Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В МУРМАНСКОМ ОКЕАНАРИУМЕ

Астапкович Г.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет Министерства образования и науки Российской Федерации», Мурманск, Россия (183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15), e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию влияния занятий в Мурманском океанариуме на формирование коммуникативной культуры школьников. Проанализировано изучение феномена коммуникативной культуры с позиции различных гуманитарных наук. Автором доказывается эффективность дополнительного образования в формировании коммуникативной культуры школьников. Рассматриваются формы организации занятий в океанариуме, обучающие модули. На основании анализа учебной деятельности в океанариуме, вскрывается её влияние на расширение коммуникативных умений и навыков школьников. Уделено особое внимание методам формирования коммуникативной культуры в условиях Мурманского океанариума, таким как: формирование основ культурного общения, переключения из одного круга общения в другой, стимулирование общественного мнения, работа с лидером группы, корректировка межличностных отношений. Выявлены основные критерии коммуникативной культуры школьников: умение творчески подходить к участию в общении, на формирование которого существенно влияют информированность и речь.
критерии коммуникативной культуры школьников.
занятия в Океанариуме
формирование коммуникативных умений и навыков
дополнительное образование
коммуникативная культура
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - Москва: АСТ-Пресс, 2004. - 365 с.
2. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) // Все профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс]. URL: http://vsetesti.ru/143/ (дата обращения: 27.11.2011).
3. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990. - 104 с.
4. Матьяш О. И. Что такое коммуникация? Нужно ли нам коммуникативное образование? URL: http://www.russcomm.ru/ (дата обращения: 29.12.2011).
5. Митина Е. Г., Мусинова Л. П., Березина И. А. Обучение в океанариуме. - Мурманск, 2007. - 37 с.
6. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 210 с.
7. Тест коммуникативных умений Михельсона // А. Я. Психология [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения: 27.11.2011).
8. Тест Ряховского // А. Я. Психология [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html (дата обращения: 27.11.2011).
Введение

Важным условием успешности взрослого человека является сформированная в школьном возрасте способность общаться, работать с информацией, давать грамотные развёрнутые ответы на вопросы, осуществлять поисковый вид работы с информацией. Поэтому вопросы формирования коммуникативной культуры являются актуальными для современной педагогической науки.

Целью исследования явилось выявление форм и методов формирования коммуникативной культуры школьников на занятиях в Мурманском океанариуме. Океанариум как открытая образовательная площадка обеспечивает реализацию национально-регионального компонента, а также расширяет возможности изучения некоторых аспектов федерального компонента содержания естественнонаучного образования. На занятиях в океанариуме учащиеся не только получают новые знания, закрепляют их на практических занятиях, но и знакомятся с оборудованием для научного исследования, получают возможность общения с животными.

На основе методики определения коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2), теста коммуникативных умений Л. Михельсона и теста В. Ф. Ряховского доказывается, что опыт налаживания контакта с животными оказывает положительный эффект на коммуникативную сферу детей.

В исследовании принимали участие школьники 5-х классов, посещающие занятия в Мурманском океанариуме.

***

Коммуникативная культура как часть общей культуры представляет собой одну из ведущих задач образования. Она рассматривается в качестве специального объекта моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется важнейшей составляющей гуманитарного образования. Коммуникативная культура является не только показателем развития школьника, его общеучебных умений, но и выступает условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает всестороннего изучения и анализа.

