Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Белоусова Н.В. 1
1 ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет
Статья посвящена применению инновационного метода интеллект-карты в процессе поиска актуальной информации с использованием Интернет - ресурсов. Дано определение понятия интеллект-карты, описаны возможности ее интегрированного применения в сочетании с методом “дерева решений”. Разработана и графически представлена авторская интеллект - карта, целью которой является поиск инновационных методов преподавания музыки. Карта воплощает оптимальную технологию реализации цели и одновременно является эффективным методом ее достижения. Путь движения по интеллект-карте стимулирует обращение к интернет-ресурсам и эффективный поиск специальной информации. Метод интеллект-карты позволяет без лишних усилий спроектировать индивидуальный поисковый маршрут и оптимизировать реализацию конкретную цель. Метод интеллект-карты сензитивен для педагога-музыканта, поскольку оперирует ассоциациями, образами, отличается яркой наглядностью. Данный метод особенно близок педагогу искусства, но также может широко применяться специалистами других профилей.
инновационная технология и методы
интеллект-карта
“дерево решений”
структурированный поиск информации
составление интеллект-карты
1. Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент: решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: Альпина Паблишер, 2009. - 308 с.
2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление URL: http://lib.rus.ec/b/95122/read (дата обращения: 15.02.2007).
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 176 с.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.1 (А - М). - 608 с., ил.
6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
Умение структурировать информацию становится необходимым в современном мире, поскольку способствует отбору и систематизации информации. Это в полной мере касается электронных информационных ресурсов. Структурированная информация актуальна для вузовской подготовки будущих специалистов, поскольку способность быстро  ее анализировать и преобразовывать, адаптируя для практического применения,  является сегодня одной из важнейших.

Цель настоящей статьи - охарактеризовать технологию применения интеллект-карты в процессе подготовки будущего педагога-музыканта.

Для того, чтобы справляться с постоянно растущим потоком информации и при этом не тратить много времени на обработку информации, а также принимать правильные решения, сегодня все больше и больше применяется инновационный метод создания интеллект-карты.  Идею ее создания впервые предложил Тони Бьюзен в 1974 г. В своей книге  английский психолог подробно описал этот метод. Основываясь на фундаментальных принципах психики, Т. Бьюзен  предложил оригинальный способ повышения эффективности работы человеческого мозга. Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях деятельности для решения самых разнообразных задач, а с распространением компьютеров стали появляться первые  программы их создания в электронном виде [1].

Создание интеллект-карты тесно связано с применением метода мозгового штурма, который предполагает эвристическую деятельность сознания на достижение конкретной цели. В ИК с формулировки такой цели начинается изображение пути ее достижения. Согласно правилам построения интеллект-карт, главная мысль (цель) помещается в центре страницы. Чтение происходит по  часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Такое правило относится ко всем интеллект-картам, а если задана другая последовательность, то порядок обозначается  цифрами. В интеллект-картах также предпочтительно использование различных цветов, поскольку цвет воспринимается мгновенно и способствует более четкому восприятию и различению информации.

Интеллект-карты индивидуальны, поскольку в них каждый может находить свои способы представления информации, ее графического воплощения и цветового оформления.  Важнейшее понятие - центральный образ, который и является целью создания интеллект-карты и одновременно - планируемым результатом работы. Поэтому очень важно четко формулировать конечную цель и, по возможности,  использовать яркие цвета при создании  центрального образа.

Если карта составляется на бумаге, то наряду со словами,  могут быть вставлены и рисунки. Таким образом, возникает зрительная ассоциация на любое слово. В дальнейшем при просмотре  интеллект-карты может отпасть необходимость читать ее, так как  достаточно будет взглянуть на рисунки и сразу же появится ассоциативная информация.

В карте используются преимущественно ключевые слова, которые не должны представлять законченное предложение, а должны оставлять простор для последующего осмысления и формулировки новых ключевых слов, постановки новых задач и поисков путей их решения. Чувство незавершенности, появляющееся  при чтении ключевых слов, добавляет новые ассоциации, которые продолжают и развивают интеллект-карту как форму технологии продвижения к основной цели. Одновременно, интеллект-карта может выступать и как метод достижения цели. Таким образом,  интеллект-карта - многофункциональная структура, которая состоит из ряда ключевых ассоциаций, их последовательной разработки и продвижения к достижению цели, сформулированной в центре карты.

Появляющиеся новые ассоциации вписываются в дальние "ветки" карты или заносятся в комментарии вокруг объектов карты, которые при бумажном оформлении удобно делать на стикерах.

Работая над созданием интеллект-карты, мы пришли к необходимости параллельного применения метода "дерева решений", который пришлось несколько модифицировать. Наряду с понятием "дерево решений", мы применили понятие "ветви решений". Каждая такая ветвь иллюстрировала конкретные возможности или источники получения информации, необходимой для достижения поставленной цели.

Для обозначения односмысловых групп и оптимального восприятия карты лучше использовать не больше 5-7 ответвлений от каждого объекта ("ствола"). При этом для изображения карты на  бумаге зарубежные исследователи рекомендуют использовать печатные буквы - с ними надписи выглядят более четкими, концентрированными и зрительно лучше запоминаются. 

