Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

Чедова Т.И. 1 Чедов К.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Чайковский государственный институт физической культуры Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Чайковский
На основе выявленного комплекса педагогических условий воспитания морально-волевых качеств подростков реализован воспитательный потенциал деятельности школьного спортивного клуба «Гепард». К педагогическим условиям воспитания морально-волевых качеств подростков мы отнесли: формирование у подростков представлений об эталонном морально-волевом поведении спортсмена; организация деятельности подростков и создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование опыта морально-волевого поведения; обеспечение взаимодействия всех компонентов педагогической системы: «ученик – педагог – тренер – детский спортивный коллектив – родитель – школьный учитель» по созданию целостной воспитательной среды; диагностика и учет индивидуальных особенностей волевой сферы подростков. Проведенный анализ для всей совокупности выделенных педагогических условий воспитания и формирования волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьном спортивном клубе, подтвердил эффективность влияния в определенной степени каждого условия на уровень морально-волевой воспитанности.
школьный спортивный клуб
подростковый возраст
морально-волевые качества
комплекс педагогических условий
1. Байер Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. А. Байер; Тул. гос. пед. ун-т им. JI. Н. Толстого. – Тула, 2000. – 22 с.
2. Зуб И.В. Нравственно-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Зуб. – СПб., 2005. – 189 с.
3. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
4. Ипатов А.А. Формирование ценностных ориентаций на здоровьесбережение у юных каратистов: автореф. дис… канд. пед. наук. – Краснодар: КубанГАФК, 2003. – 23 с.
5. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9. – С. 10–15.
Введение

Современная действительность быстроизменяющегося  конкурентного мира, с его высокими запросами к багажу достижений человека, требует от педагогов реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы подрастающее поколение, реализуя свой волевой потенциал, умело достигал собственные поставленные цели и справлялся с жизненными трудностями. Этому может успешно способствовать включение школьников в физкультурно-спортивную деятельность, реализующуюся в условиях школьных спортивных клубов. При этом воспитание морально-волевых качеств подростков  необходимо осуществлять при поддержке со стороны всех звеньев (компонентов) педагогической системы школьного спортивного клуба, что практически не осуществляется [5].

Цель исследования - экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий воспитания морально-волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта; тестирование; статистические методы обработки экспериментальных данных; мониторинг воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах; педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 50 учащихся-подростков, 20 родителей, 10 классных руководителей МБОУ СОШ п. Прикамский Чайковского муниципального района Пермского края и МБОУ СОШ №11 г. Чайковский.

В ходе формирующего исследования в экспериментальной группе был реализован комплекс педагогических условий воспитания морально-волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах, и проведены промежуточные и контрольные срезы для отслеживания динамики изменений параметров морально-волевой активности школьников, занимающихся каратэ. Контрольные срезы исследовали уровни сформированности морально-волевых качеств и опыта морально-волевого поведения подростков.

Результаты исследования и их обсуждение

В экспериментальной группе физкультурно-спортивная и воспитательная работа проводилась в соответствии с намеченным комплексом педагогических условий воспитания морально-волевых качеств подростков в школьных спортивных клубах, который был отражен в соответствующей образовательной программе.

В контрольной группе учебно-тренировочная и воспитательная работа проводилась в соответствии с программами дополнительного образования без изменений содержания.

На начальном и итоговом этапах эксперимента в экспериментальной и контрольной группах с целью выявления волевого компонента морально-волевой воспитанности, который характеризовал такие морально-волевые качества подростков, как выдержка и самообладание, изучался уровень волевого усилия в пробе с задержкой дыхания.

Поскольку моральный компонент имеет основополагающее значение для воспитания волевых качеств, нами был изучен уровень сформированности нравственно-волевых качеств личности до и после педагогического эксперимента с помощью методики О.Н. Моткова [3].

Уровень сформированности морально-волевых качеств определялся с помощью методики самооценки спортсменов Н.Е Стамбуловой [3]. Диагностика осуществлялась по следующим показателям: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самостоятельность, инициативность.

Сформированность опыта морально-волевого поведения с учетом его морального компонента осуществлялась нами с помощью метода экспертного оценивания. В качестве экспертов выступали учителя-предметники (классные руководители) средних общеобразовательных школ, в которых учатся подростки экспериментальной группы и родители этих детей.

Особенность методики состояла в том, что она позволила осуществить диагностику поведения подростка по всем показателям критерия: в учебной, в трудовой и общественной деятельности подростков.

В промежуточном срезе с целью подтверждения правильности течения хода воспитательного процесса  у подростков экспериментальной группы, занимающихся каратэ в ШСК «Гепард», оценивалась мотивация к спортивной деятельности с помощью методики А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом» [3].

Для выявления таких волевых качеств подростков, как выдержка и самообладание, изучался уровень волевого усилия (психофизиологический фактор) в пробе с задержкой дыхания до и после педагогического эксперимента. Волевое усилие характеризует такие волевые качества, как выдержка и самообладание, это объясняется тем,  что в литературе этот тест связывают часто с таким качеством характера, как терпеливость, которая из классических волевых качеств в наибольшей степени соответствует именно выдержке и самообладанию [3].

