Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Трусова Л.А. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г.Чехова Московской области
В статье раскрываются особенности формирования предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. Автор приводит статистику по предпочтениям и планам молодежи в сфере бизнеса, акцентирует внимание на необходимых ключевых компетенциях для успешного предпринимательства и формирования деловых качеств, приведена модель компетенций молодого предпринимателя. Анализируется российский и международный опыт по подготовке будущего поколения с помощью разных моделей социального партнерства. Социальное партнерство рассматривается как совместная выработка решений и сбалансированная, разделяемая ответственность за полученный результат. Автор предлагает схему комплексного подхода по взаимодействию различных групп партнеров образовательного учреждения при формировании предпринимательских компетенций, подчеркивает необходимость действовать по разработанному плану, в комплексе, учитывать возрастные и психологические особенности детей, предусматривать общую линию развития от класса к классу, интересы всех сторон и общий результат.
молодежное предпринимательство
предпринимательские компетенции
социальное партнерство
комплексный подход
подготовка будущего России.
1. Гладилина И. П., Жиркова М. В., Михно О. С. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, подростками и молодежью. Монография. - М.: ООО «Коллаж», 2009. - 212 с.
2. Гришакина О. П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении: из опыта работы гимназии №7 г. Чехова // Профильная школа. Инф. и научно-метод. журнал Мин. Обр. РФ, РАО. - М.: Изд-во Русский журнал, 2004. - №4. - С. 22-24.
3. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы / Лайл М. Спенсер, Сайн. - М.: Спенсер «Hippo Puublishing Ltd», 2009.
4. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образования в России. - 2006. - №6.
5. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И. Мишкин, Л.Н. Поташева. - М.: Вита-Пресс, 2006. - 240 с.
6. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: Метод. пособие. - М.: Вита-Пресс, 2006.
7. Бизнес для молодежи. Потенциал предпринимательства у молодых россиян. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teenbiz.ru/other/potencial-predprinimatelstva-u-molodyx- rossiyan (дата обращения: 10.06.11).
8. Каменщикова Л. А. Возможности социального партнерства в условиях развития образования. Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.open.websib.ru/conference/kamen.html (дата обращения: 10.06.11).
9. Центр экспертизы и аналитики проблем предпринимательства при ОПОРЕ РОССИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opora.ru/organization/opora/committee/expertiza/ (дата обращения: 10.06.11).
Особенности формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства - один из самых актуальных вопросов образования в России. Среди молодежи становятся все наиболее востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане. Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты, во многом обусловленные усложнением самого мира, привели к необходимости нового концептуального обоснования творческого развития молодежного предпринимательства.

По данным статистических исследований последних лет Фонда «Общественное мнение»  о желании создать собственный бизнес, в общем опросе молодых россиян о трудовых планах было получено 30 % утвердительных ответов, тогда как на прямой вопрос ответили уже 36 % респондентов. Ещё 9 % затруднились ответить. При этом в ближайшие пару лет воплотить эти планы в жизнь намерены 12 % соотечественников 16-26 лет [7].

А кто же такой молодой предприниматель с научной точки зрения? Точного и однозначного определения современная наука и законодательство не дают. Автором статьи на основе изучения и обобщения специальной литературы  предлагается под термином «молодежное предпринимательство» понимать следующее.

 «Молодежное предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами, возраст которых не превышает 30 лет, прошедших государственную регистрацию в качестве предпринимателя, а также российскими коммерческими организациями, учредителями (участниками) которых являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет,  и в штате которых не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет». (Примечание: следует знать, что согласно законам Российской Федерации к молодежи относятся лица от 14 до 30 лет, но регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или учредителя юридического лица возможна только с 18 лет.)

В свою очередь, «субъект молодежного предпринимательства» (молодой предприниматель) - гражданин, возраст которого не превышает 30 лет, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации, учредителями (участниками) которой являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет, и в штате которой не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет».

Для того, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек уже в школьном возрасте был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе [3].

Общие компетенции автором предлагается подразделить на шесть блоков (таблица1).

Таблица 1. Модель компетенций молодого предпринимателя

 Общие предпринимательские компетенции

Успехи и достижения

  • Использование возможностей,
  • Инициатива,
  • Владение и использование информации,
  • Настойчивость,
  • Ответственность за обязательства,
  • Повышение эффективности.

 

Взаимодействие и отношения

  • Надежность и честность,
  • Признание важности деловых отношений,
  • Развитие деловых контактов,
  • Имидж.

 

Образование

  • Стремление к самосовершенствованию,
  • Ориентация в профессиональной сфере.

 

Личностные возможности

  • Опыт и экспертиза,
  • Работоспособность и трудолюбие,
  • Самоорганизация,
  • Осознание собственных возможностей,
  • Креативность и нестандартное мышление,
  • Последовательность.

