Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Бойко O.Я. 1
1 Специальный Олимпийский комитет Свердловской области
Рассматриваются концептуальные, методологические, организационные условия для успешной организации процесса социальной реабилитации школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями средствами адаптивной физической культуры. Предлагается методика оценки эффективности реабилитационного процесса в ходе физкультурно-спортивной деятельности детей с нарушениями в психо-физическом развитии, занимающихся по Специальным Олимпийским программам. Предложен комплекс мер, которые могут стать стратегией региона для развития спортивных адаптивных программ на современном этапе. Статья подготовлена на материалах, обобщающих опыт Свердловской области.
адаптивная физическая культура
социальная реабилитация
социальная адаптация
социальная технология.
1. Антропова Ю. Ю. Развитие государственной региональной семейной политики в современных условиях (опыт Свердловской области) [Текст] / Антропова Ю. Ю. - Екатеринбург: Уральское издательство, 2010.
2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Адаптивная физическая культура. 1998. № 1. - http://www.bmsi.ru/issue/492304c1-2d98-4e02-b2cf-0e3fb1c4d02e.
3. Организационно-методические аспекты развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Российско-европейский опыт. Сборник статей под редакцией В. А. Бронникова [Текст]. - Нижний Новгород, 2007.
4. Сборник докладов по материалам 11-ой конференции Специальной Олимпиады России / Сост. и ред. Г. Ф. Морозова. - М.: Издание ОБО «Специальная Олимпиада России» [Текст], 2011.
5. Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями: Социологическое исследование [Текст] - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2011.// http://www.fond-detyam.ru.
Целью проведенного автором исследования является теоретико-методологическое обоснование использования адаптивной физической культуры для социальной реабилитации умственно отсталых школьников, а также разработка региональной модели построения спортивной программы для данной категории детей на примере Свердловской области.

Региональные особенности государственной социальной политики в отношении лиц, с ограниченными возможностями здоровья, определяют современную систему управления развитием физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области.

Вопросами развития адаптивной физической культуры (в том числе - для умственно отсталых детей) занимаются региональные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере физической культуры и спорта, социальной защиты, образования, здравоохранения, молодежной политики, а также органы местного самоуправления, в чьем ведении находятся учреждения дополнительного образования.

Курирует данный вопрос в органах государственной власти заместитель председателя Правительства Свердловской области по социальной политике.

В целях развития международной спортивной программы для лиц с проблемами в интеллектуальном развитии «Специальная Олимпиада» в 2001 году в Свердловской области была разработана межведомственная социальная программа «Специальная Олимпиада - уральский вариант» и создан координирующий и руководящий орган программы - Специальный Олимпийский Комитет Свердловской области, опирающийся на 38 отделений, организующих спортивную и рекреационную деятельность более 7 000 спортсменов с нарушениями интеллекта.

Вместе с тем, отсутствие «одного окна» в вопросе развития физической культуры и спорта создает трудности межведомственного взаимодействия и в итоге - мешает эффективности деятельности в данном направлении в регионе.

Задачами развития физической культуры и спорта для умственно отсталых школьников Свердловской области на стратегическую перспективу были определены:

  1. разработка региональных концептуальных основ использования средств физической культуры и спорта в процессе социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста;
  2. разработка программ физкультурно-спортивной направленности для умственно отсталых детей школьного возраста, а также методических материалов и рекомендаций для их реализации;
  3. разработка региональной модели вовлечения умственно отсталых детей школьного возраста в Специальные Олимпийские программы;
  4. разработка региональной структуры управления физкультурно-спортивной деятельностью умственно отсталых школьников;
  5. разработка подходов к оценке результативности процесса социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста в ходе их физкультурно-спортивной деятельности;
  6. создание организационных, материально-технических, информационных и кадровых условий для реализации спортивных программ для умственно отсталых детей школьного возраста в регионе.

Основополагающими принципами развития физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области нами были определены

следующие:

  • социальное партнерство;
  • программно-целевой подход в организации адаптивной физической культуры;
  • шаговая доступность услуг по адаптивной физической культуре и спорту.

