Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Арефьева С.А. 1 Чупряков И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Рассматривается проблема формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельностью учащихся. Под готовностью учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся понимается совокупность мотивов профессиональной деятельности, связанных с организацией творческо-конструкторской деятельности, усвоенных знаний о сущности творческо-конструкторской деятельности и закономерностях ее организации в педагогическом процессе, а также гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных и рефлексивых умений, необходимых для эффективной организации творческо-конструкторской деятельности учащихся. На основании публикаций и исследований в области профессионального образования разработана организационно-педагогическая структура процесса подготовки учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся. Особое внимание уделяется рассмотрению педагогических условий, определяющих эффективность формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся в образовательном учреждении. Выделены компоненты, определены уровни развития и конкретизированы критерии и показатели оценки готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.
готовность
организация творческо-конструкторской деятельности
педагогический процесс.
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
2. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
3. Набатова Л.В. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования критического мышления / Л.В. Набатова, Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 8. - С. 22-24.
4. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение / А.П Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
5. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф.В. Шарипов // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 72-77.
Актуальность исследуемой проблемы. Основными ориентирами совершенствования системы образования в России начала XXI века стали, возросшие требования общества к уровню готовности подрастающего поколения творчески решать возникающие в процессе жизнедеятельности задачи на основе технологически грамотной организации своей деятельности. Сегодня обществу нужен новый педагог, гибко мыслящий и нестандартно действующий в динамично изме­няющемся концептуальном поле современного образования, формирующий уникальный опыт обучаемого.

Выделение процесса формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся в качестве предмета исследования обусловлено переходом от традиционной системы трудового обучения и воспитания к технологическому образованию в современной школе, что требует смещения акцентов в организации учебной деятельности на уроках технологии с репродуктивной на творческую. Совершенствование образовательного процесса по предмету «Технология» предполагает увеличение доли творческой деятельности, основанной на выполнении творческих проектов и решении творческих задач [3, c.6].

Материал и методика исследований. Рассматривая специфику творческо-конструкторской деятельности, следует отметить многообразие ее видов: проектирование, конструирование, опытно-конструкторские разработки, моделирование, рационализация, изобретательство. При этом, как отмечают Л.Б. Набатова и Э.Р. Гайнеев, «творческо-конструкторская деятельность может быть определена как «конструирование с элементами творчества, конструкторское решение с преодолением противоречия»[4, c.23]. Это указывает на необходимость такой организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, при которой реализуются все этапы творческого процесса - подготовка изобретения, работа над ним, материальное воплощение замысла.

Готовность учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся определяется нами как совокупность мотивов профессиональной деятельности, связанных с организацией творческо-конструкторской деятельности, усвоенных знаний о сущности творческо-конструкторской деятельности и закономерностях ее организации в педагогическом процессе, а также гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных и рефлексивных умений, необходимых для эффективной организации творческо-конструкторской деятельности учащихся. 

Условия образовательной деятельности - это совокупность обстоятельств, в которых она совершается, и социальных обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие ее успешности. На основе обобщения результатов исследования к числу наиболее значимых педагогических условий, определяющих успешность процесса формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, были отнесены:

  • формирование у будущего учителя технологии устойчивого профессионального интереса к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся;
  • интеграции творческо-конструкторской и профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии;
  • внедрение в учебный процесс факультета технологии и профессионального образования спецкурса «Основы организации творческо-конструкторской деятельности учащихся»;
  • мониторинг готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.

Рассмотрим их с позиций влияния на результативность подготовки будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.

1. Формирование у будущего учителя технологии устойчивого профессионального интереса к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.

В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например, мотив достижения, и внутренние мотивы, например, ориентация на процесс и результат своей деятельности. Опыт организации профессиональной подготовки будущих учителей технологии позволяет утверждать, что формирование устойчивого профессионального интереса к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся будет эффективным, если в процессе обучения в вузе опираться на интересы студентов и одновременно формировать мотивы обучения, среди которых на первом месте - познавательные интересы и профессиональные склонности [6, с.76].

В ходе формирующего эксперимента при организации деятельности студентов нами использовались различные способы влияния на их мотивацию к творческой деятельности:

  • демонстрация ценности творчества и значения творческо-конструкторской деятельности, ее образовательного и воспитательного потенциала в различных формах трудовой и профессиональной подготовки в образовательной области «Технология» при изучении будущими учителями дисциплин профессионально-педагогической подготовки;
  • использование таких интерактивных технологий обучения, как технологии проблемного обучения, организации проектной деятельности обучающихся, изучения случаев (case-study), в ходе которых осуществлялась самостоятельная мыслительная деятельность студентов поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы и вызывающая личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность [5, с.45];
  • введение в систему требований к организации педагогической практики будущих учителей технологии выполнения заданий, непосредственно связанных с организацией творческо-конструкторской деятельности учащихся;
  • включение будущих учителей технологии в научно-исследовательскую деятельность, связанную с исследованием проблем организации творческо-конструкторской деятельности учащихся (выполнение учебных заданий, в том числе и в период производственной и учебной практики, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер, участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное творчество студентов и развитие системы НИРС в целом);

2. Интеграция творческо-конструкторской и профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.

