Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ (СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД)

Овчарова А.А. 1
1 кафедра педагогики МГПИ
Проведён анализ социально-педагогической категории взаимодействия школы и семьи, которая представлена и описана как деятельностная система. Сделан вывод о том, что противоречие между разработанной теорией социально-педагогического взаимодействия и недостаточной разработанностью технологий и методик социально-педагогического взаимодействия семьи школы, на практике может быть разрешено в ходе исследования, целью которого является разработка и обоснование системно-деятельностного подхода к организации социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в современном социуме. Педагог, проектирующий в своей работе технологию социально-педагогического взаимодействия с семьёй, ориентируется на системно-деятельностный характер данной системы. С точки зрения современной теории систем, педагогическое взаимодействие определяется как социальная деятельностная система, структурными компонентами которой являются минимум три субъекта деятельности (школа, семья, социум), осознающие цель взаимодействия и задачи, стоящие перед ними в ходе процесса. Коллегиальность и партнёрство как ведущие принципы взаимного поиска оптимальных форм и методов работы задают субъект-субъектный характер социально-педагогического взаимодействия. Иерархия уровней системы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи как деятельностной системы обусловлена наличием её компонентов, определенной организационной структурой сотрудничества школы и семьи, а также содержанием и способами деятельности субъектов.
воспитательный процесс
технология социально-педагогического взаимодействия
деятельностная система
социум
субъект
цель
задачи.
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. - М., 1985.
2. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. - М., 2001.
3. Липский И.А. Социальная педагогика. - М., 2004.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: полный курс. - М., 2011.
5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. - М., 2006.
6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: НОУ-ХАУ в образовании. - М., 2007.
Введение

Социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи понимается как совокупность характеризующихся целостностью и интегративностью структурных и функциональных элементов образовательного процесса (цель, субъекты, содержание педагогической деятельности, анализ результата), взаимосвязь которых обеспечивает достижение качественного результата. На сегодняшний день в педагогической науке и практике отсутствует чёткое представление о том, как идеи системно-деятельностного подхода могут быть применены к процессу социально-педагогического взаимодействия школы и семьи, при каких условиях возможна организация технологии педагогического взаимодействия, какие факторы влияют на качественную её реализацию в условиях современного воспитательного процесса. В организации процесса социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в современном воспитательном процессе наблюдается противоречие между разработанной теорией социально-педагогического взаимодействия и недостаточной разработанностью технологий и методик социально-педагогического взаимодействия семьи и школы, которое на практике может быть разрешено в ходе исследования; целью его является разработка и обоснование системно-деятельностного подхода к организации социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в современном социуме. Основными теоретическими методами исследования заявленной темы являются анализ работ, посвящённых категории социально-педагогического взаимодействия, планирование научного исследования, обобщение и синтез ведущих подходов к построению социально-педагогического взаимодействия в современной методологии педагогической науки, конструирование технологии.

Анализ современных работ по теории систем позволяет отнести процесс социально-педагогического взаимодействия к категории социальных деятельностных систем [5]. Деятельностный аспект обусловлен наличием как минимум двух субъектов деятельности, преднамеренный контакт которых даёт качественный результат процесса - психические новообразования в субъектной сфере участников процесса, формирование собственной нравственной позиции, их успешную реализацию в социуме. Социальный контекст обеспечивается спецификой понятия взаимодействия: оно осуществляется в обществе и имеет целью повышение качества воспитательного процесса, повышение сознательности родителей по отношению к воспитанию детей, осознание значимости продуктивного диалога со школой, общественностью, муниципальными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы социально-педагогического взаимодействия базируется на трёх её составляющих компонентах.

  1. Цель как планируемый итог и результат социально-педагогического взаимодействия. Главным итогом его считаются качественные изменения в сознании и личности учащегося, усиление его познавательной активности, формирование чувства прекрасного, твёрдая нравственная позиция в условиях моральной нестабильности.
  2. Задачи, решаемые для достижения поставленной цели, определяют верную последовательность действий, поэтапно осуществляя которые, субъекты социума взаимодействуют, т.е. взаимовлияют друг на друга.
  3. Функциональное предназначение системы обусловливает её с точки зрения необходимости организации. Социально-педагогическое взаимодействие может считаться состоявшимся, когда оно выполняет определённую функцию - качественно изменяет участвующих субъектов социума [4].

Вышеобозначенные компоненты характеризуют систему социально-педагогического взаимодействия с позиции её теоретического обоснования. На практике данная система может быть модифицирована в педагогическую технологию и спроектирована в условиях современного социума. Иерархия уровней системы взаимодействия школы и семьи как деятельностной социальной системы такова, что системно-деятельностный характер взаимодействия семьи и школы проявляется в наличии педагогически обусловленной цели, минимум двух субъектов взаимодействия (педагогов и родителей учащихся), определенной организационной структуры сотрудничества педагогов и родителей, а также содержания и способов деятельности субъектов [2].

К структурным компонентам деятельностной системы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в данной работе отнесены:

а) субъекты взаимодействия - педагоги, родители учащихся, а также муниципальные учреждения, учреждения дополнительного образования;

б) свойства субъектов взаимодействия (их атрибуты), заключающиеся в определенном наборе качеств, необходимых для эффективной организации социально-педагогического сотрудничества семьи и школы (для педагогов - это профессионально значимые личностные качества, повышающие уровень их профессиональной компетентности в организации работы с семьей; для родителей - готовность к взаимодействию, а также уровень педагогической культуры, достаточный для наиболее эффективного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, для социума - мотивированность в успешной организации социально-педагогического взаимодействия);

в) наличие как минимум двух видов связи (прямой и обратной) между субъектами взаимодействия;

г) наличие системы управления качеством социально-педагогического взаимодействия семьи и школы, что, в свою очередь, предполагает иерархию уровней управления работой с семьей (наличие управляющего органа - руководителя государственного учреждения или исполнительной администрации школы) [3].

