Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ЗАДАЧАХ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Чекалина А.А. 1 Азарова Л.Н. 1
1 ГБОУ ВПО МГПУ
В статье дано обоснование задач гендерного развития учителя в современной образовательной среде. Актуальность рассмотрения проблемы определена именно с точки зрения процесса личностно-ориентированного взаимодействия учителей и учащихся, который осуществляется в образовательной среде. Определяющим фактором развития личности детей является гендерное самосознание педагога. Педагог, овладевший гендерно-психологическими идеями, с развитым гендерным самосознанием – это человек, осознающий свои индивидные, личностные и социальные качества, раскрывающиеся в частной и профессиональной деятельности, обладающий позитивной открытостью к новой информации, умеющий рефлексировать неконструктивные стереотипы, преодолевать эгоцентрические установки.Рассмотрены особенности гендерного самосознания учителя-женщины, описаны противоречия и условия его развития. Теоретико-методологическими подходами к достижению цели явились положения гендерной теории, исследования природы самосознания, психологии профессионального развития и теории межличностных отношений. Определены основные задачи и направления развития гендерного самосознания учителя-женщин, описан опыт их реализации.
образовательная среда
учитель-женщина
гендерное саморазвитие
1.Азарова Л.Н. Азаров Ю.П. Семинар-тренинг «Ускоренное развитие дарований в процессе освоения духовных ценностей отечественной культуры». - М.: ЕУП, 2003. - 75с.
2. Азарова Л.Н. Предисловие к русскому изданию // Прешофф Г. Воспитывать девочку... как? / Гизела Прешоф; [пер. с англ. В.С. Мишина]. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 224с. С.6-21.
3. Азарова Л.Н. Трансцендентальный синтез как средство саморазвития личности // Психология саморазвития человека: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. - С.170-173.
4. Азарова Л.Н. Чекалина А.А. Образы мужчин и женщин // Профессиональное становление личности учителя: материалы научно-практической конференции (Москва, 21.04.2006) - М.: МГПУ, 2006. - С.82-88.
5. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб пособие. - 2 изд. - М., Ось-89, 2009. - 240 с.
6. Чекалина А.А. Учитель как личность и профессионал: гендерный анализ. - М.: Экон-Информ, 2010. - 195 с.
Введение

Актуальность проблемы гендерного  развития учителя в образователь­ной среде обусловлена необходимостью достижения нового качественного состояния отечественного образования. Если рассматривать цель образова­ния как  формирование стремлений и способностей развивающейся личности к созиданию жизненного мира, в котором гармонизированы динамика собст­венной индивидуальности и динамические тенденции культуры, то  образо­вательные технологии должны быть ориентированы  на обучение не только предмету, но и образу жизни. Большое значение здесь имеет образовательная среда [1].

Образовательная среда рассматривается современными исследователями достаточно широко. Г.А. Ковалев предлагает выделять в качестве структур­ных единиц анализа образовательной среды физическое окружение, челове­ческие факторы и программу обучения [1993]. В.А. Ясвин понимает образо­вательную среду как систему влияния и условий формирования личности, он предлагает рассматривать с целью анализа пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический элементы [2000]. В.И. Слободчиков предлагает более емкое понимание среды как производной от системы скла­дывающихся взаимодействий, формирующих связи и отношения [1995].   В.В. Рубцов обращает особое внимание на взаимодействие взрослого с ре­бенком на основе общности в составе проблем образовательной среды [1996]. И.В. Вачков, консолидируя  мнения исследователей, динамизирует, оживляет понятие процессуальности, направленной на цель: все взаимодействия вы­страиваются в систему во имя и ради развития личности [2000]. Несмотря на определенные различия в понимании, образовательная среда понимается как интегративный процесс взаимодействия учителей и учащихся, ориентиро­ванный на развитие личности как важнейшей ценности. Личность педагога и его профессио­нализм, отражающиеся в педагогической деятельности, являются главными составляющими образовательной среды, а значит и главными фак­торами развития лично­сти учащихся [1; 2].

