Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Саудабаева Г.С. 1
1 КазНПУ им.Абая
Проведен анализ основных определений понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение». Самоопределение следует понимать как активный поиск возможностей собственного развития, связанный с направлением будущей профессиональной деятельности, который основывается на нравственных ценностях и личностных качествах человека как полноценного участника сообщества профессионалов в будущем. Выявлены основные направления научных исследований по определению указанных понятий. Обоснована новая трактовка понятия «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение, рассматриваеться как процесс и результат осуществления выбора направления профессиональной деятельности в будущем, основанного на соотнесении личностного и социального аспектов ситуации профессионального выбора, как выражение субъектной позиции в построении личной профессиональной перспективы и реализации ее первых шагов. Указана взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненным и личностным самоопределением. Жизненное самоопределение трактуется как устоявшийся уровень личностных ценностей, мировоззренческих установок, нравственно обоснованный выбор жизнедеятельности личности, что выражается в эффективном вхождении в ту или другую социальную и профессиональную группу, в сферу определенной трудовой деятельности.
самоопределение
профессиональное
самоопределение
1. Крылова Н.Б., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособ. для вузов. - М., 2000. - 265 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования : учеб. для студ. педвузов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
4.. Захаров Н.Н. Программа для учащихся общеобразовательных школ. - Пермь, 2004.
5. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981. - 95 с.
6. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1992.
7. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Минск, 1999.
8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. - М., 1996. - Вып. 6. - С. 91-106.
Введение

Понятие «самоопределение» нередко рассматривается в рамках этики и определяется как деятельное отношение к ситуации, бескорыстное и даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает. Другие исследователи предпочитают трактовать самоопределение как центральный психологический процесс переходного возраста и как базисную часть самосознания, которая предполагает формирование на основе рефлексии определенного отношения человека к реальности, осознания своей индивидуальности, проявляющееся в самосознании, самооценке, самоконтроле, самопринятии. Таким образом, в настоящее время отсутствует единое, общепринятое определение указанного понятия. Данное обстоятельство вызывает определенные трудности у исследователей и практических работников.

Цель исследования

Разработка новой трактовки понятия «профессиональное самоопределение», учитывающей существующие подходы исследователей к этой проблеме.

Материал и методы исследования

Материалом исследования служат публикации, посвященные проблеме самоопределения личности и профессионального самоопределения; использован метод анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

При трактовке понятия «самоопределение» некоторые исследователи исходят из содержания глагола «самоопределиться», что значит осознать себя, свои общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно. По другой трактовке, самоопределение - это центральный фактор становления зрелой личности, понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Следовательно, самоопределение свидетельствует о достижении личностью достаточно высокого уровня развития.

Считается также, что смысл самоопределения состоит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. Суть процесса самоопределения усматривается в «актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать прагматические решения» (Н.Б. Крылова и другие) [1]. Под самоопределением понимают также не просто самоограничение, не некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а важное проявление психического развития, активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов (Е.А. Климов) [2].

Следовательно, самоопределение следует понимать как активный поиск возможностей собственного развития, связанный с направлением будущей профессиональной деятельности, который основывается на нравственных ценностях и личностных качествах человека как полноценного участника сообщества профессионалов в будущем.

В структуре самоопределения выделяется профессиональное самоопределение, которое рассматривается исследователями как «процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуальных психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности и подготовки к ней» (Немов Р.С.) [3].

Профессиональное самоопределение характеризуется также как многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как серию решаемых личностью задач, как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. По иной трактовке, профессиональное самоопределение является процессом формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способом его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Н.Н. Захаров указывает, что профессиональное самоопределение - это «длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности» [4]. Е.А. Климов подчеркивает, что профессиональное самоопределение - «это поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах» [2].

П.А. Шавир указывает, что задаче профессионального самоопределения подчиняется избирательная деятельность самосознания, т.е. профессиональное самосознание. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. Движущими силами процесса П.А. Шавир считает не заказ общества, а возникшее разнообразие противоречий, которое в обобщенном виде выступает как противоречие между потребностью и требованиями предпочитаемой деятельности, а также знаниями, умениями, способами, необходимыми для реализации встающих перед человеком целей [5].

Зарубежные исследователи также анализируют проблемы профессионального самоопределения личности. С определенной долей условности можно считать, что подходы западных исследователей к названной проблеме можно рассматривать в рамках следующих направлений.

