Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЦЕННОСТНОГО ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Кузнецова Е.Н. 1
1 Псковский государственный университет
Представленный материал является экcтраполяцией положений проведенного автором диссертационного исследования на тему «Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия». Статья посвящена актуализации проблемы интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, презентации теоретически разработанной и практически реализованной авторской модели воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия у участников образовательного процесса. Модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия репрезентативно представлена автором в тексте статьи в виде таблицы, содержащей цель, условия, принципы, этапы, алгоритм действий, проявления искомого качества у субъектов взаимодействия и результат. Представлены также данные формирующего эксперимента, свидетельствующие об успешности реализации предложенной модели. Статья адресована широкому кругу читателей, в первую очередь, педагогам, так как может быть эффективно использована в практической деятельности, а также при необходимости интерпретирована для применения в конкретной педагогической ситуации с учетом возрастных и других особенностей участников образовательного процесса.
интерес
интерес к человеку
педагогическое взаимодействие
ценностное основание
1. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2000. - 224 с.
2. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие[Текст]/ Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.
3. Борытко, Н. М., Моложавенко, А. В., Соловцова, И. А. Методология психолого-педагогических исследований: учебник магистрантов и студентов пед. вузов [Текст]/ Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.
4. Никитина, Н. Н. Культура профессионально-личностного самоопределения учителя: контекст становления: монография [Текст] / Н. Н. Никитина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 400 с.
5. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография [Текст]/ Н. Н. Никитина. - М.: Прометей, МПГУ, 2002. - 316 с.

Поиск адекватных моделей обеспечения образовательного процесса привлекает сегодня все более пристальное внимание исследователей, что связано с изменением общественно-исторических реалий. Сегодня мир идет к единству, интегрируясь в поликультурную целостность с вытекающими отсюда сложными взаимосвязями и взаимозависимостями. Это обусловливает необходимость «научения» (в связи с возникновением потребности) людей адаптироваться к новым условиям жизни, формировать гуманистическое, толерантное сознание и строить межличностные отношения на соответствующих ценностных приоритетах. Все это естественным образом ведет к постоянно возрастающим требованиям к профессионализму и компетентности педагога, основанным на интересе к человеку. Профессиональная деятельность педагога не будет продуктивной и не достигнет высоких результатов без личностно значимого отношения и интереса к ней самого человека, так как интерес является активизатором психических процессов. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдение, внимание, совершенствуются приемы запоминания, интенсивней работает воображение.

Само определение понятия «интерес к человеку» в педагогической литературе нами обнаружено не было, в связи с чем определено нами как педагогический феномен, как особое позитивно-окрашенное ценностное отношение к человеку; избирательная направленность и ориентир на человека; мощный активизатор психических процессов и ведущий побудитель и ресурс педагогической деятельности; познавательная потребность, внимание которой сосредоточено на человеке.

Воспитание интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия связано с понятиями педагогическое сопровождение (Е. А. Александрова, А. Л. Уманский и др.), педагогическая поддержка (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, И. Д. Фрумин и др.).

Изучение данных исследований позволяет определить воспитание интереса к человеку как специально организованный процесс, для которого характерны этапность и непосредственная обращенность к духовной (ценностному содержанию сознания) и душевной (ценностному содержанию переживаний) сферам человека.

В связи с тем, что целью нашего диссертационного исследования является: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, то в процессе исследования нами была создана и экспериментально проверена модель воспитания интереса к человеку.

Под «моделью» в общем смысле мы понимаем искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

При построении модели как технологии деятельности педагога мы исходили из подхода, согласно которому технология рассматривается как системный способ построения педагогической деятельности, упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих диагностируемый и прогнозируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. В связи с этим представленная нами модель определяет общую конструкцию воспитания интереса к человеку, выделяются те элементы данного процесса, которые при конкретных условиях обеспечивают персонифицированный (высокий) уровень эффективности при последующем воспроизведении.

Разработанная нами модель воспитания интереса к человеку включает цель, условия, этапы (алгоритм действий педагога и проявления искомого качества), прогнозируемый результат.

Основываясь на идее И. Ю. Шустовой, в структуре и содержании модели воспитания интереса к человеку целесообразно выделять два блока: 1) воспитание как создание условий для становления интереса к человеку, что актуализируется в организации образовательного процесса; 2) воспитание как поддержка, осуществляемая в индивидуальном взаимодействии с конкретным человеком.

