Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Несговорова Н.П. 1, 1
1 ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет
Эколого-профессиональная подготовка, по нашему мнению, (ЭПП) педагогов - сложная, информационно открытая, нелинейная, неравновесная, способная к саморазвитию система. Рассмотрена эколого-профессиональная подготовка (ЭПП) педагогов к экологическому образованию школьников в новых эко-социальных условиях перехода к устойчивому развитию общества в ее четырех статусных состояниях (как социально-педагогического явления, образовательной системы, образовательного процесса и деятельности обучающихся по освоению ее содержания). Социальная обусловленность эколого-профессиональной подготовки (ЭПП) педагогов вытекает из онтологии и аксиологии самого устойчивого развития. Как образовательная система представляет собой систему со всей сложностью входящих в нее компонентов. Как образовательный процесс представляет собой триединый процесс обучения, воспитания (в большей степени – самовоспитания) и развития педагогов. Обозначены основные закономерности и принципы, выявленные для каждого из состояний, опора на которые позволит проектировать эколого-профессиональную подготовку педагогов в соответствии с требованиями социального развития. Эколого-профессиональное развитие личности педагога - есть образование целостной системы внутренних и внешних отношений, системы открытой, уникальной и, вместе с тем, имеющей типичную и закономерно определенную структуру.
закономерности подготовки педагогов-экологов.
принципы
эколого-профессиональная подготовка педагогов
1. Несговорова Н.П., Савиных В.Л. Синергетический подход в определении содержания экологической культуры / Н.П. Несговорова, В.Л. Савиных // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2007. - № 8. - С.152-158.
2. Несговорова Н.П. Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования / Н.П. Несговорова // Омский научный вестник. - Омск, 2009. - №2 (76). - С.159-162.
3. Нордланд Ева. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышление о новой парадигме / Е.Нордланд // Материалы международного педагогического проекта P.E.A.C.E. / под редакцией Э.С. Соколовой, сост. В.С. Митина. - М., 1993. - 160 с.
4. Несговорова Н.П. Формирование готовности педагогов к экологическому образованию. Вопросы теории и практики / Несговорова Н.П. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2005. - 250 с. (15,6 п.л/15,6 п.л.).
5. Несговорова Н.П. Подготовка педагога-эколога к деятельности в современном мире. Теоретико-методологические основания. - М.: Курган, 2011. - 160 с.
Эколого-профессиональная подготовка (ЭПП) педагогов - сложная, информационно открытая, нелинейная, неравновесная, способная к саморазвитию система. Она имеет несколько путей развития: а) как экологическая подготовка; б) как педагогическая подготовка; в) как эколого-педагогическая подготовка. Достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов невозможно, так как в каждый момент времени преимущество складывается для одного из них. В процессе развития ее носителя-педагога, стремящегося к самосовершенствованию, она получает способность неограниченного саморазвития. Выше названные признаки ЭПП позволяют при ее исследовании опираться на системный и синергетический подходы.

Целью нашего исследования выступает выявление статусных состояний эколого-профессиональной подготовки педагогов, принципов и закономерностей ее проектирования и реализации.

Материалом исследования послужили результаты эмпирических наблюдений за эколого-педагогической деятельностью педагогов-экологов, нормативные документы, регламентирующие организацию ЭПП, имеющийся опыт организации подготовки педагогов-экологов, ее научно-теоретическое обоснование.

В процессе анализа наиболее значимых видов связей ЭПП выявлены принципы и закономерности подготовки педагогов-экологов, которую мы рассматриваем с позиции социального явления, педагогической системы, педагогического процесса и деятельности обучающихся по освоению ее содержания.

Эколого-профессиональная подготовка педагогов как социально- педагогическое явление. Социальная обусловленность эколого-профессиональной подготовки (ЭПП) педагогов к экологическому образованию при переходе общества в новые эколого-социальные условия устойчивого развития вытекает из онтологии и аксиологии самого устойчивого развития. Онтология опирается на высшие бытийные ценности (1992), которые проявляются в удовлетворении потребительских потребностей. Аксиология исходит из нравственного, в том числе экологического императива. Такие ценности, как истина, добро и красота, свобода, гармоничное отношение и единство человека и природы должны быть определены в качестве базовых для подготовки подрастающего поколения к жизни в устойчиво развивающемся обществе. Это основной стержень, на который следует ориентироваться при выстраивании стратегии и тактики подготовки педагогов-экологов.

