Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Гельман В.А. 1
1 Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Институт устойчивого развития.Кафедра «культурологии и социокультурной антропологии»
Статья рассматривает актуальную современную проблему – формирование предпринимателей и их основные этапы развития в трансформируемом российском обществе. Место и роль предпринимателей в обществе. Историю изменения динамики государственных отношений к предпринимательству. Основные факторы, способствующие формированию предпринимательской деятельности для развития страны. Целью работы является анализ истории формирования социальной группы предпринимателей и государственную стратегию по отношению к ним. Изучение современного этапа истории нуждается в комплексном анализе, где рассмотрение становление предпринимателей поможет понять происходящие события. С помощью предпринимательской активности власть может решить стоящие проблемы по насыщению потребительского рынка и обеспечить занятость населения. Поможет скорректировать необходимые социально-экономические преобразования в России. Предприниматели основа среднего класса и от его расширения зависит стабильность в обществе. От целенаправленного сотрудничества, поддержки среднего и малого бизнеса напрямую зависит успешность построения гражданского общества и установление демократических свобод в России.
предпринимательство; история формирования; государственная поддержка предпринимательства; динамика развития.
1. Бойко И.П. Предпринимательство в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. - 1994. - Вып. 1. - С. 22-26.
2. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полит. исслед. - 1993. - № 3. - С. 149-154.
3. Демин А.А. Реформа и бизнес в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. - 1996. - Вып. 3. - С. 42-52.
4. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства // Соц.-полит. журн. - 1995. - № 4. - С. 3-16.
5. Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. - М. : Изд-во Института социологии РАН, 2000. - 220 с.
6. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социол. исслед. - 1994. - №. 2. - С. 15-22.
Государство и предприниматели - две главные силы, от которых сегодня зависит успех рыночной реформы в России и оздоровление ее экономики, что, несомненно, является актуальным вопросом. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом определяются характером отношений между государственными органами и возникшей социальной группой бизнесменов, предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, и конкретных действий представителей государственных органов в отношении предпринимателей, а также от того, как сами предприниматели воспринимают эти решения и действия, зависят характер реализации экономических реформ в стране и особенности формирования российского предпринимательства, что и является целью изучения. Основными методами изучения является исторический метод, метод сравнительного анализа и метод описания.

Законодательная основа предпринимательской деятельности, заложенная в 1986 г. после принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в начале 90-х закрепляется в постановлениях Совета Министров СССР № 590 от 19 июня 1990 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и № 790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», которые определили критерии малого предприятия по разным отраслям народного хозяйства и систему льгот для предпринимателей. В декабре 1990 г. были приняты законы РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В 1991-1992 гг. принимаются законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в соответствии с происходящими в экономике изменениями. Наиболее важными стали Постановление Правительства РФ за № 446 от 11 мая 1993 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства на 1994-1995 гг.», где государственная поддержка определяется как одно из направлений экономической реформы, способствующее развитию конкуренции, а также использование льгот и преимуществ в приоритетных областях.

14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Законом определено, что субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, «в уставном капитале которых доля РФ, субъектов общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников не превышает установленных предельных уровней. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

В 90-е годы организационно-правовая сфера характеризуется для бизнеса нестабильностью законодательства, отсутствием необходимых законов и невыполнением уже имеющихся, отсутствием реальных механизмов защиты предпринимателей от монополии местных властей и государственных предприятий. Для преодоления сложившейся ситуации наибольшую роль сыграли региональные власти, которые способствовали созданию сильной правовой среды, гарантирующей права собственности и обеспечивающей рост деловой активности, расширение сети государственных, общественных и частных институтов, поддерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

За двадцать лет, прошедших с начала реформ, отношение предпринимателей к существующей власти претерпело серьезные изменения: от практически единодушной поддержки ее действий, направленных на кардинальные преобразования общества на основах частнопредпринимательской инициативы и политической демократии в 1992 г., до сдержанно негативистских оценок властных институтов в 2010 г. Причины этого лежат в кардинальном изменении обстановки в стране. В 1992 г. страна стояла перед выбором: либо продвижение вперед по пути реформ, несмотря на огромные социальные и экономические издержки, либо реставрация прежнего тоталитарного политического режима. Но затем ситуация в корне изменилась. Общество миновало, пусть и с большим трудом, рубеж, за которым возврат к временам коммунистического тоталитаризма был еще возможен.

При опросе респондентов в Республике Бурятия был задан вопрос: «По какому, на Ваш взгляд, пути пойдет наша страна?» Варианты ответов отображены в таблице 1 (в процентном отношении).

Таблица 1 - Пути развития России

Ответ

 

2004

2009

1. Вернуться к социалистической модели экономики.

5,1%

 

5,5%

2. Продолжить нынешний курс реформ вхождения в мировую экономику.

49,1%

 

50,1%

3. Построить самодостаточное, закрытое от мировой экономики государство.

5,7%

 

6,9%

4. Затрудняюсь ответить.

