Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Савва Л.И. 1 Дятлова С.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Преобразования, происходящие в современном мире, приводят к тому, что адаптационные процессы приобретают особую актуальность, захватывают практически все слои общества, становятся практически непрерывными, а умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение. Повышается роль образования в осуществлении процессов социальной адаптации в целом и формировании социально-адаптационных умений в частности. В настоящее время в педагогике остро встаёт вопрос о разработке «обходных» путей и специфичных, вспомогательных по своему характеру средств обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Существенные изменения в создание «обходных» путей произошли с появлением компьютерных технологий. В данной статье даётся характеристика педагогического условия, связанного с использованием информационных средств в решении детьми социально-адаптационных задач и направленного на развитие их социально-адаптационных умений. Авторами предложена компьютерная игра для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Улица Правильной Речи», с помощью которой можно формировать социально-адаптационные умения у детей данной возрастной категории.
социально-адаптационные умения
информационные средства
1. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. – 1994. – № 6.
2. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47–55.
3. Лынская М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда // Логопедия. – 2006. – № 2. – С. 54–56.
4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 54–56.
5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с. – (Профессионализм педагога).
6. Равкин З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования // Сов. педагогика. – 1974. – № 10. – С. 60–79.
7. Равкин З.И. К истории развития теоретических основ педагогического стимулирования // Сов. педагогика. – 1973. – № 8. – С. 77–91.
8. Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших школьников в условиях детского сада : дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2006.
9. Узнадзе Д.И. Основные положения теории установки. – Тбилиси : ТГУ, 1961. – 215 с.
10. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2005. – 490 с.
Педагогическая поддержка в развитии социально-адаптационных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает на сегодня одной из актуальных педагогических проблем. Это объясняется, прежде всего, противоречием между возросшими требованиями, предъявляемыми со стороны общества к социальной адаптации дошкольников и школьников, и отчуждённостью знаний, умений и навыков, получаемых ими в образовательных учреждениях, порой не способствующих успешному включению детей в социум. В процессе проведенного нами исследования выявлено, что одним их эффективных педагогических условий, влияющих на эффективность развития социально-адаптационных умений детей дошкольного и младшего школьного возраста, выступает использование информационных средств в решении детьми социально-адаптационных задач.

По мнению ученых [2, с. 49], одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей среды. В рамках данной среды дошкольник или младший школьник самостоятельно выстраивает информационную деятельность, развивая при этом способность самостоятельно оценить коммуникативную ситуацию, провести анализ заявленной проблемы и путей её решения, выбрать свой вариант решения, провести самоанализ сделанного и полученного результата. Кроме того, компьютерные средства по сравнению с другими средствами обучения можно широко применять и в индивидуальном коррекционном обучении, где каждому ребенку обеспечивается темп и способ усвоения знаний; созданы условия для проявления самостоятельности.

При этом учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для дошкольников и младших школьников виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных средств становится особенно целесообразным, так как с их помощью ребенок получает информацию в привлекательной форме.

Занятия на компьютере имеет большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук детей. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо научиться нажимать пальцами на определённые клавиши и пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Однако мнение родителей по этому вопросу часто неоднозначно. Так, проведенное исследование Лынской М.И. [3, с. 54] показало, что из 60 родителей детей с нарушениями речи, 55% респондентов хотели, чтобы педагоги использовал компьютер в занятиях с детьми. Однако 28% родителей высказываются «против» этого средства коррекции. 17% отмечают, что они не будут препятствовать внедрению компьютера в занятия, так как не видят в этом вреда. Среди недостатков родители отмечали отрицательное влияние компьютера на зрение, отсутствие «живого» общения с ребенком. Конечно, в век компьютеризации невозможно оградить ребенка от ЭВМ, и для развития ребенка являются благоприятными обучающие игры. На сегодняшний день существует комплекс упражнений для глаз, снижающий риск возникновения нарушения зрения, и другие правила безопасности работы на компьютере.

Заметим, что незнание правил безопасной работы с компьютером, использование неапробированных и научно необоснованных программ может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Нужно учитывать и недостатки, обусловленные самой природой компьютера как определенной технической системы, а также незнанием педагогом основных принципов работы с той или иной программой [4, с. 55].

При соблюдении всех методических приемов безопасной работы с компьютером информационные программы представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения дошкольников и младших школьников в систему коррекционного обучения [1, с. 36].

Одним из таких примеров информационного средства является авторская компьютерная программа «Улица Правильной Речи», предназначенная для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она представлена нами на электронном носителе (CD-диск). Адресована программа педагогам дошкольных образовательных учреждений, дефектологам и учителям начальной школы, но может быть использована широким кругом пользователей при условии дополнительного консультирования. Данная программа направлена на решение трех групп задач.

Первая группа - задачи ознакомительно-адаптационного цикла. Вторая группа - задачи коррекционно-образовательного и адаптационного цикла, третья группа - это задачи творческого цикла, направленные на развитие воображения, интуиции и творческой активности детей.

Реализация данного педагогического условия основана на применении следующих принципов:

  • принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование разработанной нами компьютерной программы в коррекционном процессе способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух;
  • принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Разработанная компьютерная программа позволяет работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей;
  • принцип систематичности и последовательности обучения. Структура и содержание компьютерной программы позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладении новыми, обеспечивают последовательный переход от простого к сложному;
  • принцип доступности обучения. Содержание заданий специализированной компьютерной программы и используемые методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников и младших школьников. Задания предъявляются детям в игровой форме. Художественное исполнение программы отражает главные существенные детали изображаемых объектов, выдержано в едином стиле и подчинено решению задач коррекционного обучения детей. Программа «Улица Правильной Речи» проста в управлении, содержит информативный интерфейс и не требует дополнительного обучения пользовательским навыкам;
  • принцип индивидуализации обучения. Компьютерная программа «Улица Правильной Речи» предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерной программы «Улица Правильной Речи» принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет ребенок;
  • принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. При разработке компьютерной программы «Улица Правильной Речи» нами был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения. Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Улица Правильной Речи», стало привлечение героев-помощников. Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путем моделирования ситуации общения;
  • принцип воспитывающего обучения. Работа с компьютерной программой «Улица Правильной Речи» позволяет воспитывать у школьников волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребенка, направленная на решение проблемной задачи, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности;
  • принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование компьютерной программы в рамках смоделированной проблемной ситуация происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Со стороны компьютера выступают веселые и забавные компьютерные герои, которые объясняют ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогают ему, дают итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой.

Программа «Улица Правильной Речи» включает в себя пять блоков: «Обследование звукопроизношения», «Знакомство с органами артикуляции», «Артикуляционная гимнастика», «Логопедический массаж», «Звуковой домик». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать обучение в определенном направлении. Названия блоков соответствуют названиям домов сказочной Улицы Правильной Речи, карта которой представляет собой главное меню программы.

Рецензенты:

  • Беликов В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
  • Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.

Библиографическая ссылка

Савва Л.И., Дятлова С.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5420 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674