Идея паритетности экологического образования как системообразующего фактора образования для устойчивого развития обусловлена социально-историческими, нормативно-правовыми, научно-методологическими предпосылками. Она раскрывает объективный процесс определяющего влияния, с одной стороны - общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию, с другой - необходимость экологической культуры населения, обладание которой позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой. Данная идея обоснована с позиции принципа синергетической причинности и может быть реализована с опорой на основные принципы устойчивого развития; при учете отечественного и мирового опыта деятельности в области экологического образования; сопричастности устойчивому развитию.

Принцип сопричастности устойчивому развитию выведен нами из положения о том, что человечество и человек обладают свободой выбора. И они должны, используя свою свободу, распознать пути, ведущие к гибели, определить верную линию своего отношения к природе, руководствуясь нравственными и эстетическими ориентирами. «Человечество едино...», - писал Вернадский. - Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Являясь звеном универсального и глобального эволюционного процесса, оно активно и интерактивно в развертывающихся сетях коэволюционирующих систем, иерархических структурах, их организации. Человек - не наблюдатель, а соучастник коэволюционного процесса, считал В.И.Вернадский. Изменение мировоззрения, направленности мыслительной и практической деятельности по отношению к природе у обучающихся - одна из основных задач педагога-эколога. Поэтому педагог, осуществляющий экологическое образование, сопричастен к движению общества в новую фазу - устойчивого развития.

Принцип опоры на основные принципы устойчивого развития определен как наиболее значимый необходимостью неукоснительного выполнения ключевых принципов концепции устойчивого развития (устойчивости, упреждения, предосторожности) и обусловлен процессами глобализации. Реализация трех совместимых целей - обеспечения экономической эффективности, социальной справедливости и экологических императивов в совокупности должна привести, как считает А.Д. Урсул, к кооперативному эффекту устойчивой безопасности.

Развитие ЭПП педагогов в соответствии новой форме общественной самоорганизации должно оказаться одновременно их опережающим саморазвитием. Перестройка должна способствовать развитию критического и творческого мышления педагога в сочетании с воспитанием толерантности, глубинного понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов.

ЭПП как система представляет собой образовательную систему со всей сложностью входящих в нее компонентов. Основанная на системном, синергетическом, культурологическом, личностно-деятельностном подходах, она опирается на следующие методологические принципы: современного подхода; системной дифференциации; культурологический; единства системного, синергетического, аксиологического, личностно- деятельностного подходов.

Опора на принцип современного подхода продиктована всем ходом эко-социальных процессов, необходимостью обновления содержания экологического образования в области окружающей среды, исходя из концепции устойчивого развития, требованиями соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания эколого-профессиональной подготовки педагогов.

Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания. Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М. Сеченова и Н.И. Чуприковой, психологов Ж. Плаже и Л.С. Выготского. Реализация данного принципа представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов подготовки педагогов к экологическому образованию, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у педагогов показателей готовности к эколого-педагогической деятельности.

При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-модульной структуры, на основе которой строится блочное содержание эколого-профессионального образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту обучаемых, уровню их подготовленности, потребностям и познавательным возможностям.

Подготовка педагогов экологического образования, реализующая принцип системной дифференциации, должна протекать как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включать в себя следующие основные этапы: содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-результативный.

ППЭО как образовательный процесс представляет собой триединый процесс обучения, воспитания (в большей степени - самовоспитания) и развития педагогов и должен опираться, по нашему мнению, на принципы: динамического баланса; равновесия в целостности, интеграции; выделения основного стержня в содержании подготовки, приоритета нравственных, экологических ценностей; вариативности; координационной взаимосвязи компонентов методической системы ЭПП. Задачи, стоящие перед подготовкой педагогов экологического образования для устойчивого развития, ведут к поиску не только новых форм и методов обучения, но и новой концепции методической системы на основе открытости и самоорганизации.