В основе воспитания интереса к человеку лежат ценностные ориентации педагога. Педагогическое взаимодействие должно актуализировать ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, позволяющие принять человека как ценность. В результате реализации модели происходит овладение участниками педагогического взаимодействия компонентами деятельности по способам проявления интереса к человеку, то есть осуществление осознанных самостоятельных действий по проявлению интереса к человеку.

Целью разработанной и предлагаемой нами модели является воспитание интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Для оценки эффективности процесса по воспитанию интереса к человеку нами используется критерий результата (Н. М. Борытко).

Обобщенным критерием результата реализованной модели по воспитанию интереса к человеку выступает степень развитости у педагога ценностных ориентаций. Степень продвижения педагога к освоению мотивационно-ценностного, целевого, информационного, конструктивного, рефлексивного компонентов становления интереса к человеку является результативным ориентиром и критерием эффективности воспитания интереса к человеку. В соответствии с основными компонентами становления интереса к человеку как воспитательного процесса определены его уровни, при выделении которых мы ориентировались на концепцию Н. Н. Никитиной.

В определении эффективности модели воспитания интереса к человеку мы ориентировались на степень достижения педагогом персонифицированного (высокого) уровня проявления интереса к человеку, который отличается гармоничным сочетанием ценностно-смысловых и пространственно-временных характеристик педагога: социально, профессионально и индивидуально ценным содержанием жизненных смыслов, профессиональных целей и планов, конкретностью, структурированностью и достаточной временной протяжённостью данных целей и планов.

В соответствии с данным ориентиром в модели были выделены персоналистический, неопределённо-альтруистический, неопределённо-прагматичный, ситуативный уровни овладения участниками образовательного процесса компонентов системы воспитания интереса к человеку, отличающиеся друг от друга степенью выраженности определенных характеристик.

Персоналистический уровень отличается достаточно высокой степенью всех динамических характеристик педагога: наличием осознанного смысла жизни, определённостью профессиональных целей, хорошо структурированных, имеющих достаточную временную протяжённость планов - шагов по достижению данных целей.

Неопределённо-альтруистический уровень характеризуется общим, средним уровнем осмысленности жизни, ориентацией на социально-значимые, но несколько абстрактные жизненные и профессиональные цели и ценности. Недостаточно сформированы ценностные отношения в профессиональной деятельности. Альтруистический по содержанию педагогический идеал носит несколько расплывчатый, аморфный характер, в нём отсутствует качество, определяющее отношение к самому себе. Профессиональные планы также неопределённы, слабо структурированы и имеют небольшую временную протяжённость.

Неопределённо-прагматичный уровень отличается общим, низким или средним уровнем осмысленности жизни с преобладанием эгоцентрических, гедонистических смыслов, направленных на самого себя и ближайшего окружения, получение удовольствия от самого процесса жизни, достижения материального благополучия.

Ситуативный уровень характеризуется отсутствием осознанных жизненных и профессиональных целей и планов.

В процессе воспитания интереса к человеку необходимо руководствоваться принципами «воспитывающего понимания» и «понимающего бытия» (Л. М. Лузина) в целеполагании, отборе содержания, методов, средств, форм. Онтологическим основанием обоих принципов является способность к пониманию человека как способ бытия, а теоретическим - понимающая психология. Для того, чтобы придать гуманистический характер воспитанию интереса к человеку, педагог должен уметь проявлять уважение, любовь, сострадание, сопереживание, доверие, согласие к другим участникам педагогического взаимодействия. Воспитывают не столько конкретные методики, сколько личный пример. Педагог, для которого интерес к человеку не является ценностным основанием взаимодействия, не сможет создать адекватные условия успешного взаимодействия в образовательном процессе. Поэтому принцип понимающего бытия дополняет принцип воспитывающего понимания. Данный принцип предполагает реализацию учителем таких методов воспитания, которые представляют собой неотъемлемые способы повседневного бытия человека. К таким методам следует отнести, прежде всего, диалог и «перенесение-себя-на-место-другого». Воспитывающий потенциал данных методов фактически не оценен и не использован в силу трудной достижимости его классического исполнения в школе.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить, что в процессе воспитания интереса к человеку целесообразно рассматривать следующие этапы: актуализация проблемы интереса к человеку, проблематизация процесса воспитания интереса к человеку, позиционирование участниками педагогического взаимодействия бытийного характера интереса к человеку, рефлексия как выход на осознание проблемы интереса к человеку и принятие её как личностно-значимой. Данные этапы коррелируют с условиями воспитания интереса к человеку, представленными в исследовании. Определяя данные этапы, мы ориентировались на подход И. Ю. Шустовой, который позволяет рассматривать этапы становления явлений ценностно-смысловой природы наиболее последовательно, емко и целостно.