Устойчивая тенденция феминизации об­разовательной среды диктует не­обходимость рассмотрения проблем лично­сти и профессио­на­лизма учителя со стороны его индивидуальных, женских проблем. Предпри­нимаемые по­иски эффективности труда учителя показали, что их детерминантами явля­ются не только условия и факторы  повышения профессионального уровня, необходимо обратиться к особенно­стям самой женщины, занимающейся профес­сиональной педагогической деятельностью. Насущ­ными становятся исследования глубинн­о-человеческого, экзистенциаль­ного уровня пси­хо­логии учителя и, прежде всего, анализ его ген­дерных особенностей.

Цель статьи

Дать обоснование задач гендерного развития учителя в со­временной образовательной среде. Учитель - это носитель генде­ра  и определен­ного гендерного самосоз­нания и отношения как к своему полу/гендеру, так и другим. Психологиче­ские особенности учительницы транслируют детям инфор­мацию о гендер­ных характеристиках, установках, видах, способах и формах общения. В ча­стности,  дают информацию о том, какие бывают жен­щины: как они выгля­дят; как относятся к себе, своему здоровью, свободному вре­мени; выстраи­вают свой жизненный путь; как относятся к  детям разного пола; как взаи­модействуют с представителями своего и противополож­ного пола (колле­гами, родителями), т.е. как переживают, решают проблемы и т.д.

Женское /гендерное самосознание  учителя влияет на педагогическую деятельность: стиль изложе­ния материала (выделены женский, мужской и ней­тральный стили), выбор программ и методики обучения, выстраивание профессионального пути, в частности стратегию профессионализации, особенности самореализации в профессии, профессиональную мотивацию, удовлетворенность трудом и др. [Р. Сабиров, 2002,  О.А. Константинова, 2005, Л.Н. Ожигова, 2000, 2006]. В свете актуальной социально-экономической си­туации, в связи с трансформацией традиционных социальных стереотипов,  особенно актуально гендерное развитие педагога.

Данная актуальность обусловлена рядом  противоречий, затруд­няющих выра­ботку действенных рекомендаций по организации самим субъектом дея­тель­ности необхо­димого уровня профессиональной эффективности. В ча­ст­ности,  это противоречия между изменяющимися общественными представ­лениями о профес­сионализме и направленно­стью на профессио­нальное раз­витие самой женщины-учителя. В прошлое быстро уходит то, что долгое время казалось незыблемым:  в условиях структурных изменений в эконо­мике, об­разовании, в связи с распространением информационных технологий меняются представ­ления о профессионализме, карь­ере, оптимальной органи­зации приватной и профессио­нальной деятельности, взаи­модействии его субъектов. Изменяется мир, изменяется жен­щина - профессионал.

Выделяется противоречие между потребностями в гендерной инфор­ма­ции и воз­можностями получить эту информацию. Гендерные знания прак­ти­чески не представлены в системе высшего образования, не включены в го­су­дарст­венные и образовательные стан­дарты по гуманитарным дисциплинам. Практи­чески ни в од­ном из учебных психологических источников нет адек­ватного определе­ния терми­на «гендер», не говоря уже о развернутой инфор­мации об этом поня­тии, как и раз­вернутой информации о «поле».

Выделяется противоречие между устоявшимися в культуре традиция­ми, на­саждае­мыми стереотипными моделями феминности / маскулинности в об­разовании и воспита­нии и востребованностью реальной профессиональной ситуацией инст­рументального и творческого начала ее субъекта.  Так, соци­ально оформившаяся приоритетность фемин­ной идентичности у женщин препятствует достижению, де­монстрации ее активной, маску­линной позиции. Как и прежде, в своем повседнев­ном существовании, женщина-профес­сио­нал  остается наедине с решением про­блем сочетания ролей, разрешения внутрилично­стных конфликтов, конфликтов  эффективного совмещения профес­сиональных и семей­ных ролей.

Таким образом, практическая востребованность и недостаточная теоре­тико-практи­ческая разработанность самой проблемы в современной психоло­гической науке позво­ляют выдвинуть следующие задачи гендерного разви­тия учителя.

