Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОГЛАСОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАМИ

Иванова Е.В. 1 Радина О.И. 1
1 Южно – Российский государственный университет экономики и сервиса г. Шахты Ростовской области
Становление институтов механизма согласования в региональном управлении, которые должны быть направлены на формирование рыночной системы, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг, притока новых инвестиций в регион, поддержанию и развитию производств, занятости населения, проходит в противодействующих условиях. Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. Однако, стремление улучшать институты у регионов будет только при наличии важнейшего условия - реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Механизмы рыночного регулирования территориальной социально-экономической деятельности являются неотъемлемой частью динамично развивающейся социально-экономической системы страны, процесс их преобразований требует определения содержания и направлений реформирования, что, в свою очередь, обуславливает значимость теоретического поиска в области совершенствования управленческих структур на локальных рынках.
Ключевые слова: институциональное развитие
институты механизма согласования
региональное управление.
1. Ахтариева Л. Г. Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона: автореф. д.э.н. - Душанбе, 2006. - 22 с.
2. Агапова И. И. Институциональная экономика. - М.: Экономистъ, 2006.
3. Гаврилов А. И. «Региональная экономика и управление». - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 239 с.
4. Мельников С. Б. Институциональный механизм регионального управления // Российская академия государственной службы при Президенте России: тезисы докл. Международ. конф. (Москва, 1 - 5 ноября 2009 г.). - Москва, 2009. - С. 117-119 с.
5. Радина О. И. Инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости социально-экономической системы региона: межвуз. сб. науч. тр. / изд. ЮРГУЭС. - Шахты, 2006. - 140 с.
Введение

На современном этапе развития экономической системы встал вопрос поиска новых механизмов управления регионами для обеспечения высокой конкурентоспособности территории и роста качества жизни населения. Роль регионов, в которых формируется инновационная модель развития страны  в качестве эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, постоянно возрастает. Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. В настоящее время вопросы, связанные с созданием институциональной среды и ее субъектов, приобретают приоритетное значение. Определенная институциональная структура образует базовую конструкцию общественно-экономических отношений в регионе [1].

Представители школ институционализма считают, что необходимость государственного управления региональным социально-экономическим развитием во многом обусловлена несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития как на общегосударственном уровне, так и на региональном уровне [4]. Одной из главных проблем управления на всех уровня в условиях рыночной экономики является создание системы согласования - на муниципальном, региональном и общегосударственном. Институциональная система регионального управления социально-экономическим развитием должна соответствовать следующим критериям:

  • быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов;
  • обладать достаточной силой воздействия;
  • быть достаточно простой для понимания;
  • использовать систему социально-психологических мотиваций;
  • быть адаптивной;
  • стимулировать прогрессивное развитие [3].

Становление институтов механизма согласования в региональном управлении, которые должны быть направлены на формирование рыночной системы, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг, притока новых инвестиций в регион, поддержанию и развитию производств, занятости населения, проходит в противодействующих условиях.

Рыночная система в РФ характеризуется несформировавшимися рынками труда, капитала, земли, что ведет к целому ряду последствий:

  • невозможно заимствование механизмов управления, используемых в странах с равновесными рынками, где соотношение между спросом и предложением устанавливается преимущественно с помощью механизма саморегулирования, элементы которого носят экономический характер;
  • нестабильность рынка неизбежно вызывает инфляционные процессы и их поступательное развитие, что в свою очередь  ведет к бегству капитала из инвестиционной сферы.

При разработке институтов механизма регионального управления развития рыночных отношений необходимо учитывать высокую адаптированность экономики большинства регионов России к административно-распределительным отношениям, в силу ряда объективных причин вызванным самой производственной структурой, транспортной недоступностью не только северных районов России, но и многих населенных пунктов на ее южных территориях. Для обслуживания этих районов десятилетиями создавалась государственная транспортно-торгово-снабженческая система, обеспечивающая развитие экономики и проживания людей. Институциональные основы управления на региональном и муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития региона:

  • прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.
  • установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;
  • разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных [2].

Характерным условием развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования в регионе. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения внутри региона. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации, как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения, с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование определенной институциональной структуры. Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. С конструктивной точки зрения институциональная организация общества представляет собой совокупность органов и институтов организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы - взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Механизмы согласования интересов хозяйствующих субъектов выступают неотъемлемым элементом институциональной организации развитого рыночного хозяйства [5].