 

Лидерство

  • Уверенность в себе,
  • Влияние и убеждение,
  • Умение работать в команде,
  • Директивность,
  • Повышение уровня образования сотрудников.

 

Предпринимательское мышление

  • Целенаправленность и планирование,
  • Разрешение проблемных ситуаций,
  • Эффективность,
  • Результативность.

 

Формирование данных компетенций - сложный и комплексный процесс, который зависит от разных факторов, среди которых ключевыми являются:  профессиональные качества преподавателя экономических дисциплин в школе, целенаправленная подготовка педагогов  к такому направлению [1], работа классного руководителя, воспитательная система учреждения, психолого-педагогическая поддержка  лидерских и деловых качеств, умения работать в команде, желания постоянно учиться и развиваться.  

Попыток и опыта обучения основам бизнеса и предпринимательства достаточно. Но, следует отметить,  что не всегда такая работа системна (чаще  имеется единичный успешный опыт) и ведется, в основном, на старшей ступени образования в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Так,  для классов социально-экономического профиля имеется целый ряд программ элективных курсов, например, «Основы бизнеса и предпринимательства», автор И. В. Липсиц [5], «Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко [5,6] .

По мнению автора, наибольший эффект формирования предпринимательских компетенций может быть достигнут только, когда осуществлен комплексный подход к данной проблеме. Когда работа ведется планово, в системе и с использованием возможностей социального партнерства. Нельзя оставлять школу, которая готовит будущее поколение страны, формирует будущих деловых людей один на один с этой проблемой.

Всё современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое учебное заведение не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе, его проблем и его перспектив. Образование работает для общества, отвечает на его социальные чаяния, его социальные заказы.

Организовать социально ориентированную систему обучения и воспитания, развитие определенных, требуемых в данном регионе компетенций у школьников и молодежи  помогает социальное партнерство.

Многие страны мира, особенно Европы,  имеют широкий опыт такой совместной практики подготовки подрастающего поколения к адаптации в обществе с позиций не только гражданственности,  умения общаться, но и профессиональной ориентации, активной жизненной позиции, навыков самостоятельного анализа и решения ситуаций, и развития предпринимательского мышления, и готовности обеспечивать себе достойную жизнь  своим собственным  трудом.    

Опыт стран, где будущих предпринимателей (будущее экономики страны) готовят не только в общеобразовательном учреждении, а с помощью различных социальных партнеров (Нидерланды, Германия, Финляндия, Дания, Великобритания), доказывает, что экономическая эффективность партнерства подтверждается высокой производительностью труда и уровнем трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью  (около 90 %), самыми низкими уровнями безработицы среди молодых людей и интенсивностью притоков молодежи и взрослых в учреждения общего и профессионального образования [4]. При этом работа ведется не только со школьниками старшей ступени, а с младшего школьного возраста в игровой форме (не обучая их просто бизнесу, а именно формируя личность и ее деловые компетенции).

Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории,  которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе [2].

К субъектам социального партнерства можно отнести:

  • общеобразовательные учреждения;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения профессионального образования;
  • органы управления образованием (федеральные и региональные);
  • детские и молодежные общественные объединения;
  • органы труда и занятости (федеральные, региональные и местные);
  • работодатели всех уровней;
  • общественные организации;
  • предприятия и организации:
  • обучающиеся, их родители, общественность.

Уровни партнерства делят на локальный уровень, муниципальный уровень партнерства, региональный уровень партнерства, федеральный уровень партнерства.

Для того, чтобы система социального партнерства была успешной,  необходимы [2]:

  • наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
  • взаимная заинтересованность всех партнеров;
  • соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон;
  • определение роли каждого социального партнера;
  • адекватная система взаимодействия и управления;
  • точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций;
  • желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников.

Термин «партнерство» понимается очень широко, но главное, как его нужно понимать, это  объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели  [8].

 Учитывая все особенности формирования предпринимательских компетенций, автор предлагает использовать модель, основанную на социальном партнерстве, приведенную на рис.1­-3.

Рис.1. Общая модель средообразовательного процесса для формирования предпринимательских компетенций и деловой активности  у школьников

Рис.2. Система социального партнерства МОУ гимназии №7 г. Чехова

Рис. 3. Педагогический комплекс, формирующий и развивающий предпринимательские компетенции и деловые качества у школьников через урочную и внеурочную деятельность

В схеме представлены основные субъекты образовательного процесса, возможные социальные партнеры, система их действий и предпринимательские компетенции, которые можно развить в результате их совместной деятельности.

Система должна действовать по разработанному плану, в комплексе, учитывать возрастные и психологические особенности детей, предусматривать общую линию развития от класса к классу, интересы всех сторон и общий результат. За каждое мероприятие в плане должны быть назначены ответственные.

Рецензенты:

  • Королева Г.М., д.п.н., доцент, директор Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.
  • Гладилина И.П., д.п.н., профессор, заместитель директора Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Трусова Л.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5757 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674