Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Рудин М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Брянская государственная инженерно-технологическая академия
В данной статье проведен анализ сформированности базовых компетенций в процессе спортивно-оздоровительной деятельности с помощью различных методик. Выделены принципы и педагогические условия построения образовательного процесса, направленного на формирование базовых компетенций будущих инженеров. С целью изучения сформированности базовых компетенций будущих инженеров был про-веден эксперимент со студентами технических вузов, в процессе которого на первом этапе с использованием разных методик изучался уровень сформированности базовых компетенций. Затем для развития раз-личных групп компетенций нами были использованы различные формы организации занятий. По завершению проведенного формирующего эксперимента нами были получены данные, которые доказывают, что создание педагогических условий при обучении физической культуре, применение активных методов обучения, внеаудиторная деятельность, проводимая со студентами могут привести к определенному формированию базовых компетенций и к положительной мотивации к изучению физической культуре, способствующей формированию базовых компетенций.
компетенция
базовые компетенции
компетентностный подход
физическая подготовленность
общая физическая и специальная физическая подготовка
1. Голубева О.Н., Суханов А.Д. Стратегия развития общего высшего образования // Известия РАО. - 2000. - № 1. - С. 3-10.
2. 3имняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб. : Питер, 2000. - 512 с.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры : уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. - М. : 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319 с.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высших спец. физкульт. уч. зав. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.
7. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : СпортАкадемПресс ; Физкультура и Спорт, 2006. - 312 c.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 54).
Проблема качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности всегда была и остается актуальной. Переход к массовому высшему образованию, рост числа высших учебных заведений, коммерциализация образования и конкуренция на рынке образовательных услуг, расширение прав вузов в формировании образовательных программ - далеко не полный список факторов, которые выдвигают проблему качества подготовки специалиста на первый план.

На сегодняшний день достаточно обоснованно то, что главным ресурсом роста страны становится ее интеллектуально-образовательный потенциал. В этой связи система подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает основное значение и превращается в главный инструмент обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики.

Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания, является компетентностный подход.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения.

  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [4].

В соответствии со стандартами высшего образования за основу принято положение о том, что компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Это понятие близко таким понятиям, как «грамотность», «осведомленность», «информированность», «подготовленность». Оно относится к сфере деятельности личности и применимо к различным категориям работников. Все компетенции делятся на общекультурные и профессиональные. Также одним из важнейших понятий является понятие ключевые (базовые) компетенции.

Ключевые компетенции - это не просто система знаний, умений и навыков, а способность применить знания, умения, навыки в конкретной ситуации для эффективного решения задач (проблем).

Ключевые компетенции формируются преимущественно на основе знаний-инструментов, которые включают в себя человека познающего и стратегии познавательной деятельности, в отличие от знаний-описаний - совокупности конкретных научных сведений об окружающем мире [1].

На основе теоретических подходов к определению и классификации компетенций, согласно ФГОС ВПО, выпускник инженерного вуза должен обладать общекультурными компетенциями, среди которых одно из мест занимает «владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [8]. А это возможно только при активном участии студентов в спортивной жизни вуза. Что в свою очередь возможно только при создании положительных предпосылок к занятиям, т.е. должен быть мотивационный аспект к занятиям тем или иным видом спорта.

Рассматривая спортивно-оздоровительную деятельность как средство формирования базовых компетенций будущих инженеров, мы провели теоретический анализ общекультурных компетенций, которые, согласно подходу И.А. Зимней [2], разделили на три основные группы:

  • личностные;
  • социального взаимодействия;
  • деятельностные.

С целью изучения сформированности базовых компетенций будущих инженеров нами был проведен эксперимент на базе Брянской государственной инженерно-технологической академии и Брянского государственного технического университета, который включал констатирующий и формирующий этапы. Общий объем выборки составил 123 студента.

Уровень сформированности базовых компетенций мы изучали с помощью методик: «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей»; «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса»; «Методика изучения мотивов учебной деятельности» [3].

Изучение коммуникативных и организаторских склонностей («Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей») показало, что в экспериментальной группе до эксперимента 12,7% испытуемых имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, а после эксперимента 4,7%. Уровень организаторских способностей 9,5% и 1,5% соответственно. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности развиваются, что показывают показатели высокого уровня развития 15,9% и 20,6% - коммуникативных и 34,8% и 36,6% - организаторских.

Изучение мотивационной сферы личности («Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса») показало, что у экспериментальной группы испытуемых 4,8% имеют низкий уровень мотивации к успеху до эксперимента и 1,6% после эксперимента, 35% и 49,1% соответственно умеренный или умеренно высокий, а 17,4% и 15,9% сответственно имеют слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Изучение мотивов учебной деятельности («Методика изучения мотивов учебной деятельности») обнаружило, что в большинстве своем студенты (90,2%, и этот показатель только увеличился после проведения эксперимента до 92,7%) ориентированы на перспективу, связанную, прежде всего, с потребностью достижения успеха в жизни, а также профессиональным и познавательным интересом, со стремлением к самореализации в профессиональной деятельности.

Результаты проведенного эксперимента в рамках констатирующего этапа позволили сделать предварительный вывод о том, что требуется разработка более эффективных методов, способствующих формированию базовых компетенций у студентов при занятиях физической культурой.

На формирующем этапе нашего исследования в контрольной группе обучение проходило по следующей схеме: проводились практические занятия, методико-практические занятия, лекционные занятия, зачеты и экзамены.