В общем виде современный этап институциональных преобразований российской экономики может быть сведен к тому, что, несмотря на обилие различных инициатив и программ, развитие теоретико-методологического обеспечения становления новых организационно-экономических механизмов, пройден только начальный отрезок пути по формированию институтов гражданского общества. Основные группы населения, власть, бизнес и общественный сектор не объединены в единые программы развития, воплощающиеся в целостном стратегическом плане. Третий сектор - некоммерческие организации (в сопоставлении с секторами государства и бизнеса) и рядовые граждане не вовлечены в качестве полноправных участников и партнеров по разработке планов и программ.

Как правило, общественные организации разобщены, действуют в рамках своих интересов, часто дублируют друг друга. Свои усилия они направляют на решение частных задач, не выходя на социальные и общественно значимые проекты, не принимая во внимание стратегические ориентиры регионального развития. Общественные организации не имеют своей собственной социальной политики, не оформлены как единый ассоциированный субъект деятельности, многие представители общественных организаций не имеют ясного представления о реальных проблемах региона и действуют не столько от проблем развития территории, сколько от своих интересов, выпрашивая у местных властей особые условия и благотворительную помощь. Стратегические вопросы формирования общественного движения пока находятся в стадии созревания, существующие общественные институты пока не стали партнерами в деле стратегического управления.

Существует ряд проблем в рамках улучшения институциональной системы в управлении регионом. Власти регионов почти не имеют стимулов к самостоятельному улучшению качества работы в регионе и продолжают уповать на федеральную поддержку или искусственные институциональные преимущества в виде особых зон и прочих режимов, но улучшение институтов пока не обеспечивает ускоренного экономического роста и, тем более, увеличения административной ренты. Роль институтов как стимулов развития пока еще второстепенна, более значимыми остаются преимущества ресурсообеспеченности, выгодного географического положения и агломерационный эффект. При улучшении в них институциональной среды интеграция нескольких преимуществ дает кумулятивный эффект, а следовательно, заметно повышает конкурентоспособность. В таких регионах выше вероятность формирования коалиций разных групп интересов, которые выигрывают от модернизации институтов. Стремление улучшать институты будет только при наличии важнейшего условия - реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Если отдельных крупных инвесторов еще можно заманить искусственными специальными преимуществами, то приток более квалифицированного и мобильного населения, развитие малого и среднего бизнеса не могут обеспечиваться без стратегических планов. Реальная конкуренция регионов может возникнуть только при децентрализации ресурсов и полномочий. Пока федеральный центр отвечает за все и покрывает провалы региональных институциональных решений, честная конкуренция вряд ли возможна. Пока у регионов нет необходимых полномочий и ресурсов для их реализации, отсутствуют и стимулы к повышению конкурентоспособности и реформированию институтов.

В этой связи возникает необходимость в разработке качественно новых подходов к функциональной направленности и организационному строению органов экономического управления регулирования для обеспечения институциональной устойчивости. Одним из таких подходов является формирование механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, обеспечивающего устойчивость функционирования экономического пространства в рыночных условиях. Развитие социально-экономической системы с учетом региональных особенностей крайне актуально для современной трансформационной экономики России, управленческая система которой характеризуется постоянным поиском, разработкой и совершенствованием приемов и методов воздействия на социально-экономические процессы.

Формирование системы согласования экономических интересов понимается как элемент развития институциональных основ рыночных преобразований и выступает одним из направлений повышения эффективности действия всей системы экономического управления, что свидетельствует о значимости исследования данных процессов. Осуществление эффективного функционирования сферы услуг, особенно такой специфической ее части, как бытовое обслуживание, невозможно без комплексного внедрения прогрессивных приемов и методов управления хозяйственной деятельности во всех сферах хозяйствования с учетом. В то же время  в наиболее динамичных секторах экономики, к которым относится сфера услуг, совершенствование системы управления позволит достичь наибольших результатов в краткосрочной перспективе, тем самым апробировав проводимые изменения для последующего распространения на другие области хозяйственной деятельности. Наряду с этим, становление новых форм управления на региональных рынках позволит реализовать имеющийся экономический потенциал этого сектора экономики, способного стать одним из важнейших источников экономического роста.

