Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРУД В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Гриценко В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРУД В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Гриценко В.С. В статье кратко изложены основные черты современного постиндустриального (информационного) общества: превращение информации в основной предмет и продукт труда, возрастание доли нерыночных услуг в экономике, ведущая роль профессий, связанных с производством информации. Автор присоединяется к интерпретации теорий постиндустриального общества, предложенной Пермской университетской школой научной философии и к предложенной В.В. Орловым трактовке «всеобщего» (высоко насыщенного наукой, автоматизированного) труда как новой исторической форме труда, лежащей в основе современного общества. Автор показывает, что компьютерный труд обладает рядом интересных особенностей, благодаря которым он выступает как квинтэссенция «всеобщего» труда. Компьютерный труд связан с универсальным средством производства – компьютером и представляет собой удивительное единство материального и интеллектуального труда. Автор раскрывает возможные социальные последствия дальнейшего развития компьютерного труда.
Постиндустриальное общество
теория и интерпретации
"всеобщий" труд
компьютерный труд
социальные последствия
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. I. 545 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. II. 618 с.
3. Орлов В.В., Васильева Т.С. Философия экономики. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь, 2006. 266 с.
4. Baronian L. Abstract Labour and Modern Industry in Marx // 36th annual Conference of History of Economic Society, 2009. URL: http://hes-conference2009.com/papers/SAT1C-Baronian.pdf (дата обращения: 04.07.2010).
5. Dyer-Witheford N. Cyber-Marx: Cycles and Circuits of Struggle in High Technology Capitalism. URL: http://www.fims.uwo.ca/people/%20faculty/dyerwitheford/index.htm (дата обращения: 14.07.2009).
6. Greig A., Hulme D., Turner M. Challenging global inequality: development theory and practice in the 21 century. London-New York-Canberra, 2007.
7. Sayers S. The Concept of Labour: Marx and His Critics // Science and Society. - Vol. 71. - No 4. - October 2007. URL: http://www.kent.ac.uk/secl/%20philosophy/articles/sayers/conceptoflabour.pdf. (дата обращения: 18.08.2009).
8. Williams C.C. Re-visioning the Future of Work: Towards a New Mindset. URL: http://works.bepress.com/colin_williams/6 (дата обращения: 04.07.2010).
Во второй половине XX в. развитые страны вступают в новую стадию развития, названную постиндустриальным (информационным, информациональным, обществом знаний) обществом. Интересен шведский термин "K-samhälle" (К-общество), выражающий три аспекта нового общества: kunskap (знание), kompetens (компетенция) и kommunikation  (коммуникация).

Примечательным симптомом нового общества и новой экономики является тот факт, что в 1955 г. в США затраты на производство информации впервые превысили затраты на материальное производство. Теория постиндустриального общества была разработана в общих чертах в 1960 - 1970 гг. Д. Беллом, Э. Тоффлером, Ж. Фурастье, Р. Хейлбронер, Д. Дракером и другими. Представитель «новой волны» постиндустриализма М. Кастельс внес ряд существенных дополнений в эту теорию.

К.К. Вильямс классифицирует все теории постиндустриального общества по представленной в них модели будущего труда [8]. Он выявляет «доминирующие теории» и «контр-теории». В первую группу входят теории «формализации» труда; «товаризации» труда; «глобализации» труда. Во вторую группу, соответственно, теории «де-формализации», «де-товаризации» и «локализации». Особняком стоят так называемые «пост-теории»: «постиндустриализм», «постфордизм» и «постбюрократическая» теория.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке выдвинут целый ряд интерпретаций теории постиндустриального общества, ведутся оживленные дискуссии относительно сущности и перспектив постиндустриального общества, соотношения постиндустриального общества, капитализма, социализма.   Целью данной статьи будет выяснение объективных основ формирования нового общества (нового типа труда) и подтверждение одной из его интерпретаций.

Согласно постиндустриальной теории общество проходит три стадии («волны») развития: аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндустриальную (информационную), связанные, по Тоффлеру, соответственно, с веществом, энергией и информацией как главными продуктами и ресурсами производства. Последняя, постиндустриальная, стадия характеризуется тремя основными чертами: 1) источником производительности и роста нового этапа общественного развития становятся знания, информация, обрабатываемая и распространяемая на все области экономической деятельности с помощью информационных технологий; 2) экономическая деятельность смещается от производства товаров к производству услуг; 3) в новой экономике ведущую роль играют профессии, связанные с высокой насыщенностью знаниями и информацией. Ядро новой социальной структуры составляют профессионалы и техники («белые воротнички», «средний класс»).