Первым и важнейшим компонентом деятельностной системы является цель социально-педагогического взаимодействия с семьёй, обусловливающая данный процесс с точки зрения необходимости его организации. Цель задаёт социум, осознающий необходимость такого взаимодействия для успешной жизнедеятельности будущих граждан; педагог, когда конструирует будущий результат своей деятельности, и семья учащегося, когда осознаёт необходимость осуществления конструктивного диалога с учителем, выстроенного на партнёрской основе. Взаимодействие школы и семьи на основе системно-деятельностного подхода предполагает совместную деятельность педагогического коллектива и родителей учащихся по достижению обоюдно определенных воспитательных целей. Интегральным результатом взаимодействия, который планируют и педагог, и родители, являются такие качественные изменения в сознании ребёнка, которые позволят ему в дальнейшем продуктивно осуществлять выбранную деятельность на профессиональном уровне, а также сформируют у него устойчивую потребность в непрерывном развитии личностных качеств на протяжении всей жизни. Педагогическое взаимодействие школы и семьи на основе предлагаемого системно-деятельностного подхода задаёт вектор формирования человека как субъекта деятельности через вовлечение отдельной семьи в различные виды игровой, творческой, интеллектуальной деятельности, в ходе которой познавательные мотивы учащихся и конкретное содержание деятельности применительно к педагогическому процессу соотносят его с основным предназначением образования как специфического вида деятельности, как условия и фактора непрерывного развития личности.

Задачи, конкретизирующие ведущую цель педагогического взаимодействия, включают следующее [4].

  1. Совместный с ребенком и его родителями поиск образцов нравственной и духовной культуры.
  2. Коллегиальное определение норм и ценностей социальной жизни.
  3. Создание условий для их понимания и принятия.
  4. Выработку ребёнком и членами семьи собственной ценностной позиции (реализация идей аксиологического подхода).

Содержание процесса взаимодействия школы и семьи на основе системно-деятельностного подхода является базовой категорией технологии взаимодействия, проектируемой педагогом и напрямую определяемой потребностями общества в образовательной сфере, а также государственной политикой в области образования. В русле парадигмы гуманистического типа такое взаимодействие предполагает проектирование педагогических ситуаций, стимулирующих разнообразные виды деятельности субъектов взаимодействия, выработку ими активной социальной позиции, формирующих элементы преодолевающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Проектирование и реализация ситуаций позволяют педагогу регулировать жизнедеятельность ребенка и создавать условия для его становления как субъекта собственной жизнедеятельности через воздействие на эмоционально-личностную сферу его родителей (в этом заключается реализация психологического подхода к взаимодействию). Подобное содержание технологии полностью соответствует формируемому у школьников умению грамотно решать предлагаемые задачи, творчески подходить к исследованию проблем окружающей действительности, активно отстаивать свою жизненную позицию.

Рассматриваемое на уровне практического применения социально-педагогическое взаимодействие представляет собой конструирование технологии и комплексное её описание в условиях современного социума. Технология, таким образом, призвана разрешить существующее в современном воспитательном процессе противоречие между обоснованностью категории социально-педагогического взаимодействия в теоретических исследованиях и отсутствием эффективной модели реализации данной категории на практике, т.е. в условиях реального социума. Критериями эффективности социально-педагогического взаимодействия мы считаем формирование и развитие у участников процесса изменений, касающихся следующих социально значимых качеств:

  1. сформированности устойчивой ценностной базы (аксиологический аспект);
  2. высокой позитивной мотивации к познанию, саморазвитию, учебной и общественной деятельности (аспект целеполагания);
  3. высокой осознанной активности учащихся в разных видах деятельности;
  4. высокой социальной активности, способности к диалогу, конструктивному сотрудничеству;
  5. развития самостоятельности и инициативности;
  6. готовности к профессионально-личностному самоопределению;
  7. сформированности гуманистических ценностей;
  8. личной удовлетворённости социально-педагогическим взаимодействием (рефлексивный аспект) [1].

Технология осуществляется последовательно согласно тому уровню системы социально-педагогического взаимодействия, который конструируется на данном этапе процесса. Взаимосвязь структурно-содержательных уровней системы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи можно увидеть на схеме в приложении 4. На каждом уровне системы социально-педагогического взаимодействия педагог, организующий его, выполняет разнообразные виды деятельности по следующим направлениям.

  1. Работа с ребёнком.
  2. Работа с семьёй.
  3. Работа с педагогами и администрацией (работа со школой).
  4. Интеграция с социальными заведениями дополнительной социально-психологической, учебно-познавательной и нравственно-эстетической направленности (работа с внешкольными учреждениями).

Таким образом, педагог, проектирующий в своей работе систему социально-педагогического взаимодействия с семьёй учащегося, ориентируется на деятельностный характер данной системы. С точки зрения современной теории систем педагогическое взаимодействие определяется как социальная деятельностная система, структурными компонентами которой являются минимум два субъекта деятельности, осознающие цель взаимодействия и задачи, стоящие перед ними в ходе процесса. Коллегиальность и партнёрство как ведущие принципы взаимного поиска оптимальных форм и методов работы задают субъект-субъектный характер социально-педагогического взаимодействия.

Рецензенты

  • Морозова Н.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики МГПИ, г. Москва.
  • Недвецкая М.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Овчарова А.А. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ (СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6339 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074