Интегративный, междисциплинарный характер конструкта «готовность к организации творческо-конструкторской деятельности» не позволяет соотнести его формирование с конкретными учебным предметом, курсом, дисциплиной. В связи с этим одним из значимых условий формирования данного вида готовности является интеграция творческо-конструкторской и профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, в процессе которой усваиваются формы, методы и приёмы руководства данной деятельностью. В существующей системе подготовки будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся должны быть учтены следующие факторы:

  • подробный анализ содержания программ по психологии и педагогики, теории и методике преподавания технологии и предпринимательства с целью выделения дублирующего учебного материала и межпредметной корректировки действующих учебных программ;
  • разработка междисциплинарных спецкурсов, направленных на формирование готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся;
  • повышение роли самостоятельной работы студентов за счет использования междисциплинарных проблемных педагогических задач, решение которых требует от студентов умения интегрировать знания, умения и навыки, необходимые для организации творческо-конструкторской деятельности учащихся;
  • повышение эффективности педагогической практики как одного из основных показателей формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся;
  • использование потенциала курсового и дипломного проектирования.

3. Введение в учебный процесс факультета технологии и профессионального образования спецкурса «Основы руководства творческо-конструкторской деятельностью учащихся».

Целевую направленность на подготовку будущих учителей к организации творческо-конструкторской деятельности имеет только спецкурс «Основы руководства творческо-конструкторской деятельностью учащихся». Он является интегрированным курсом, объединяющим знания, полученные студентами при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки, естественнонаучных, общетехнических, технологических, графических и творческо-конструкторских дисциплин. В процессе изучения спецкурса  ранее приобретенные знания включаются в формирующую их систему, способствуя более глубокому осмыслению и прочному усвоению знаний и умений.

Содержание спецкурса разрабатывалось на основе данных проведенных нами теоретических исследований, в соответствии с которыми подготовка к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся должна быть основана на раскрытии внутренних механизмов, обеспечивающих успешность творческо-конструкторской деятельности учащихся (формирование мысленного образа продукта творческо-конструкторской деятельности, его реализация в материале, критический анализ готовой работы и внесение изменений, дополнений, исправление ошибок). Такая подготовка должна формировать умение моделировать процесс творчества у учащихся, развивать творческий подход к процессу обучения технологиям - выбору заданий, методов и приемов обучения, а не вооружать готовыми методическими приемами и рекомендациями. Она реализуется через осознание конкретных этапов процесса творческо-конструкторской деятельности, с одной стороны, и через творческий подход к созданию продукта, с другой.

4. Мониторинг готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.

Под мониторингом профессионального развития личности Э.Ф. Зеер определяет процесс непрерывного научно-обоснованного отслеживания профессионально важных личностных характеристик, детерминирующих профессиональное становление обучаемого, а также параметров, позволяющих дать оценку уровня профессионального развития и отклонения от вектора профессионального становления. Мониторинг является информационным компонентом психологического сопровождения в учреждениях профессионального образования и представляет собой целостную систему. Данные мониторинга предназначены для определения общей оценки уровня профессионального развития и для оперативного использования в управлении педагогическим процессом [1].

Исходя из понимания готовности будущего учителя технологии к организации творческой деятельности учащихся как динамично развивающейся профессиональной характеристики, в ходе мониторинга оценивалась динамика развития следующих компонентов структуры данной характеристики: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-операционального и рефлексивного. Критерии и показатели готовности студентов к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся определены нами исходя из системного понимания подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности на основе разработанных И.Ф. Исаевым критериев эффективности профессионального обучения [2, с.115].

Мотивационно-ценностный компонент готовности отражает уровень развития присущих будущему учителю мотивов профессиональной деятельности, связанных с организацией творческо-конструкторской деятельности учащихся. Он включает осознание ценности творчества как феномена общественно-исторической практики; осознание значения творческо-конструкторской деятельности как вида общественно-полезной деятельности по преобразованию окружающей природной и предметной среды, созданию социально значимых материальных ценностей; мотивация к педагогической деятельности; осознание ценности образовательного и воспитательного потенциала обучения учащихся творческо-конструкторской деятельности в различных формах трудовой и профессиональной подготовки в образовательной области «Технология».