Условия реализации задач. По нашему убеждению, повышению уровня субъективного комфорта педагога, изменению качества системы начального образования может спо­собствовать распространение знаний гендерной психологии, овладение идеями гендерной концепции, изменение отношения к проблематике пола и гендера.  Для этого следует знакомить педагогов с теоретическими основами гендерной психологии и педагогики, практической реализацией этих идей,  что создает базу для анализа собственных межгендерных отношений в част­ной и профессиональной жизни, способствует овладению методами и прие­мами построения взаимоотношений с учетом гендерных знаний. Все это бу­дет являться действенным условием для личностного и профессионального развития женщины-учителя, анализа личности и педагогической деятельно­сти, способствовать развитию гендерного самосознания.

Психологическую основу для развития гендерного самосознания состав­ляют положения гендерного подхода о социокультурной детерминиро­ванности гендера  -  гендерных отношений, дисплее, различий, особенностей социализации, возрастных параметров  и т.д. [Ш. Берн, С. Бем, И.В. Грошев, И.С. Клецина, В.В. Знаков, В.Г. Горчакова, Т.В. Бендас,  Л.В. Попова и др.]; ис­следования психологического пола человека [В.В. Абраменкова, О.Г. Лопу­хова и др.]; исследования  половой и сексуальной идентичности [В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, Н.В. Дворянчиков  и др.]; поло­ролевой стереотипизации [Ш. Берн, С. Бем, И.С. Кон, И.С. Клецина и др.]; исследования гендерных сте­реотипов и установок [Л.Н. Ожигова,  Р.Г. Гаджиева, Т.М. Панкратова, Т.Е. Малышева, Т.Е. Ломова и др.].

Актуальными явились  работы, раскрывающие особенности содержа­ния гендера женщин [Ю.В. Василькова,  Л.Н. Ожигова, А.С. Юрина,  П.Р. Ма­татова, С.А. Бутковская и др.], приводящие гендерный анализ педагогической деятельности и личности пе­да­гога [Н.В. Антонова, З.В. Ермакова,  Л.Б. Шней­дер, Н.Л. Регуш и др.].

Педагог, овладевший гендерно-психологическими идеями, с развитым гендерным самосознанием - это человек, осознающий свои индивидные, личностные и социальные качества, раскрывающиеся в частной и профес­сиональной деятельности, обладающий позитивной открытостью к новой информации, умеющий рефлексировать неконструктивные стереотипы, пре­одолевать эгоцентрические установки.

Анализ исследований природы самосозна­ния лич­ности [С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т.Д. Марцин­ковская, Е.В. Кораблева и др.], гендерного и профессионального самосозна­ния [И.С. Кон, Н.И. Абубикирова, Д.В. Воронцов, Л.Н. Ожигова, Г.Л. Туль­чинский, И.В. Вачков и др.], самоотношения педа­го­гов [Е.В. Григорьева, Т.Л. Садовская, О.М. Любимова, О.Б. Смирнова], исследования возрас­тных и гендерных особенностей самоотношения [А.В. Визгина, С.Р. Пантелеев, Л.Н. Ожигова и др.] показали, что в развитии гендерного самосознания детер­минирует профессиональное и личностное развитие педагога. При этом гендерное самосознание рассматривается как совокупность интегрированных образов и оценок Я личности. В ее структуру входят знания и представления личности о себе (физические, сексуальные, психологические) как о представителе определенного гендера; сходстве и различиях с представите­лями своего гендера, в отличие от других; представления о своем жизненном и профессиональном пути как пути пред­ставителя определенного гендера; знания, представления о  статусах, ролях, идеалах, нормах социального пове­дения  гендеров; гендерных стереотипах и идеалах и др. [5].

Условием, обеспечивающим активность, целостность личности является способность человека постигать свой внутренний мир - рефлексия [В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн]. Важным моментом, на наш взгляд, на пути личностного и профессио­нального разви­тия является осмысление и преодоление бинарного мышле­ния, кото­рое способствует воспроизводству традиционных полоролевых от­ношений, патриархальных стереотипов маскулинности и феминности [4; 5].