Принцип динамического баланса проявляется в стремлении системы, с одной стороны, достичь гармонического состояния, с другой стороны, сместить «точку равновесия» при изменении внешней среды. Динамический баланс между всеми компонентами образовательного процесса ЭПП характеризуется: оптимальным наполнением содержания компонентов системы (целей, методов, средств и форм образования); потенциальными возможностями их изменения под воздействием внешней информационно-образовательной среды; стремлением находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет использования как традиционных, так и новых педагогических ресурсов.

При отборе содержания образования мы руководствуемся принципом равновесия в целостности, который строим через holism - систему взглядов и действий, базирующихся на благоговейном отношении к миру и природе («мировоззрение холизма», Е. Нордтланд), где действительность рассматривается как интегрированное целое, [3, с.14-16] и равновесие - фундаментальное экологическое понятие, отражающее представления о идеале, к осуществлению которого должны стремиться педагоги, оптимальный вариант отношений между людьми, человеком и природой. Желанной целью выступает и всестороннее уравновешивание и гармонизация в содержании подготовки между ее компонентами и взаимосвязями и отношениями в рамках целостной системы подготовки педагогов к экологическому образованию для новых эколого-социальных условий.

Важным условием прочного усвоения педагогами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе, освоения методики осуществления экологического образования является проецирование принципа интеграции на содержание естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов эколого-педагогических взаимодействий, обеспечивающего взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности. Он предполагает построение интегрированных блоков содержания подготовки, объединенного в следующие блоки-модули: «эколого-теоретический блок» (экология, устойчивое развитие, природопользование), «эколого-гуманитарный блок» (экопсихология, экопедагогика), «эколого-технологический блок» (методика обучения экологии, теория и методика экологического образования). Принцип тесно связан со следующим принципом выделения основного стержня в содержании подготовки. Включение в образовательный процесс формирования представления о том, что основным условием эффективности жизнеобеспечения человечества является идея восстановления и сохранения всего многообразия живых систем, многообразия форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства задача устойчивого развития, современного экологического образования, которую должен научиться решать педагог-эколог.

Для достижения целей устойчивого развития необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере раскрыть непреходящую значимость природы для человеческого существования. Включение этих знаний в объем просветительского и образовательного процесса, наряду с методикой формирования ценностных ориентаций и развития навыков экодеятельности, позволит, по нашему мнению, подготовить педагогов к экологическому образованию для устойчивого развития.

Учебная деятельность обучающихся по освоению основного содержания ЭПП должна базироваться на принципах: творческого участия педагогов в образовательном процессе, эколого-профессионального совершенствования, учета возрастных особенностей педагогов-экологов, единства познания, переживания и действия, межведомственного эколого-педагогического взаимодействия.

Принцип межведомственного эколого-педагогического взаимодействия раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений в период развития общества, стремящегося к устойчивому развитию на формирование экологической культуры населения, обладание которой позволит выстроить гармоничные взаимоотношения между обществом и природой. Сущность его проявляется в комплексном, не только педагогическом, воздействии на личность педагога, в процессе которого осуществляется его социализация. Во взаимоотношения такого воздействия включены природоохранные и образовательные структуры, учреждения культуры и здравоохранения.

Педагогический процесс подготовки педагогов экологического образования в интересах устойчивого развития общества - это самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности. Использование диалектического системно-структурного подхода позволило выявить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи.

К внешним закономерностям отнесены связи между социальными и педа­гогическими явлениями, они вскрывают зависимость содержания ЭПП педагогов от обще­ственных процессов и условий. К внутренним закономерностям мы относим связи, объективно существу­ю­щие между компонентами ЭПП педагогов и педагогическими условиями ее реализации.

Педагогическая система подготовки педагогов-экологов может быть успешной при опоре на закономерность обусловленности содержания и выбора средств реализации подготовки педагогов-экологов целями экологического образования учащихся в интересах устойчивого развития. Содержание подготовки педагога-эколога наполнено в аксиологическом компоненте формированием мотивов и ценностей экологически направленной педагогической деятельности. В когнитивно-содержательном - знаниями в области педагогики, экологии, экологического образования и умениями оперирования ими, развитием творческого потенциала в профессиональной деятельности. В операционально-деятельностном - освоением умений и навыков эколого-педагогической деятельности, умением конструировать и реализовывать технологии экологического образования. В результативно-рефлексивном - формированием социальной ответственности, позитивного отношения к эколого-педагогической деятельности, умениями самооценки деятельности, стремлением к самосовершенствованию.

