Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА ВОКРУГ НОВОГО КОРПУСА

Бунина О.А. 1 Тяско И.Ю. 1 Борисова М.В. 1 Гейнц О.Л. 1
1 Ставропольский государственный университет
Приведено описание результатов проектировочных работ в отношении организации ландшафтно-архитектурной среды вокруг образовательного объекта. Новый корпус Ставропольского госуниверситета призван воплотить также и новую роль образовательного пространства, с целью вывода на современный ценностный уровень качества обучения в одном из ведущих ВУЗов региона. С использованием системного ландшафтного подхода, с учетом методов ландшафтной архитектуры проведены работы по функциональному зонированию образовательной территории, выполнена оптимизация пространства, составлен план озеленения и благоустройства с соблюдением принципов современной эстетики, экологичности, статусности учреждения. Данный проект есть результат конкурса студенческих работ, проведенного в 2011 году и представляет собой обобщенный труд на основе лучших предложений трёх авторов.
ландшафтная архитектура
функциональное зонирование
озеленение
элементы благоустройства
1. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна / под общ. ред. Потаева Г.А. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 217 с.
2. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование. - М. : Академия, 2008. - 341 с.
3. Проект генплана и благоустройства учебного корпуса СГУ (чертёжные материалы) // гл. инж. Н.В. Яцутко, Г.Н. Погосов. - Ставрополь : ОАО «Институт Ставропольгражданпроект», 2005.
4. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура : учеб. пособие для вузов. - М. : Оникс, 2006. - 87 с.
5. Тяско И.Ю., Борисова М.В., Гейнц О.Л. Создание ландшафтно-архитектурной среды территории СГУ вокруг нового корпуса (на основе конкурсной работы студенческой научной группы) // Вопросы географии и краеведения : мат. IV конф. членов РГО, Ставропольского отдела. - Ставрополь, 2011 - С. 111-118.
В последнее время в России можно отметить тенденцию роста актуальности ландшафтной архитектуры. Озеленение и благоустройство участка выступает важнейшим средством создания новой среды человека, на научном подходе учитываются проблемы экологии, эстетики, функциональности, целесообразности организации территории [1; 4].

Вузовский комплекс является одним из главных элементов архитектурно-ландшафтной среды г. Ставрополя и требует особого отношения и внимания к планировочной и организационной структуре.

Благоустройство - это не только решение задач развития инфраструктуры, но и создание максимально здоровой и комфортной образовательной среды, зафиксированной в стратегии развития вуза как территории здорового образа жизни, а также развитие инклюзивного образования, и, следовательно, создание безбарьерной среды. Кроме всего прочего, ввиду возможного выбора Ставропольского госуниверситета в качестве базовой площадки для создаваемого федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе возрастает значение эталонности облика университетской территории. Эстетика пейзажной составляющей выступает также как воспитательный аспект, формирующий толерантность, экологический императив в поведении студентов, статусность, отражающие позицию вуза, как одного из старейших учебных заведений на Северном Кавказе.

Сущность планирования заключается в пошаговой доступности ко всем услугам вуза, едином стилевом решении территории. Основными методами, используемыми при проектировании образовательной среды, явились системно-ландшафтный и экологический [2].

По условиям конкурсной программы перед авторами стояла нелегкая, но интересная задача - создать под открытым небом гармоничную, комфортную и сугубо индивидуальную среду обитания для конкретной проектируемой территории СГУ [3]. Участок, о котором идет речь, расположен в центральной исторической части города Ставрополя, на пересечении улиц Дзержинского, Пушкина, Морозова. Некогда эта территория являлась частью обширного Черного леса. В то время, когда строилась крепость (1777 г.), центральную верхнюю часть занимал трудно проходимый Черный лес. Позже, в XIX в., эта часть города считалась «элитной», так как сюда приезжали богатые люди на лечение. Это было вызвано тем, что климат центральной части города благотворно влиял на здоровье и лечение людей. Сейчас на этом месте расположены учебные корпуса и новые проектируемые территории СГУ. Перед авторами стояла задача выполнить дизайнерское оформление территории, с характерными для нее растительными сообществами и композиционными приемами, наполнить ее интересными пейзажными элементами, позволяющими создать атмосферу «сада с историей», передававшегося из поколения в поколение. Исходя из поставленных задач, на проектируемом участке провели функциональное зонирование, составили творческую концепцию, сделали посадочный чертеж и рассчитали себестоимость материалов.