В настоящее время феномен коммуникативной культуры изучается с позиции различных гуманитарных наук. Философские исследования М. М. Бахтина, И. А. Ильяевой, Л. Н. Когана, М. К. Мамардашвили, В. В. Миронова позволяют выявить закономерные связи и отношения культуры и общения. В психологии наметилось несколько подходов к изучению коммуникативной культуры. Так, социальные психологи Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский рассматривают коммуникативную культуру личности как одну из характеристик её коммуникативного потенциала (синоним термина «культура общения»). Изучение коммуникативной культуры нашло своё отражение в педагогических исследованиях, выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании (В. А. Сластёнин, Г. С. Трофимова и др.), в работах, посвящённых социализации школьников (О. С. Газман, А. В. Мудрик и др.), их общекультурному становлению (Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя и др.). Вопросы коммуникативного развития учащихся поднимаются в дидактических направлениях личностно ориентированного образования: диалоговое обучение (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Ю. Курганов), учебное сотрудничество (Е. С. Полат), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В. А. Сластёнин, Н. Е. Щуркова и др.). По мнению большинства учёных, коммуникативная культура является составной частью общей культуры, которая характеризуется единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих направленность человека на другой объект взаимодействия.

Рассмотрим возможность формирования коммуникативной культуры школьников в период их занятий в Мурманском океанариуме. Эти занятия представляют собой сочетание образовательной и отчасти досуговой деятельности.

Общение школьников с природой в условиях города крайне ограничено, что, возможно, является причиной понижения общего уровня экологической культуры учащихся на фоне роста теоретических знаний в области биологии и экологии. Программа для учащихся 1-11 классов «Морские млекопитающие - обитатели Арктики», действующая с 2003 г. на базе Мурманского океанариума, раскрыла богатейший образовательный и воспитательный потенциал этого учреждения. Позитивные изменения у детей, посещающих занятия курса, характеризуются развитием эмоциональной сферы, включением школьников в экологически обоснованную практическую деятельность по сохранению природы, повышением интереса к предметам естественнонаучного цикла [5]. Обучение построено по модульной системе. Модуль - это система занятий, которая сочетает лекцию, семинар, практикум, ролевую игру и позволяет включить детей в учебно-практическую деятельность, развивающую как эмоциональную, так и рациональную сферы сознания учащихся [5].

Система модулей программы «Морские млекопитающие - обитатели Арктики» разработана на основе векторных линий биологии, которые изучаются в образовательных учреждениях. В течение года учителя биологии, экологии, природоведения, естествознания имеют возможность приводить детей на занятия в Океанариум, где учащиеся получают не только теоретические знания, но и практический опыт общения с живой природой. Занятия с детьми в Океанариуме включают в себя разнообразные виды деятельности: рассказ педагога, самостоятельная работа учащихся, наблюдение, общение и взаимодействие с животными, а также используются различные дидактические приемы, активизирующие познавательные процессы. В отличие от уроков в школе, в Океанариуме у учащихся есть возможность получать новые знания и подкреплять полученные сведения путем наблюдения за животными. Например, дети наблюдают за кормлением тюленей. В специально разработанных тетрадях наблюдений заполняют графы: «форма тела», «окраска», «передвижение (в воде, на суше)», «питание (в океанариуме, в природе)». По схематическим рисункам школьники рассматривают строение органов дыхания животных, а затем наблюдают за дыханием тюленей. На основании чего они делают выводы об их системе дыхания, чем она похожа на дыхательную систему наземных млекопитающих, в чём заключается её своеобразие; проявляется её сходство и отличие по сравнению с дыхательной системой других морских млекопитающих (дельфинов, китов). Полученные знания учащиеся закрепляют на практических занятиях. Например, на занятии, посвящённом методам исследования животных, ученики получают возможность измерить температуру воды, воздуха, взвесить рыбу, измерить величину и массу тела животного (морского зайца Дика).

