Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Барчукова Г.В., Полиевский С.А., Фам Вьет Хунг 1
1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Было изучено воздействие методов психофизической подготовки на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных теннисистов 12-15 лет, путем использования специально подобранных физических упражнений. С целью формирования психофизической устойчивости юных спортсменов по настольному теннису к стрессу соревновательной деятельности. Осуществлен подбор эффективных средств формирования психофизической устойчивости к тренировочной и соревновательной деятельности, методов и приемов их использования, а также разработана система контроля и оценки психофизической подготовки юных спортсменов. Получены новые данные о путях повышения психофизической устойчивости юных теннисистов в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности. Доказана эффективность направленной тренировка психофизиологических функций, путем использования специально подобранных физических упражнений, лежащих в основе надёжности игровых действий.
психофизическая надежность
психофизическая устойчивость
психофизическая подготовка
эффективность выполнения спортивных действий.
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М. : Наука, 1981. - 282 с.
2. Барчукова Г.В., Бакшеев К.С. Проблемы оценки и планирования нагрузок в спортивных играх (на примере настольного тенниса) // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 32-36.
3. Барчукова Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса) : дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - 387 с.
4. Байгулов Ю.П. Исследование методов отбора и прогнозирования процессов развития способностей юных спортсменов (настольный теннис) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1981. - 23 с.
5. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра. - М. : ФиС, 2000. - 128 с.
6. Бакшеев К.С. Соревновательная нагрузка сильнейших игроков в настольный теннис. - М. : Изд-во РГУФК, 2005. - 37 с.
7. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 6. - С. 9-10.
8. Блудов Ю.М. Экспериментальное исследование надёжности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях ответственных соревнований : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 29 с.
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб. : Питер, 2001. - 464 с.
Актуальность. Проблема надёжности действий юных спортсменов в аспекте соревновательной подготовки в последние годы стала особенно актуальной в настольном теннисе из-за прогрессирующего ускорения технико-тактических действий в сложных игровых ситуациях [2].

Достижения спортсменов, их спортивные результаты, успешность выступления на соревнованиях определяются, главным образом, психофизическим статусом, уровнем тренированности, достигнутой спортивной формой [1; 2; 8]. Недостаточная психофизическая надёжность игрока приводит к проигрышу [4].

Одним из путей решения проблемы повышения работоспособности юных теннисистов является использование тренировочных воздействий на психофизиологические функции.

Возможности реализации функционального потенциала [1; 3; 5; 6] во многом определяют спортивный результат на всех этапах многолетней тренировки [7; 8].

С целью формирования психофизической устойчивости к соревновательному стрессу у юных спортсменов по настольному теннису было изучено воздействие методов психофизической подготовки на надёжность и эффективность выполнения спортивных действий юными теннисистами 12-15 лет.

Методы исследования. Наряду с педагогическими методами использовалось психологическое обследование; определялись скорости зрительно-моторной реакции на стереотип положительных и тормозных раздражителей, быстроты зрительного различия, реакции на движущий объект (РДО); влияние соревновательных эмоций на быстроту действий спортсменов.

Педагогический эксперимент включал занятия по 3 раза в неделю по 1,5 часа каждое, домашние задания со статико-динамической зарядкой из классических упражнений асан-йоги («Сурья-Намаскар»), специальных подготовительных упражнений (имитационные) в выполнении атакующих и защитных ударов перед зеркалом, упражнений, «подводящих» к выполнению ударных и защитных действий, упражнений с мячами и ракеткой, а также элементы психофизических упражнений, направленные на уменьшение и снятие психической напряжённости и оптимизацию эмоционального состояния с помощью простейших методов психической саморегуляции.

Психомоторный аспект самостоятельных занятий заключался в постоянном обдумывании назначения и направленности выполнения упражнений, правильности, быстроте и своевременности их выполнения, самоконтроле своих мышечно-двигательных ощущений.

