Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Кудрявский С.И. 1 Мартыненко А.И. 1 Блажко Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО "Алтайский государственный медицинский университет"
Разработаны новые государственные общеобразовательные стандарты по всем разделам подготовки специалистов медицинского профиля. В настоящее время разделы «Токсикология и медицинская защита» и «Медицина катастроф» перенесены на 5-6 курс для основного числа студентов. Особенностью педагогических задач в рамках предмета является способность преподавателя донести до обучаемого умение анализировать и сопоставлять множество факторов, условий и обстоятельств, возникающих при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Необходимо внедрить в сознание студента чувство ответственности за свои действия по организации или проведению лечебно-эвакуационных мероприятий при спасении жизни людей. Одним из основных методологических принципов обучения является закрепление полученных знаний и практических навыков с помощью программированного контроля в выполнении конкретных ситуационных задач. Для этого необходимо изменение процесса подготовки медицинских работников с использованием современных методов компьютерного обучения. Особое внимание должно уделяться острым отравлениям наркотиками и токсикантами, в том числе алкоголем и его суррогатами.
государственный общеобразовательный стандарт
чрезвычайная ситуация
компьютерное тестирование
1. Брюханов В. М., Федоров В. В., Киселев В. И., Бабушкин И. Е. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: учеб-метод. пособие для преподавателей. - Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2011. - 32 с.
2. Гончаров С. В., Чиж И. М., Сахно И. И., Черников И. Г. Совершенствование системы додипломной подготовки врачей по медицине катастроф в медицинских ВУЗах Российской Федерации // Медицина катастроф. - 2011. - № 4 (76). - С.46-48.
3. Куценко С. А., Бутомо Н. В., Гребенюк А. Н. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: учеб. для вузов. - СПб: Фолиант, 2004. - 528 с.
4. Кудрявский С. И., Госсен И. Е., Мартыненко А. И. Подготовка специалистов на факультете высшего сестринского образования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций //Актуальные вопросы профилактической медицины: тезисы докл. Научно-практ. конф. с международным участием (Барнаул, 22 сент.2011 г.). - Барнаул, 2011. - С. 161-162.
5. Меньшиков А. А., Мартыненко А. И., Шестопалов Н. В. и др. Экстремальная медицина. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учеб.-метод. пособие для врачей, ординаторов, студентов [под ред. С. И. Кудрявского]. - Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. - 500 с.
6. Федоров В. В., Бабушкин И. Е. Учебно-методическая работа университета (2011-2015 гг.): учеб.-метод. пособие для преподавателей. - Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2011. - 192 с.
Отношение государства к проблеме профилактики и  оказание помощи населению при чрезвычайных ситуациях (ЧС) сформулировано остро и недвусмысленно. Чрезвычайную ситуацию необходимо предвидеть и стараться предупредить, а при ее возникновении количество людских потерь должно быть сведено к минимуму.

В новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан» представлен ряд положений по службе медицины катастроф: определены виды медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, правила и порядок ее оказания пострадавшим в ЧС.

Для оказания полной и своевременной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях следует совершенствовать навыки планирования медицинского обеспечения населения в ЧС, управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени, проведения расчетов и анализа  возможных санитарных потерь, определения потребности в медицинских силах и средствах, организации взаимодействия с другими министерствами и ведомствами.

По данным Алтайского краевого центра медицины катастроф во многих лечебных учреждениях администрация уделяет недостаточно внимания  профилактике чрезвычайных ситуаций в здравоохранении и не имеет достаточно подготовленного персонала для оказания экстренной медицинской помощи. 

Целью данной статьи является анализ изменений преподавания предмета «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» в современных условиях.

Прежде всего, обращает на себя внимание контингент обучаемых. Так, согласно прежнему ГОСу, экстремальная медицина преподавалась на 3-4 курсах студентам всех факультетов очной формы обучения. В настоящее время разделы «Токсикология и медицинская защита» и «Медицина катастроф» перенесены на 5-6 курс (9-12 семестры) для основного числа студентов, проходящих додипломную подготовку (лечебный, педиатрический и стоматологический факультеты). Раздел «Медико-санитарное обеспечение мероприятий гражданской обороны» и новый раздел «Безопасность жизнедеятельности» будут преподаваться в первом - четвертом семестрах. Это привело к необходимости разработки качественно других подходов преподавания по предмету.

С учетом требований нового ГОСа особенностью педагогических задач является способность преподавателя донести до обучаемого умение анализировать и  сопоставлять множество факторов, условий и обстоятельств,  возникающих при чрезвычайной ситуации.

Основная цель - научить будущих врачей навыкам действий в первые часы природной или техногенной катастрофы, во всех режимах ЧС, для предотвращения и сокращения людских потерь.

Реализация поставленной цели может быть достигнута решением ряда задач:

  1. Осуществлять планирование проведения лечебно-профилактических мероприятий.
  2. Уметь проводить мероприятия по оказанию доврачебной и первой врачебной помощи с использованием медицинского имущества, находящегося на обеспечении медицинской службы гражданской обороны и службы медицины катастроф.
  3. Уметь использовать индивидуальные средства защиты при осуществлении мероприятий по оказанию медицинской помощи населению в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.
  4. Уметь определять показания и использовать средства специфической терапии и профилактики.