39,7%

36,4%

Подавляющая часть респондентов поддерживают прошедшие реформы и не видят возможности возвращения к социалистической модели развития государства, понимая, что развитие вперед возможно только общими усилиями всей мировой экономики. За последние десятилетия население пришло к выводу, что экономическое пространство России неразрывно связано с глобальной экономикой, и прошедший мировой кризис тому подтверждение. Большой процент затрудняющихся ответить на вопрос объясняется тем, что за прошедшие годы реформ ещё не все адаптировались к новым условиям, но в то же время понимают, что возврата к прошлому нет. Небольшие проценты ответов о возврате к социалистической модели экономики или построении самодостаточного, закрытого от мировой экономики государства подтверждают вышеперечисленные утверждения, что невозможно вернуть то, что потеряно, и создать великую державу в противовес всему миру.

В середине 90-х годов перед властью возникла совершенно другая задача: создать необходимые экономические, организационно-правовые условия для развития предпринимательства; разработать и внедрить в жизнь «правила игры» для хозяйственных субъектов, стать арбитром, наблюдающим за строгим выполнением этих правил. Однако российская власть оказалась не в состоянии решить эту задачу. Российское предпринимательство имело серьезные претензии к властвующей элите как с точки зрения экономической политики государства, так и в связи с тем, что предпринимательские круги отстранялись от участия в выработке и принятии важных государственных решений. В феврале 1996 года проходит первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов изо всех регионов России. Главными задачами съезда было: привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства; добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидации предпринимателей.

В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, руководители Правительства и Федерального собрания России, которые заверили съезд в своем намерении всемерно помочь предпринимательству. Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес государственных органов власти. Однако надежды предпринимателей не оправдались. Принятые решения в большинстве своем остались невыполненными.

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В России государство к концу 90-х годов предприняло определенные шаги по развитию малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Это позволяет разделить данный промежуток времени на три соответствующих периода.

  1. Период спада (1999-2001 гг.).
  2. Период подъема (2002 - август 2008 г.).
  3. Период спада (август 2008-2011 гг.).

В период спада (1999-2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания.

С приходом нового президента В.В. Путина в 2000 году происходит перемена в политике государства в отношении к малому и среднему предпринимательству. В 2002 г. создается предпринимателями Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для содействия консолидации предпринимателей и для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Они активно выступают за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности. Изменяется к этому времени и государственная политика по отношению к предпринимательству и предпринимателям. В период подъема (2002-2008 гг.) количество малых и средних предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч в год. Можно утверждать, что 2002 стал переломным годом в развитии малого и среднего предпринимательства. На рост развития малого и среднего предпринимательства влияние оказали такие меры государственной политики, как реформа земельно-имущественных отношений; поправки в Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы; внедрение рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы.

Итогом прошедших и провозглашенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства стал принятый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства стали следующие: создание благоприятных условий для развития предпринимательства; участие предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в данной области; обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки и программам развития; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест.

С 1 января 2008 года закон вступил в силу, что говорит о начале нового этапа развития малого и среднего предпринимательства. С выборами нового президента Дмитрия Медведева продолжился прежний курс построения экономически выверенного, стабильного государства, где немаловажной частью нашей экономики является малое и среднее предпринимательство.

В последние годы проявилась тенденция усиления присутствия государства в экономике в качестве непосредственного собственника, в том числе в форме создания государственных холдингов и государственных корпораций. Так, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация «Олимпстрой», госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом». Создание государственных корпораций было обусловлено необходимостью консолидации разрозненных предприятий и отраслей, представляющих стратегический интерес для страны, но это не приносит эффективность существующей системе государственного управления, но ставит бизнес в неравные условия.

Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса. Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство. Так, на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных прежде всего на поддержку инновационных компаний.

В то же время правительство, с 1 января 2011 года увеличив процент социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства и предпринимательства. Кроме того, предприниматели, успевшие вывести свои активы в законные, легальные схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка вновь обернулась жестоким обманом для законопослушного бизнеса.

Делая вывод, мы установили, что влияние политического и экономического фактора на формирование предпринимательства неоднозначно и требует существенных коррективов в экономической, политической, правовой жизни нашего общества и государства. Рассматривая социально-экономические изменения в стране, мы видим, что предпринимательство стало реально действующей экономической, политической силой и сформировавшимся социальным слоем новой России. Создание благоприятных условий привлечет более обширные слои населения в малый и средний бизнес, которые создадут новые рабочие места и решат вопрос создания среднего класса, а тем самым и вопрос социальной стабильности в стране.

Рецензенты:

  • Митупов К.Б., д.и.н., профессор кафедры «Отечественная история» исторического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
  • Мантурова С.Ч., д.и.н., профессор кафедры социальной технологии Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, г. Улан-Удэ.

Библиографическая ссылка

Гельман В.А. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5234 (дата обращения: 26.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074