Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Громова Е.М. 1 Беркутова Д.И. 1 Горшкова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
В статье актуализирована важнейшая проблема современного российского общества - подготовка молодежи к построению успешной профессиональной карьеры. Доказывается необходимость ее решения в условиях противоречиво складывающейся ситуации в профессиональном мире и сложности планирования профессионального будущего студентами. Представлен анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Раскрыта сущность понятий «этническая идентичность», «гендерная идентичность» как составляющих социальной идентичности личности в контексте планирования профессиональной карьеры. В статье приводятся результаты исследования отношения современных российских студентов к построению своей профессиональной карьеры. Описана программа авторского курса «Профессиональная карьера: путь к успеху» и особенности ее реализации в практике образовательных учреждений. Предложены эффективные методы реализации авторского курса.
профессиональное самоопределение
профессиональная карьера
этническая идентичность
гендерная идентичность
1. Бардиер Г. Л. О соотношении понятий толерантность и идентичность // Права человека и проблемы идентичности в России и современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2005. - С. 75.
2. Беркутова Д. И. Подготовка учителя к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников: монография. - Ульяновск: Изд-во «Вектор-С», 2009. - 188 с.
3. Введение в гендерные педагогические исследования: коллективная монография / [под общ. ред. Л. И. Столярчук]. - Волгоград: ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2009. - 356 с.
4. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структуры, механизмы формирования: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 30.
5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М.: Академический проект, 1999. - 320 с.
Современная Россия нуждается в образованных, активных молодых кадрах, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, проявляющих инициативу и стремящихся к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. В связи с этим существующая на сегодняшний день система образования должна обладать адекватными средствами оказания помощи студентам в построении успешной профессиональной карьеры с учетом их национальных и гендерных особенностей.

В педагогической науке сегодня уже не отождествляются понятия «профессиональное самоопределение» и «выбор профессии». Профессиональное самоопределение теперь изучается в контексте целостного построения личностью профессиональной карьеры. Данные изменения небезосновательны. Действительно, непрерывный характер профессионального самоопределения диктуется не только потребностями постоянно развивающейся личности, но и современными социальными условиями, когда молодой человек вынужден менять сферы своей деятельности, а также связан с изменением характера и содержания самой профессиональной деятельности. Переход страны на рыночные условия экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность кадровых ресурсов. В этих условиях человек выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность свободно распоряжаться своим главным капиталом - квалификацией. А в совокупности со свободой выбора человеком сферы профессиональной деятельности это дает ему возможность построения успешной профессиональной карьеры.

На сегодняшний момент неоспоримые преимущества на рынке труда получат те работники, которые правильно осуществили выбор профессии, осознали значение мобильности профессиональных функций, овладели механизмами самоопределения относительно различных проблем, которые ставит перед ними постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность [2, с. 4]. Анализ существующих на современном этапе в психолого-педагогической литературе исследований по проблемам профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры отчетливо выявляет несколько основных направлений: изучение проблемы профессионального становления личности (Е. С. Романова, В. Д. Шадриков и др.), исследования, посвященные проблеме профессионального самоопределения (Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Пряжников, М. В. Ретивых, П. А. Шавир и др.), концепция становления личности как субъекта своей профессиональной деятельности (И. В. Самоукина, А. Р. Фонарев и др.), концепция профессионализма (А. К. Маркова), концепция профессионального становления в контексте развития карьеры (Д. Сьюпер), теория профессионального развития (Е. Гинцберг, Ф. Парсонс и др.).

Особенность современного состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике заключается в активной разработке различных подходов к ее решению, поскольку возникает целый комплекс новых задач как теоретического, так и практического характера, связанных с подготовкой молодежи к осознанному выбору профессии и дальнейшему построению профессиональной карьеры. Среди подходов к решению обозначенного вопроса следует выделить влияние этнокультурной и гендерной идентичности на успешное построение профессиональной карьеры студентами вузов.

В связи с этим в рамках нашего исследования, проводимого при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-16-73004а/В по теме «Исследование построения профессиональной карьеры современными российскими студентами: национальный и гендерный аспекты», мы сосредоточились на изучении этнической и гендерной идентичности личности студента.

Сложность рассматриваемой проблемы построения успешной профессиональной карьеры современными российскими студентами обусловила необходимость выделения и самостоятельного описания различных видов идентичности.