Выявленная закономерность базируется на социально-педагогической основе, механизм реализации которой обусловлен противоречивым характером развития системы подготовки педагогов, взаимосвязей ее компонентов. Разрешение противоречий обеспечивает самодвижение и саморазвитие ее как целостной системы, так и компонентов, включая содержание и субъектов - обучающихся.

Как педагогический процесс ЭПП реализуется на основе закономерности взаимосвязи обучения, воспитания и развития педагогов на основании требований целостной эколого-профессиональной подготовки к эколого-педагогической деятельности. В результативном аспекте эколого-профессиональная подготовка педагогов определяется «освоенностью содержания ЭПП», которую мы трактуем как совокупность изменений в мировоззрении, сознании, поведении и деятельности педагога в результате его собственной активности. Освоение содержания ЭПП приводит к формированию открытой, сложной полифункциональной многокомпонентной системы личности, включающей целостные свойства, присущие личности социально зрелого человека, члена общества, стремящегося к устойчивому развитию; сущностными признаками которой выступают направленность ее потребностей, интересов, моральных и эстетических ориентаций, готовность к экологически сообразной деятельности, взгляды, оценки и поведение, социальная активность в отношении к действительности, составляющие экологическую культуру личности, гармонично сочетающуюся с компонентами профессиональной культуры, представленной развитыми профессионально-значимыми качествами личности, сформированной эколого-педагогической этикой, знаниями, умениями, навыками педагогической деятельности. О ее сформированности мы судим по уровню качества усвоения содержания эколого-профессиональной подготовки педагогов, структурно представленной в показателях аксиологического, когнитивно-содержательного, операционально-деятельностного и результативно-рефлексивного компонентов. Закономерность опирается на взаимозависимость динамики превращения потенциальных способностей педагога-эколога в актуальные в процессе личностно ориентированного эколого-профессионального развития и перестройки личности к уровню самореализации в эколого-педагогической деятельности.

Развитие личности в процессе ее самосовершенствования можно понимать как приращение, изменение проявляемых качеств, совершенствования ее системы личностных моделей. Источником развития выступает стремление к самоактуализации. Ключом к оценке успешности самореализации должна быть рефлексия собственной деятельности. Закономерность успешности ЭПП - зависимости эффективности подготовки педагогов-экологов от учета взаимосвязей факторов внутренней среды и внешнесредового воздействия - построена на учете возрастных особенностей обучения взрослых и механизма формирования у них ценностных ориентаций. Опираясь на мнения Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, С.И.Змиева, Н.Р. Салихиной и др., мы пришли к выводу, что период взрослости отличается потребностно-мотивационно-ценностной системой ориентации в эколого-социально-экономической и образовательной среде, и его отличают механизмы ее развития, основанные на стремлении к саморазвитию, самоактуализации и самореализации. В динамике развития личности педагога-эколога выявлено действие диалектического закона «количественно-качественных изменений», сформулированного Гегелем. Опираясь в качестве механизма на противоречие между притязаниями и достижениями педагога в освоении содержания ЭПП через барьерность-реализуемость личностных ценностей, рассмотренных Н.Р.Салихиной и др. как механизм развития взрослой личности, мы можем стимулировать процесс достижения цели подготовки.

Эколого-профессиональное развитие личности педагога есть образование целостной системы внутренних и внешних отношений, системы открытой, уникальной и, вместе с тем, имеющей типичную и закономерно определенную структуру. В данной структуре непрерывно происходят процессы интеграции и дифференциации, кристаллизации и диссоциации ее компонентов, осуществляется эколого-профессиональная подготовка педагога.

В целом концептуальные основы эколого-профессиональной подготовки педагогов к экологическому образованию школьников для включения их в процесс устойчивого развития общества обладают целостностью и позволяют определить основные закономерности и принципы усвоения основного содержания ЭПП, эколого-профессионального развития педагогов.

Рецензенты:

  • Моисеева Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
  • Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган.

Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Несговорова Н.П. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5463 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674