мы поставили перед собой задачи выявления уровня осмысленности своей жизни молодежью Южной Осетии в сравнении с идентичными характеристиками молодежи из Северной Осетии. Предметом исследования являются ценностно-смысловые ориентации юго-осетинской молодежи в сфере личного и профессионального самоопределения.

В исследовании принимала участие молодежь в возрасте от 15 до 25 лет, всего 160 человек, половина из которых проживает в Южной Осетии, и столько же в Северной Осетии. Именно в возрастном периоде от 15 до 25 лет проблема самореализации становится ведущей, и психологическая основа смыслостроительства определяется также в этом возрасте.

За последние несколько десятков лет произошла масштабная миграция южных осетин на территорию Северной Осетии. В течение только последних двадцати лет в результате войн и политических конфликтов сотни семей из Южной Осетии переехали на постоянное место жительство в Северную Осетию, и за это время их дети выросли и стали уже взрослыми людьми.

Поэтому, мы склонны полагать, что поколение молодежи исследуемого возраста относительно свободно от влияния традиционных культурологических различий между осетинами обеих республик и эти различия не рассматриваются ими как препятствия к построению межличностных отношений.

Исследование смысловой сферы проводилось нами с помощью подготовленного нами социологического опросника «Исследование особенностей профессионального самоопределения молодежи Южной Осетии» и двух психологических методик. Первая методика: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (СЖО) [5]. Методика является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу В. Франкла. В основе лежит ряд положений этой теории о том, что неудачи в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) приводят к утрате смысла жизни и, соответственно, отражаются на общей позиции человека в жизни.

Вторая методика - Е.Б. Фанталовой - «Свободный выбор ценностей», в которой испытуемому предлагается выбор ценностей из ценностного ряда, включающего 74 наименования. Теоретической основой метода является положение автора о том, что существенной детерминантой мотивационной сферы личности является меняющееся в процессе деятельности соотношение между осознанием ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей и осознанием непосредственно доступных, легкодостижимых целей. Кроме того, метод позволяет получить представление о системе наиболее значимых, влияющих на поведение и деятельность ценностей [7].

Особенности смысложизненных ориентаций молодежи Южной и Северной Осетии по исследуемой выборке представлены в таблице 1.

Таблица 1. Смысложизненные ориентации молодежи Южной и Северной Осетии

СЖО

Южная Осетия

Северная Осетия

Нормативные показатели

Цель

31

37

29+6

Процесс

30

34,5

29+6

Результат

24

28

23+5

Локус контроля Я

19

22

19+4

Локус контроля жизни

16

19

29+6

Осмысленность жизни

80

98

96+17

Как показывают результаты, уровень сформированности смысложизненных ориентаций и внутреннего локуса контроля у испытуемых обеих групп в рамках нормативных показателей, за исключением локуса контроля жизни, говорит о том, что испытуемые обеих групп мало верят в возможность влияния на ход жизненных событий. При опросе молодежи Южной Осетии о возможности реального участия в управлении ответы распределились следующим образом: 11,5 % считают, что ситуация изменилась в лучшую сторону, 20,7 % считают, что она изменилась в худшую сторону, 34,1 % считают, что она осталась без изменения, 33,7 % затрудняются в ответе.

В группе молодежи из Южной Осетии, за исключением оценки результативности жизни, все показатели находятся на нижней границе нормы. Это говорит о том, что испытуемые мало удовлетворены жизнью в настоящем, не испытывают полноты и насыщенности жизнью, у них не сформированы в должной степени цели будущего и жизненная перспектива. Высокая значимость различий показателей по диагностируемым  группам подтверждена t-критерием равенства средних значений Стьюдента. При опросе, всего 16 % отметили, что их жизнь неудовлетворительна, 19,7 % проявили неуверенность в ответе, а 14,4 % опрошенных полностью удовлетворены своей жизнью. Таким образом, более половины опрошенных испытывают разную степень неудовлетворенности жизнью.

