Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Каточков В.М. 1 Яковлева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский универ-ситет), Челябинск
Под «инновационной инфраструктурой» следует понимать совокупность создаваемых – по инициативе и при поддержке местных властных структур – региональных отраслевых объединений и предприятий, предоставляющих инновационные услуги, таких как бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий, а также информационных агентств по аккумулированию и распро-странению информации об имеющихся научно–технических разработках, готовых к внедрению или имеющих перспективы коммерциализации, и т.п. Недвижимость (торгово-развлекательные комплексы и общепит) в сфере услуг города-миллионника Челябинска только начинает набирать обороты. Рынок недвижимости в сфере общепита города находится в стадии развития, уровень заполняемости практически всех торгово-развлекательных центров составляет 95 – 96 %. В городе сохраняется множество комплексов старого формата, в которых небольшие кафе практически не объединены общей идее. В большинстве Челябинских торгово-развлекательных центрах арендаторы подбираются стихийно. Общность функ-ций субъектов хозяйствования различных форм собственности и сфер деятельности, в частности, сфе-ры услуг: государственных учреждений и независимых коммерческих организаций, функционирую-щих в пределах ограниченного регионального пространства, создает объективную основу для нала-живания разнонаправленных интеграционных экономических связей. На основе функционально-структурного анализа региональной инновационной системы можно предложить гипотезу об эшелонированности процессов развития мезоэкономических систем, согласно которой инновации в отраслях появляются как результат инновационной активности в регионе. Функционально-структурная модель РИС может служить концептуальной основой для разработки программы по созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.
сфера услуг
конкурентная среда
мезоэкономическая система
1. Гареев Т.Р. Институты и экономическое развитие на субрегиональном (мезо-) уровне // Общественные науки и современность. - 2010. - № 5.- С. 45-58.
2. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Наука, 2004. - 240 с.
3. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ., под ред. ВВ. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
4. Шиндина Т.А. Экономические механизмы регулирования инновационной деятельности // Вестник ГУУ. - 2010. - №8. - С. 25-31.
5. Яковлева Н.В. Институциональные и эволюционные основы анализа мезоэкономических систем. - М.: РУДН, 2009. - 211 с.
Изучение предпринимательской конкурентной среды в сфере услуг как системы мезоуровня национальной инновационной системы (НИС), в которой происходит первоначальный отбор будущих инноваций, представляет, на наш взгляд, несомненную практическую значимость, так как будет способствовать решению основной проблемы функционирования НИС - достижение эффективной интеграции научно-исследовательского сектора экономики, организаций сферы услуг и промышленности [1, 2].

В концептуальной модели региональной инновационной системы (РИС), принципиальная схема которой представлена на рисунке 1, в качестве ядра саморазвития РИС выделена инновационная инфраструктура (инновационная среда), степень развитости которой определяет эффективность механизмов передачи знаний [3, 4, 5].

Под «инновационной инфраструктурой» здесь понимается совокупность создаваемых - по инициативе и при поддержке местных властных структур - региональных отраслевых объединений и предприятий, предоставляющих инновационные услуги, таких, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, а также информационные агентства по аккумулированию и распространению информации об имеющихся научно-технических разработках, готовых к внедрению или имеющих перспективы коммерциализации, и т.п.

Органы региональной власти в лице соответствующих департаментов, ответственных за промышленную политику в регионе, городе - разрабатывают, координируют и контролируют исполнение комплексных программ стимулирования инновационной активности предприятий на своей территории, содействуют внутри- и межрегиональному взаимодействию в сфере высоких и новых технологий, тем самым способствуя зарождению региональных и локальных кластеров «сверху».

Рис. 1. Принципиальная схема РИС

На основе функционально-структурного анализа региональной инновационной системы можно предложить гипотезу об эшелонированности процессов развития мезоэкономических систем, согласно которой инновации в отраслях появляются как результат инновационной активности в регионе. Функционально-структурная модель РИС может служить концептуальной основой для разработки программы по созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.

Концептуальное расширение системно-интеграционной теории предприятия, заключающееся в распространении её на региональные системы, позволяет определить состав функций высокотехнологичного ядра региональной экономики (финансово-инвестиционная, реализационно-маркетинговая, институциональная, информационная и др.), важнейших для формирования инновационной деятельности в регионе. Очевидно, что столь разнородные системы имеют свои специфические функции, но прежде следует определить базовые функции, общие для данного класса экономических систем [2].

Классификация и сопоставление базовых функций предприятия и основных мезоэкономических систем по отношению к внешним агентам приведены в табл. 1.

Содержание таблицы 1 акцентирует и раскрывает полифункциональность предприятия и мезоэкономических систем.

