Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОХРАНЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Секачева Л.М. 1 Овчаров А.И. 1 Касьянова Т.И. 1
1 Уральский межрегиональный филиал ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России, Екатеринбург
Проведен анализ результатов исследования причин, препятствующих внедрению инноваций в сферу обучения охране труда. Авторами проведен анкетный опрос 350 респондентов трех групп – преподавателей, организаторов обучения, слушателей из 8 учебных центров Уральского региона. В статье рассматриваются различия в их мнениях и оценках возможности и необходимости внедрения разнообразных инновационных образовательных технологий в обучение охране труда, выявляются и анализируются факторы, препятствующие активному использованию инноваций в учебном процессе. Среди основных причин выделены: острый дефицит квалифицированных преподавателей в сфере охраны труда, недостаточная компетентность и заинтересованность имеющихся преподавателей-практиков в реализации инновационных подходов к обучению, нехватка соответствующим образом оборудованных учебных мест, недостаток соответствующего методического инструментария, несовершенство нормативно-правовой основы обучения охране труда. По результатам исследования авторы рекомендуют для успешного внедрения инноваций реализовать комплекс подготовительных мер: осуществить разработку инновационных технологий с учетом специфики обучения охране труда; организовать подготовку преподавателей применительно к проблемам, имеющимся в данной сфере; обеспечить совершенствование учебно-методической и материально-технической базы, а также внедрение системы оценки эффективности обучения охране труда.
инновации в обучении
охрана труда
педагогическая компетентность преподавателя
1. Девисилов В.А. Концепция национальной образовательной политики в области безопасности (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mhts.ru/science/Devisilov/konzepzia_nacionalnoy_obrazovatelnoy_politiki.pdf.
2. Национальная стратегия снижения профессиональных рисков и создания безопасных условий труда на рабочих местах : IV международная научно-практическая конференция (ВВЦ, 8-9 декабря 2009 г.) // Сборник тезисов выступлений. - М., 2009.
3. Проект приказа Минздравсоцразвития России от 18 октября 2011 г.[ Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда] [Электронный ресурс] - Минздравсоцразвития [Cайт]. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1221
4. Уваров А.Ю. Пространство задач информатизации школы // Информатика. - 2002. - № 23. - С. 8.
5. Щербаков В.И. Культура охраны труда и национальная безопасность // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. - 2011. - № 3. - С. 44.
6. Jacobsen D.M. Teaching and Learning with Technology in Higher Education: An Online Survey of Academic Staff: Proceedings of Ed-Media world conference. - AACE. - 1998. - P. 670.
Мировой и российский опыт показывает, что обучение работников и руководителей безопасным приемам работы, требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве является эффективным инструментом снижения производственного травматизма и профзаболеваний.

В 2006-2015 годах, по прогнозу Минэкономразвития, в стране сохранится тенденция к сокращению численности работающего населения, и потери рабочей силы составят свыше миллиона человек ежегодно. Одной из причин смертности и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов является недостаточная осведомленность работников о профессиональных рисках и требованиях охраны труда [1; 5].

В данном контексте совершенствование обучения охране труда посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий продолжает оставаться актуальным направлением деятельности обучающих организаций.

Для выявления факторов, препятствующих решению этой задачи нами был проведен анкетный опрос. Респонденты из 8 учебных центров обучения охране труда Уральского региона (350 чел.) в соответствии со своей ролью в процессе обучения представлены тремя группами: «Преподаватели», «Организаторы», «Слушатели».

Главная задача обучения охране труда - выявление и преодоление психологических состояний, затрудняющих адекватное реагирование человека на опасные и аварийные ситуации, формирование мотивации и навыков безопасного поведения на рабочем месте [2].

Однако исследование, проведенное в 3 группах респондентов, выявило значительные расхождения в их мнениях по вопросу о необходимости внедрения инновационных технологий в обучение охране труда.

Зарубежные и российские исследователи выделяют пять различающихся своими действиями категорий участников инновационного процесса: собственно инноваторы - инициаторы инноваций (2,5%); распространители - энтузиасты, захваченные новой идеей и готовые приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь (13,5%); основная масса (первое, раннее большинство, индивидуумы, сравнительно быстро воспринимающие инновацию, т.н. принимающие - 34%); консерваторы - второе, позднее большинство, ориентирующееся на новые научные открытия или изобретения (34%); запаздывающие, отстающие в восприятии инновации (поздние принимающие, скептики (16%) [4; 6].