Строительство нового девятиэтажного учебного корпуса Ставропольского государственного университета началось в 2004 г., общей площадью 30,5 тыс. м², в стадии завершения 1-я очередь на 16,2 тыс. м². Размещение объекта на земельном участке произведено в соответствии с учётом природно-климатических, геологических и других местных условий строительства. В ближайшее время планируется строительство второго здания - близнеца первого, где будут, помимо учебных аудиторий, располагаться музеи и учебные лаборатории университета. Они будут соединены двумя навесными крытыми коридорами на уровне первого этажа (по отношению к цокольному) (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид проектируемой территории (территория Ставропольского университета).

Площадь всей проектируемой территории составляет 8985 м², из них занято застройкой - 4001 м² (41,4%). Благоустраиваемая территория, прилегающая к корпусу, отличается небольшими размерами, перепады высот минимальные (1-2 м) и при работе не учитывались [1]. Высота участка над уровнем моря составляет 579 метров. Рассматриваемый нами участок со всех сторон окружен зданиями: частными домовладениями (одно- и двухэтажными) с северо-восточной стороны, которые не являются достойным соседством из-за своей неприглядности и ветхости; учебными корпусами с запада и северо-востока; библиотекой на севере и хозяйственными постройками на юге. К парадной части корпуса с восточной стороны практически вплотную прилегает гимнастический зал, который сейчас используется как книгохранилище. Все это способствует сильному затенению в различное время суток. Поэтому авторами не учитывалась специфика суточного инсоляционного режима и не выполнялся соответствующий чертеж. К северу от рассматриваемого участка проходит автомобильная дорога (улица Дзержинского). Интенсивность потока машин достаточно высокая, что способствует частым автомобильным заторам и повышению шумового и газового загрязнения. С западной стороны, на небольшом удалении от корпуса, расположена трансформаторная подстанция. Поверхностный водоотвод с территории учебных корпусов осуществляется по лоткам проездов с дальнейшим выводом на прилегающие улицы с обеспеченной системой водоотвода. Подземных видов коммуникаций на озеленяемой и благоустраиваемой территории нет, что существенно упрощает работы и сокращает сроки ее выполнения.

Территория вуза - это территория знаний, поэтому необходимо стремиться облагородить и сделать ее эстетически привлекательной, где должно начинаться пространство чистоты и уюта, потому что красота также является хорошим воспитателем. На выбор авторами стиля дизайнерского решения повлиял факт того, что в новом учебном корпусе будут обучаться студенты юридического факультета. Отсюда главными установками рисунков проектируемых композиций выступили симметрия, строгость линий, регулярность, т.е. геометричность композиционных элементов. Кроме этого, общепринятым у ландшафтных архитекторов считается правило симметричного, строгого повторения озеленительных элементов в общественных местах широкого доступа с официальным статусом.

Проектируемый участок функционально, но при этом условно делится на парадную зону, хозяйственные постройки, место для отдыха, парковочную зону, спортивную и транзитную. Каждая зона при выборе ее месторасположения, контуров, размеров определялась нами исходя из принципов достаточности и необходимости. В целом планировка участка зависит от общей архитектурно-планировочной структуры уже существующих построек и насаждений.

Парадная (партерная) зона представлена университетским двориком, где располагается главный вход в новый корпус (рис. 2). Партерная зона выполняет функцию «лица» университета, является его визитной карточкой.

Рис. 2. Часть проекта со стороны ул. Дзержинского г. Ставрополя (главный вход в новый корпус).

Эта зона должна выглядеть эстетически привлекательной, чтобы радовать преподавателей и студентов, гостей, а также способствовать привлечению абитуриентов. Исходя из этого, для её оформления следует тщательнее осуществлять подбор растений, требовательных к уходу и поддержанию своего эстетического облика, составлять оригинальные композиции; т.е. стремиться всемерно соответствовать статусу заведения, являющегося старейшей кузницей интеллектуальных кадров региона. Эта зона предшествует виду на входную часть учебного корпуса. Имеется строгий симметрично выполненный вход с лестницей и колоннами, планируется подчеркнуть эту строгую симметрию доступными нам средствами. Из-за нехватки земли и малой площади для воплощения своих творческих идей в этой зоне по обе стороны от главного входа авторы расположили в кадках с геометрическими узорами можжевельники конусообразной формы.

