Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Гаранина Ж.Г. 1
1 Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск
Проведено исследование особенностей личностного и профессионального саморазвития специалистов социономической сферы. Предложена модель личностно-профессионального саморазвития. С помощью психодиагностических методов и анкетирования определен уровень саморазвития, выявлены мотивационные и действенно-практические факторы саморазвития, к числу которых относятся мотивы самообразования и профессиональной деятельности, смысложизненные ориентации, когнитивные и регулятивные способы саморазвития. Установлен уровень коммуникативной компетентности специалистов, влияющий на успешность профессиональной деятельности. С применением корреляционного и дисперсионного анализа выявлены взаимосвязи между уровнем саморазвития, самоактуализацией и смысложизенными ориентациями, определены факторы, влияющие на процесс саморазвития у специалистов сферы «человек-человек».
личностно-профессиональное саморазвитие
осмысленность жизни
самоактуализация.
1. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1999. - 563 с.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. - 364с.
4. Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека: учебное пособие. - Москва; Воронеж, 2006. - 200 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 240 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 304 с.
7. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. - 1975. - № 2. - C. 20-38.
8. Маркова А. К. Психология профессионального развития учителя: учебное пособие. - М.: Знание, 1998. - 308 с.
9. Цукерман Г. А. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: учебное пособие. - М.: Интерпракс, - 1995. - 286 с.
10. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - Белгород, 2005. - 25 с.
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. В связи с этим весьма актуальным является исследование вопроса об особенностях процесса профессионального и личностного саморазвития, его структуре и факторах, влияющих на его протекание.

Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионального самоопределения и заканчивая стадией ухода из профессиональной жизни. Особенно важным является данный процесс в период первичной профессионализации, когда происходит развитие профессионально важных качеств специалиста, формирование структуры профессиональных ценностей. На данном этапе актуальной задачей является исследование факторов, влияющих на развитие личности профессионала, а также механизмов саморазвития и самосовершенствования. В связи с тем, что в социономической сфере к личностным и профессиональным качествам специалиста, к его профессиональной компетентности предъявляются особые требования, нашей задачей явилось изучение теоретических и практических аспектов проблемы саморазвития специалистов сферы «человек - человек», структуры и механизмов его актуализации.

На основе теоретического обобщения методологических подходов к проблеме саморазвития, сложившихся в отечественной психологии, нами были выделены его наиболее существенные особенности. В рамках деятельностного подхода личностное саморазвитие трактуется как одно из проявлений деятельностной сущности человека, направленное на изменение самого субъекта (А. Н. Леонтьев и др.) [6]. С точки зрения системного подхода, под саморазвитием понимается целостное системное образование, состоящее из взаимосвязанных функциональных компонентов, которые не сводятся к аддитивному сложению составляющих (А. Г. Асмолов, Б. Ф. Ломов) [1, 7]. Субъектный подход рассматривает саморазвитие как ориентацию на качественное изменение личности, которая является автором собственных изменений, преобразований и форм развития (М. В. Ермолаева, Г. А. Цукерман) [4, 9]. В рамках аксиологического подхода, акцентирующего внимание на ценностях, установках и целях профессионально-значимой деятельности, саморазвитие рассматривается как ориентация личности на ценности, как феномен, интегрирующий в себе аспекты ценностного освоения личностью окружающей действительности, преобразования субъекта в деятельности и общении, экстраполяции личности в будущее (Е. В. Бондаревская и др.) [2]. C точки зрения акмеологического подхода, под личностно-профессиональным саморазвитием понимается достижение высших стандартов в профессиональном развитии (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, и др.) [3, 8]. Рассматриваемые подходы отражают различные аспекты процесса саморазвития, но не раскрывают в полной мере его сущность.

В связи с этим, мы считаем, что для анализа сущности и структуры процесса личностно-профессионального саморазвития наиболее релевантным является синергетический подход, в рамках которого данный процесс рассматривается как открытая, нелинейная и неравновесная система, стремящаяся к самоизменению. Данный подход получил свое отражение в работах Э. Ф. Зеера, И. А. Шаршова и др. [5, 10]. Так, Э. Ф. Зеер под саморазвитием понимает процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [5].