Изменение позиции агендерного самосознания позволит учителю-женщине осмыслить и принять значимость гендерных установок, направлен­ных на обретение удовле­творенности и согласованности образа Я женщины и профессионала; вырабатывать позитивные само- и межгендерные отношения. Данная позиция позволит адекватно оценить свои женские / феминные и профессиональные возможности, учитывать возможности партнеров в об­щении [3; 4].

Методологический анализ источников, посвященных профессиональ­ному разви­тию учителя [Л.М. Митина и др.],  анализ моделей жизнедеятель­ности женщин [В.Г. Горчакова,  О.А. Воро­нина, Е.А. Здравомыслова, А.А.Темкина и др.], их жизненных страте­гий [О.В. Чернышова и др.], ис­сле­дований жиз­ненных и педагогических ситуаций [Е.Ю. Коржова и др.],  пока­зал, что движущей силой  профессиональ­ного развития учителя является процесс саморазвития, по­нимаемый как внутренняя активность учителя по качественному преобразо­ванию себя самого, самоизменению. «Вектором» профессионального развития учителя является творческое Я, под которым в отличие от эмпирического Я повседневного самосознания понимается тот высший потенциал возможностей, который в перспективе может раскрыть человек. Процесс профессионального развития становится процессом конст­руирования человеком своей субъектности, своего образа мира, своей Я-кон­цепции, себя в профессии. Учитель, способный выйти за пределы непрерыв­ного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профес­сиональный труд в целом,  становится творцом своего жизненного и профес­сионального пути. Учитель-женщина, наблюдающая  и рефлекси­рующая  особенности  своего гендера и его проекции в профессиональной деятельно­сти, обнаруживает новые возможности для личностной и профес­сиональной самореализации [6].

Анализ теорий соци­ально-психологических отношений и их влияния на поведение [Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Д. Майерс, Э. Пайнс, К. Маслач, А.А. Бо­далев, В.Н. Панферов, В.Н. Куницина, О. Доманов и др.] показал, что наибо­лее адекватным понятием, способствующим эффективному межличност­ному и деловому взаимодействию, развивающим способность к принятию другого (понимание, эмпатия, ассертивность), является направленность на партнерские отношения. Педагог, овладевший идеями эффективного взаимо­действия и сотрудничества, - это человек, обладающий даром расширять гра­ницы субъективной свободы, способный согласовывать цели и задачи других людей со своими, позитивно оценивающий партнеров по общению, отдаю­щий приоритет ассертивным формам поведения, способный быть активным и ответственным.

Пути реализации данных задач разнообразны. Один из них - разра­ботка и внедрение специализированных программ в учебный процесс сту­дентов педагогических вузов.

Заключение

В государственном образовательном учрежде­нии высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» педагоги (121 учитель начальных классов с педагогическим стажем до 5 лет) приняли участие в специально ор­ганизованном учебном курсе - психологическом практикуме «Развитие ген­дерного самосознания учителя» (2005-2010 г.). Программа практикума представлена четырьмя взаимосвязанными блоками (диагностический, просветительский, развивающий и аналитико-обобщающий), каждый из которых включает в себя разнообразные упражне­ния, направленные  на осознание педагогом своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе, на самопознание и самовосприятие, реф­лексию собственных мыслей и переживаний, вербализацию чувств. Важную роль играет метода трансцендентального синтеза, технология которого предполагает  организацию разнородных приемов творчества, где просматривается связь науки и  искусства [1; 3].

Динамика изменений определялась с помощью анкетирования. Его резуль­таты показали, что данная работа  позволила учителям- женщинам расширить самосознание, переосмыслить и реконструировать Я-образ и жиз­ненный сценарий, дала возможность по-новому оценить свои личностные, гендерные  и профессиональные возможности, притязания, перспективы, ак­тивизировать ресурсы оптимизации отношений и самоактуализации, что   вне­сло позитивные изменения в образовательную среду учебных учреждений.

Рецензенты

  • Коджаспирова Г.М.,  профессор, д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет, г. Москва.
  • Христидис Т.В., д.п.н.,  профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств,  г. Химки.

Библиографическая ссылка

Чекалина А.А., Азарова Л.Н. О ЗАДАЧАХ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5444 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674