Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Жидик А.Р. 1 Волкова Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар–Ола, ул. Кремлевская, 44.
В статье рассматривается актуальность изучения некоторых аспектов национальной культуры в образовательных учреждениях в период перехода к развитой рыночной экономике, отражены данные диагностики изучения элементов национальной материальной культуры в ходе учебного процесса в общеобразовательных школах Республики Марий Эл, респондентами которой явились учителя технологии и учащиеся. В ходе исследования в МОУ «Карлыганская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского района определена самоидентификация и этнокультурная толерантность детей - представителей марийского, татарского, русского и удмуртского народов. По результатам исследования даны методические рекомендации более широкого применения занятий по кулинарии, по разработке комплексных творческих стендов и их использования на коллективных мероприятиях, научно-практических конференциях с целью глубокого проникновения в культуру народа.
народная культура
национальная культура
этнос
этнофольклорный мир
поликультурное образование
самоидентификация
этнокультурная толерантность
интегрированные комплексные проекты
элективные курсы
принцип культуросообразности.
1. Библер, В. С. Философско-психологические предположения школы диалога культур / В. С. Библер. - М.: Росспэн, 1998.
2. Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов / под ред. В. И. Матиса. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 501 с.
3. Розин, В. М. Культурология: учебник. - 2 изд. / В. М. Розин. - М.: Гардарики, 2003. -462 с.
4. Федорова, С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов: монография / С. Н. Федорова. - Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008. - 436 с.
5. Федорова С. Н. Этнопедагогические воззрения марийского народа: методическое пособие / С. Н. Федорова. - Йошкар-Ола: МарГПИ им. Н. К. Крупской, 1998. - 51 с.
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в учреждениях образования предполагают включение народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию учащегося к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.

Изучение национальной культуры здесь остается многообразным и разнонаправленным, но на передний план все больше выдвигаются две ее составляющие - национальный язык и то, что можно было бы назвать этнофольклорным миром, - миром традиций и обычаев, бытовых особенностей и праздников, костюмов и причесок, «песен и напевов». Преподавание ряда предметов в школах на национальном языке, проведение фестивалей и праздников становятся главными формами национального образования. Знание своей собственной национальной традиции оказывается условием признания других национальных традиций как своих. Поэтому второй задачей поликультурного образования в России является ведение межэтнического, межнационального, межкультурного диалога (совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, знакомство с их миром).

Особо остро встает вопрос об изучении национальной культуры в общеобразовательной школе. Нами было проведено исследование среди учащихся с целью выявления самоидентификации со своим народом  и этнокультурной толерантности  в МОУ «Карлыганская СОШ» Мари-Турекского района. В исследовании было охвачено 24 учащихся 13-15 лет (7-е, 8-е кл.). Из них: трое - представители русского народа, одна татарка, девять мари и одиннадцать удмуртов. Школьникам было задано 7 вопросов.  Ответы учащихся определились следующим образом. На вопрос: «Что объединяет Вас со своим народом?», - русские отметили национальный язык (66,7 %) и национальную культуру (33,3 %); татарка - национальную культуру; мнения среди учащихся - мари и удмуртов были шире. На язык указали 7 (63.4 %) удмуртов и 5 (55,6 %) мари, на национальную культуру - 3 удмурта (27.3 %) и 2 мари (22.2 %), на общность происхождения по одному (9 % и 11,1 %) из опрошенных среди учащихся удмуртов и мари. Кроме того, один из учащихся - мари отметил и язык и культуру. Результаты ответов на данный вопрос отражены на рисунке 1.

Свободно владеют своим национальным языком 66,7 % русских (2 учащихся из трех) и мари (6 из 9 учащихся), 36,4 % (4 из 11) удмуртов. Слабо владеющих языком у русских и мари намного ниже - 33,3 % и 22,2 % соответственно (1 из трех и 2 из 9), 54,5 % (6 из 11). К сожалению, не знают языка представители мари - 11,1 % (1 из 9) и удмуртов - 9 % (1 из 11).