Таким образом, актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность в отечественной психологической литературе определили цель исследования как выявление особенностей личностного и профессионального саморазвития специалистов социономической сферы.

В связи с тем, что процесс личностного и профессионального саморазвития протекает на всем протяжении профессионального пути, нами проводилось эмпирическое исследование особенностей и структуры личностно-профессионального саморазвития специалистов социономического профиля, получающих дополнительное образование по специальности «Психология» в ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Объем выборки составил 90 человек. Средний возраст испытуемых - 27 лет. Среди исследуемой выборки 54 % слушателей работают в медицинских учреждениях, 15 % - продавцами, 15 % - учителями начальных классов, 15 % - находятся в данный момент без работы, но имеют профессиональный опыт. 98 % испытуемых имеют среднее профессиональное образование, из них 56 % закончили средние профессиональные медицинские учреждения, 15 % - колледжи культуры, 15 % - педагогические колледжи. Остальные имеют незаконченное высшее образование.

Для изучения особенностей и структуры личностного и профессионального саморазвития были использованы следующие методы: опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой, опросник личностной ориентации А. Шострома (краткая форма, разработанная А. Джоунсом и Р. Крэндаллом), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест коммуникативной компетентности В. М. Снеткова, а также авторская анкета, направленная на выявление структуры и факторов личностного и профессионального саморазвития. Обработка полученных данных проводилась методом корреляционного анализа, методом однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.

Результаты исследования процесса саморазвития специалистов показали, что 93 % испытуемых регулярно занимаются саморазвитием, на которое в среднем они затрачивают до 1 часа в день. Оценка показателей уровня саморазвития по методике И. В. Зверевой (средний уровень = 37,7) позволяет сделать вывод о том, что у большинства испытуемых преобладает активное саморазвитие, которое происходит осознанно и целенаправленно. Причем готовность к самопознанию в среднем выражена сильнее (5,3), чем готовность к саморазвитию (4,4). Проведенный корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи (при р=0,01) между уровнем саморазвития и готовностью к саморазвитию (r = 0,44).

Исследование мотивационных факторов саморазвития показало, что менее половины опрошенных испытывают удовлетворенность своей работой (42 %), что может являться мотивом для получения дополнительного образования и саморазвития. Среди причин неудовлетворенности опрашиваемыми были названы: маленькая зарплата (50 %), невозможность профессионального роста (14 %), отсутствие социальных гарантий (12 %). В качестве мотива получения дополнительного образования были названы потребность в саморазвитии (36 %), потребность в получении образования для дальнейшего трудоустройства (32 %), интерес к психологии (30 %).

Исследование желательных сфер профессиональной самореализации показало, что 37 % опрашиваемых предпочли бы оставаться работать в медицине, 51 % - в сфере психологии, остальные испытуемые предпочли такие сферы как работа с детьми (7 %), творческая работа (7 %), культура, торговля, косметология - по 4 % ответов. Изучение жизненных и профессиональных целей, которые ставят перед собой испытуемые, показало, что 43 % опрашиваемых имеют цель получить высшее образование, 25 % - найти работу по специальности, 7 % - найти интересную работу, 7 % - создать семью, получить квартиру.

Анализ полученных данных относительно действенно-практических факторов саморазвития позволил выявить практические способы реализации данного процесса. Среди способов саморазвития можно выделить гностические компоненты, к которым опрашиваемые относят чтение специальной литературы (62 %), обучение в вузе (27 %), просмотр научно-популярных фильмов (7 %), а также поведенческие способы саморазвития, среди которых респонденты называют посещение семинаров и тренингов (20 %), общение с другими людьми (17 %), тренировку умения сдерживаться и занятия спортом (по 3 %).

Исследование коммуникативной компетентности работников социономической сферы показало, что практически у всех испытуемых выявлен высокий уровень коммуникативной компетентности (средний уровень = 72), необходимый для успешного выполнения профессиональных задач.

По результатам теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева у 34 % респондентов показатель осмысленности жизни выше среднего, у 39 % - находится на среднем уровне. Уровень самоактуализации, определяемый по методике А. Шострома, у 21 % оказался испытуемых выше нормы, у 52 % - в пределах нормального.