В рамках программно-целевого подхода Специальный Олимпийский Комитет Свердловской области развивает следующие социальные инициативы Специальной Олимпиады:

  1. «Сеть поддержки семей» (Family Support Network) - семейные клубы Специальной Олимпиады, активно включающие семьи в реабилитационный процесс;
  2. «Здоровые атлеты» (Special Olympics Healthy Athletes) - воспитание навыков здорового образа жизни, профилактика заболеваний;
  3. «Молодые атлеты» (Young AthletesTM) - игровая спортивная программа для детей с проблемами интеллектуального развития до 8 лет;
  4. «ПриСОединяйтесь!» (SO Get Into It) - воспитание толерантного отношения к людям с умственной отсталостью в среде здоровых школьников;
  5. «Объединенный спорт» (Unified Sports) - совместное участие в тренировках и соревнованиях атлетов Специальной Олимпиады и их здоровых сверстников.

Кроме этого, в Свердловской области разработаны и реализуются авторские социальные программы и проекты:

  1. Летняя оздоровительно-развивающая программа «Спортивно-экологический лагерь Специальной Олимпиады в природном парке «Оленьи ручьи».
  2. Программа «Спортивные недели Специальной Олимпиады в санаторных учреждениях Свердловской области».
  3. «Единство непохожих» - проект создания и развития эффективных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через формирование единого пространства общения здоровых детей и детей с умственной отсталостью.

Каждая из программ представляет собой действенный инструмент социализации умственно отсталых детей школьного возраста.

Благодаря принципу шаговой доступности услуг физической культуры и спорта в регионе на базе образовательных и социальных учреждений, общественных организаций созданы 38 отделений Специального Олимпийского Комитета, работающих по Специальным Олимпийским программам и готовящих к соревнованиям по 18 видам спорта более 7 000 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, методологически обоснованные подходы к определению приоритетов в развитии физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области, разработанные в 2000 году, на сегодняшний день доказали свою результативность, а также позволили разработать и апробировать модель вовлечения умственно отсталых детей школьного возраста в Специальные Олимпийские программы.

Важным элементом построения программы Специальной Олимпиады стала выработка инструментов оценки ее результативности, поскольку на сегодняшний день не только в Свердловской области, но и в целом в России нет единых подходов к оценке эффективности политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Результативность развития физической культуры и спорта в Свердловской области может быть измерена на основе кластерной системы социально-значимых критериев и показателей, которая в последнее время активно используется в разработке стратегий развития российских регионов, изучении проблем управления результативностью региональных социальных программ и проектов.

Мы предлагаем следующую матрицу оценки результативности развития физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области (таблица 1).

Таблица 1. Матрица кластеров в оценке результативности  развития адаптивной физической культуры в Свердловской области

Кластер

Критерии

Показатели в Свердловской области

Цели и задачи

Приоритетность, массовое распространение и доступность занятий спортом и физической культурой

38 отделений Специального Олимпийского Комитета, работающих по Специальным Олимпийским программам.

7 000 атлетов Специальной Олимпиады

Меры

ФЗ РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»

 

Закон Свердловской области «О физической культуре и спорте в Свердловской области» от 12.11.1997 г. № 64-ОЗ (в ред. от 23.05.2011 г. № 30-ОЗ)

ФЗ РФ № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

Постановление Правительства Свердловской области от 30.06.2005 г. № 520-ПП «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области»

ФЗ РФ № 195 от 10 декабря 1995г. «Об основных принципах предоставления социальных услуг в РФ»

Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2011г. №856-ПП «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной социальной службе Свердловской области»

Механизмы

Федеральные и региональные программы по развитию физической культуры и спорта инвалидов

Концепция развития детско-юношеского спорта на 2009- 2015 годы

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.

Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»

Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» на 2011-2015 годы

Постановление Правительства Свердловской области от 13.11.2008 г. № 1198-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации инвалидов в Свердловской области»

Областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)

ИПР носит формальный характер, маршрут социальной реабилитации и интеграции не прописывается

Система пособий на спорт, физкультуру и досуг

Финансирование расходов на адаптивную физическую культуру ниже уровня минимальной достаточности

Предоставление средств доступа к спортивным и физкультурно-массовым мероприятиям

На территории Свердловской области расположено 8225 объектов спортивной инфраструктуры, из них оборудованы специальными средствами для доступности инвалидов - 26

Спортивные мероприятия для инвалидов (соревнования, спартакиады, олимпиады)

Соревнования для инвалидов проводятся в соответствии со спортивными календарями, но основной проблемой является организация регулярной тренировочной деятельности

Число специалистов по адаптивной физической культуре, имеющих специальное профессиональное образование

 

Специалисты-реабилитологи готовятся в 1 ВУЗе и 1 ССУЗе, но закрепляются в профессии слабо: в общем числе педагогов коррекционных образовательных учреждений Свердловской области составляют менее 1 %, в учреждениях социальной защиты - отсутствуют.

Проблема решается отчасти через систему курсовой переподготовки практиков

Количество развиваемых Специальным Олимпийским Комитетом видов спорта

18 видов спорта

Субъекты

Органы администрирования физкультуры, спорта, рекреационной и досуговой деятельности:

- на региональном уровне

- на муниципальном уровне

Муниципальных органов администрирования нет, на региональном уровне создан центр спортивной подготовки паралимпийских команд «Родник», работающий с некоторыми нозологическим группами взрослых инвалидов в области высшего спортивного мастерства.

Не решены вопросы: детского спорта, занятий с умственно отсталыми спортсменами, массового вовлечения в спорт, рекреации, внедрения современных методик и программ

Организации и учреждения, предоставляющие физкультурные, спортивные, рекреационные услуги

Физкультурные, спортивные, рекреационные услуги инвалидам оказываются эпизодически - скорее как исключение

Общественные организации инвалидов

Основные структуры-посредники - общественные организации инвалидов

Государственные и негосударственные организации, предоставляющие социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидам

В государственных социальных учреждениях спортивные программы практически не представлены: нет ставок для специалистов, инвентаря, спортивных сооружений, методик.

Негосударственные организации, предоставляющие социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидам, в регионе отсутствуют

 

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей

 

В коррекционных образовательных учреждениях с каждым годом сокращается количество педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В г. Екатеринбурге только 1 коррекционная школа VIII имеет стандартный спортивный зал. Нет программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для умственно-отсталых школьников

Специализированные физкультурно-спортивные заведения для инвалидов, Паралимпийские, сурдлимпийские и Специальные Олимпийские

организации

Только 1 ДЮСШ в области работает с группами умственно отсталых спортсменов. Работают 2 областные общественные организации, развивающие спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья и встроенные в общероссийскую и мировую систему

Вовлеченность умственно отсталых детей

Число умственно отсталых школьников, регулярно занимающихся адаптивной физической культурой

6949 спортсменов в основной программе,

в программе «Объединенный спорт» - 118 спортсменов и 73 партнера

 

Число соревнований и их участников (за 2011 год)

 

Всего - 326 с числом участников 5415, в т. ч. -

школьные - 236 с числом участников 3580;

городские - 78 с числом участников 967;

областные - 8 с числом участников 742;

российские - 3 с числом участников 78;

международные - 1 с числом участников 48

 

Число участников и результаты Специальных Олимпийских соревнований международного уровня

С 2003 г. в 12 международных соревнованиях Специальной Олимпиады 125 спортсменов Свердловской области завоевали 168 медалей, в том числе - 95 золотых.

Число умственно отсталых детей школьного возраста - участников социальных инициатив

 

Программа «Юнифайд-спорт»

Число учреждений, в которых развивается программа - 7, численность занимающихся:

атлеты - 118; партнеры - 73

Программа «Лидер-спортсмен»

Число атлетов Специальной Олимпиады - помощников тренера по видам спорта: 72

Число умственно отсталых детей школьного возраста - участников региональных социальных программ

За период с 2000 года - более 1 800 участников программы «Лагерь «Оленьи ручьи»;

за период с 2003 года - более 5 000 участников программы «Спортивные недели Специальной Олимпиады»

Вовлеченность широкой общественности

Количество социальных партнеров - СМИ

 

Телеканалы - 4, печатные издания - 12,

Интернет-источники - 14, информационные агентства - 3

Количество партнеров - семейных клубов Специальной Олимпиады

2 семейных клуба:

