Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Рудко А.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
В статье сделана попытка научного осмысления содержания и организации педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростка, который мы понимаем как целостный педагогический процесс, имеющий характерные особенности: свои субъекты, принципы, цели, задачи, функции, содержание, средства, результаты. Предложена модель данного процесса, состоящая из целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативного блока. Описаны компоненты данного процесса на организационном и личностном уровне. На организационном - решаются вопросы предупреждения и решения проблем детского общественного объединения на каждом этапе своего развития: создание, функционирование, расширение. Личностный уровень ориентирован на помощь в решении проблем конкретного участника детского общественного объединения, на поддержку в формировании его системы ценностных ориентаций через построение им социальных отношений с окружающими людьми, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, развитие организаторских компетенций (целеполагания, социально-творческого проектирования, конструктивного общения). В качестве средств педагогического сопровождения детских общественных объединений предложены методическая обеспеченность их деятельности и специальная подготовка руководителей детских общественных объединений к осуществлению данной деятельности.
ценностные ориентации подростков
модель педагогического сопровождения детских общественных объединений
детские общественные объединения
педагогическое сопровождение
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
2. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. 428 с.
3. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. URL: http://vestnik.yspu.org/ (дата обращения 12.08.2011).
4. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М.: Владос, 2008. 264 с.
5. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства : дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2004. 318 c.
Современная действительность объективно требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, ответственного и самостоятельного человека, способного позитивно строить свои отношения в различных сферах жизни. Нужна новая функция образования - преобразование социума, развитие новых форм общественной жизни, успешной социализации детей. Эти ожидания общества нашли свое отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также в федеральных государственных стандартах третьего поколения, предлагающих аксиологическую направленность системы образования и воспитания. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций  обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, проактивность жизненной позиции. Напротив, противоречивость или неразвитость ценностных ориентаций людей порождает непоследовательность в их поведении, инфантилизм. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, на основе которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Основное содержание ценностных ориентаций - мировоззренческие убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.

Широкие возможности активного влияния на процессы становления гуманистических ценностных ориентаций личности имеют детские общественные объединения с их добровольностью, активной творческой деятельностью на пользу самих детей и окружающих. Именно с подростковым возрастом связан уровень формирования ценностных ориентаций как системы, которая оказывает влияние на активную социальную позицию и направленность личности.

Методологической основой исследования стали подходы: гуманистический, признающий человека ценностью и целью социального развития; аксиологический, ориентирующий современное воспитание на освоение гуманистических ценностей и смыслов; деятельностный, воплощающий идею взаимодействия человека и общества  в процессе воспитания.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить условия эффективности педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

Одна из задач исследования определена нами как необходимость разработки и обоснования модели педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

В научной литературе все чаще используется понятие «сопровождение» в сочетании с определениями «педагогическое», «психолого-педагогическое», «социально-педагогическое», суть которых рассматривается достаточно широко: это и концептуальные идеи, и деятельность социальных институтов, и реализация программ по решению конкретных практических проблем детей и взрослых.

В современных исследованиях наблюдается тенденция перенесения внимания ученых на конкретные аспекты процесса педагогического сопровождения: сопровождение явления, к примеру, детского лидерства (А. Л. Уманский); сопровождение процесса, к примеру, деятельности детских и молодежных организаций (М. И. Рожков); сопровождение субъекта (А. В. Мудрик, Ж. А. Захарова, М. Р. Битянова и др.).

М. Р. Битянова - одна из первых представила системное понимание «сопровождения», определяя его как метод и идеологию - «парадигму сопровождения», и выделила следующие принципы психолого-педагогического сопровождения: следование за естественным развитием ребенка и опора на те личностные достижения, которые реально у ребенка есть; создание условий для самостоятельного освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых выборов; создание условий для максимального личностного развития ребенка в рамках объективно данной социальной и образовательной среды [1]. Автор также рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога и как технологию психолого-педагогической работы в школе.

Ж. А. Захарова понимает сопровождение как особый вид практики педагога, основывающийся на помогающих действиях субъекту в формировании ориентационного поля развития и жизнедеятельности, квалифицированные и адресные конкретные меры содействия взрослым и детям [2].

А. Л. Уманский изучал педагогическое сопровождение детского лидерства, которое рассматривал как процесс взаимодействия педагогов с группой детей с целью оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого ребенка [5]. Исследователь представил технологию педагогического сопровождения, обеспечивающую создание условий, при которых проявление имеющихся у ребенка лидерских качеств будет максимально эффективным.

Анализ результатов исследований педагогического сопровождения показывает, что понятию «сопровождение» уделяется значительное внимание, однако проблема педагогического сопровождения организации и деятельности детских общественных объединений остается недостаточно изученной.