Предлагаемая модульная система включает в себя два блока тем занятий в Океанариуме, ориентированных на учащихся начальной и средней школ, разработанных разными авторскими коллективами. Мурманский океанариум как открытая образовательная площадка обеспечит реализацию национально-регионального компонента, а также расширит возможности изучения некоторых аспектов федерального компонента содержания естественнонаучного образования [5]. Учебные модули для изучения в Океанариуме по программе «Морские млекопитающие - обитатели Арктики» для 5-го класса, включают следующие разделы: «Природа и человек», «Природоведение», «Природа. Введение в биологию и экологию», «Биология». В них включены такие темы для изучения, как: «Морские млекопитающие в системе органического мира: серый тюлень - типичный представитель отряда ластоногих», «Способы общения морских млекопитающих», «Методы изучения ластоногих: наблюдение, эксперимент, измерения. Знакомство с оборудованием для научного исследования. Эксперимент в условиях Океанариума», «Особенности питания растущих и взрослых морских млекопитающих. Питание серого тюленя в Океанариуме», «Приспособления китообразных и ластоногих (во внешнем строении) для дыхания атмосферным воздухом», «Экологические факторы, влияющие на морских животных. Серый тюлень - представитель Красной книги Мурманской области. Природоохранное значение заповедников, зоопарков, океанариумов в сохранении видового разнообразия животных».

Учащиеся не только получают новые знания, закрепляют их на практических занятиях, но и получают возможность общения с животными. Они учатся ухаживать за тюленями, кормят их, по возможности играют. Опыт налаживания контакта с животными оказывает положительный эффект на коммуникативную сферу детей. Оттачиваются навыки невербального общения, понимания состояния партнера по общению по пластике и мимике. Общение с животными учит ребят искренности и ответственности, уважению своего партнера. Работая в группе, школьники получают опыт взаимодействия со сверстниками, организации совместной деятельности: распределение ролей и зон ответственности. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят: распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия; взаимопонимание; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы; рефлексия (путём рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Концепция учебного сотрудничества предполагает совместную деятельность обучающего и обучаемых, что обеспечивает усвоение обобщённых способов решения задач.

В исследованиях, раскрывающих общение как коммуникативную деятельность, отмечается, что оно не только обеспечивает обмен информацией, но и создаёт предпосылки для межличностного взаимодействия в социальной ситуации развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.). По мере включения в культурный контекст происходит развитие коммуникативных способностей человека, которые дают ему возможность пользоваться культурными средствами общения.

Социально-психологические исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, Е. И. Рогов, Е. В. Руденский) посвящены изучению такого понятия, как «компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность», отражающего коммуникативные характеристики личности в качестве субъекта общения [3]. Данный термин содержит соответствующие компоненты: навыки для восприятия, понимания и оценивания других людей: вхождение в контакт, ориентация в проблеме партнёра, выравнивание эмоционального напряжения собеседника, согласование интересов, ведение дискуссии, личностные предпосылки коммуникативного потенциала. Такое представление о коммуникативной компетенции личности позволяет говорить о ней как о составляющей более ёмкого понятия: коммуникативная культура [4]. Исследование системы управления межличностным общением в условиях Мурманского океанариума показало, что данная система складывается из следующих методов:

  1. Формирования и совершенствования деятельной основы культурного общения - организация коллективных занятий с побуждением школьников вступать во взаимодействие с окружающими их людьми.
  2. Переключения из одного круга общения в другой - торможение нежелательных взаимосвязей и взаимодействий, помощь школьникам в изменении структуры их контактов.
  3. Стимулирования общественного мнения - эффективное влияние на отношение ученика к ученику.
  4. Направленной работы с лидерами - метод эффективен в связи с подражательной способностью детей и формирующим влиянием их друг на друга.
  5. Прямой педагогической корректировки межличностных отношений: показа ущербных сторон системы общения, организации усилий на её совершенствование, участия в урегулировании конфликтов, помощи в изменении статуса отдельных членов коллектива.

Таким образом, педагогические условия формирования коммуникативной культуры школьников в условиях Мурманского океанариума можно рассматривать как три уровня, связанные с педагогическим сопровождением культуры социума и культуры личности, со свободной деятельностью, возрастными особенностями школьников.