В ходе нашего исследования получены аналогичные данные. Однозначное признание необходимости применения инноваций в преподавании охраны труда выразили 39% организаторов обучения, 31% слушателей и 27% преподавателей. Согласно вышеприведенной классификации они представляют собой группу так называемых принимающих.

Гораздо более многочисленными оказались весьма осторожные сторонники применения лишь некоторых инновационных подходов в сочетании с традиционными методами обучения (соответственно 48, 38 и 69% - отечественные консерваторы).

Некомпетентными в данном вопросе признали себя 10% слушателей и 4% преподавателей.

Следовательно, в среднем около трети участников анкетного опроса достаточно подготовлены к освоению, применению и использованию разнообразных инновационных образовательных технологий. Остальные занимают в лучшем случае выжидательную и консервативную позицию, не обязывающую к переменам и проведению серьезных подготовительных мероприятий, связанных с внедрением инноваций.

Распространение информационных и интернет-технологий в российской социальной и образовательной среде обусловило качественное улучшение отношения респондентов к возможности оснащения ими учебного процесса. Более 50% преподавателей и 38% слушателей считают, что их применение сделает обучение более понятным и интересным; 24% и 45% (соответственно) - что это позволит изменить методы и формы обучения.

Вместе с тем даже компьютерные и интернет-технологии не воспринимаются респондентами одинаково позитивно: 7% преподавателей и 17% слушателей достаточно категорично заявляют, что применение IT-технологий не внесет существенных изменений в обучение охране труда. О явной некомпетентности части респондентов в вопросах дистанционного обучения говорит тот факт, что лишь 18% преподавателей согласны с тем, что компьютерные технологии позволят работникам обучаться без отрыва от производства, и все без исключения слушатели считают это невозможным.

По отношению к формам обучения выявлено преобладание традиционных подходов. Явное предпочтение респонденты отдают лекциям в аудитории («Преподаватели» - 71%, «Организаторы» - 88%) и семинарам по наиболее проблемным и актуальным аспектам охраны труда (58% и 31% соответственно).

Своеобразным подтверждением этого вывода является и весьма сдержанное отношение преподавателей и организаторов к лекциям, записанным на электронных носителях (20% и 32% соответственно), и применению деловых игр (20% и 9%).

Специфика обучения охране труда обусловливает важность применения практико-ориентированных методов. Однако многие преподаватели по тем или иным причинам не используют эти методы в своей работе.

Отработка конкретных навыков с помощью тренажеров и симуляторов применялась 36% «Преподавателей», обучение на рабочем месте - 36%, использование постановочных видеороликов - 18%.

Исходя из этих данных, следует подчеркнуть, что более современные методы преподавания в меньшей степени, чем традиционные, применяются в обучении охране труда. Скорее всего, это связано как с недостаточной компетентностью преподавателей, так и с отсутствием соответствующим образом оборудованных учебных мест.

Применение инновационных методов обучения предполагает соединение в учебном процессе групповых, консультационных и самостоятельных форм занятий, но самостоятельное обучение слушателей с консультационной поддержкой специалиста используют в своей работе только 13% «Преподавателей».

Очевидно, преподаватели не используют эту возможность расширения и обновления знаний слушателей в связи с преобладанием традиционных стереотипов, используемых ими для работы в аудитории в течение достаточно длительного времени.

Оценка эффективности преподавателями и слушателями различных форм и методов инновационного обучения и их анализ позволили выявить приоритеты обеих групп.

По мнению как «Преподавателей», так и «Слушателей», наиболее удобными и эффективными методическими приемами, способствующими усвоению материала, являются разбор практических ситуаций (67% и 58% соответственно), лекции преподавателя в аудитории (62% в обеих группах), семинары по наиболее проблемным или актуальным аспектам охраны труда (51% и 47% соответственно).

Полученные результаты, характеризующие степень осведомленности респондентов об инновационных методах обучения, достаточно убедительно свидетельствуют о разном уровне их погруженности в проблему и зачастую о недостаточной компетентности и заинтересованности преподавателей в её решении по сравнению с другими участниками учебного процесса.