В настоящее время развитый механизм саморегулирования рынка услуг еще не сформирован и особую остроту приобретают теоретико-методологические вопросы построения целостной системы управления институциональной устойчивостью на региональном уровне. Основой управления институциональной устойчивостью призваны стать механизмы саморегулирования рынка, развитая рыночная инфраструктура, основывающаяся на мощной системе информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности участников рынка, позволяющей выявлять основные тенденции его развития и осуществлять мониторинг текущих процессов и явлений. Построение подобной системы предполагает углубление и расширение изучения теоретических и методических вопросов управления институциональной устойчивостью региональных социально-экономических систем. В этой связи представляется весьма значимой задача развития теоретических основ, конкретных приемов и методов, позволяющих совершенствовать методы управления институциональной устойчивостью на региональном уровне,  инфраструктурные элементы социально-экономической системы и разрабатывать соответствующие рекомендации по наиболее эффективному моделированию региональной системы управления рынком услуг. Постановка и решение данной задачи представляется своевременной и крайне актуальной научной проблемой исследования региональных социально-экономических систем.

Организационно-экономическое содержание управления институциональной устойчивостью можно рассматривать с нескольких теоретико-методологических позиций:

  • как экономическую категорию, которая обладает собственным содержанием и понятийным аппаратом;
  • в качестве комплексной функции и неотъемлемой части экономической политики государства;
  • как самостоятельный управленческий процесс и целостную систему воздействий на социально-экономические процессы и явления в сфере организации сервиса.

Управление институциональной устойчивостью - это регламентированная нормами права деятельность институтов рынка, базирующаяся на специфических принципах управленческого воздействия на проблемные ситуации в экономической системе. Как практическая деятельность управление институциональной устойчивостью представляет собой совокупность действий и операций по наблюдению за организационными и финансовыми сторонами деятельности субъектов хозяйствования и воздействие на них с применением специфических правовых, информационных, административных, финансовых и иных мер.

Рис. 1. Содержание управления институциональной устойчивостью региона

Методологической основой управления устойчивостью региональной инфраструктуры рынка выступает:

  • совокупность принципов, методов, приёмов по наблюдению, координации и согласованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений;
  • обеспечение законности хозяйственных операций со стороны экономических субъектов;
  • правильность и своевременность выполнения существующих договорных обязательств на ограниченных территориях;
  • должная постановка документооборота и продвижение прогрессивных стандартов хозяйственной деятельности.

Управление институциональной устойчивостью в системе государственного регулирования является одной из стадий управленческого цикла. Она представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа проблемных явлений с целью оценки обоснованности и эффективности разрабатываемых и принятых управленческих решений, направленных на стабилизацию экономического развития, выявление степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров. Понятие управления институциональной устойчивостью  регионам  в узком смысле можно определить как систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования системы по индикаторам, характеризующим стабильную траекторию ее развития, а также выработки субъектами хозяйственной деятельности и государственной власти определенных корректирующих действий в случае возникновения дестабилизирующих явлений.

Исходным пунктом развития теоретико-методологического обеспечения управления институциональной устойчивостью региона является определение базовых принципов ее осуществления, установление целей и задач. Принципы управления институциональной устойчивостью выступают одним из фундаментальных понятий. Они характеризуют всю систему регулирования рынка как общепризнанные правила действий в проблемных ситуациях, возникающих в результате воздействия различного рода факторов. В то же время определяют строгие требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема управления устойчивостью.

Методологической основой принципов управления институциональной устойчивостью выступают ключевые положения организации контроля в системе управления, к которым относятся: объективность, определенность, конкретность, взаимосвязь с другими принципами, нейтральность, экономичность, непрерывность, действенность, своевременность и др. Данные принципы концентрируют и фиксируют объективные закономерности функционирования общества и государства, выражают решающие условия целенаправленного развития системы государственного регулирования, реализацию принципов свободы, демократизма, законности и др., предопределяют объективную необходимость выполнения учетно-аналитической, статистической, контрольной деятельности инфраструктурных подсистем.

Распространено мнение, что модернизация начинается сверху, так в России было всегда. Но для того, чтобы эти импульсы продвигались в пространстве, должны быть сформированы условия для инициативы снизу - от регионов, имеющих конкурентные преимущества и выигрывающих от улучшения институтов. Если эта двуединая задача не будет реализована, модернизация в России вряд ли будет успешной и устойчивой.

Рецензенты:

Мишурова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Антикризисного и корпоративного управления» «РГЭУ (РИНХ)» «Ростовский государственный экономический университет» г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Иванова Е.В., Радина О.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОГЛАСОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6151 (дата обращения: 23.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074