Рис. 1. Что объединяет школьников со своей нацией?

Интересны ответы учащихся на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете к своему народу?». Все респонденты - русские испытывают гордость за достижения своего народа; представители мари, кроме гордости испытывают желание принадлежать к своему народу; такие же чувства испытывает и татарка; удмурты, в свою очередь, кроме гордости и желания принадлежать к своему народу, отмечают (1 из 11) и удовлетворенность членством в своей национальной общности.

Трое (по одному от каждого народа) встречались с неприятием и недружелюбием из-за своей национальной принадлежности.

Отличительные черты нации, к которой принадлежат учащиеся - респонденты, показывает рисунок 2.

Рис. 2. Отличительные черты нации

Два раза школьниками - представителями русского народа было отмечено трудолюбие и разобщенность (66,7 %) и по одному разу - терпение, вспыльчивость, сплоченность (33,3 %).

Среди ответов респондентов - мари отличительные черты нации расположились таким образом: 8 раз было высказано трудолюбие (88,9 %), 1 раз - лень (11,1 %), 2 раза - терпение (22,2 %) и 5 раз - дружелюбие (55,6 %).

Трудолюбие и дружелюбие удмуртов также стали пиковыми точками на графике (63,4 % - 7 из 11), было отмечено и терпение (36,4 % - 4 из 11) и сплоченность (27,3 % - 3 из 11). Однако мы видим и разобщенность, отмеченную одним из опрошенных (9 %).

Трое русских и одна татарка ответили положительно на вопрос «Считаете ли Вы свои знания о культуре своего народа достаточными?». Что касается мари и удмуртов, их мнения разошлись. Только двое из 9 (22,2 %) опрошенных мари считают, что их знания о культуре своего народа достаточны, один (11,1 %) категоричен в своем отрицательном ответе, а шестеро (66,7 %) не смогли определить свой уровень знаний.

7 респондентов - удмуртов (63,4 %) уверены в своих знаниях, 1 (9 %) считает, что его знания о культуре своего народа недостаточны, а трое (27,3 %) из 11 опрошенных в неведении об уровне знаний о культуре своего народа. Среди последних оказались именно те учащиеся, которые не знают или слабо владеют национальным языком.

Эта же закономерность определилась и у представителей мари. Следует отметить, что из всех 24-х опрошенных учащихся свободно владеют своим национальным языком только 13 человек (54,1 %) и не знают свой язык двое (8,3 %).

Исходя из результатов данного исследования, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, школьники отождествляют себя со своим народом через язык, культуру, черты характера.

Во-вторых, они испытывают гордость за достижения своего народа и испытывают желание принадлежать к своему народу.

В-третьих, они достаточно критичны к себе и своей нации. Об этом свидетельствуют слабое знание или незнание языка, культуры; определение таких черт характера как леность, вспыльчивость, разобщенность.

Тем не менее, серьезные пробелы в знании национального языка, неуверенность в определении знаний в целом о культуре своего народа наталкивает на предположение, что необходима более целенаправленная, систематическая работа по развитию национальной культуры, этнической толерантности, полиэтнической общности в условиях общего образования. И свою роль в этом должны выполнять и уроки технологии, в том числе по разделу «Кулинария».

Нами также было проведено анкетирование 14 учителей технологии общеобразовательных школ Республики Марий Эл от 37 до 55 лет со стажем работы от 13 до 25 лет. Учителя - респонденты расположились следующим образом: из Мари-Турекского района - 1 человек, из Моркинского района - 1, из Оршанского района - 1, Параньгинского района - 8, г. Йошкар-Олы - 2 учителя и один учитель представляет Татарстан. Среди них трое русских, пять татарок и шесть мари.

Учителя считают, что школьников объединяет со своим народом, в первую очередь, язык (93 %), на втором месте - праздники (71 %), на третьем - фольклор (64 %), на четвертом - культура (43 %), пятое и шестое места заняли пища и утварь (29 %) и общность происхождения. Эти данные отражает рисунок 3.