В целом мнения преподавателей и организаторов учебного процесса о причинах, мешающих внедрению инноваций в обучение охране труда, достаточно близки. Однако следует особо отметить, что обе группы респондентов («Преподаватели» - 47%, «Организаторы» - 67%) считают главной причиной, не позволяющей изменить ситуацию в обучении охране труда, «нехватку преподавателей нужной квалификации, владеющих инновационными методиками преподавания».

К другим причинам, по мнению респондентов, можно отнести:

  • отсутствие заинтересованности руководителей и работников предприятий - 44% и 64% («Преподаватели» и «Организаторы» соответственно);
  • низкую мотивацию преподавателей - 31% и 58% («Преподаватели» и «Организаторы» соответственно);
  • отсутствие качественного и удобного в реализации методического инструментария - 22% и 64% («Преподаватели» и «Организаторы» соответственно);
  • несовершенство нормативно-правовой базы - 67% «Организаторов»;
  • отсутствие соответствующей материально-технической базы - 67% «Организаторов».

Важно отметить, что «Преподаватели» не придают большого значения двум последним позициям (9% и 4% соответственно). Скорее всего, в силу специфики своей работы они значительно меньшей зависят от этих проблем по сравнению с организаторами, которые в повседневной деятельности обучающих организаций занимаются регулированием именно этих вопросов.

Недооценка «Преподавателями» таких причин, как необходимость дополнительного времени на адаптацию новых видов обучения к условиям конкретного предприятия (7%); психологическое сопротивление новому (16%); отсутствие необходимой подготовки у слушателей (24%), свидетельствует о недостаточном понимании роли данных факторов в процессе внедрения инновационных методов.

«Организаторы» придают вышеназванным причинам гораздо большее значение (67, 58 и 48% соответственно).

Не менее полярно мнение «Преподавателей» и «Организаторов» по вопросу об отсутствии четких показателей эффективности применения инновационных методов обучения (16% и 67% соответственно).

Таким образом, основной проблемой внедрения инновационных методов обучения охране труда является дефицит преподавателей, освоивших различные методы и формы организации инновационного обучения (дискуссии, анализ конкретных профессиональных ситуаций, игровое моделирование процесса обучения и др.) на уровне, позволяющем не только активно применять их на практике, но и значительно повышать качество знаний слушателей.

Подготовку преподавателей такого уровня целесообразно проводить на базе организаций, имеющих опыт применения инновационных технологий обучения.

Не менее важной является проблема дальнейшей разработки и широкого распространения инновационных технологий, применимых к обучению по очень специфическому учебному курсу - охране труда. Данная проблема ещё острее встает в связи с тем, что преподаватели, которые в настоящее время ведут занятия по охране труда, не в полной мере осознают значимость этого вопроса.

Разработка и введение в практику методических материалов с учетом инновационных технологий затруднены также по причине несовершенства нормативно-правовой базы. Так, например, в проекте нового Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена дифференциация видов обучения в зависимости от категорий работников, но при этом отсутствует система учета результатов предыдущих этапов обучения охране труда, которая способствовала бы дифференциации слушателей в целях определения продолжительности обучения [3].

Опрос респондентов выявил необходимость серьезного пересмотра содержания образовательных программ, введения в них существенно большей вариативности. В процессе обучения следует учитывать не только отраслевые особенности, но и такие факторы, как размер предприятия, специфика производства и т.д.).

Внедрение психолого-педагогических инноваций в сферу обучения по охране труда возможно при выполнении ряда подготовительных работ:

  • разработки инновационных технологий с привязкой их к конкретным темам по вопросам охраны труда;
  • организации учебных центров по подготовке преподавателей охраны труда;
  • обеспечения вариативности содержательной части обучения охране труда в соответствии с запросами различных групп слушателей;
  • введения дифференцированного подхода к обучению охране труда с учетом не только должности обучаемого, но и степени его подготовки;
  • усовершенствования материально-технической базы;
  • разработки и внедрения системы мотивации преподавателей, стимулирующей их к внедрению инновационных форм обучения по охране труда;
  • дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей обучение охране труда;
  • разработки и внедрения (с систематическим проведением мониторинга) системы оценки эффективности обучения охране труда.

Рецензенты

  • Князева Е.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой страхования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.
  • Агарков Г.А., д.э.н., доцент, зав. кафедрой государственных и муниципальных финансов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Секачева Л.М., Овчаров А.И., Касьянова Т.И. ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОХРАНЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5853 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674