В рамках формирующего этапа в соответствии с моделью процесса формирования базовых компетенций будущих инженеров в процессе спортивно-оздоровительной деятельности мы выделили три этапа:

  • мотивационный (1 курс);
  • аналитический (2 курс);
  • саморегулирующий (3-4 курсы).

В соответствии с моделью процесса формирования базовых компетенций у будущих инженеров обучение в экспериментальной группе на первом курсе проводилось в соответствии с разработанными нами методическими указаниями «Методические рекомендации при изучении компетентностного подхода в техническом вузе», содержащими теоретические занятия, посвященные раскрытию важных понятий и определений при изучении компетенций.

В рамках экспериментального исследования мы использовали средства общефизической (ОФП) и специально-физической подготовки (СФП) [6; 7].

Для развития группы личностных компетенций нами были исследованы следующие формы организации: аудиторные, включающие занятия по физической культуре, методико-практические, для обоснования тех или иных личных качеств студента: на тренировочном занятии, на котором происходило непосредственное развитие всех этих качеств, и на соревнованиях, где совершенствовали их в виде побед или поражений [5].

Для развития группы компетенций социального взаимодействия мы использовали также аудиторные и внеаудиторные формы, но с преобладанием видов работ коллективной направленности, т.е. на занятии по физической культуры мы использовали упражнения коллективной (игровой) направленности (подвижные и спортивные игры), на тренировочном занятии развивали и закрепляли различные взаимодействия, на соревнованиях совершенствовали те или иные наработки и комбинации.

Для развития группы деятельностных компетенций мы использовали обеспечивающие формы занятий, т.е. в этой группе основной уклон был сделан на развитие теоретических основ базовых компетенций, включающее лекционный материал (речь не только о компетенциях, но и о физической культуре и спорте), также контрольный этап в виде компьютерного тестирования и анкетирования на ту или иную тему.

С целью обобщения и контрольного тестирования нами был использован метод контрольных нормативов, а также компьютерное тестирование при прохождении каждой темы лекций.

Результаты тестирования показали, что в экспериментальной группе средний уровень оценки был выше, чем в контрольной группе. При этом наглядность выполнения тех или иных контрольных испытаний выглядели также лучше. При этом удовлетворение от проделанной работы у экспериментальной группы значительно выше, чем у контрольной.

Для формирования базовых компетенций (здоровьесбережение, самосовершенствование, профессиональное развитие, социальное взаимодействие, общение, сотрудничество, разрешение нестандартных ситуаций, компьютерная грамотность и т.д.) у будущих инженеров мы использовали такие методы обучения, как метод строго регламентированного упражнения, т.е. когда упражнения или задания выполнялись в строго определенное время, в строго определенном ритме и строго определенном порядке. Это проявилось в подготовительной части занятия, где происходила подготовка, организация к последующей работе, а также в основной части, где решались основные задачи урока (разучивание различных игровых комбинаций, передвижений). Также мы использовали игровой метод, который проявлялся в использовании ранее наработанных комбинаций, игровых задумок уже в решении нестандартных ситуаций, т.е. в игре. Соревновательный метод мы использовали в первенстве по различным видам спорта, т.к. студенты экспериментальной группы были задействованы в сборной команде по разным видам спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что при создании необходимых педагогических условий с применением разнообразных средств и методов в изучении физической культуры происходят положительные изменения в формировании базовых компетенций (личностных, социального взаимодействия, деятельностных). В контрольной группе при незначительном углублении теоретических знаний о предмете удалось также достичь определенных положительных умений, но уровень их развития все же оказался ниже, чем у экспериментальной группы. Также в ходе эксперимента в экспериментальной группе изменилась мотивация для изучения физической культуры.

Обработка статистических данных достоверно подтвердила отличия показателей в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце эксперимента, при этом все эти показатели изменились в положительную сторону, но с наибольшими изменениями в экспериментальной группе. Также в ходе нашего исследования в экспериментальной группе значительно повысились как теоретические знания в области физической культуры, так и в практической части, где значительно улучшились результаты контрольных срезов и нормативов.

Также по завершении проведенного формирующего эксперимента нами были получены данные, которые доказывают, что создание педагогических условий при обучении физической культуре, применение активных методов обучения, внеаудиторная деятельность, проводимая со студентами, могут привести к определенному формированию базовых компетенций и к положительной мотивации к изучению физической культуры, способствующей формированию базовых компетенций. В результате проведенного экспериментального обучения удалось повысить качество усвоения материала студентами по сравнению с состоянием на констатирующем этапе. Практически все студенты осознали важность физической культуры в будущей профессиональной деятельности, у многих отмечена положительная тенденция развития познавательной деятельности, профессионального развития (специализации), к саморазвитию базовых компетенций. Это стало возможным в результате того, что студенты научились оценивать свой стиль и особенности коммуникативного общения, свой уровень развития культуры межличностного общения, его соответствие принятым стандартам.

Итак, приведенные результаты дают основания сделать выводы, что физическая культура может выступать средствами формирования базовых компетенций для достижения наиболее высоких результатов в выбранной профессии для будущего инженера.

Рецензенты:

  • Матяш Наталья Викторовна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск.
  • Николаева Татьяна Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной и инновационной деятельности социально-экономического института Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск.

Библиографическая ссылка

Рудин М.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5277 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674