 

Рис. 3. Что объединяет школьников со своим народом

При этом учителя отмечают, что национальную культуру они изучают со школьниками в основном на уроках (93 %), на коллективных мероприятиях (71 %) и классных часах (36 %). Об этом свидетельствует рисунок 4.

     

Рис. 4.  Изучение национальной культуры в общеобразовательной школе

В восьми школах из 14 изучают кухню только одного народа. В двух школах готовят как традиционные, так и забытые блюда, еще в двух школах национальные блюда вообще не готовят, в остальных - ставшие уже традиционными блюда. При приготовлении блюд национальной кухни в половине из вышеназванных школ используется национальная кухонная утварь.

Нас интересовало наличие и содержание стендов, посвященных национальной кухне. В 12 школах стенды не оформлены. В двух школах они отражают развитие национальной культуры в целом. Учителя при оформлении стендов используют ткани, бумагу, соленое тесто. Широко используются творческие проекты, которые разрабатываются школьниками.

В современных условиях РФ в многонациональной России, постепенно входящей в мирохозяйственные связи, характеризующиеся  нивелированием всех отношений, проблема сохранения национальной культуры становится очень острой. В этих условиях особая роль отводится образованию, приобретающему национальный характер.

Наши исследования показали, что, во-первых, в общеобразовательных школах РМЭ развитие национальной культуры осуществляется в основном на занятиях по истории культуры народов, родному языку и литературе. При этом наблюдаются пробелы в знании национального языка, неуверенность учащихся в определении знаний в целом о культуре своего народа. При этом возможности уроков и внеурочной деятельности по технологии задействованы недостаточно. Учителя технологии отмечают, например, изучение национальной кухни разных народов в ограниченном объеме и крайне слабое использование наглядных пособий в виде специальных стендов.

В-вторых, занятия по кулинарии можно использовать для более широкого и глубокого проникновения в культуру народа. С этой целью нами разработаны следующие рекомендации:

  • начиная с 5-го класса ввести изучение национальных блюд разных народов на уроках технологии;
  • разработать интегрированные стенды посредством выполнения творческих проектов учащихся или других наглядных пособий (в виде иллюстрированных альбомов и т.д.);
  • продумать и разработать уроки с использованием стендов. При этом наиболее уместна технология погружения в народную культуру (в форме образно-игровой экскурсии;
  • как показало исследование, учителя школ предпочитают изучать национальную культуру не только на уроках, но и на коллективных мероприятиях в виде праздников урожая, национальной кухни. И в этом случае наличие комплексного стенда позволит организаторам осуществить нестандартный подход, т.к. стенд, будучи мобильным, еще и многофункциональный. Можно «обыгрывать» каждый элемент стенда в зависимости от возраста учащихся;
  • наиболее уместным, на наш взгляд, является использование учителями технологии элективных курсов для изучения национальных блюд. Учащиеся будут заинтересованы в наиболее полном изучении элементов материальной культуры народа, как в ходе приготовлении национальных блюд, так и творческой самореализации при разработке наглядных пособий, например, в виде стендов;
  • мы считаем, что интерес к национальным блюдам необходимо развивать и у мальчиков, посредством выполнения творческих проектов и заданий изготовить национальную кухонную утварь из древесины;
  • результаты деятельности учителей и учащихся по использованию элементов национальной культуры народов Среднего Поволжья, на уроках и внеклассных мероприятиях в виде конкретных изделий (кухонной утвари, блюд), можно реализовать в ходе школьной и республиканской ярмарки.

Таким образом, развитие образования в нашей стране должно идти по пути возрождения и культивирования отечественных традиций, чтобы отвечать принципу культуросообразности, согласно которому в организации образования необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек, где предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру страны - родины ученика. Очень важно, чтобы при этом были сохранены специфические национально-исторические особенности, учитывались установки, отражающиеся в идеях и принципах национального характера образования.

Рецензенты:

  • Апакаев Петр Андреевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Федорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Жидик А.Р., Волкова Г.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6302 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074