Кроме того, в современных условиях большое значение приобретает знание врачом острых отравлений, вызванных различными токсическими агентами. Это касается как острых отравлений, вызванных токсическими веществами, встречающимися на производстве и в быту (пища, вода, бытовые химические вещества), так и отравлений алкоголем и его суррогатами, наркотиками и токсикантами.

На кафедре разработан комплекс занятий и лекций по отравлению наркотиками  и токсикантами, в том числе алкоголем и его суррогатами (три лекции и четыре практических занятия). Для преподавания привлечены сотрудники ФСНК России по Алтайскому краю, имеющие высшее медицинское образование и ученые степени.

Всего в 2010-2011 годах в Алтайском крае зарегистрировано 4837 острых отравлений (среднее абсолютное число за год).

 В настоящее время постоянно возрастает роль наркотических и токсических отравлений. Особенно это касается отравлений опиатами. Так, по данным 2011 года смертность от острых отравлений опиатами достигала в Алтайском крае 51 %, в том числе от отравлений морфином - 97,2 %.

Учитывая изменение структуры обучения, перевод занятий по медицине катастроф и токсикологии и медицинской защите на 5-6 курсы, мы считаем необходимым придерживаться следующих уровней преподавания:

  • изучение теоретических основ построения Российской единой системы предупреждения ЧС и ее составной части Всероссийской службы медицины катастроф на всех уровнях, ее структуры, целей и задач;
  • умение составить план взаимодействия с экстренными службами при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • усвоение практических навыков при оказании медицинской помощи.

Необходимо внедрить в сознание студента чувство ответственности за свои действия по организации или проведению лечебно-эвакуационных мероприятий при спасении жизни людей. 

Чтобы достигнуть этой цели, необходимо тесное взаимодействие со смежными кафедрами (терапии, анестезиологии и реаниматологии, психиатрии и др.).

Еще одним важным фактором является контроль самостоятельной подготовки студентов. В новом ГОСе на это отводится 90 часов.

Одним из основных методологических принципов обучения является закрепление полученных знаний и практических навыков с помощью программированного контроля в выполнении конкретных ситуационных задач. Необходимо отметить, что выбор правильного  решения среди неправильных или ошибочных  является важным понятийным элементом в осмыслении предпринимаемых действий при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Для этого целесообразно использовать компьютерное тестирование (например, компьютерная система MOODLE), доступ к которой возможно осуществлять через интернет. Мы рекомендуем проводить компьютерное тестирование знаний курсов «Токсикология и медицинская защита» и «Медицина катастроф» на четырех уровнях.

Первый уровень - это компьютерные тесты по каждой теме занятия (20-40 вопросов, на каждый из которых дается 5 и более ответов, количество правильных ответов может быть любое). Такие тесты доступны для прохождения при подготовке во внеаудиторных условиях (дом, общежитие, библиотека и пр.). Студенты могут пользоваться любой литературой, интернетом и пр.

Второй уровень - обучающие тесты по разделам курса. Например, по разделам: «Отравление наркотиками и токсикантами», «Отравление алкоголем и его суррогатами» и др. Мы считаем, что в таких тестах вопросов должно быть не менее ста. Однако количество правильных ответов не более двух. Их можно проходить внеаудиторно с использованием любых источников информации.

Третий уровень - проведение контрольных тестов по указанным выше разделам. Тестовые вопросы соответствуют вопросам второго уровня, однако количество ответов на них более пяти, правильными из которых может быть любое количество. Проведение теста возможно только в компьютерном зале кафедры. Ответы на вопросы не доступны для внеаудиторной работы (установлен постоянно меняющийся пароль).

Четвертый уровень - проведение итогового тестирования по курсу. Правила те же, что и при прохождении третьего уровня. Количество вопросов в тесте более 300.

Мы считаем, что основными задачами методологии педагогического процесса в подготовке врачей в связи с принятием нового государственного общеобразовательного стандарта являются:

  • более широкое использование понятийной трактовки чрезвычайной ситуации в возникновении острых  заболеваний и состояний как внезапного действия одного или нескольких поражающих факторов;
  • обучение умению планировать проведение лечебно-профилактических мероприятий;
  • обучение навыкам оказания медицинской помощи при различных ЧС.

Для решения этих задач необходимо использовать современные методы обучения. Особое внимание должно уделяться острым отравлениям наркотиками и токсикантами, в том числе, алкоголем и его суррогатами.

Рецензенты:

  • Меркулов И. В., д.м.н., профессор кафедры «Анестезиологии и реаниматологии» ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Барнаул.
  • Федоров Д. В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой «Сестринское дело» ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России,  г. Барнаул.

Библиографическая ссылка

Кудрявский С.И., Мартыненко А.И., Блажко Е.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5693 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674