Объектом педагогических усилий в становлении интереса к человеку является создание необходимых условий для продвижения субъектов педагогического взаимодействия к проявлению интереса к человеку и принятия его как ценностного основания взаимодействия в образовательном процессе.

В процессе становления интереса к человеку, его воспитания как ценностного основания педагогического взаимодействия, происходит изменение способов поведения участников образовательного процесса, переход с одного уровня взаимоотношений на более высокий.

Каждый этап воспитания интереса к человеку обусловлен компонентами становления искомого качества: мотивационно-ценностным, целевым, информационным, конструктивным, рефлексивным.

На этапе актуализации задачей является содействие педагогу в становлении позитивного отношения к проблеме интереса к человеку через демонстрацию в процессе открытого общения значимости данного феномена. На этапе проблематизации осуществляется становление и развитие отношения к проблеме интереса к человеку как личностно-значимой, оказывается содействие в освоении и принятии знаний об интересе к человеку как ценности через расширение и обогащение онтологической базы посредством совместного поиска, открытия и внесения во взаимодействие субъектов ценностного отношения к человеку; в процессе работы над содержанием основных философских постулатов. На этапе позиционирования, в ходе проектной деятельности осуществляется определение стратегий поведения педагога. На данном этапе происходит актуализация жизненной позиции педагога как трансляции ценностного отношения к человеку, проявления интереса к нему, в процессе развития у него умений, способствующих становлению интереса к человеку как ценностного основания взаимодействия. Организация деятельности, вводящей в проблему воспитания интереса к человеку, поддержание потребности «интересоваться» и «быть интересным».

Данная модель разработана нами в отношении педагога как транслятора ценностей и воспитателя. Она предполагает своё применение относительно любых участников педагогического взаимодействия (учитель, ученик или родитель). Интерес к человеку начинает воспитываться с первых же действий, направленных на становление интереса, а к этапу позиционирования педагоги принимают идею воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия и базисный способ бытия, осознавая, что без интереса и понимания нет принятия, а без принятия нет и не может быть взаимодействия между людьми.

Представим модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия наглядно (рис. 1).

Этапы

Алгоритм действий

Проявления

Результат

1. Актуализация

Содействие педагогу в становлении позитивного отношения к проблеме интереса к человеку через демонстрацию в процессе открытого общения значимости данного феномена.

Преобладает эмоцональное-психологическое переживание нового опыта, открытого общения. Проявляется эмоциональная включённость.

Освоение мотивационно-ценностного компонента воспитания интереса к человеку, позитивное отношение к человеку как ценности, эмоциональная включенность, интерес, готовность учиться понимать другого человека, интересоваться им.

2. Проблематизация

Становление и развитие отношения к проблеме интереса к человеку как личностно-значимой. Проблематизация воспитания интереса к человеку как ценностного основания взаимодействия, содействие в освоении и принятии знаний об интересе к человеку как ценности через расширение и обогащение онтологической базы посредством совместного поиска, открытия и внесения во взаимодействие субъектов ценностного отношения к человеку; в процессе работы над содержанием основных философских постулатов и метафор: «интерес - великий волшебник, изменяющий вид каждого предмета», «без понимания нет принятия человека, а без принятия нет и не может быть взаимодействия с ним», «интерес к другому возможен только в переживании», «внимание рождает интерес к человеку, а интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет» и др.

Обсуждение

  • сущности интереса к человеку как базисного способа бытия;
  • дифференциации интереса и знания,
  • переживания как способа данности проявлений жизни другого человека;
  • смыслов жизненных проявлений человека;
  • принятия другого человека таким, какой он есть;
  • принятия ценностей другого человека;
  • оправдания.