Как показывают многие исследования, гендерная и этническая идентичность являются центральными компонентами в структуре социальной идентичности личности (Turner K. L., Brown C. S., 2007), поскольку именно принадлежность к этническим и гендерным группам представляет собой наиболее очевидные основания для категоризации [4]. Социальная идентичность описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков (например, возраст, профессия, раса, этническая принадлежность, гендер, сексуальная ориентация, религия, принадлежность к определенной культуре или социальному классу и т.д.). Одним из первых мнение о важности социальной идентичности высказал Курт Левин (1948), который полагал, что человек нуждается в прочном ощущении групповой идентификации, чтобы сохранять ощущение внутреннего благополучия. Он писал: «Поддержание позитивной идентичности - некая самодовлеющая ценность...индивиду для ощущения собственной ценности необходимо чувство принадлежности к группе» [1]. Впервые термин  «идентичность» как самостоятельную научную категорию ввел Эрик Эриксон (1976), который и разработал концепцию психосоциальной идентичности, близкую современному пониманию феномена социальной идентичности. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне. Позитивные социальные идентичности обеспечивают сплоченность, консолидацию группы, а отдельной личности - чувство «своего места» в мире. Именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.

По мнению Т. Г. Стефаненко, этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [5]. На наш взгляд, этнокультурная идентичность является сложным психологическим образованием, характеризующимся направленностью этнических установок, целостностью и противоречивостью национального самоопределения, степенью включенности в контекст национальной культуры и ее позитивном восприятии.

Гендерная идентичность подразумевает осознание и принятие своей половой принадлежности, то есть соответствие структуры личности, интересов и поведения человека его собственным представлениям о мужественности и женственности [3, с. 281]. В обществе все меньше образцов традиционно мужского и женского поведения (неполные семьи, феминизация образования, отсутствие продуманной системы воспитания полов и т.п.), что влияет на выбор юношами и девушками негативных форм взрослой жизни, когда приобретаются качества, свойственные в большей степени противоположному полу. Это делает проблему гендерной идентичности особенно важной для образовательного процесса в условиях высшей профессиональной школы, где происходит процесс активного вхождения в мир выбранной профессии и выбираются образцы ролевого поведения в рамках будущей профессиональной деятельности.

Целостное представление о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами обеспечивает его рассмотрение в единстве когнитивных, эмоционально-ценностных (мотивационных) и деятельностных проявлений.

В связи с вышесказанным в цели нашего исследования вошло проведение диагностических процедур со студентами факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова». Анкетирование было направлено на выявление особенностей построения профессиональной карьеры студентами с различной этнокультурной и гендерной идентичностью. Исследованием охвачено 34 студента 4-го курса очного отделения.

Для уточнения когнитивных характеристик построения профессиональной карьеры мы задавали респондентам вопрос на понимание сущности понятия «профессиональная карьера?».

Анализ результатов позволяет утверждать, что студенты 4-го курса факультета технологии и дизайна понимают профессиональную карьеру как «повышение статуса человека в обществе», «профессиональный рост», «движение по служебной лестнице», «личные достижения человека в профессии» (перечислены наиболее встречаемые в выборке ответы). Как негативный следует расценивать тот факт, что многие студенты сравнивают карьерный рост лишь с увеличением заработной платы, а не с личностным ростом человека в профессиональной деятельности.

Для уточнения эмоционально-ценностных (мотивационных) характеристик построения профессиональной карьеры респондентам был задан вопрос на определение ценностей и мотивов студентов, движущих ими при построении успешной карьеры: «Что для Вас значит успешная профессиональная карьера?». При этом были предложены возможные варианты ответов, из которых можно было выбрать несколько возможных и расположить их в порядке уменьшения значимости:

  • а) достижение высокого дохода в процессе профессиональной деятельности;
  • б) достижение высокого социального статуса с помощью профессии;
  • в) реализация себя как личности в профессиональной деятельности;
  • г) возможность приносить пользу обществу при выполнении данной профессиональной деятельности;
  • д) другое.

Для 64 % студентов профессиональная карьера - это достижение высокого дохода и социального статуса; для 57 % - реализация себя в профессии. К сожалению, никто из опрошенных не видит целей своей профессиональной карьеры в возможности принести пользу обществу, что косвенно подтверждает наше предположение о том, что современный студент нацелен лишь на личный успех в профессии. Именно поэтому он часто выбирает профессию и строит карьеру, не изучив предварительно спрос на данную профессию на рынке труда, а затем в связи с этим испытывает затруднения в трудоустройстве.

С педагогической точки зрения принципиальное значение имеет тот факт, что эмоционально-ценностное отношение к будущей карьере, в отличие от когнитивного компонента, гораздо сложнее (отдельные специалисты полагают, что это невозможно) формировать посредством официальных стратегий. В этом ключе необходима тонкая кропотливая работа по поддержке студентов в поиске личностного смысла трудовой деятельности. В современном мире нет ничего важнее, чем формирование у студента ценностной основы построения профессиональной карьеры с учетом морали и нравственности.

Для уточнения деятельностных характеристик мы задавали респондентам вопрос на определение путей реализации планов построения карьеры: «Какие шаги Вы собираетесь предпринять для построения своей профессиональной карьеры?».