  1. Производственная функция характерна для всех мезоэкономических систем, включая регион, в котором функционируют муниципальные предприятия, производящие товары и услуги для населения. В то же время основной функцией региональной власти является создание благоприятной среды для предприятий в производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономики.
  2. Реализационно-маркетинговая функция. Основное содержание - маркетинг и реализация планируемой к производству и произведенной продукции.
  3. Ресурсно-спросовая функция, состоящая в спросе на трудовые, материальные, финансовые, интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства. Потребители: предприятия - поставщики сырья, материалов, комплектующих; торгово-посреднические организации; потенциальные работники предприятия; учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для работы на предприятии; научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, внедряющие свои разработки на предприятии.
  4. Финансово-инвестиционная функция - генерация финансовых потоков, связанных с взаимным инвестированием, кредитованием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг. Выполнение этой функции особенно эффективно при взаимодействии предприятий в составе групп: сетей, кластеров, а также, что важно при переходе к инновационной экономике, участие региональной власти. Потребители - финансовые и кредитные организации, кредитующие данное предприятие и осуществляющие его депозитарное обслуживание; индивидуальные и институциональные инвесторы (акционеры).

Таблица 1 Сравнение функций предприятия с функциями объектов в мезоэкономических системах*)

 

Функции предприятия

Объекты исследования в мезоэкономических системах

Отрасль

Регион

Промышленный кластер

Сети предприятий

Производственная

+

+ -

++

+

Реализационно-маркетинговая

+

+

+ +

++

Ресурсно-спросовая

+

+

+

+

Финансово-инвестиционная

++

++

++

++

Бюджетно-налоговая

+

++

+

+

Градообразующая

+

++

+ -

+ -

Социальная

+

++

+

+

Информационно-познавательная

++

++

++

++

Образовательная

++

++

++

++

Воспитательная

+

++

+

+

Инновационная

+

+

++

++

Институциональная

++

++

+

+

Информационно-сигнальная

+

++

+

++

Консолидирующая

+

++

++

++

Стабилизирующая, антикризисная

+

++

++

++

*) Знак «+» означает наличие данной функции для данного класса объектов; знак «++» - подчеркивает особую значимость данной функции для данного класса объектов, знаком «+ -» - обозначена необязательность наличия данной функции для данного класса объектов.

5. Бюджетно-налоговая функция - наполнение местного, регионального и федерального бюджетов. Реципиенты - бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней, органы управления всех уровней.

6. Градообразующая - участие в социально-экономическом развитии территории, где расположены предприятия, территориальной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данной местности. Реципиенты - населенный пункт, где находятся предприятия, его жители.

7. Социальная - обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями; обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию; воспитание навыков коллективной работы; реализация потребности в социальной оценке личности. Потребители - работники предприятия, а также: бывшие, вышедшие на пенсию и потенциальные.

8. Информационно-познавательная - изучение в процессе деятельности особенностей товарных и ресурсных рынков, технологий, технических систем, освоение наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п.; закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний. Потребители: работники данного предприятия, приобретающие знания, навыки и опыт работы; другие предприятия, становящиеся обладателями накопленных данным предприятием знаний через обмен информацией и ресурсами (в том числе через трудовую миграцию), а также посредством наблюдения за его поведением.

9. Образовательная функция - получение отдельными работниками и коллективами технико-технологических и организационно-экономических знаний, навыков, приобретение опыта работы. Потребители: работники предприятия; работники, перешедшие на другую работу; работники, вернувшиеся на предприятие.

10. Воспитательная - создание, закрепление и развитие корпоративной культуры. Потребители - работники предприятия; само предприятие (в его будущем состоянии).

11. Инновационная - генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций. Потребители - авторы и распространители инноваций.

12. Институциональная - генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов, таких, как институты производственной дисциплины, координации, кооперации, иерархических, эргономических взаимодействий. Потребители - государство, общество в целом.

13. Информационно-сигнальная функция - распространение сигнальной информации об особенностях тех или иных секторов рынка с помощью формирования цен, объемов и структуры привлечения ресурсов, а также выпуска продукции. Потребители - участники рынка продукции, производимой предприятием, рынков, факторов производства; инвесторы; участники рынка ценных бумаг.

14. Консолидирующая - обеспечение единства экономики через межрегиональные и межотраслевые трансакции, организацию и поддержание товарно-финансовых межотраслевых и межрегиональных потоков. Потребители - государство в целом и регионы.

15. Стабилизирующая, антикризисная - обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития. Потребители - государство в целом, регионы, территории; органы Федерального, регионального и муниципального управления и власти; население.

Остановимся подробнее на градообразующем  факторе, на примере г. Челябинска.

Недвижимость (торгово-развлекательные комплексы и общепит)  в сфере услуг города-миллионника Челябинска только начинает набирать обороты.  Рынок недвижимости в сфере общепита города находится в стадии развития, уровень заполняемости практически всех торгово-развлекательных центров составляет 95 - 96 %. В городе сохраняется множество комплексов старого формата, в которых небольшие кафе практически не объединены общей идеей. В большинстве Челябинских торгово-развлекательных центрах арендаторы подбираются стихийно.

