Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ПОЛИКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Мизандронцева М.В. 1, 1
1 ГОУ ОМЦ ЮОУО ДО г. Москвы
Статья освещает актуальную проблему необходимости управления формированием и развитием личности учащихся на уроках через создание учителем поликоммуникативной образовательной среды - сферы продуктивного, интенсивного межличностного взаимодействия. В статье обоснована необходимость коммуникативной состоятельности учащихся в связи с приоритетными направлениями Нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В условиях компьютеризации современного общества, которое испытывает дефицит полноценного межличностного общения, коммуникативный компонент несет на себе основную нагрузку по удовлетворению потребности в культуре общения и творческого взаимодействия на уроке, в безопасности всех субъектов образовательной среды, в достижении новых образовательных результатов. Автором перечислены современные научные направления, рассматривающие проблему организации адаптивной образовательной среды, способствующей личностной самореализации и личностному саморазвитию учащихся.
личность учащихся
коммуникативная компетентность
поликоммуникативная образовательная среда
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /Давыдов В.В. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с.
2. Новичков В.Б. К новому содержанию общего образования: учебно- методическое пособие. - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - С.8.
3. Чернобай Е.В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - С.18-19.
4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения 28.09.11).
5. ФГОС, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 (дата обращения 20.09.11).
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  выделил в качестве приоритетных два направления современного образования - личностный и компетентностный подходы [5]. В стандартах нового поколения четко обозначены требования не только к предметным и метапредметным результатам, но и личностным. Но давно известно, что Личность может воспитать только Личность. Именно на плечи современного учителя сейчас ложится бремя перемен, от которого зависит будущее нашей страны.

Индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. И взаимодействие - это не только совместная деятельность людей, а это и процесс общения. Термин  «коммуникация» (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь): означает  «общее»: передающий  информацию  пытается   установить  «общность»  с  получающим   информацию. Коммуникация  включает и саму информацию, и способ  ее передачи. Диалог, речь, общение, обмен информацией - коммуникация - являются онтологическими признаками человека и составляет сердцевину всего образа жизни современного человека, общества, государства: «Без коммуникативного взаимодействия невозможны ни образование, ни бизнес, функционирование общественных или государственных институтов, развитие науки и техники - человеческий прогресс как таковой» [2].   Межличностные  отношения могут быть разными по своему  ценностному содержанию. В условиях школы ученику важно чувствовать не только свою интеллектуальную, но и коммуникативную состоятельность, т.е. чувствовать себя достойным уважения, иметь возможность осваивать зрелые формы и модели поведения, свободные от психологического насилия, давления, манипуляций. Поэтому именно коммуникативный  компонент несет на себе основную нагрузку по    удовлетворению   потребности в безопасности всех  субъектов образовательного пространства,  обеспечивает возможность сохранения и  повышения  их самооценки и способов самоактуализации. 

Коммуникативные универсальные  действия способствуют развитию социальной компетенции учащихся. Современные дети, образованием которых мы занимаемся, отличаются большей информированностью, раскованностью, общительностью, чем их сверстники конца XX века, и  требуют динамично изменяющейся образовательной среды. 

Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание определенной среды развития личности, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о  необходимости культивирования в  школе  особой креативной среды, «где таланты будут сами прорастать» [4].

Задача, стоящая перед учителем на современном этапе,  -  создать  такую развивающую образовательную среду, которая предоставила бы максимальные возможности для максимального раскрытия сущностных сил и дарований, социализации и самореализации каждого учащегося, для формирования ключевых компетентностей, среди которых  коммуникативная, на наш взгляд,  является одной из главных, так как в подростковом периоде общение выходит на уровень ведущей деятельности [1].

Именно на учебном занятии происходит встреча учителя и ученика как обучающего и обучающегося, перерастающая затем в процесс обучения. Именно на учебном занятии они совместно начинают проектировать и строить такую образовательную среду, которая будет способствовать их взаимодействию, а значит, и развитию. Образовательная среда видится нам как коммуникативный феномен. Соответственно, главным механизмом функционирования образовательной среды  является коммуникация. Необходимо выявить условия, при которых урок может стать средой  взаимодействия. При организации взаимодействия меняется коммуникативная деятельность учителя. Ему необходимо обеспечить взаимоотношения сотрудничества между учащимися, а также благоприятный эмоционально-психологический климат. Во время общения происходит не только взаимообмен информацией, но и такими социальными ценностями, как взаимопомощь, одобрение, признание и др.