Следует отметить, что среди шагов, направленных на построение своей карьеры, студенты выделяют: разработка идей для своего дела (28 %), получение второго высшего образования (43 %), трудоустройство в солидную фирму или получение достойной работы (71 %). Лишь 7 % опрошенных считают, что для успешного построения карьеры надо самому качественно работать, профессионально и личностно развиваться; эти же респонденты готовы на первых порах занимать низшие должности и, демонстрируя свои преимущества перед конкурентами, постепенно двигаться вперед. Более четверти опрошенных респондентов нацелены сразу на построение своего бизнеса.  

В ходе исследования мы выяснили, что ответы респондентов на прямые вопросы не всегда отражают реальную картину. Более показательны ответы на косвенные и уточняющие вопросы. Так, мы задавали студентам вопрос: «Есть ли препятствия для построения успешной карьеры в Вашем регионе?» и «Планируете ли Вы после окончания университета покинуть родной регион (уехать в столицу)? Если да, то почему?»

Мы выяснили в ходе анализа, что 57 % студентов хотят покинуть родной регион, чтобы успешно строить профессиональную карьеру (так как «в нашем регионе мало перспектив для развития», «низкие заработные платы», «сложно устроиться на работу»), 43 %  - хотят остаться, лишь 14 % отмечают, что бизнес можно строить и в Ульяновске.

Поскольку мы просили студентов указать в анкете свою национальность и пол, то выяснилось, что студенты чувашской и татарской национальности (коренных национальностей Поволжского региона) в большинстве своем настроены на построение профессиональной карьеры в родном регионе, так как, по высказываниям самих студентов, «чувствуют здесь свои корни». В данном случае можно предположить, что имеются предпосылки для формирования позитивной этнокультурной идентичности молодежи с целью удержания молодых перспективных трудовых ресурсов в родном Поволжском регионе.

Опрошенные респонденты-девушки настроены на построение активной профессиональной карьеры и предпочитают сразу после окончания учебы найти работу и приступить к профессиональной деятельности, а не строить семейную жизнь и заниматься домашним хозяйством.

Таким образом, считая подготовку современной молодежи к успешному построению профессиональной карьеры актуальной задачей современного образования, необходимо адекватно оценивать объективную сложность ее решения, которая проявляется в нечеткости определения респондентами сущности и содержания понятия «профессиональная карьера», в смещении ценностно-смысловых акцентов профессиональной деятельности в сферу извлечения наибольшей прибыли и др.

 В целом, можно констатировать тот факт, что интерпретация полученных в ходе анкетирования данных подтверждает актуальность нашего исследования и диктует необходимость разработки и реализации программы авторского курса «Профессиональная карьера: путь к успеху», направленного на подготовку студентов с различной этнокультурной и гендерной идентичностью к построению успешной профессиональной карьеры  и представленного ниже.

Цель изучения курса: актуализировать процесс построения молодежью успешной профессиональной карьеры.

Тематический план курса

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Профессия: сущность и классификации. Современный рынок труда

2

2

Понятие «карьера». Модели построения профессиональной карьеры

2

3

Ценности личности как основание жизненной и профессиональной стратегии

2

4

Социальная идентичность: этнокультурный и

гендерный аспекты

4

5

Технология принятия решения

2

6

Имидж современного человека. Основы самопрезентации

2

7

Диагностика индивидуальных особенностей личности

2

8

Разработка творческого проекта «Моя профессиональная карьера»

2

9

Защита творческих проектов

2

                                                                                                                 Всего: 20 часов

Методы реализации курса: беседы, дискуссии, проблемные ситуации, активная самостоятельная работа (в том числе научно-исследовательская), ролевые, деловые и гендерные игры, моделирование ситуаций, психотехнические упражнения с профориентационной, этнокультурной и гендерной тематикой, тренинги общения и профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования, самоописание, выполнение творческих заданий и социальное проектирование, различные конкурсы и др.; диагностические: авторский опросник «Профессиональная карьера», методики  Н. С. Пряжникова, Е. А. Климова, С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева, Е. И. Рогова, М. Ю. Савченко, Ю. В. Тюшева, Т. В. Черниковой, А. П. Чернявской,  методика исследования направленности личности, методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности, опросник «Кто Я?», опросник С. Бем, методика «Гендерная автобиография».

Разработанный авторский курс «Профессиональная карьера: путь к успеху» направлен на формирование у студентов готовности успешно строить свою профессиональную карьеру, учитывая собственные цели, желания, стремления, возможности, а также потребности регионального рынка труда в кадрах, и позволяет активизировать личностную позицию студента в аспекте планирования своего будущего, корректировать собственную карьерную модель, развивать самостоятельность и ответственность личности при принятии жизненно важных решений с учетом собственных этнокультурных и гендерных особенностей. Проводимая опытно-экспериментальная работа по теме обозначенного исследования в дальнейшем будет направлена на отбор наиболее эффективных методов и средств, способствующих построению профессиональной карьеры современными российскими студентами.

Рецензенты:

  • Булынин Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»,  г. Ульяновск.
  • Лукьянова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, академик РАЕ, зав. кафедрой педагогики и психологии, областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», Российская Федерация, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6307 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074