Зона отдыха (рекреационная) располагается с тыльной стороны нового учебного корпуса. Эта зона выполняет функции релаксации и снятия напряжения. Она является зоной пассивного, созерцательного отдыха, где можно полюбоваться прекрасными композициями. Эта часть проектируемой территории должна располагать к отдыху людей, позволять им расслабиться и абстрагироваться от внешних дел и проблем. Обстановка этой зоны должна быть непринужденной, успокаивающей и благотворно влиять на преподавателей, студентов, гостей, а также позволять слиться в гармонии с природой. Именно эта зона в проекте - самая эксклюзивная в плане авторской творческой концепции.

Критериями проектирования в данном случае выступают удобная пешеходная связь с корпусом, изолированность от внешних взглядов, эстетика окружающих посадок. С корпусом связана территория, на которой студенты и преподаватели, а также гости университета смогут проводить свой досуг, сменить вид занятий, расслабиться у воды, пообщаться с друзьями, поиграть в игры, посидеть на траве.

Спортивная зона. Она уже существует и представляет собой площадку для спортивных игр, беговой круг и прилегающую к нему площадку. На ней студенты занимаются физической культурой в тёплое время года (осенью и весной). Существующее мини-футбольное поле необходимо оборудовать прорезиненным покрытием, дополнить спортивной площадкой для легкой атлетики и площадкой для метания спортивных ядер с соответствующим оборудованием. Спортивная зона в нашем проекте необходима, так как каждый человек должен следить за своим здоровьем и физической формой. В этой части проектируемой территории можно не только поддерживать здоровый образ жизни, но и наблюдать за проходящими спортивными соревнованиями. Тем самым спортивная зона выполняет функции оздоровления и расслабления людей.

Данная зона требует должного зелёного обрамления, обновления покрытия и засевания нового газона. Для оформления этой зоны по периметру решено было высадить девичий виноград (P. Tricuspidata). Его высокие кустистые плети оплетут футбольное поле и создадут атмосферу гармонии, отдыха и уюта. Не уступая в декоративности многим тропическим лианам, он абсолютно зимостоек, и даже если весной возвратные заморозки повреждают молодую листву, она вскоре возобновляется благодаря наличию множества спящих почек. Густая листва винограда защитит эту часть проектируемой территории от прямых солнечных лучей и дождя, от резких перепадов температуры, уменьшит запыленность и будет регулировать влажность воздуха, а также приглушать уличный шум. Это позволит спортсменам и зрителям не отвлекаться на погодные условия и внешние помехи.

Транзитная зона повсеместна и налагается на другие функциональные зоны. Она выполняет функции связи между отдельными корпусами и административными службами. По авторской концепции эта зона исключительно пешеходного доступа. Транзитная зона должна быть эстетически привлекательной, позволяющей отдыхать взгляду прохожего, следовательно, требует создания т.н. ловушек красоты. Поэтому задача авторов заключалась не только в создании комфортной и грамотно спланированной транзитной зоны, но и оформленной разнообразными деревьями, кустарниками, малыми архитектурными формами, призванными поднимать настроение, радовать глаз. Переходя из одного места в другое, люди должны сливаться с гармонией природы.  

Транзитная зона подразумевает, что через нее будет проходить большой поток людей, поэтому необходимо учитывать такие факторы, как загрязнения и повышенная нагрузка на среду. На взгляд авторов, основными векторами для транзитных потоков людей должны выступить дороги с тыльной стороны проектируемого к возведению во вторую очередь учебного корпуса, в месте его сопряжения с хозяйственными постройками, а также обходная дорога к северо-западу на участке, вдоль частных построек. В первую очередь, необходимо решить задачи безопасного перемещения, особенно в темное время суток, а также на основе психологических уловок направить преимущественный поток людей по этим направлениям. В числе уловок выступает приоритет прямых, ничем не осложненных дорог, отсутствие ярко привлекательных композиций, система хорошо освещенного пространства без темных углов, размещение специальных указателей направления.

Хозяйственная (утилитарная) зона объединяет гаражи, хозяйственные постройки, котельные, кладовые и другие подсобные помещения. Обычно ее размещают на максимальном удалении от зданий и мест отдыха. В нашем случае хозяйственные сооружения уже существуют на благоустраиваемой территории и имеют совсем неприглядный вид, также они отличаются по стилевому решению, материалу строительства, покрытию крыш. Поэтому её лучше спрятать от глаз, отгородить забором и окружить зеленью. Авторы предлагают декорировать ее живой изгородью из лиственничного кустарника (форсайтия), которая разделяется декоративными фонарями. Другой вариант - настенные шпалеры, по которым в дальнейшем раскинет свои плети декоративная ежевика (Rubus caesius). Она имеет хорошие декоративные качества: в начале лета кусты покрыты большими цветками, в конце лета они усыпаны блестящими черными ягодами. Плетистые веточки ежевики способны украсить невыразительные хозяйственные объекты.