  1. Диагностическое направление представлено работами Х. Тернера, Р. Кеттел, Р. Амтхауэра. В этом случае особое внимание уделяется выявлению возможностей индивида для приспособления к окружающей среде.
  2. Воспитательное направление отражено в концепции А. Валлона, Р. Заззо и А. Леона. Эти авторы указывают на необходимость формирования профессионально важных качеств личности при условии ее активной индивидуальной избирательности для приспособления к окружающей среде.
  3. Психофизиологическое направление охарактеризовано в работах П. Лазарсфельда, Ш. Бюлера, С. Аксельрода и других. При данном подходе выделяются три возрастных периода, характеризующихся различной мотивацией при выборе профессии: фантазии (4-10 лет), активных проб (11-17 лет), реалистического выбора (18-24 года). Авторы данного направления считают, что на выбор человеком профессии влияют различные субъективные факторы и что его решение о профессиональном будущем зависит от общего развития личности.
  4. Социальное направление основывается на представлениях о жизненном пути (Ш. Бюлер Д. Сьюпер). Исследователи данного направления дают своеобразную периодизацию профессионального развития; описывают его последовательные стадии и этапы, различающиеся типичными задачами (пробуждение, исследование, консолидация, сохранение, снижение), начиная уже с 4-10 лет и заканчивая уходом из профессиональной жизни после 64 лет.
  5. Психологическое направление представлено в основном работами А. Маслоу, который предложил концепцию профессионального развития и выделил понятие «самоактуализация» в качестве центрального. Это понятие трактуется им как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В концепции А. Маслоу близкими к понятию «самоопределение» являются такие как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».
  6. Междисциплинарное направление составляет исследование японского ученого С. Фукуямы, который рассматривает профессиональное самоопределение как сложное и многоплановое явление, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательные - с психологическими [6].

Таким образом, внимание западных исследователей направлено на субъективированность процесса самоопределения. В то же время наблюдается стремление связать воедино желания, наличные средства и возможности личности с требованиями к ней со стороны окружающих и общества с элементами долженствования.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс и результат осуществления выбора направления профессиональной деятельности в будущем, основанного на соотнесении личностного и социального аспектов ситуации профессионального выбора, как выражение субъектной позиции в построении личной профессиональной перспективы и реализации ее первых шагов. Это личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции в отношении будущей профессиональной деятельности, с осознанием себя как члена общества, обусловленное необходимостью решать проблемы своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение является особой системой развития человека, формирования его ценностей, мотивов, установок, которые определяются факторами личностной и социальной направленности. Личностный аспект предусматривает наличие у человека определенной системы представлений, взглядов, умений, способностей, необходимых для совершения конкретного выбора и реализации личных профессиональных планов. Социальный аспект предполагает наличие определенной системы мер воздействия на человека (начиная с детства) и взаимодействия с ним по формированию субъектной позиции в осуществлении и реализации профессионального выбора.

Профессиональное самоопределение нередко рассматривается как составная часть жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или другую социальную и профессиональную группу, в ситуацию выбора жизни, сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. Указывается, что в процессе профессионального самоопределения актуализируются личностные и жизненные ценности индивида (Н.Н. Захаров, Ф.И. Иващенко и др.) [4; 7]. Можно считать, что жизненное самоопределение представляет собой устоявшийся уровень личностных ценностей, мировоззренческих установок, нравственно обоснованный выбор жизнедеятельности личности, что выражается в эффективном вхождении в ту или другую социальную и профессиональную группу, в сферу определенной трудовой деятельности.

Структуре жизненного самоопределения присущи социально-личностный и индивидуально-личностный аспекты. Жизненное самоопределение становится также и личностным, это не просто успешное приспособление к рынку труда, но и нахождение смысла своей трудовой деятельности. И если профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, то личностное самоопределение - от самого человека (внутренних обстоятельств человека).

Целесообразно рассматривать личностное самоопределение как высший тип жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Принципиальным отличием личностного самоопределения от жизненного самоопределения является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает свои новые роли и даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие могут сказать о нем не просто как о хорошем «семьянине», «учителе» или «руководителе». Поэтому смыслообразующим стержнем профессионального самоопределения человека следует считать его внутреннюю готовность (О.С. Газман) [8]. Это готовность личности самостоятельно, осознанно и добровольно строить, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, в том числе профессионального, жизненного и личностного. Короче говоря, стержнем профессионального самоопределения является готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени жизнедеятельности.

В жизненном самоопределении личности особую роль призваны сыграть семья и этническая среда. Народы мира накопили богатейший опыт воспитания, сердцевиной которого является привитие личности благородных черт характера, высокая нравственность и трудолюбие, умение находить свое, именно ему присущее место в среде себе подобных и т.п. В практической работе педагога должны найти место испытанные содержание, средства, методы и формы работы, с тем чтобы богатства народной педагогики могли выполнить свое предназначение действенного фактора эффективного самоопределения личности.

Заключение. Таким образом, проведенный анализ используемых понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» позволяет разработать новые трактовки указанных понятий. Полученные трактовки могут найти свое применение в исследованиях проблем самоопределения личности и в практической работе педагогов с учащимися общеобразовательных школ.

Рецензенты:

  • Масырова Р.Р., д.п.н., профессор, проректор по науке Алматинского гуманитарно-технического университета, г. Алматы.
  • Козыбай А.К., д.п.н., профессор Казахского Национального аграрного университета, г. Алматы.

Библиографическая ссылка

Саудабаева Г.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5609 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674