В понятие информации, по Беллу и Кастельсу, входят, прежде всего, знания и наука, особенно фундаментальная. Известно, что при капитализме («индустриальном обществе»), как писал К. Маркс, производство развивается не на основе опыта, как в предшествующих формациях, а на основе науки, которая превращается в «непосредственную производительную силу общества». В постиндустриальном обществе эта тенденция, прежде всего, рост фундаментальной науки, приобретает настолько выраженный характер, что рассматривается как первая и решающая особенность общества. «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу, и ... до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним...» [2; c. 215]. По Марксу, наука как всеобщий продукт исторического развития, выступающая в капиталистическом способе производства частью капитала, никогда полностью в него не укладывается.

 Новое общество связано   с революцией в информационных технологиях. Как отмечает Кастельс, использование информации в производстве имело место и в индустриальную эпоху, однако только сейчас появились сложнейшие технологии обработки информации. Информация становится сырьем, предметом и продуктом производства.

Развитие сферы услуг - еще одна определяющая черта постиндустриального общества. При этом три области этой сферы: наука - образование, здравоохранение и искусство, как считал еще К. Маркс, не являются рыночными.

Важной стороной постиндустриального общества является глобализация экономики, политики, культуры общества. С точки зрения Кастельса, глобализация есть не что иное, как функционирование экономики стран «семерки» в масштабах всего мира при исключении из глобальной экономической системы целых стран и даже регионов (Африка), а также при впечатляющем росте неравенства внутри стран. Кастельс констатирует «потрясающую прогрессию неравенства доходов» в США в 1970 - 1990-е и последующие годы. По данным А. Грега, Д. Юлма и М. Тернера, за последние 200 лет разрыв в доходах на душу населения между самыми богатыми и самыми бедными странами возрос от соотношения 3:1 до 30:1и 50:1 [6; c. 4].

Согласно интерпретации, разработанной в Пермской университетской философской школе, теория постиндустриального общества является весьма интересной версией современного этапа развития общества, претерпевающего глубокие технологические, экономические и культурные изменения. С точки зрения В.В. Орлова, эта теория подметила ряд важных феноменов современного общества в их системной связи, но не затронула наиболее глубокие тенденции его развития [см.: 3]. Наиболее существенной чертой нового общества является возникновение новой исторической формы материального труда, названной К. Марксом автоматизированным, научным, всеобщим трудом, и связанное с ним вырождение стоимостного отношения, рынка, товарного производства. Концепция всеобщего труда получила дальнейшую глубокую разработку в трудах Пермской философской школы, в работах В.В. Орлова.

В III томе «Капитала» Маркс вводит понятие о всеобщем труде в первоначальном приближении. «Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников» [1; c. 116]. В «Экономических рукописях 1857 - 1859 годов» понятие всеобщего труда развито применительно к его  ранней  форме.    «Автоматизированный труд...  представляет собой применение знаний, экспериментальную науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку» [2; c. 221]. Автоматизированный труд предполагает превращение человека из непосредственного участника производственного процесса в его контролера и регулировщика. Непосредственный физический труд, измеряемый рабочим временем,   перестает быть главным фактором развития общества и источником общественного богатства. Основным фактором теперь становится технологическое применение науки, раскрытие всеобщих родовых сущностных сил человека - «высшего цвета» материи, постановка под контроль все более мощных сил природы.

Автоматизированный труд - новая историческая форма материального труда, более точное и глубокое определение которой - всеобщий, или научный, труд, связанный с наукой как всеобщим духовным продуктом исторического развития. «Всеобщий материальный труд - практическое воплощение науки, насыщенный наукой материальный труд» [3; c. 180].

В первом приближении автоматизированный труд кажется односторонним и более простым, чем машинный труд, и намного более простым, чем ремесленный труд. Однако Маркс  показал, что фактически автоматизированное производство порождает необходимость развивать множество разнообразных умений и навыков. Л. Бароньян предлагает соотносить кажущееся упрощение труда и глубинные преобразования рабочей силы [4]. При данном способе производства рабочая сила сводится к части живой системы, а ее собственная всеобщая производительность всецело зависит от условий труда, создаваемых коллективно. Эта двойственная тенденция всегда вызывала у экономистов и социологов (Фридман, Брейверман и другие) сожаление, поскольку капиталистическое производство никогда не позволит им же порожденным человеческим способностям и техническим возможностям полностью реализоваться.