Парковочная зона. Учитывая то, что «университетский городок» является зоной пешеходного доступа и наша задача - с наименьшими поправками сделать ее удобной и безопасной для пешеходов и экологически чистой, мы не отводим много пространства для парковки, но при этом совсем отказаться от неё не можем в силу все возрастающей роли автотранспорта в жизни современных людей. Вообще место для парковки - это одна из наиболее острых проблем университета. Поэтому на нашем проектируемом участке была выделена парковочная зона, хотя бы для работников университета и преподавательского состава. Чтобы данная территория не бросалась в глаза и не портила общий вид территории, по одному из авторских вариантов её располагают вплотную к хозяйственным постройкам. Она окружит её с трёх сторон в один ряд (рассчитана на 12 машинных мест).

Также авторы выделяют еще 2 места для парковки: одна на 12 мест (для гостей и студентов вуза) располагается рядом с гимнастическим залом, сзади второго нового учебного корпуса, другая на 8 мест (для преподавателей) - рядом с книгохранилищем, занявшим одно из зданий спортивного факультета.

Общий стиль оформления территории нового учебного корпуса частично повторяет уже существующий возле других зданий университета: геометрический рисунок растительных посадок, схожий выбор растений для озеленения, приоритет общеэстетической и всесезонной направленности декорирования, нетребовательность и невысокая трудоемкость в уходе за посадками. Авторы предлагают использовать те же малые архитектурные формы (урны, лавочки), что были использованы в благоустройстве возле корпуса 1а и Научной библиотеки. Также практически везде одинаковое мощение, выполненное из плитки ромбической формы светло-серого цвета.

Название творческой авторской задумки, ставшей победителем конкурса ландшафтного дизайна прилегающей территории вокруг нового корпуса СГУ, - «Кавказские арабески» [5]. «Арабеска» в переводе означает сложный орнамент из геометрических узоров (завитков, окружностей, линий), выполненный чаще всего на фоне газона из растений или инертных материалов. Это название полностью отражает суть нашей композиционной работы и позволяет окружающим окунуться в атмосферу уюта и тепла.

Другой дизайн-проект получил своё название «Университетская дриада» от слова «дриады» - нимфы, покровительницы деревьев. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, также пользуется их особенным покровительством. Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Дриады - нимфы, следящие за всеми растениями. Считаются самыми красивыми. Они очень любят повеселиться. Узнать дриаду среди обычных женщин почти невозможно - она ничем не отличается от человека, даже одевается также. Она старается не появляться там, где причиняют вред растениям. Если же дриада кого-нибудь заметила за этим, его до конца жизни будут преследовать несчастья.

Один из вариантов конкурсных проектов подразумевает использование элементов эпохи Древнего Рима и получил название «Античная свобода», что, на авторский взгляд, отражает как стилевую направленность предлагаемых решений для декоративного оформления, так и соответствует античным установкам правильного образа жизни: демократичности, свободы высказывания, открытости к восприятию нового.

Цвет - одно из эффективных средств оформления ландшафтного дизайн-проекта, при помощи которого авторы достигают высокой его выразительности. Основное цветовое решение проекта лежит в спектре от светло-бежевого до темно-коричневого, что объединяет «неживую» окружающую среду с природой и создает целостное восприятие.

Эстетичность рекреационной зоны, как уже говорилось, самой эксклюзивной в авторской задумке, мы решили с помощью симметричных декоративных композиций, водной композиции и трибуны.