В ходе опытно-экспериментальной работы мы отслеживали динамику изменений уровней показателей морально-волевой воспитанности: «сформированности волевых качеств» и «сформированности опыта морально-волевого поведения»

В соответствии с критерием Фридмана, для каждой из переменных независимо проводится ранжировка, после чего вычисляется средний ранг по каждой переменной [1]. Если все измерения независимы и равноценны, то все эти средние должны быть приближенно равны (к+1)/2 - среднему рангу в строке. Статистикой критерия является нормированная сумма квадратов отклонений средних рангов - по переменным от общего среднего (к+1)/2, которая имеет теоретическое распределение хи-квадрат. Результаты теста Фридмана экспериментальной группы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты теста Фридмана для трех срезов диагностики морально-волевой воспитанности (ее критериев) юных спортсменов в экспериментальной группе

       Группы

   Динамика волевых качеств

Динамика опыта морально-волевого поведения

 χ2

p

 χ2

p

ЭГ

38,346

0,01

42,132

0,01

Высокие значения критерия (χ2) для нас мало информативны. Значимость различий результатов трех срезов в экспериментальной группе подтверждается анализом полученного уровня значимости (р). Его малая величина в обеих группах (р = 0,01) показывает, что полученные различия очень значимы: принимается гипотеза о влиянии на статистические изменения в экспериментальной группе реализации выявленных нами педагогических условий.

Полученные результаты дали возможность определить степень эффективности педагогического процесса воспитания морально-волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах с учетом реализации выделенных нами педагогических условий по формуле определения прироста уровней сформированности показателей морально-волевой воспитанности подростков: у = уn - у1, где у1 - начальный уровень показателя, уn - конечный уровень. Средний прирост рассчитывается по формуле: уср = (уn - у1) : (n-1) , где n - количество членов группы [2].

Для установления взаимосвязи между реализованными педагогическими условиями и уровнем сформированности показателей морально-волевой воспитанности подростков, занимающихся каратэ в школьном спортивном клубе «Гепард», проводился корреляционный анализ.

Проведенный анализ для всей совокупности выделенных педагогических условий воспитания и формирования волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьном спортивном клубе, подтвердил эффективность влияния в определенной степени каждого условия на уровень морально-волевой воспитанности.

Для определения степени линейной зависимости между ними использовался коэффициент корреляции Спирмена [4]. Исследуемым педагогическим условиям были присвоены ранги, а показатели морально-волевой воспитанности измерялись в баллах и имели числовое выражение.

В табл. 2  представлена взаимосвязь педагогических условий и уровня сформированности морально-волевой воспитанности подростков, занимающихся каратэ, по показателям коэффициента корреляции Спирмена при достоверном уровне значимости.

Таблица 2

Взаимосвязь педагогических условий и уровня сформированности морально-волевой воспитанности подростков, занимающихся в ШСК «Гепард»

Педагогические условия

Коэффициент корреляции Спирмена, r

Уровень значимости, p

1. Формирование у подростков представлений об эталонном волевом поведении спортсмена.

0,862

0,01

2. Организация деятельности подростков и создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование опыта морально-волевого поведения.

0,906

0,01

3. Обеспечение взаимодействия всех компонентов педагогической системы «ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив - родитель - школьный учитель» по созданию целостной воспитательной среды.

0,815

0,04

4. Диагностика и учет индивидуальных особенностей волевой сферы подростков.

0,809

0,04

Корреляционный анализ, проведенный по результатам итогового среза формирующего эксперимента, свидетельствует о том, что к числу условий, относящихся к доверительному интервалу степени вероятностного влияния на формирование волевого потенциала подростков (уровень значимости до 0,01), принадлежат следующие два условия: формирование у подростков представлений об эталонном волевом поведении спортсмена; организация деятельности подростков и создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование опыта морально-волевого поведения.

Корреляция представлена высокими (0,7< | r | >0,9) и очень высокими (0,9< | r | >1,0) значениями. Анализ подтверждает зависимость уровня морально-волевой воспитанности подростков, занимающихся каратэ, от влияния выделенных и реализованных нами педагогических условий.

Заключение

Разработанный комплекс педагогических условий позволил обеспечить эффективность воспитания морально-волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьном спортивном клубе «Гепард». Воспитательный потенциал данного школьного спортивного клуба был реализован на основе учебно-тренировочной, физкультурно-спортивной, клубной деятельности; деятельности педагога-тренера, школьных учителей, родителей в воспитании морально-волевых качеств подростков. К педагогическим условиям воспитания морально-волевых качеств мы отнесли: формирование у подростков представлений об эталонном морально-волевом поведении спортсмена; организация деятельности подростков и создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование опыта морально-волевого поведения; обеспечение взаимодействия всех компонентов педагогической системы «ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив - родитель - школьный учитель» по созданию целостной воспитательной среды; диагностика и учет индивидуальных особенностей волевой сферы подростков.

Результаты итоговых срезов показали значительный прирост количества подростков с высоким уровнем сформированности показателей морально-волевой воспитанности в экспериментальной группе в ходе формирующего эксперимента. Выявленная зависимость уровня морально-волевой воспитанности юных спортсменов от влияния определенных нами педагогических условий подтверждает эффективность педагогических условий воспитания морально-волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах.

Рецензенты:

Медведков В.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры ТиМЕд, Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский.

Медведкова Наталия Ивановна, д. п. н., профессор, профессор кафедры ТиМФКиС, Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский.


Библиографическая ссылка

Чедова Т.И., Чедов К.В. ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5568 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674