Для выявления педагогического потенциала Мурманского океанариума в формировании коммуникативной культуры школьников автором публикации было проведено исследование уровня коммуникативной культуры учащихся 5-х классов, посещающих занятия Мурманского океанариума. В исследовании приняли участие 45 школьников, и были взяты методики: определение коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) [2], тест коммуникативных умений Л. Михельсона [7], тест В. Ф. Ряховского [8].

При изучении коммуникативных и организаторских склонностей (методика КОС-2) высшие и высокие показатели выявлены в 33 % и 36 % случаев для коммуникативных и организаторских склонностей соответственно, испытуемые обладают достаточно высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Средние показатели уровня как коммуникативных, так и организаторских склонностей у испытуемых получены в 35 % случаев; испытуемых можно охарактеризовать как людей, стремящихся к новым контактам, не ограничивающим круг своих знакомств, умеющих отстаивать свою точку зрения, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Низкие и очень низкие показатели уровня склонностей у испытуемых выявлены: коммуникативных - в 32 %, а организаторских - в 29 % случаев; испытуемые предпочитают проводить время наедине с собой, плохо ориентируются в новой ситуации, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не способны отстаивать своё мнение, во многих делах избегают принятия самостоятельных решений.

Согласно данным теста Л. Михельсона у 33 % испытуемых преобладают ответы, соответствующие адекватным ситуациям, которые отвечают социальным нормам, принятым в обществе. Сравнительный анализ результатов показал, что это именно те школьники, которые набрали высокие баллы по методике КОС-2. У 45 % опрошенных преобладают ответы, соответствующие «агрессивному» типу коммуникативных умений - дети достаточно агрессивны в общении. У 22 % респондентов выявлен зависимый тип коммуникативных умений. В наибольшей степени у школьников развиты умение вступить в контакт с другим человеком, контактность, 89 % респондентов дали «правильные» ответы на вопросы, определяющие это умение. Также школьники адекватно реагируют на попытку вступить с ними в контакт (84 %) и умеют оказывать и принимать знаки внимания, комплименты (67 %). На среднем уровне развито умение оказать сочувствие, поддержку и самому принимать сочувствие и поддержку - 49 %. А вот реагирование на критику вызывает у детей неадекватную реакцию - 84 % респондентов показали агрессивную реакцию на несправедливую критику; справедливая критика вызывает агрессию у 67 % школьников. Также чаще всего агрессивно реагируют на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - 84 %. Умение обратиться за помощью также развито недостаточно, чаще всего выявлен зависимый тип - 67 %. Хуже всего у детей развито умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» - 100 % ответов, соответствующих зависимому типу.

Согласно данным теста В. Ф. Ряховского большинство испытуемых попадают в категорию «весьма общительных» - 67 %. У 29 % школьников выявлена «нормальная коммуникабельность», а 4 % - «общительны в известной степени». Замкнутые, некоммуникабельные лица (как и чрезмерно общительные) среди испытуемых не выявлены.

Исследование показало, что оптимальной формой организации социальной и образовательной среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умению разрешать конфликты, отстаивать своё мнение, является внешкольная деятельность, примером которой и являются занятия в Океанариуме. Участие в разнообразной деятельности способствует удовлетворению школьником потребности в знаниях, эстетическом наслаждении, творчестве, отдыхе с удовлетворением потребности в общении. Отмечено, что общий уровень информированности [1] в сочетании с тем или иным словарным запасом [6] существенно влияют на способность школьника творчески подходить к участию в общении.

Таковы внутриличностные предпосылки, определяющие становление школьника субъектом общения, успешность и эффективность его общения с окружающими в коллективах и вне их, в различных сферах жизнедеятельности, способствующие развитию личности школьника. На основе исследования выявлено, что коммуникативную культуру можно охарактеризовать как сложный динамический процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

Рецензенты:

  • Шиян Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и методики обучения физики МГГУ, г. Мурманск.
  • Зацепина М. Б., доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный гуманитарный университет им. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Астапкович Г.Г. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В МУРМАНСКОМ ОКЕАНАРИУМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6318 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674