число атлетов - 45

число тренеров - 2

Количество партнеров - представителей деловых кругов

Корпоративные спонсоры - 6

 

Количество партнеров - волонтеров

 

Общее число волонтеров - 239, в том числе:

студенты - 74, родители, члены семей - 52,

учащиеся общеобразовательных школ - 15

учителя, журналисты, тренеры и другие - 98

 

Количество партнеров - высших учебных и средних профессиональных учебных заведений

ВУЗы - 4, ССУЗы - 1

 

Количество партнеров - государственных региональных организаций, предоставляющих социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидам; муниципальных детско-юношеских спортивных школ

 

Специальные (коррекционные) школы 8 вида: число учреждений - 12, число атлетов - 1413, число тренеров - 17

СПТУ: число учреждений - 1, число атлетов - 72, число тренеров - 2

Учреждения государственного воспитания:

число учреждений - 15, число атлетов - 1863,

число тренеров - 21

Реабилитационные учреждения системы соцзащиты: число учреждений - 2, число атлетов - 93, число тренеров - 5

Психоневрологические интернаты: число учреждений - 1, число атлетов - 78, число тренеров - 1

Медицинские центры реабилитации: число учреждений - 3, число атлетов - 54, число тренеров - 3

Детско-юношеские спортивные школы:

число учреждений - 1, число атлетов - 22

число тренеров - 1

 

Количество партнеров - негосударственных

организаций

Общественные организации:

число организаций - 4, число атлетов - 78, число тренеров - 1

Исходя из вышеизложенного, перспективами развития физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области являются следующие мероприятия, реализуемые в условиях многосубъектности и межведомственного взаимодействия, основанные на принципах социального партнерства, программно-целевого подхода и шаговой доступности; главным результатом которых должно стать обеспечение равного доступа детей и подростков с нарушением интеллектуального развития к занятиям физической культурой и спортом:

  • внесение изменений в региональную структуру управления развитием адаптивной физической культуры и спорта по принципу «единого окна»;
  • создание специализированного государственного учреждения - школы адаптивной физической культуры, обеспечивающей развитие данного направления на основе массовости и доступности, применения современных реабилитационных методик;
  • создание условий для более раннего вовлечения в регулярные занятия физической культурой и спортом детей и подростков данной категории, формирующего у них личные потребности в ведении активного образа жизни;
  • принятие областной целевой программы развития физической культуры и спорта в Свердловской области, определяющей роль и формы участия в ней всех заинтересованных ведомств, а также принципы, финансовые и иные условия социального партнерства;
  • активизация научных исследований в области применения физической культуры и спорта как технологии социальной реабилитации детей и подростков с различными нарушениями психофизического развития и подготовки научно-методических материалов;
  • организация соответствующей профессиональной подготовки кадров системы образования, спорта и социальной защиты для работы по методикам адаптивной физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт Свердловской области показывает, что социальная реабилитация умственно отсталых детей школьного возраста имеет максимальную результативность только при условии удовлетворения не только витальных потребностей, но и решения смысловых и ценностных задач их развития.

Основой концептуальных подходов использования физической культуры и спорта в процессе социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста является тот факт, что физическая культура и спорт призваны, используя сохранные функции, остаточное здоровье и психофизический потенциал умственно отсталого ребенка, максимально реализовать его возможности для полноценной жизни, самостоятельности, социальной активности и социализации.

На современном этапе разграничения полномочий между центром и регионами, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, главной особенностью организации и управления развитием физической культуры и спорта в Свердловской области можно назвать межведомственный характер, основанный на принципах социального партнерства, программно-целевого подхода и шаговой доступности услуг; и при этом - сохраняющейся изолированности систем, участвующих в ее реализации: образования, социальной защиты, спорта, здравоохранения, социально ориентированных некоммерческих организаций. Данный факт существенно ограничивает возможности развития физической культуры и спорта в стране в целом и в разрезе региона.

Рецензенты:

  • Антропова Юлия Юрьевна, доктор социологических наук, директор департамента государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург.
  • Набойченко Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Бойко O.Я. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6216 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074