Наиболее значимыми для обеих групп являются показатели «локус контроля Я» и «осмысленности жизни», влияющих на поведение и деятельность. Эти результаты подтверждают первостепенную значимость для молодежи ценностей, направленных на формирование самосознания, саморегуляции поведения, профессионального самоопределения, на осмысление своего будущего, на определение своего места в обществе.

В результате анализа показателей по методике Е.Б.Фанталовой «Свободный выбор ценностей» мы выделили ведущие ценности, одинаковые по содержанию в обеих группах.

Доминирующими оказались следующие комплексы ценностей: ценности как личностные качества: в общении (искренность, доброта, дружелюбие, уважение к людям, понимание других людей, доброжелательность, сочувствие, общительность, тактичность, вежливость); нравственно-нормативные (порядочность, правдивость, честность, благородство, нравственность); духовные (духовность, прощение, любовь к ближнему); волевые (целеустремленность, смелость, работоспособность); эмоциональные (жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора); семейные ценности (наличие семьи, наличие детей, любовь, любовь к детям, любовь к родным); интеллектуальные ценности (интерес к чтению, к музыке, к театру); ценности благополучия (спокойствие, уют, отдых, чистоплотность).

На диаграмме 1 представлены в сравнении различные типы ценностей в системе доминирующих жизненных ценностей молодежи республик Южная Осетия и Северная Осетия.

Диаграмма 1. Представленность доминирующих жизненных ценностей молодежи республик Южная Осетия и Северная Осетия (в %)

Таким образом, диапазон значимых ценностей и их оценка в обеих группах в целом идентичны, что возможно объясняется общим социокультурным пространством осетинского народа.

В тоже время, оценки значимости представленных групп ценностей у молодежи Южной и Северной Осетии отличаются в сфере ценностей, связанных с эмоциональным состоянием и интеллектуальной деятельностью.

Повышенный, по сравнению с диагностируемым уровнем в группе молодежи из Северной Осетии, уровень эмоциональных эмоций опосредованным образом объясняется выявленными нами, с помощью опроса молодежи, испытывающей от «постоянно» до «иногда», состояниями стрессового характера. Так, подавляющая часть молодежи испытывает подавленность (79 % опрошенных) и тревожность (88,8 %), что выражается в неуверенности в себе и своем будущем, в ощущениях безысходности; 73,5 %  испытывают состояние негодования, из них 12 % испытывают это чувство всегда или большую часть времени.

Все эти особенности являются прямым следствиям стресса, который переживает весь народ Южной Осетии. В связи с этим, возможным становится объяснение того факта, что молодежь из Южной Осетии  чаще, чем ее сверстники из Северной Осетии, выбирают ценности, связанные с качеством межличностного взаимодействия. В сложной жизненной ситуации Южной Осетии поддерживающими социально-психологическими факторами, в большей степени, являются качество межличностных отношений, как в семье и в других микрогруппах, и позитивное эмоциональное состояние. В этом мы также видим подсознательные проявления народных осетинских традиций о взаимопомощи в периоды переживания трудностей, горя, трагедий и т.д.

С другой стороны, переживания эмоционально негативных событий жизни влекут за собой ослабление личностной активности и уменьшение интенсивности интеллектуальной деятельности, что способствует низкой учебной и профессиональной мотивации и невыраженности мотивов социального самоутверждения молодежи.

Предположения, сделанные нами, в результате экспериментального исследования получили свое подтверждение и указывают на недостаточную сформированность целей будущего и жизненной перспективы для эффективного становления процесса профессионального самоопределения молодежи Южной Осетии.

Основным выводом исследования является вывод о единстве социокультурного пространства республик Южная Осетия и Северная Осетия, что позволяет нам в дальнейшем изучать формирование механизмов личностного развития и акмеологических механизмов процесса  личностного и профессионального самоопределения современной осетинской молодежи, применяя одни и те же научные подходы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ Исследование влияния ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение молодежи на территории Республики Южная Осетия, проект  №10-06-01327а/Ос.

Рецензенты:

  • Каргиева З.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики высшей школы ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.
  • Туаева Б.В., д.и.н., доцент кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития Российской Федерации, г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Хабаева Л.М. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ) МОЛОДЕЖИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5159 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674