Каждый авторский сад должен обладать неповторимым характером и не может обойтись без ярких акцентов и оригинальных решений. Обычно в любом деле стараются избегать повторов, поскольку считается, что они навевают скуку. Но в саду повторяющиеся композиции воспринимаются иначе и являются теми эффектными элементами оформления, которые помогают создать очень красивый садовый дизайн. В данном случае «изюминкой» стало создание симметрично располагающихся клумб с замысловатым орнаментом, выполненным из красиво подобранных композиций. Алые трубчато-двугубые язычки сальвии (Salvia splendens) прекрасно сочетаются с огненными бархатцами (Tagetes). Это великолепное буйствоцветие однолетников утопает в зелени богато раскинувшегося самшита (Buxus). Запах самшита обладает лечебными свойствами. А в центре этой зоны, напротив входа во второй новый учебный корпус - водная композиция под названием «Мудрая мысль» или «Мудрая сова». В центре рекреационной зоны, перед входом во второй новый корпус, авторы предлагают разместить фонтан, водная чаша которого из гранита (Ø 2,5 м), а внешняя чаша обсажена по окружности 30-сантиметровой полосой хосты. В центре фонтана установлена бронзовая раскрытая книга, где прописан девиз университета: «Сохраняя традиции - стремиться к совершенству». Можно установить бронзовую сову, которая с античных времен является символом познания, проницательности, мудрости и просвещения. Эта птица ассоциируется с учеными, чьи большие круглые очки с толстыми линзами напоминают глаза мудрой совы.

Входная часть второго проектируемого корпуса оформлена симметрично поставленными вазонами с бордовыми петуниями. Напротив этой клумбы мы расположили ряд лавочек с урнами для отдыха и релаксации. В нашем проекте эта зона находится между двумя учебными корпусами, так как это место изолировано от шума и находится вдали от парковочных зон.

По периметру композиции обсажены самшитом в виде рабатки. В целом большинство декоративных композиций представлены регулярно высаженными, симметрично повторяющимися стрижеными формами растений.

Известно, что построенный новый учебный корпус предназначен, прежде всего, для студентов юридического факультета, для которых важно умение ораторского мастерства. Поэтому последним декоративным элементом этой зоны является трибуна, предназначенная для публичных выступлений как студентов, так и преподавателей. Выполнена она по типу трибуны в Гайд-парке в Лондоне. По периметру она декорирована световыми панно, с изображениями ораторских диспутов в Древнем Риме. Обособлена эта композиция иным рисунком мощения.

Перед всеми декоративными элементами расположены лавочки, которые предназначены для отдыха студентов во время перерывов.

При переходе от зоны отдыха в северо-северо-западную часть нашего проектируемого участка мы попадаем в так называемый потайной кармашек. Здесь располагаются симметричные вытянутые вдоль стен зданий газоны с вкопанными светильниками. В центре этой зоны располагается скульптурная фигура в виде «Руки правосудия», находящаяся в шестигранной клумбе. Связана эта скульптура с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальное значение этого образа связано с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства. Символика пальцев рук может быть рассмотрена в контексте числовой символики. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием. Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны. Дополнена эта зона лавочками для отдыха и урнами.

При проектировании и благоустройстве образовательной территории СГУ мы столкнулись со следующими проблемами: высокая плотность застройки, вызванная длительностью времени освоения этой территории селитебными объектами, хаотичностью планировки, в результате которой имеются пустыри, маленькой площади участки с деградированной почвой. Еще одной проблемой является небольшая площадь для озеленения нашей территории. Во времена освоения участка были выкорчеваны почти все деревья. В связи с небольшой проектируемой территорией СГУ и достаточно продолжительным временем роста деревьев главный упор авторы решили сделать на создание цветочных композиций. Они уже сейчас смогут радовать глаз людей буйством пестрых красок и изумрудом вечнозеленой зелени. Еще одной проблемой, с которой столкнулись авторы, стало затенение в зоне отдыха между двумя проектируемыми новыми учебными корпусами. В связи с этим сложным был подбор растений.

Важность проведенных работ заключается в том, что в связи со строительством нового корпуса возникла необходимость озеленения и благоустройства прилегающей к нему территории. Ведь от правильного разделения пространства на различные зоны зависит гармоничность пребывания в нем. Корпус имеет центральное положение относительно других университетских построек и поэтому создание общеуниверситетской атмосферы вокруг него, настраивающей на научный и творческий лад, является очень важным.            

Рецензенты

  • Мишвелов Е.Г., д.биол.н., профессор кафедры экологии и природопользования СГУ, г. Ставрополь.
  • Лысенко А.В., д.геогр.н., профессор кафедры физической географии СГУ, г. Ставрополь.

Библиографическая ссылка

Бунина О.А., Тяско И.Ю., Борисова М.В., Гейнц О.Л. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА ВОКРУГ НОВОГО КОРПУСА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6198 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074