Продвижение по "стволу", а затем - "ветвям" каждого дерева (по часовой стрелке) способствует поиску сначала более общей информации, а затем все более конкретной и специализированной. В итоге, двигаясь по маршруту интеллект-карты и перемещаясь по "деревьям и ветвям решений", можно достичь цели - найти нужный информационный ресурс, почерпнуть из него актуальную информацию, необходимую для решения центральной проблемы.

Таким образом, метод интеллект-карты позволяет без лишних усилий пройти оптимальный поисковый маршрут и реализовать конкретную  цель. Более того, нам представляется, что метод интеллект-карты "сензитивен" именно для педагога-музыканта, поскольку оперирует ассоциациями, образами, отличается яркой наглядностью и потому понятен и особенно близок педагогу искусства.

 Изображение маршрута поиска с применением  метода "дерева решений"  помогает дифференцировать и структурировать информацию, и в итоге создавать целостный образ пути достижения цели.

Метод "дерево решений" может также сочетаться с методом конкретизации и обобщения информации. Образную иллюстрацию последнего фактически представляет собой само "дерево решений": продвижение по стволу связано с обобщением информации, в то время как отдельные ветви иллюстрируют ее конкретизацию.

В итоге возникает возможность интеграции двух инновационных методов (интеллект-карты и "дерева решений"), направленных на развитие эвристических способностей студентов, их проективных возможностей, ассоциативно-образного мышления, что в итоге позволяет оптимизировать маршрут поиска и полнее реализовать его цель, то есть центральную идею - эпицентр поиска.

Подчеркнем, что метод интеллект-карты основывается на двух принципах работы человеческого мозга:

а) лево- и право- полушарного мышления (метод интеллект-карты позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария);

б)  ассоциативного мышления, стимулируемого образным изображением траектории поиска [2].

Информация, представленная в виде интеллект-карт, быстрее воспринимается и запоминается на более долгий срок, так как это соответствует особенностям психо-физиологической и ассоциативной природы мышления человека.

Как уже отмечалось, интеллект-карта представляет собой своеобразную форму индивидуального мозгового штурма, делает его более целенаправленным, технологически организованным и эффективным. В контексте проблематики настоящей статьи интеллект-карта - это  структурированный результат индивидуального мозгового штурма, содержащий образное воплощение траектории движения к конкретной цели. В нашем случае это -  поиск информации.

Приведем пример создания интеллект-карты для педагога-музыканта. В качестве центральной идеи (цели) избираем инновационные методы преподавания музыки. В этом случае интеллект-карта может выглядеть следующим образом.

Схема № 1. Интеллект-карта, иллюстрирующая поиск информации об инновационных методах преподавания музыки

В данной интеллект-карте мы сначала определяем  области поиска информации для нахождения заданной цели с использованием метода "дерево решений". Результаты записываем в "ветвях решений". Потом, согласно правилам чтения интеллект-карт, двигаемся вниз по часовой стрелке, определяем общепедагогические методы, которые, как известно, делятся на методы обучения и методы воспитания. Следующие ветви карты: инновационные педагогические методы и  инновационные методы в современном музыкальном образовании. 

Отметим, что составляя нашу интеллект-карту, мы пользовались классификацией методов обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина [3,4,5] и классификацией методов воспитания Г. И. Щукиной [6].

В качестве инновационных методов в современном музыкальном образовании мы выбрали следующие авторские методы: размышление о музыке Д. Б. Кабалевского, музыкальное обобщение Э. Б. Абдуллина, создание художественного контекста                     Л. В. Горюновой, моделирование художественно-творческого процесса  Л. В. Школяр, создание  композиции Л. В. Горюновой, содержательный анализ инструментальных произведений В. А. Школяр.

Таким образом, на данной карте получилось четыре "дерева", "стволы" которого пронумерованы в соответствии с порядком чтения интеллект-карт, и от каждого из них к следующему стоит стрелка, показывающая путь поиска заданной цели. Также из данной карты следует, что для нахождения инновационных педагогических методов и инновационных методов преподавания музыки возможно использование Интернет-ресурсов, поскольку лишь небольшой процент студентов  сможет "на память" заполнить данные ветви карты. Первые два "дерева"  карты связаны со знаниями, полученными в курсе общей педагогики и не требуют специального обращения к Интернет-ресурсам.  Инновационные педагогические методы, скорее всего, потребуют обращения студентов к Интернет-  ресурсам. В ещё большей степени это станет актуальным при поиске специализированных методов, применяемых в современном музыкальном образовании. Таким образом, путь движения по интеллект-карте стимулирует обращение к Интернет-ресурсам и эффективный поиск специальной информации.

Обобщим изложенное. Интеллект-карта - это структурированный результат индивидуального мозгового штурма, содержащий образное воплощение траектории движения к конкретной цели.  Интеллект-карта воплощает оптимальную технологию реализации цели и одновременно является эффективным методом ее достижения. Зрительно, интеллект-карта представляет собой сеть понятий и идей, расположенных вокруг изображенной в центре главной мысли (цели) и определенным образом связанных между собой логических этапов ее достижения. Эффективность работы с  картой повышается в условиях интегрированного применения методов интеллект-карты и "дерева решений", что позволяет образно представить и упорядочить траекторию поиска информации в процессе подготовки педагога-музыканта.

Рецензенты:

  • Бодина Е. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва.
  • Казаренков В. И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии  ГБОУ ВПО РУДН, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Белоусова Н.В. МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5745 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674