Так, М. И. Рожков обращает внимание на диалектическую связь воспитания и социально-педагогического сопровождения, утверждая, если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения [3, 4]. Именно сопровождение приобретает все более значимую роль в формировании новообразований личности ребенка, так как, включая в себя поддержку и помощь, предполагает не решение проблем за детей, а стимулирование их самостоятельности в решении своих возникающих проблем.

В этой связи предметом нашего исследования является педагогическое сопровождение детских общественных объединений, которое мы понимаем как целостный педагогический процесс, имеющий характерные особенности: свои субъекты, принципы, цели, задачи, функции, содержание, средства, результаты. Добровольность и самодеятельность, опыт новых социальных отношений и социального творчества, возможность изменить свой социальный статус и обогатить мировоззрение - вот основные возможности, которые предоставляются ребенку и делают детские общественные объединения уникальным общественным институтом.

Именно детские общественные объединения в настоящее время наиболее остро нуждаются в педагогическом сопровождении, без которого испытывают серьезные трудности в достижении поставленных перед ними целей. Руководители детских общественных объединений сегодня не всегда имеют педагогическое образование и необходимый опыт работы с детьми, у них зачастую отсутствует также личной опыт участия в общественных организациях. Руководители, которые имеют педагогическое образование, также не всегда знакомы со спецификой деятельности общественных объединений. Таким образом, усилий руководителей детских общественных организаций бывает недостаточно для создания полноценных условий для раскрытия личностного потенциала подростков, их личностного роста, удовлетворения социально-психологических потребностей. Поэтому в нашем исследовании речь идет  именно о программно-методическом обеспечении педагогического сопровождения детского общественного объединения в целом, необходимого для раскрытия всех потенциалов объединения и  решения задач социализации детей, и конкретную их реализацию мы рассмотрели в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков имеет следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный.

Целевой блок содержит определение подходов, цели, задач, принципов и функции педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков. Цель заключается в поддержке сообществ детей и каждого ребенка в отдельности в процессе формирования ценностных ориентаций на следующих принципах: взаимодействия и сотрудничества; самоорганизации; субъект-субъектных отношений. При этом необходимо решить задачи ориентации подростков в мире ценностей, а также создать условия для интериоризации (присвоения) гуманистических ценностей подростками.

Педагогическое сопровождение детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков реализует следующие функции:

информирования - обеспечение подростков, их родителей и педагогов сведениями о существующих детских общественных объединениях, их роли в социальной структуре общества в целом и в системе образования и воспитания местного сообщества;

планирования - определение сферы интересов и потребностей участников детских общественных объединений, прогнозирование совместной деятельности детей и взрослых;

организации - реализация взаимодействия детей и взрослых в практической деятельности, помощь в решении организационных вопросов объединений, а также обучение участников детского общественного объединения технологиям организаторской работы;

координации - обеспечение взаимодействия с другими социальными институтами, такими, как школа, семья, власть, средства массовой информации;

развития - реализация направленности деятельности и общения на позитивную динамику личности участников и детских общественных объединений как сообществ.

Содержательный блок представлен областными программами деятельности детских общественных объединений: «Спешите делать добрые дела», «Двенадцать месяцев» и региональными вариантами программ СПО-ФДО - «Древо жизни», «Игра - дело серьезное», «Свой голос». В основу разработки программ положены гуманистические ценности (Родина, Семья, Добро, Я-сам, Другие).

При разработке и реализации областных программ учтены и реализованы такие принципы, как:

  • добровольность, то есть всегда происходит выбор подростками как самих программ, так и отдельных направлений и мероприятий из них;
  • непротиворечивость социально и личностно значимых интересов и потребностей подростков и взрослых; согласованность с другими сферами жизни подростка: участие в детском общественном объединении по отношению к основной учебной деятельности является дополнительным занятием в жизни подростков, поэтому не должно возникать конфликтных или противоречивых ситуаций в сроках и объеме занятости подростка;
  • глубина разработанности методического обеспечения программ, что обеспечивает возможность ее реализации при любом уровне подготовленности руководителей и на любом этапе развития детского общественного объединения (создания, функционирования, расширения);
  • поддержки позитивной мотивации подростков и взрослых к участию в детских общественных объединениях.

Организационно-деятельностный блок. В зависимости от особенностей содержания, субъектов, этапов выделяются два уровня процесса педагогического сопровождения детских общественных объединений: организационный и личностный.