Для определения взаимосвязей между выявленными особенностями личностного и профессионального саморазвития, был проведен корреляционный анализ. Его результаты показали, что существуют значимые корреляционные связи (при p= 0,01) между уровнем саморазвития и показателем осмысленности жизни (r = 0,47), между уровнем осмысленности жизни и готовностью к саморазвитию (r = 0,52), между уровнем саморазвития и самоактулизацией (r = 0,414). Выявлены также значимые взаимосвязи между уровнем осмысленности жизни и уровнем самоактуализации (r = 0,61) и между уровнем осмысленности жизни и коммуникативной компетентностью (r = 0,413638).

Для реализации задачи определения значимых факторов в структуре личностного и профессионального саморазвития был проведен дисперсионный анализ. Так, при отдельном рассмотрении особенностей саморазвития было обнаружено влияние уровня осмысленности жизни на показатели саморазвития (F = 3,603, при p = 0,03), а также влияние уровня самоактуализации на показатели осмысленности жизни (F = 50,481, при p = 0,02). Остальные измеряемые характеристики оказались не зависимыми от уровня саморазвития.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Личностное и профессиональное саморазвитие можно рассматривать в рамках синерегетического подхода как интегративную саморазвивающуюся систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемую потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющуюся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей. Личностное и профессиональное саморазвитие являются взаимосвязанными процессами, реализующимися в ходе профессионального становления специалистов и детерминирующимися потребностями в профессиональном и личностном самосовершенствовании и самоактуализации.

Анализ структуры личностного и профессионального саморазвития позволяет выделить основные составляющие данного процесса, образующую совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных между собой структурных компонентов, в числе которых можно выделить мотивационный и деятельностно-практический.

Основной функцией мотивационного компонента саморазвития является побуждение субъекта к самоизменению, актуализация внутренних устремлений человека к достижению личностно и профессионально значимых целей, осознание смысла и ценностей саморазвития. В его структуру включаются мотивы и потребности, побуждающие человека к саморазвитию и самосовершенствованию, а также смысложизненные ориентации.

Главным фактором, влияющим на процесс личностного и профессионального саморазвития, является осмысленность жизни, которые значимо связана с готовностью к самопознанию и саморазвитию, влияет на уровень саморазвития, а также соотносится с уровнем коммуникативной компетентности специалистов социономической сферы. Стремление к саморазвитию можно рассматривать как одну из личностных и профессиональных ценностей, дающую специалистам возможность чувствовать осмысленность жизни, удовлетворенность ее процессом и результатами, а также достигать поставленных личных и профессиональных целей.

Деятельностно-практический компонент саморазвития определяется способностью личности к саморегуляции своего поведения, умением осуществлять практические действия, направленные на самоизменение. Одним из главных его составляющих, по результатам исследования, можно считать когнитивный компонент, позволяющий специалистам повышать свой интеллектуальный уровень путем самообразования, развиваться личностно и профессионально в процессе получения дополнительного образования. Кроме того, большую роль в профессиональном саморазвитии специалистов социономической сферы играет практический компонент, реализующийся в процессе общения с людьми, а также в посещении семинаров и тренингов, что в целом позволяет им развивать свои профессиональные коммуникативные умения и навыки. Тот факт, что лишь небольшая часть респондентов выделили такие способы саморегуляции как контроль своих эмоций и стремление сдерживаться, говорит о значительном преобладании когнитивных способов саморазвития над регулятивными.

Одним из факторов, определяющих личностное и профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы, является стремление к самоактуализации, которое влияет на показатели осмысленности жизни и значимо связано с уровнем саморазвития. По существу, данный фактор определяет осознание субъектом собственных личностных и профессиональных качеств и определяет его стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, нами установлено, что процесс личностного и профессионального саморазвития специалистов определяется мотивационными и действенно-практическими факторами, в том числе уровнем осмысленности жизни и стремлением к самоактуализации. Дальнейшее изучение данного процесса позволит разработать практические способы формирования умений и навыков личностного и профессионального саморазвития, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности специалистов социономического профиля.

Рецензенты:

  • Андронов Владимир Петрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск.
  • Мешков Николай Иванович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Гаранина Ж.Г. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6141 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074