Для того,  чтобы исследовать рынок недвижимости в сфере общепита г. Челябинска и получить эффективные достоверные результаты для исследования, была выбрана выборка 53 объектов под предприятия общественного питания, из них 15 объектов - это действующие кафе и рестораны г. Челябинска; 21 - коммерческие предложения по аренде помещений под объекты общественного питания в г. Челябинске; 7 - коммерческие предложения по строящимся торгово-развлекательным комплексам; 10 - коммерческие предложения в действующих торгово-развлекательных центрах. Результаты анкетирования отражены в табл. 2.

Таблица 2 Сведения о объектах сферы услуг г. Челябинска

Объект общепита

Площадь М2

Арендная ставка (руб. в год)

Расходы на маркетинг (руб. в год)

Операционные расходы (руб. в год)

Действующие кафе и рестораны г. Челябинска

1

Кафе «Крошка-Картошка»

53,6

1219400

37800

187600

2

Кафе «Пицца-Холидей»

103,7

2359175

72660

362950

4

Кафе «Блинофф»

374

8508500

140000

700000

5

Кафе «Das Калбаs»

210

4777500

147000

735000

6

Кафе «Уральские пельмени»

38

864500

26880

133000

7

Ресторан «Уральские пельмени»

250

3600000

-//-

-//-

9

Кафе  «Бельэтаж»

65

856800

-//-

36000

12

Кафе «Анталия»

110

2502500

76860

385000

13

Кафе «Гриль-мастер»

45

1023750

31500

157500

14

Кафе «Sabway»

43,5

989625

30450

152250

15

Ресторан «Арарат»

330

3465000

495000

990000

Коммерческие предложения по аренде помещений под объекты общественного питания в г. Челябинске

16

г. Челябинск, ул. Каслинская, 101-а

239,7

3000000

-//-

-//-

17

г. Челябинск, ул. Ст. Разина, 4

1102,9

9264360

-//-

-//-

19

БД «Спиридонов»

241,2

4341600

-//-

Не включе

но

20

ТК «Башня»

55,3

2322600

-//-

-//-

21

ТК «Башня»

563

23646000

-//-

-//-

22

г. Челябинск, пр-т Ленина, 11

282,2

745008

-//-

-//-

25

Калининский р-н

280

2016000

-//-

-//-

26

Советский р-н

53

900000

-//-

-//-

27

Ленинский р-н

889,3

1718124

-//-

-//-

28

Центральный р-н

170

1320000

-//-

-//-

30

Центральный р-н

400

4320000

-//-

-//-

31

Центральный р-н

385

4158000

-//-

-//-

32

Калининский р-н

200

3600000

-//-

-//-

33

г. Челябинск, ул. Гагарина, 27

42

352800

-//-

-//-

34

г. Челябинск, ул. Салютная, 10

158

1137600

-//-

-//-

35

р-н Северо-Запад

380

2400000

-//-

-//-

36

ТК «Каменный»

62,2

970320

-//-

-//-

Коммерческие предложения по строящимся ТРК

37

ТРЦ Родник»

60

2310000

-//-

252000

38

ТРЦ «Родник»

76

2793000

-//-

319200

39

ТК «Ритейл-Парк»

800

-//-

-//-

-//-

40

ТРК «Фиеста»

1

87500

875

Включено в аренду

42

ТК «Западный луч»

-//-

-//-

-//-

-//-

43

ТРК «Гагаринский»

1

24000

-//-

-//-

Коммерческие предложения в действующих торгово-развлекательных центрах

44

ТРК «Фокус»

1

42000

-//-

-//-

45

ТРК «Горки»

1

22750

1500

3000

46

ТК «КС»

1

13200

-//-

-//-

47

ТРК «Куба»

1

10000

-//-

-//-

48

КТК «Северо-западный»

1

60000

-//-

-//-

49

ТК «Синегорье»

1

30000

-//-

-//-

50

«Челябинский торговый центр»

1

32400

-//-

-//-

53

ПТК «Никитинский»

1

42000

-//-

-//-

Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что общность функций субъектов хозяйствования различных форм собственности и сфер деятельности, в частности, сферы услуг: государственных учреждений и независимых коммерческих организаций, функционирующих в пределах ограниченного регионального пространства, создает объективную основу для налаживания разнонаправленных интеграционных экономических связей.

Такого рода связи могут явиться инструментом естественного развития в настоящее время двух видов организации территориально опосредованных взаимодействий: государственно-частное партнерство и кластерная форма активизации инновационной деятельности в регионах.

Рецензенты:

  • Шиндина Т.А., д.э.н., декан факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
  • Киселева В.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики фирмы и рынков факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Каточков В.М., Яковлева Н.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5656 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674