Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

В ПОИСКАХ РЕАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ДВУХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Скорынина Л.В.

«Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать.»

(Д. Дидро)

 В поисках решений инноваций современного образования каждая школа адаптирует проблемное поле под свои особенности. Школа №354 Санкт - Петербурга находится на южной границе города, достаточно удалена от центра района и города.

В результате анализа и оценки работы школы за три последние года можно выделить следующие актуальные для нас проблемы (недостатки реформы образования), влияющие на учебные результаты нашей школы и учащихся.

1.      Сфера школьного образования по сей день пока сохраняет высокий профессиональный потенциал (из данных Минобрнауки России: 80%учителей имеют высокие квалификационные категории, но их возраст свыше 45 лет; 30% учителей - с высшей квалификационной категорией старше 55-60 летнего возраста; в рамках школы сохраняются те же проблемы.

Молодых учителей, имеющих квалификационные категории (первую, вторую) приблизительно 11%.

Из наблюдений прохождения аттестаций молодые учителя, не обладая достаточным опытом и методикой, за 3-5 лет еще не могут полностью овладеть методикой преподавания предмета. И представить разработанные ими адаптационные циклы тем уроков, инновационные технологии, которые необходимо предоставить на презентацию своего собеседования с членами аттестационной комиссии района или города. У молодых людей вызывает эта работа больше раздражения, чем вдумчивое обдумывание и анализ своей работы, о котором просят рассказать в рамках регламентированной по балльной системы аттестации. Можно отметить, что молодые учителя достаточно хорошо владеют доступными техническими средствами.

Среди молодых учителей больше, чем в других направлениях образования, тех, кто выбрал свою профессию только потому, что не было другого выбора. Но за два последних года из школы ушли молодые специалисты: по русскому языку и литературе - в рекламное агентство, учитель информатики (окончивший педагогический вуз по специальности, а не переученный) - в информационный центр крупной торговой компании.

Современная форма обучения учителей (персонала) - это эффективная форма работы с коллективом: деловые игры, тренинги, которые разрабатываются под конкретные цели, несут личностное развитие учителей, коллективное содружество педагогических кадров, но это снижает потенциал и возможности профессионального роста учителя-предметника. Накопительная система профессиональной переподготовки дает чаще рекомендательный характер применения методик и приемов на практике, а углубленное изучение предмета уходит на второй план. Молодой учитель в растерянности...

2.      Вторая наиболее существенная проблема, с которой сталкивается наша школа - это отрицание процесса чтения. Основная причина, по которой дети не хотят читать, а вследствие трудности с письмом, общением, - нейропсихологическая, семейная и, конечно, педагогическая.

Остановимся на семейно-педагогической. Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения - это предпосылка грамотности и «чутья» (родного) языка. Песенки, песни, сказки, стихи, пословицы, прибаутки делают слух ребенка восприимчивым родному слову. При отсутствии читающего в семье, то есть близкого человека, любящего слово (книгу), ребенок никогда не берет книгу сам и в жизнь ребенка она не входит.

А что может учитель?

Простимулировать процесс чтения, постоянно обращаясь к книжным примерам - может увлечь ребенка поиском ответа на свои вопросы у великих писателей. И так много вдруг непонятных слов! Особенно в век информационных технологий (неологизмы, иноязычные слова, значения которых не всегда можно найти в толковых словарях современного русского языка).

В нашу школу приходят дети из семей, в которых были гувернеры, няни-сиделки - в Авиагородке остался один детский сад; подготовительные группы в школе не охватывают весь контингент детей, живущих в микрорайоне.

С чего начать? Учитель сталкивается с неумением общения, с неумением слушать слово учителя, воспитателя, все подменено сленговой культурой общения и языком.

Проблемы чтения в кругу семьи существуют по данным опроса родителей: приблизительно 70 процентов взрослых не читали книги последние 1,5-2 года, а просматривают иллюстрированные журналы и специальную профессиональную литературу. Это проблема не сиюминутная.

Чтение осознанное - это не только начальная грамотность, а поиск ответа на свои духовные и душевные вопросы. А списки классической литературы для индивидуального чтения, составленные для детей на лето, - это скорее обуза для ученика и родителей, которые уже сами читают классическую литературу в «кратком» изложении. Школьная программа литературного чтения и литературы перестраивается, советы и методы чтения предлагают и учителя, и курсы, но востребованность в их услугах носит циклический характер (ближе к итоговой аттестации). Но требования по выражению своих мыслей в форме свободного изложения «у читающих и думающих учеников» исчезли из-за введения строго регламентированного пункта «С» в едином государственном экзамене. В условиях сдачи ЕГЭ ученики, которые не владеют быстрым осмыслением слов, фраз (текстов), попадают в «ловушку» времени. Они не успевают в строго регламентированное время выполнить все задания п. А, В, С.

Дефекты в письменной речи возникают, когда человек не умеет читать. Моральные травмы (неумение прочитать новое слово, объяснить его значение), проблемы с памятью, трудности с пространственной ориентировкой - это проявление на письме зеркального написания цифр и букв, неправильное расположение записей, ошибки в устном счете.

По данным специалиста детской нейропсихологии А.Соболевой («Директор школы». - 2006. - № 2) количество детей с трудностями обучения чтению и письму увеличивается год от года. В нашей школе это около 15-20 % учащихся.

Проблема несформированности образов, нечитаемый почерк, незнание орфографических правил, несоответствие между знанием правил и безграмотным письмом, неумение применять правила в процессе письма, неумение составлять логические тексты, нелюбовь и даже ненависть к чтению - это причина, а следствие - плохие оценки.

И техникой это не исправишь. Вследствие этого негативное отношение к учебе. Эти проблемы, существующие вместе, отягощены еще и психологическими трудностями.

Вместо заключения

Можно не согласиться и согласиться с некоторыми рекомендациями, опубликованными в журнале «Директор школы» (№1, 2006 г., М.) в статье «Элективные курсы - ответ на запрос ученика, учителя, семьи и государства», в которой даются советы:

- политикам и управленцам: стимулировать диалог между школой и семьей (вводить в штатное расписание школ психологическую службу для индивидуальной работы с учениками и родителями). Школа № 354 удалена от центра города и помощью городских и районных ППЦ центров воспользоваться затруднительно - переезды родителей с детьми, согласование графика приема специалистов - длительный процесс;

- ученым: проработать материал и методику тренингов для углубления знаний учителя-предметника, обязательно увеличить количество часов на чтение текстов (русский язык, литература, история);

- учителям: учиться преподавать нетрадиционно, искать, пробовать новое (не забывая о классической школе образования);

- ученикам: учиться не для аттестата. Думаем, что это суждение может быть подвергнуто сомнению, так как основной документ России в системе среднего школьного образования называется - Аттестат - аттестат зрелости, это награда за труд ученика.


Библиографическая ссылка

Скорынина Л.В. В ПОИСКАХ РЕАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ДВУХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=627 (дата обращения: 30.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074