В этом контексте учителю особенно важно создать на уроке личностно- ориентированную, многослойную, многосвязную, многоаспектную, многоракурсную, многоуровневую  - поликоммуникативную (от греч. polys  - многий, многочисленный, обширный; от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) образовательную среду, которая обеспечит детям возможность формирования мироощущения, миропонимания, мировоззрения, конструктивного общения, диалога, вскрытия смысла различных явлений, удовлетворения и развития потребностей: в безопасности; в усвоении ценностных ориентаций, этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Образовательная среда - понятие, которое в настоящее время широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. Проблема создания адаптивой образовательной среды в школе и особенности  управления ею рассматриваются в трудах Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, П.И. Третьякова, С.В. Красикова,  Е.А. Ямбурга и др.  Вопросам осмысления и описания образовательной  среды  посвящены исследования   Г.А. Ковалева, С.В. Тарасова, В.А. Ясвина и др. В работах  В.В. Рубцова, В.А. Ясвина, В.И. Слободчикова, В.И. Панова, М.В. Григорьевой и др.  анализируются существующие модели образовательных сред.   В  трудах  И.А. Баевой, С.Д. Дерябо, Н.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.А. Ясвина и др.  рассматривается роль образовательной среды в становлении личности. Проблемам создания эстетической образовательной среды, влияющей на формирование духовной культуры учащихся, посвящены исследования А.Ф. Лазутского, Н.И. Киященко, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского,, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского и др. 

В большинстве зарубежных исследований  (У.  Бруковер, Г. Бускер,  Д.  Колеман, С.Левин, Л. Лезотте, К. Маклафлин,  Р. Марзано, П. Мортимор,  М. Руттер, Дж.Сэммонс,  Д. Ширенс, Р. Эдмонтс и др.) образовательная среда рассматривается как один из факторов  создания  «эффективной школы», как продуктивная, безопасная   и упорядоченная атмосфера в классе, способствующая обучению и самореализации личности учащегося.

К сожалению, современная система образования незначительно продвинулась в решении поднимаемой проблемы - создания   поликоммуникативной образовательной среды на учебных занятиях - пространства продуктивного общения и взаимодействия, полилога, включающего систему межличностных диалоговых отношений, обеспечивающего интенсивность общения между учениками и учителем, насыщенного информационным содержанием, объем которого  не является источником перегрузки.

 Коммуникативная образовательная среда трактуется современными исследователями (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, В.П. Дронов, О.А. Ильченко, А.А. Кузнецов, Е.В. Огородников, С.В. Панюкова, С.Н. Поздняков,  Е.С. Полат, И.В.  Роберт,  В.И. Солдаткин,  А.П. Тряпицина,  Е.В. Ширшов,  Ю.А. Шрейдер  и др.)  как информационно-коммуникационная предметная среда, представляющая собой «совокупность условий,  способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ» [3]. Акцент делается на информационном взаимодействии между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, на использовании потенциала информационных ресурсов, средств информационных и коммуникационных технологий для достижения планируемых образовательных результатов.

Но, к сожалению, в условиях компьютеризации ощущается дефицит полноценного, субъект-субъектного, творческого, креативного, аксиологического взаимодействия между учителем и учениками на уроке, который ведет к  невозможности приобретения учащимися многогранной коммуникативной компетенции.

Актуальность  настоящего исследования определяется противоречиями между:

  • социальным запросом общества на человека-творца, пониманием значимости личностно-ориентированного подхода в образовании и недооценкой  педагогической общественностью важности  культуры межличностного общения, творческого, поликоммуникативного взаимодействия на уроке;
  • необходимостью обеспечения высокого уровня качества общего образования и наличием традиционной образовательной среды и технологий проектирования учебного процесса;
  • необходимостью создания поликоммуникативной образовательной среды на уроке и недостаточной теоретической обоснованностью системы управления её развитием;
  • распространением дистанционного  обучения, экстерната, разъединяющих учителя и ученика,  и необходимостью создания  на уроке среды сотрудничества, сотворчества.

Научная новизна данного исследования состоит в следующем:                        

  • разработана и теоретически обоснована модель управления развитием поликоммуникативной образовательной среды, включающая в себя три компонента: концептуальный, содержательный, технологический;
  • определены этапы технологии управления развитием поликоммуникативной образовательной среды;
  • разработана программа и методические рекомендации для учителей - слушателей курсов повышения квалификации кафедры культурологии и эстетического образования МИОО.

Проведенное исследование будет способствовать дальнейшему развитию теории  управления развитием образовательной среды, заключающемся в том, что в исследовании:

  • раскрыта сущность модели поликоммуникативной образовательной среды;
  • разработана  и обоснована  система  управления развитием поликоммуникативной образовательной среды, базирующейся на личностно-ориентированном аспекте современной модели образования, на приоритетной роли воспитания в учебном процессе, на важности коммуникативной компетенции и методическом мастерстве самого учителя - организатора и участника поликоммуникативной образовательной среды;
  • выявлены организационно-педагогические условия, способствующие формированию поликоммуникативной образовательной среды на уроках мировой художественной культуры.

Рецензенты:

  • Воровщиков С.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления образовательными системами, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета, г. Москва.
  • Шарай Н.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой управления развитием образовательных систем, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования», Департамента образования г. Москвы.

Библиографическая ссылка

Мизандронцева М.В., Мизандронцева М.В. ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ПОЛИКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5164 (дата обращения: 27.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074