Организация и управление тренировочным процессом в опытной группе осуществлялись постоянным тренерским составом по разработанной экспериментальной программе, а в контрольной - по общепринятой.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов эксперимента показал, что экспериментальная программа повышения уровня психофизической готовности к действиям в стрессовых условиях спортивной деятельности при помощи специальных физических упражнений (посредством подбора эффективных упражнений, повышающих работоспособность и надёжность игровых действий юных теннисистов) оказала положительное влияние на улучшение психофизиологических и игровых показателей соревновательной деятельности.

Проверка эффективности деятельности испытуемых экспериментальной и контрольной групп в стрессогенных условиях соревнований свидетельствует, что у испытуемых опытной группы, прошедших психофизическую тренировку, повысился уровень надёжности технико-тактических действий в процессе учебно-тренировочных игр

                                                                   баллы

Испытуемые экспериментальной группы (рис. 1) показали более высокую оперативность принятия решения (на 7%) при меньшей затрате времени на его принятие (на 4 с).

Реакции вегетатики в стрессовой ситуации соревновательной деятельности были выше у испытуемых контрольной группы (рис. 2). Так, частота сердечных сокращений у испытуемых экспериментальной группы до соревнования составляла 81 уд/мин, во время соревнований - 101 уд/мин, после соревнования 87 уд/мин, а у контрольной соответственно: 84-144-115 уд/мин. Частота дыхания составила в экспериментальной группе до соревнования 20, во время соревнований 35 раз/мин, после соревнования 20 раз/мин; в контрольной соответственно: 20-55-20.

Юные теннисисты подросткового возраста (12-15 лет) опытной группы характеризовались более высокой скоростью сенсомоторного реагирования в сравнении с юными спортсменами контрольной группы (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели (М± т) латентных периодов сенсомоторных реакций у испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента

Показатели

Результат

Экспериментальная n = 16 х±m

Контрольная  n = 16 х±m

Сенсомоторная реакция, м/с

До

0,489 ± 0,4

0,470 ± 0,5

После

0,427 ± 0,4

0,471 ± 0,4

p

< 0,05%

> 0,05%

Полученные данные указывают на более высокую подвижность нервных процессов у юных спортсменов экспериментальной группы подросткового возраста.

Рядом авторов показано, что спортсмены с меньшим временем двигательной реакции и более высокой лабильностью нервной системы лучше адаптируются к деятельности, протекающей в жестко регламентированных условиях, в эмоционально-стрессовых ситуациях у них отмечается высокая профессиональная надежность [8; 9].

Время РДО является тонким индикатором состояния ЦНС, отражает уровень её тренированности и степень утомления (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика скорости реакции на движущийся объект (РДО) испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента (средняя ошибка без учёта знака реакции в усл. ед - 0,01 с.)

Показатели

Результат

Экспериментальная n = 16 х±m

Контрольная  n = 16 х±m

Реакция на движущийся объект (РДО), мс

До

390,9 ± 6,3

391,8 ± 1,46

После

356,3 ± 1,3

389,0 ± 1,27

p

< 0,001

> 0,05

Из таблицы 2 видно, что до проведения цикла тренировочных занятий психофизиологической направленности средняя ошибка без учёта знака реакции у юных теннисистов опытной группы была почти на том же уровне, что и у спортсменов контрольной (390,2 мс против 391,8 мс).

В конце цикла занятий отмечена разная направленность сдвигов по группам испытуемых - в контрольной группе произошли изменения на 0,7% при Р > 0,05, в опытной группе - на 8,9% при Р < 0,001.

Эти данные указывают на эффективность влияния цикла психофизической тренировки на точность оценки определённых микроинтервалов времени, что важно для занятий настольным теннисом.

Одним из интегральных показателей свойства быстроты и лабильности нервной системы является максимальная частота движений или теппинга (табл. 3).

Таблица 3 - Показатели (М± т) теппинг-теста у испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента в динамике ПЭ (количество постукиваний за 15 сек)

Этапы ПЭ

В начале

В конце

Группы испытуемых

I этап, кол-во постукиваний  в покое

II этап, кол-во постукиваний  в соревнов. условиях

I этап, кол-во постукиваний  в покое

II этап, кол-во постукиваний  в соревнов. условиях

Опытная группа,

n = 16 чел.

32,9 ± 2,02

41,9 ± 3,04

38,5 ± 2,89

47,2 ± 3,47

Контрольная группа,

n = 16 чел.