Относительное упрощение труда, таким образом, выражает более глубокую, сущностную тенденцию. По мнению Бароньяна, упрощается не сам труд, а та функция, к которой он прилагается. Основной характеристикой труда будет не простота, а специализация. Очевидно, что простота и специализация не синонимы, а автоматизированное производство основано на мастерстве и умении, и это объясняет границы его развития в капиталистическом обществе.

В последние десятилетия получила распространение концепция нематериального труда как основы постиндустриального общества. Однако уже у Маркса мы находим серьезные аргументы в пользу материального характера всеобщего труда. Так, подмеченные им признаки всеобщего труда: кооперация и использование труда предшественников - вполне могут характеризовать сложный материальный труд.   «Наивно было бы думать..., что наука, как всеобщая духовная сила, может воплощаться в производственный процесс «просто» физическим трудом, без какой-либо соответствующей ее уровню всеобщей материальной субстанции - всеобщего труда» [3; c. 180]. Маркс делает различие между всеобщим трудом и всеобщим интеллектом, отношение которых, как показано, например, Н. Дайером-Визефордом, представляет собой отношение базиса и надстройки [5]. Глубокая аргументация материальности всеобщего труда представлена Ш. Сэйерсом [7]. «Наконец, вся мощь философского основания Марксовой политико-экономической теории заставляет сделать этот последний шаг абстракции...» [3; c. 181].

Всеобщий труд - способ существования человека как социального материального существа - «высшего цвета» материи, вовлекающий его всеобщие сущностные силы. В.В. Орлов показал, что основной ресурс, сырье, предмет и продукт производства в постиндустриальном обществе - информация - также материален [3; c. 181]. Согласно Винеру, информация - это мера организации, мера упорядоченности в системах с обратной связью (управлением): «Информация, следовательно, есть абстрактная материальная структура в системах с управлением» [3; c. 181]. Как бы не трактовалась и не измерялась эта мера - как величина, обратная энтропии, как    алгоритм и т.д., информация принадлежит материальному миру, миру материальных систем. Она может осознаваться, и только в этом случае выступать как мыслительная информация. В компьютере же, или в любой другой системе информационной технологии функционируют чисто материальные процессы, происходит преобразование абстрактных материальных структур. «Это позволяет заключить, что в основе сложнейшей технологии производства информации лежит специфическая форма материального труда - производство абстрактных материальных структур» [3; c. 223 - 224].

По нашему мнению, основой и необходимым условием различных форм всеобщего труда, непосредственной причиной интеграции и аккумуляции труда, квинтэссенцией всеобщего труда, а следовательно, и основой постиндустриального общества является компьютерный труд. Предмет и продукт компьютерного труда представляет собой абстрактную материальную структуру. Средство труда - компьютер и компьютерные системы, вплоть до глобальной сети интернет. Интернет выступает с этих позиций как первая мировая общественная производственная структура, не сопоставимая со всегда локальными технологическими структурами прошлого. Компьютерный труд обладает поэтому глубоко общественным характером, не сопоставимым по содержанию и широте с общественным характером труда прошлых эпох. Общественный характер производства на индустриальной ступени развития общества, описанный Марксом в «Капитале», связан с разделением труда и обменом. Компьютерный труд есть непосредственно общественный труд, интегрированный и аккумулированный труд всех предшествующих поколений и всемирный коллективный труд людей. Его общественный характер состоит не в единстве разделенного, а в интеграции и аккумуляции непосредственного труда. Ключевые особенности компьютерного труда порождают серьезные социальные последствия, которые получат широкое развитие в обозримом будущем: смена товарной стоимости «информационной» стоимостью, развитие непосредственно общественного характера труда, необходимость компьютеризированного стратегического планирования, ведущая роль информационно-коммуникационных технологий,   фундаментальных и прикладных наук в развитии общества. Программирование и создание алгоритмов во многом определяет сегодня развитие информационных систем и коммуникационных средств, в том числе средств информационного поиска, запоминания и хранения информации, ее передачи в реальном времени и распределения, прежде всего, в хозяйственной, образовательной и культурной сферах; средств автоматизации управления и контроля, проектирования и производства; робототехники; средств математического моделирования и автоматизации экспериментов.

Рецензенты:

  • Орлов В.В., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Пермского государственного национального исследовательского университета, ФГБОУ ВПО Минобразования и науки РФ, г. Пермь.
  • Береснева Н.И., д.филос.н., профессор кафедры философии Пермского государственного национального исследовательского университета, ФГБОУ  ВПО Минобразования и науки РФ, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Гриценко В.С. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРУД В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5197 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674