Когнитивный компонент готовности характеризуется уровнем общепедагогических, методических, специально-предметных знаний, которым владеет будущий учитель технологии и которые необходимы ему для эффективного руководства творческо-конструкторской деятельностью учащихся. К области этих знаний относятся знание сущности и структуры творческо-конструкторской деятельности; знание особенностей реализации структуры и содержания творческо-конструкторской деятельности в различных формах учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся на различных этапах обучения; знание технологической последовательности этапов проектно-творческой деятельности, ее взаимосвязи с конструкторским процессом; знания и умения по основам дизайна и т.д.

В содержание деятельностного (операционального) компонента готовности педагога входят гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные умения. При конкретизации этих умений в области организации учителем технологии творческо-конструкторской деятельности учащихся нами были выделены: гностические умения - умение добывать, пополнять и расширять свои знания в области творческо-конструкторской деятельности; владение общими основами культуры творческо-конструкторской деятельности; проектировочные умения - способность планировать творческо-конструкторскую деятельность учащихся; владение навыками проектирования технологического процесса моделирования, конструирования, изготовления и художественной отделки изделий из различных материалов; конструктивные умения, которые выражаются в выборе оптимальных приемов и способов организации творческо-конструкторской деятельности учащихся; во владении опытом реализации собственных творческих идей, проектов или создания аналогов в соответствии с тематикой творческо-конструкторской деятельности; а также во владении технологиями организации творческо-конструкторской деятельности учащихся на различных этапах обучения как в учебной, так и во внеучебной деятельности; коммуникативные умения, выражающиеся в овладении будущим учителем навыками информационно-коммуникативного общения - передачей информации, реализацией управленческой, информационной, эмотивной и контактной функций.

Рефлексивный компонент готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся включает в себя: сформированность рефлексивной позиции по оценке готовности к руководству творческо-конструкторской деятельностью учащихся; профессионально-личностной центрации на ученике в процессе обучения (субъектная направленность); личностную включенность в рефлексивно отображаемую учебную ситуацию, что проявляется в осмыслении своей причастности и ответственности за результаты деятельности ученика; конструирование и адаптацию учебного материала в соответствии с возможностями ученика; прогнозирование его возможных затруднений; стимулирование его самостоятельных действий при решении творческо-конструкторской задачи.

Опытно-экспериментальная часть исследования была реализована на факультете технологии и профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Контингент испытуемых составил 79 студентов факультета технологии и профессионального обучения. Для реализации замысла эксперимента были созданы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ). Экспериментальной группой являлись студенты III курса специальности «Технология и предпринимательство» численностью 42 человека. Контрольная группа была сформирована из студентов IV курса специальности «Технология и предпринимательство» численностью 37 человек. Результаты проведенной на этапе констатирующего эксперимента диагностики сформированности готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся позволили выделить следующие отрицательные моменты, требующие определенной коррекции:

  • большинство студентов, будущих учителей технологии, затрудняется как в определении сущности и структуры творческо-конструкторской деятельности, так и в постановке и решении творческо-конструкторских и конструкторско-технологических задач, связанных с изучением предмета «Технология»;
  • умения проектирования и организации технологического процесса моделирования, конструирования, изготовления и художественной отделки изделий из различных материалов, а также опыт реализации собственных творческих идей, проектов в соответствии с тематикой творческо-конструкторской деятельности у большинства студентов находится на уровне сформированности, недостаточном для реализации в профессиональной деятельности.

В рамках избранной модели в содержании подготовки будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся были выделены инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть была представлена курсами «Психология», «Педагогическая психология», «Педагогические технологии», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества», «Проектные технологии обучения», «Технологии конструкционных материалов», «Теория машин и механизмов», «Гидравлика», «Сопромат», «Электротехника», «Графика», «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества», «Технологический практикум» и прочими, содержание которых включает вопросы, связанные с развитием творческих способностей учащихся и условиями организации их творческо-конструкторской  деятельности в процессе изучения предмета «Технология».

Вариативная часть была представлена авторским спецкурсом «Организация творческо-конструкторской деятельности учащихся на уроках технологии». Данный спецкурс позволяет вооружить будущих учителей технологии знаниями о сущности и структуре творческо-конструкторской деятельности; особенностях реализации структуры и содержания творческо-конструкторской деятельности в различных формах учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся на различных этапах обучения; о технологической последовательности этапов проектно-творческой деятельности, ее взаимосвязи с конструкторским процессом; сформировать представления об общих основах культуры творческо-конструкторской деятельности (проективной, терминологической, конструкторско-технологической, экономической, эстетической, экологической, рефлексивной); сформировать умения проектирования и организации технологического процесса моделирования, конструирования, изготовления и художественной отделки изделий из различных материалов, а также опыт реализации собственных творческих идей, проектов в соответствии с тематикой творческо-конструкторской деятельности; создать педагогические условия для овладения студентами инновационными технологиями организации творческо-конструкторской деятельности учащихся на различных этапах обучения как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В процессе изучения курса студенты выполняли разнообразные задания, связанные с выбором оптимальных приемов и способов организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, определением особенностей реализации структуры и содержания творческо-конструкторской деятельности в различных формах учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся на различных этапах обучения.