30,5 ± 1,42

29,4 ± 1,24

31,9 ± 1,86

32,2 ± 1,94

 

По мнению Е.П. Ильина [9], максимальная частота теппинга является показателем скоростного аспекта психомоторной активности, имеет выраженную связь с частотой медленных ритмов, что позволяет использовать этот показатель для оценки уровня общей активности.

Быстрота зрительного различения является спортивно важной функцией зрительного анализатора, по которому можно судить о резерве времени подготовки выполнения спортивного приёма (табл. 4).

Таблица 4 - Пороги быстроты зрительного различения у теннисистов опытной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента (%)

Этапы

эксперимента

В начале ПЭ

В конце ПЭ

Группы

испытуемых

Экспозиции кольца Ландольта (сек)

 

1,0

0,5

0,2

0,1

0,04

1,0

0,5

0,2

0,1

0,04

Опытная

группа 16 чел.

100

100

75,8 ±4,3

13,6 ±4,9

1,5 ±3,9

100

100

91,6 ±3,1

22,2 ±5,3

3,3 ±2,7

Контрольная группа 16 чел.

100

100

70,0 ±6,6

9,1 ±4,1

1,1 ±2,9

100

100

75,0 ±4,2

9,4 ±3,7

1,3 ±2,9

В проведенном нами эксперименте быстрота зрительного различения увеличивается в экспериментальной группе (так, на экспозиции 0,2 с разница составила 15,8% (Р<0,05)), что свидетельствует об увеличении лабильности и возрастании скорости психических процессов. Этот факт находит подтверждение в ряде исследований, где было показано, что лабильность нервной системы, оцениваемая по быстроте зрительного различения, положительно коррелирует со скоростью психических процессов, со скоростными характеристиками психической активности [10].

Улучшение тренированности сопровождается, как правило, снижением величины тремора [9].

Уровень физиологического тремора теннисистов контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Динамика изменения физиологического тремора испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после педагогического эксперимента

Показатели

Результат

Экспериментальная n = 16 х±m

Контрольная  n = 16 х±m

Динамика физиологического тремора,

кол. касаний

До

36,4 ± 0,3

34,8 ± 0,38

После

37,9 ± 0,3

34,1 ± 0,19

t

3,70

1,77

p

< 0,01

> 0,05

У опытной группы отмечен значимый сдвиг в сторону снижения уровня физиологического тремора при Р<0,01 без существенных изменений в контрольной группе.

Таким образом, на уровень физиологического тремора, отражающий нервно-мышечные координации организма, цикл психофизиологической подготовки повлиял в положительную сторону.

Таким образом, было получено подтверждение исходной гипотезы о возможности существенного повышения игровой надёжности в стрессовых ситуациях юных спортсменов за счёт направленной психофизической подготовки посредством специально подобранных упражнений.

Выводы. Таким образом, экспериментальная программа повышения уровня психофизической готовности к действиям в стрессовых условиях спортивной деятельности при помощи специальной технологии совершенствования психофизической надёжности игровых действий юных теннисистов оказала положительное влияние на улучшение ведущих свойств психомоторики и игровых показателей соревновательной деятельности.

Проведенные исследования указывают на то, что психофизическая подготовка является одним из мощных формирующих средств системной подготовки юных теннисистов и должна занять важное место в системе формирования спортивного мастерства. Данный факт имеет большое значение, так как психофизическая подготовка в этом случае «работает» в комплексе всех средств тактико-технической подготовки, образуя кооперативное целое, без права исключения ее из этой целостности. Спортсмен в процессе тренировки должен адаптироваться к психофизиологическому напряжению, так же как он адаптируется к физическим нагрузкам, а для этого психофизиологическую напряженность необходимо предусмотреть в тренировочных циклах, чтобы реакция на стрессовую ситуацию включалась в стереотип освоенных игровых действий.

Рецензенты:

  • Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Орловского государственного университета, г. Орел.
  • Ямалетдинова Г.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки Гуманитарного университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Барчукова Г.В., Полиевский С.А., Фам Вьет Хунг СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5238 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674