Освоение целевого и информационного компонентов воспитания интереса к человеку. Наличие профессионально-личностной перспективы, осмысленность жизни и профессионально- ценное содержание жизнедеятельности, определённость и гуманистический характер профессиональных целей и планов; владение системой знаний, необходимых для создания условий принятия интереса к человеку как ценностного основания взаимодействия, знание концептуальных основ воспитания интереса к человеку, востребованность знаний как средств профессионально-личностного самоопределения и саморазвития.

3. Позиционирование

Определение стратегий поведения педагога. Актуализация жизненной позиции педагога как трансляции ценностного отношения к человеку, проявления интереса к нему, в процессе развития у него умений, способствующих становлению интереса к человеку как ценностного основания взаимодействия. Организация деятельности, вводящей в проблему воспитания интереса к человеку, поддержание потребности «интересоваться» и «быть интересным». Осуществляется через интерпретацию художественных текстов, фотографий, отрывков кинофильмов и телепередач; анализ ситуаций встреч с прекрасным, трагическим, необычным, ситуации выбора и ситуации сопротивления негативному: а) культурный текст вносится в сферу взаимодействия; б) ситуация проблематизируется путем вскрытия противоречий, парадоксов; в) проблематизирует понимание каждого и выводит участников в рефлексивную позицию по отношению к своему варианту воспитания интереса к человекуниманияит участников ус ценностного основания взаимодействия как средствстного основания взаимодействия, знание концептуальных о; е) возникший конфликт смысловых позиций используется в качестве основы для начала полипозиционного общения; ж) интерес к человеку; з) рефлексия итогов взаимодействия участников друг с другом.

Обсуждение проблемы интереса к человеку как жизненной позиции, которая предполагает следующие умения:

  • проявлять внимание к человеку (эмпатическое слушание);
  • извлекать смыслы из жизненных проявлений человека и интерпретировать их на основе собственного жизненного опыта, но с учетом ценностей другого человека;
  • понимать другого человека.

 

Освоение конструктивного компонента становления интереса к человеку, сформированность умений реализации условий воспитания Интереса к человеку. Осознание субъектами взаимодействия сложности извлечения смысла из жизненных проявлений человека. Расширение и углубление опыта переживаний. Принятие человека таким, какой он есть.

4.Рефлексия

Выход на осознание проблемы интереса к человеку, принятие как личностно-значимой в качестве ценностного основания взаимодействия.

Готовность к экзистенциальной, личностной, педагогической рефлексии над проблемой воспитания интереса к человеку как ценностного основания взаимодействия.

Освоение рефлексивного компонента. Осознанность жизненных и профессиональных целей и смыслов, готовность к самоанализу и самооценке себя, к анализу и оценке педагогических ситуаций.

В ходе констатирующего эксперимента проводилась диагностика уровней интереса к человеку у участников образовательного процесса. Анализ результатов диагностики исходного уровня интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия позволил сделать вывод о необходимости организации воспитательного процесса по становлению интереса к человеку.

В ходе формирующего эксперимента проходила практическая реализация спроектированной нами модели воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, которая осуществлялась в рамках различных мероприятий, часов-встреч, объединенных темой «Интерес к человеку как универсалия бытия», которая включала в себя: содействие освоению субъектами педагогического взаимодействия компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Проведенные в соответствии с выделенными критериями и показателями количественный и качественный анализы результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволяют сказать, что в экспериментальных группах наблюдается повышение значений по продвижению в освоении всех пяти компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия. Данные результаты позволяют утверждать, что спроектированная нами модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия является своевременной и эффективной. Одновременно с освоением участниками компонентов становления интереса к человеку, участники продвигались к осмыслению и принятию интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Таким образом, следует вывод о том, что реализация спроектированной нами модели обеспечивает эффективное воспитание интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, что в свою очередь позволяет предположить, что интерес к человеку в качестве ценностного приоритета может стать основанием духовно-нравственного воспитания и педагогического взаимодействия.

Рецензенты:

  • Светенко Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор МОУ «Псковская лингвистическая гимназия», г. Псков.
  • Степанов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор ПОИПКРО, г. Псков.

Библиографическая ссылка

Кузнецова Е.Н. МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЦЕННОСТНОГО ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6016 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074