Кроме того, в ходе формирующего эксперимента были внесены изменения, связанные с выполнением студентами заданий по проектированию технологического процесса моделирования, конструирования, изготовления и художественной отделки изделий из различных материалов на уроках технологии и во внеклассной работе. В рамках научно- исследовательской работы (НИРс) задания носили дифференцированный характер: ряд студентов работали над курсовыми работами, связанными с организаций творческо-конструкторской деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Технология». В частности, студентами экспериментальной группы были выполнены курсовые работы на темы «Использование народных художественных традиций в творческо-конструкторской деятельности», «Особенности творческо-конструкторской деятельности в сфере дизайна», «Особенности творческо-конструкторской деятельности в декоративно-прикладном творчестве» и  т.п.

На этапе обобщения и анализа результатов эксперимента (2011 год) был проведен мониторинг по ранее выбранным параметрам, направленный на выявление педагогических условий, определяющих оптимальность процесса подготовки будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся. Исходя из экспериментально полученных данных, мы можем утверждать, что формирующий эксперимент позволил существенно повысить уровень готовности к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся у студентов экспериментальной группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Определение сущности готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся позволило выделить в ее структуре четыре интегрированных компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-операциональный и рефлексивный, а также определить уровни развития и конкретизировать критерии и показатели их оценки. Для вычисления интегральной оценки уровня готовности будущих учителей к организации творческо-конструкторской деятельности нами были составлены сводные таблицы по экспериментальной и контрольной группам, содержащие индивидуальные показатели готовности по всем респондентам, и использована шкала для интегральной оценки уровня готовности к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Интегральная оценка уровня готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся

Группа

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

ЭГ

студентов

28

8

6

8

25

9

%

66,7

19,0

14,3

19,0

59,5

21,5

КГ

студентов

23

10

4

20

13

4

%

62,2

27,0

10,8

54,0

35,2

10,8

Объединив все показатели и соотнеся их с выделенными нами уровнями готовности будущих учителей технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, мы можем утверждать, что в результате проведенного нами эксперимента уровень готовности студентов экспериментальной группы повысился: доля студентов, имеющих высокий уровень готовности к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся, с 14,3 % выросла до 21,5 %, доля студентов с низким уровнем понизилась с 66,7 % до 19 %. В контрольной группе высокий уровень готовности был в начале эксперимента у 10,8 %, в конце эксперимента число студентов с высоким уровнем готовности осталось без изменений, незначительно возросла доля студентов со средним уровнем готовности - с 27,0 % до 35,8 %.

Результаты мониторинга позволяют констатировать наличие положительной динамики формирования готовности будущих учителей технологии в экспериментальной группе к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.

Резюме. Технологичность процесса формирования творческо-конструкторской деятельности учащихся требует системного дидактического проектирования, которое включает: анализ того, чему обучают (учатся); определение того, как должно строиться преподавание (учение); опробование и корректировку намеченных способов обучения; оценку результатов обучения (внедрения дидактического продукта или системы).

Таким образом, организационно-педагогическая структура процесса подготовки учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать следующие компоненты:

  • мотивационно-творческую основу, направленную на формирование творческой направленности учителя технологии за счет осознания и принятия ценностей творчества, необходимости и возможностей саморазвития творческого потенциала; 
  • целевые ориентиры процессов подготовки, направленные на формирование субъектности специалиста, при этом ведущей характеристикой специалиста как субъекта деятельности и творчества является творческая активность;
  • содержательную основу, которая включает систему методологических, психолого-педагогических и технологических компетенций по развитию творчества личности (в том числе собственного творческого потенциала), изучение и анализ передового педагогического опыта в практике образовательных учреждений;
  • технологическую основу, обеспечивающую обязательное участие будущего учителя технологии в самостоятельной творческой деятельности по проектированию и реализации педагогических систем развития творческих способностей учащихся и собственного творческого потенциала;
  • педагогическую рефлексию достигнутых результатов специалиста на всех уровнях и ступенях профессиональной подготовки учителя технологии на основе показателей качества. Систему критериев и показателей эффективности подготовки специалиста в учреждении педагогического образования к развитию творческих способностей учащихся следует рассматривать по отношению к личности (учащегося, педагога), педагогическому процессу и системе взаимоотношений и взаимодействий субъектов.

Результатом реализации данной структуры процесса должно стать формирование готовности учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся.

Рецензенты:

  • Комелина В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О.Л. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Арефьева С.А., Чупряков И.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5208 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674