На организационном уровне решаются вопросы предупреждения проблем детского общественного объединения в целом. К субъектам педагогического сопровождения детских общественных объединений на организационном уровне мы относим: детские общественные объединения (к примеру, Вологодская областная детская общественная организация «Содружество»); специальные учреждения и организации, которые занимаются данными вопросами (к примеру, Вологодский областной молодежный центр «Содружество»); органы власти, занимающиеся проблемами детского движения. Детские общественные объединения нуждаются в поддержке на каждом этапе своего развития: создание, функционирование, расширение.

Личностный уровень педагогического сопровождения ориентирован на помощь в решении проблем конкретного участника детского общественного объединения, на поддержку в формировании его системы ценностных ориентаций через построение им социальных отношений с окружающими людьми, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, через развитие организаторских компетенций (целеполагания, социально-творческого проектирования, конструктивного общения).

Педагогическое сопровождение детских общественных объединений направлено на поддержку каждого субъекта этого процесса, к которым на личностном уровне мы относим подростков - участников детского общественного объединения, их родителей, руководителей детских общественных объединений, в том числе членов педагогических отрядов.

На личностном уровне педагогическое сопровождение должно осуществляться на каждой стадии участиях подростков в деятельности объединения:

  • выбор объединения;
  • вхождение в него и адаптация к новым моделям взаимодействия и взаимоотношений;
  • участие (обеспечение динамики позиций от пассивного зрителя до активного участника, организатора и инициатора через обучение и развитие организаторских компетенций в практической деятельности по программам);
  • выход и реадаптация (к примеру, ритуал выпускного вечера, посвященного окончанию школы и отъезду в город для поступления в высшее учебное заведение).

К формам реализации модели педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков относится система мотивирующих мероприятий различного уровня. Районный (межрайонный) уровень предполагает организацию отборочных этапов областных программ (конкурсы, акции, социальные проекты), а также проведение районных слетов лидеров. Региональный уровень предполагает организацию областных мероприятий, таких, как Областной лагерь детских общественных объединений, Областной фестиваль «Содружество» (финалы областных программ: конкурсы, акции, социальные проекты), Областной фестиваль игры, Областной фестиваль детской прессы «Золотое перо».

Сквозь все эти мероприятия проходит эмоциональная составляющая - это система традиций, ритуалов, обрядов и символики детских объединений.

Необходимыми компонентами педагогического сопровождения детских общественных объединений являются методическая обеспеченность их деятельности и специальная подготовка руководителей детских общественных объединений к осуществлению данной деятельности.

В результативном блоке модели обозначены результаты педагогического сопровождения, критерии и показатели успешности изучаемого процесса.

На организационном уровне можно выделить количественный и качественный критерии успешности педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков. Если детям интересно участвовать в предлагаемых содержательных программах, то их активность, стабильность и качество работ повышаются. Если формы и методы деятельности, предлагаемые в содержательных программах, перестают учитывать и реализовывать потребности подростков, то интерес снижается, и программы необходимо корректировать.

На личностном уровне успешность предложенной модели педагогического сопровождения детских общественных объединений определяется сформированностью ценностных ориентаций подростков. Мы выделяем когнитивный, эмоциональный, деятельностный критерии; начальный, средний, высокий уровни сформированности у подростков ценностных ориентаций.

Апробация предложенной модели в течение трех лет в детских общественных объединениях Вологодской области показала, что доля подростков, имеющих высокий уровень сформированности ценностных ориентаций, выросла в обеих группах, но в экспериментальной группе с 15,9 % до 40,9 %; в контрольной - с 10,9 % до 17,4 %. Доля подростков, имеющих начальный уровень сформированности ценностных ориентаций, в экспериментальной группе уменьшилось с 47,7 % до 4,5 %, тогда как в контрольной - с 56,5 % до 45,7 %.

Таким образом, реализация данной модели педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков способствует повышению эффективности решения социально-педагогических задач, стоящих перед детским общественным объединением, если:

  • сформирована позитивная мотивация у субъектов педагогического сопровождения к длительному участию в деятельности детского общественного объединения;
  • реализован аксиологический подход в разработке программно-методического обеспечения и организации деятельности детских общественных объединений;
  • содержание деятельности детского общественного объединения разнообразно по формам и методам, насыщено реальным опытом социальных отношений подростков между собой и взрослых с детьми и практикой действий;
  • осуществлена специальная подготовка руководителей к организации деятельности детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков на разных этапах развития объединения.

Педагогическое сопровождение детского общественного объединения как непрерывный процесс требует от взрослых, которые его реализуют, периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня и эффективности, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность станет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей действующих детских объединений и в целом общественного движения региона.

Рецензенты:

  • Кевля Фаина Ильинична, д.пед.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», г. Вологда.
  • Тестов Владимир Афанасьевич, д.пед.н., профессор кафедры математики и методики преподавания математики, ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», г. Вологда.

Библиографическая ссылка

Рудко А.М. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6233 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674